Инфоурок География КонспектыПроект учебного занятия «Охрана растений в Калачинском районе»

Проект учебного занятия «Охрана растений в Калачинском районе»

Скачать материал

БОУ «Воскресенская СОШ» Калачинского района Омской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект учебного занятия

 «Охрана растений в Калачинском районе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Выполнила Цыбулько Оксана Ивановна,

                                          учитель геогрфии и биологии ,

БОУ «Воскресенская СОШ»

                                  Калачинского муниципального района

Омской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воскресека 2014 г

 

Урок- интервью по теме «Охрана растений в Калачинском районе»,                                 биология, 6 класс.

4 тип учебного занятия (обобщение и систематизация знаний и способов деятельности)

Цель:  организовать деятельность учащихся по обобщению знаний о видах растений Омской области и видах, произрастающих на территории  Калачинского района; определить влияние деятельности человека на растения; учить обобщать, делать выводы, пользуясь приобретенными знаниями; воспитывать бережное отношение к растениям местности.

Оборудование: гербарный материал растений Омской области, набор открыток лекарственных растений, карта «Растительность Омской области», мультимедийная презентация, плакаты по охране природы, нарисованные детьми.

Межпредметные связи на уроке осуществляются с географией, экологией.

     Урок- интервью - это своеобразный диалог и вместе с тем ролевая игра. Она построена по типу интервью корреспондентов с представителями различных профессий: биологов, географов,  юристов, старшего лесничего. Класс разбивается на группы, каждая из которых самостоятельно работает над определенным заданием по рекомендованной учителем литературе. Каждая группа готовит «свой» материал, представляет его в виде слайдов (использование презентации), показывает по таблице, делает чертежи и схемы.

В диалогах участвует практически весь класс, а опрос  проходит живо, нетрадиционно.

Ход урока:

1.                       Организационный момент.

2.                       Вступительное слово учителя. Сегодня мы собрались здесь, чтобы еще раз познакомиться с видами растений, произрастающих на территории Омской области и в частности в нашем районе. К нам сегодня приглашены корреспонденты местной газеты и телевидения. Созданы группы из биологов, географов, врачей, лесничих, юристов. Слово корреспонденту газеты «Сибиряк»

        Корреспондент газеты «Сибиряк». У меня вопрос к биологу, что означает термин растительность?

Биолог: Термин  растительность  означает совокупность растительных сообществ (фитоценозов).  Характеризуется  не видовым  составом, а главным  образом численностью и сочетанием  видом и различных жизненных форм растений, их пространственной структурой и динамикой.

 Особая  роль растительности в биосфере состоит в том, что без нее невозможно существование животных и человека. Только  содержащие хлорофилл зеленые растения способны аккумулировать энергию Солнца, создавая органические вещества из неорганических. При этом  растения извлекают из атмосферы углекислый газ и выделяют кислород, поддерживая ее постоянный состав. Как первичные продуценты органических  веществ растения – определяющее звено в сложных цепях питания всех гетеротрофных организмов.

Корреспондент газеты «Сибиряк». В какой зоне находится Калачинский район и какие растения здесь произрастают?

Географ: (ответ с использованием карты Омской области)  Калачинский  район находится  в зоне южной лесостепи. В настоящее время зона бедна лесами. Приурочены они к влажным  понижениям и западинам. Здесь преобладают березняки злаковые с ивовым подлеском и березняки осоковые, тоже с ивовым подлеском неосмотрительная вырубка привела к тому, что березовые колки исчезают. А это вызывает усиление ветровой эрозии. Древостой южностепных колков чаще порослевого происхождения, плохо развит.  Лесистость равна 12,4 %. Выявлена  интересная динамика формирования березовых колков лесостепи. На начальном этапе образования колки заболочены, летом часто подсыхают, из древесных пород в них вначале поселяются ивы, а затем начинает   преобладать береза пушистая с участием осины, в подлеске растут  ивы: белая, пепельная, сибирская. Травяной покров негустой, пышнее развивается вблизи стволов деревьев, беден по видовому составу, представлен лугово-лесными видами, из которых наиболее обычны костяника, подмареник северный, чина луговая, горошек мышиный, мятлик луговой. В центре или на окраине колков отмечаются лугово-болотные сообщества с преобладанием злаков и осок: полевицы белой, лисохвоста солончакового, пырея ползучего, вейника наземного, осок двурядной и береговой и некоторые представители разнотравья.  На более поздних этапах в колках появляется береза бородавчатая. Видовой состав травостоя несколько обогащается. Здесь обычны: пырей ползучий, мятлик луговой, звездчатка злачная,  подмаренники северный и обыкновенный, чина гороховидная, герань луговая.

 Окраины колков занимают степные сообщества.  Основу травостоя здесь составляют овсяница ложноовечья, лабазник шестилепесный, подмареник обыкновенный, адонис весенний, морковник Морисона и другие.

Корреспондент «12 канала»: Как влияют климатические условия на видовой состав растений местности?

Географ: При движении с севера на юг уменьшается влажность воздуха и почв, изменяется и растительность – увеличивается количество степных видов, солончаковые травостои все более сменяются растительность солонцов. Черноземно видные почвы лесостепной зоны почти полностью вспаханы, и естественный покров их заменен посевами культурных растений. Таким образом, зональная  растительность почти исчезла. Ее можно встретить кое-где маленькими участками около железной дороги, близ сел на выпасах, на более ли менее крутых склонах и небольших участках старых залежей. Березовые рощи и колки чередуются с остепененными лугами, в составе которых степных видов больше, чем под пологом леса.

 Флористический состав остепненных лугов отражает преемственность между произраставшими здесь некогда богатыми  травянистыми видами разнотравно-ковыльными степями и современными остепененными березняками. Наиболее характерные растения зональных почв: ковыль волосатик, ковыль перистый, эспарцет, полынь сизая, лапчатка тусклая, осока степная, шалфей степной и др.

Корреспондент «ТВ «Омь». Существуют ли индикаторы растений в нашем районе?

Агроном: Да, такие растения в нашем районе имеется:

Растительность – индикаторы почв Калачинского района.

Кислые почвы - осока малоцветковая, полевица волосовидная, луговик дернистый, щавель кислый, пушица влагалищная. Среднекислые почвы - вейник ланцетный, осока сероватая, полевица собачья. Слабокислые почвы - мезофиты с широкой экологической амплитудой:

калужница болотная, лютик едкий, гравилат   речной, фиалка  полевая, осока сероватая, подмареник болотный. Нейтральные почвы - лисохвост луговой, овсяница луговая, клевер

луговой, синеголовник плосколистный, костер безостый, ежа  сборная, чина луговая.

Умереннощелочные почвы - люцерна серповидная, тимофеевка луговая, тимьян Маршала.

Корреспондент газеты «Сибиряк». А какие леса преобладают в  лесничестве нашего района?

Старший лесничий: В  лесничестве преобладают  березовые  (70,4%)  и осиновые (3,9%)  насаждения. Хвойные насаждения представлены в основном лесными культурами, занимающими 18% лесопокрытой площади, в том числе 17,7% сонна.  В основном  это молодняки,  средневозрастные и приспевающие насаждения. В лесхозе  встречаются насаждения от Iа – IV классов бонитета. В лесхозе преобладают насаждения с полнотой 0,6 - 0,7, занимающие 60,3 % площади лесопокрытых  земель, высокополнотные (0,8-1,0) насаждения занимают 35,7%  низкополнотные (0,3-0,5) -  4,0%. Распределение  насаждений по типам леса как в целом по лесничеству, так и в пределах преобладающих пород неравномерное. Наиболее распространенными типами леса являются: разнотравный (43,7%), злаковый (30,3 %).   Костяничниковый и осоковый тип леса занимает 13,3% и 7,4% площади лесопокрытых земель. Производительность насаждений разнотравной и злаковой групп типов леса составляет 135 ц/га.

Корреспондент «12 канала»:назовите лекарственные растения своей местности, и их лечебное свойство?

Биолог:   Лекарственных растений, растущих на территории района очень много. Я расскажу о некоторых из них. (ответ с использованием презентации, слайды о растениях района. Материал вынесен в приложение 1)

        Корреспондент «ТВ «Омь». Какие памятники природы существуют на территории Калачинского района?

Лесничий: На территории Калачинского района существуют следующие памятники природы:

Наименование памятника

Площадь, га

Калачинский  дендропарк

11,0

Калачинские защитные полосы

770,0

Калачинская березовая роща

72,0

        Перечень выявленных по Калачинскому району природных объектов   предлагаемых в качестве памятников природы.

По данным областного Совета ВООП

№ п/п

Название природного объекта

Административное и географическое нахождение объекта

Уникальность, ценность объекта

1.

Куликовс-кий луг

Калачинский район, около с. Куликово

Участок лугово-черноземного комплекса, растет адонис весенний

2.

Архиповс-кий луг

Калачинский район, 0,5 км от с. Архиповка

Участок лугово-черноземного комплекса,  левобережье р. Омь растет солодка – ценное лекарственное растение

3.

Тургенев-ский луг

Калачинский район, возле д. Тургеневка, 1 км от железной дороги

Участок лугово-черноземного комплекса,  растет адонис весенний

         Корреспондент газеты «Сибиряк».    Какая работа ведется по охране растительного мира?

          Юрист:           В Калачинском районе проводится целенаправленная работа по сохранению природных богатств района и по предупреждению нарушений природоохранного законодательства. В целях оздоровления окружающей среды на территории района и города Калачинска были разработаны мероприятия по охране окружающей среды Калачинского муниципального образования. Было принято ряд Постановлений и Распоряжений с мероприятиями, направленными на обеспечение экологической безопасности окружающей среды при обращении с отходами производства и потреблении природных ресурсов района на период до 2010 года:

       В частности:

- Распоряжение №25-Р от 30.04.2003года «Об утверждении границ земельных участков для организации свалок в административных границах Калачинского района».

         -На основании данного Распоряжения  была проведена паспортизация всех свалок, стоящих на балансе сельских администраций Калачинского Муниципального образования. Согласно Приложения №4 Закона Омской области «Об областном бюджете на 2005 года».в бюджете Муниципального Образования на 2005 год по статье «Охрана окружающей среды» на сбор и удаление жидких и твердых бытовых отходов заложено 760 000 рублей.

-   Постановление №179 от 19.03. 2004 года «Об образовании водоохранной зоны реки Омь в административных границах Калачинского района» с планом водоохранных мероприятий по улучшению водного режима реки Омь на 2004-2008 годы.

         - Постановление №476-П от 12.07.2004 года «О мероприятиях по упорядоточению сбора утилизации биологических отходов» с планом мероприятий на 2004-2010 года.

         Кроме принятых Постановлений и Распоряжений Главы Муниципального Образования в 2004 году были разработаны мероприятия в области охраны окружающей среды, планируемых к выполнению в 2005 году за счет средств Муниципального Образования и предприятий района.

         Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обуче­ния, воспитания и развития, направленный на формирование общей эколо­гической культуры, экологической ответственности за судьбу своей страны и близких людей. Экологическая ответственность связана с такими качества­ми личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдален­ные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе, к другим. Добровольное соблюдение моральных требований, связан­ных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность в необ­ходимости правильного поведения, а не страх за возможное наказание. Для реализации этой задачи проводится разъяснительная работа при встре­чах в трудовых коллективах, на сходах граждан; проводится работа по вопросам экологии в средствах массовой информации. Проводится подго­товка кадров по вопросам экологического обучения в ОАО «Калачинский мясокомбинат», ООО «Калачинское ЖКХ»

         Большой вклад в дело  охраны природы вносят школьники района. На Станции юных натуралистов работает Районная Школа Юных Исследователей Природы (РШИП). Научный руководитель РШИП  Новиков Ф.И. профессор естествознания, заслуженный эколог России. Учащиеся изучают природу родного края, у них формируется экологическая культура, ответственность за судьбу родного края..

          Станция юннатов курирует работу 23 экологических дружин созданных в школах района. На станции юннатов проводятся районные конференции НОУ, смотры учебно – опытных участков, экологические  фестивали «Красота спасет мир!», конкурсы экологических плакатов и рисунков, Дни Урожая,  трудовые десанты, пропагандистские   и многие другие мероприятия, которые носят природоохранный характер.  Экологическое движение развивается и растет. В школах района проложено  17 экологических троп. Подготовлены звенья экскурсоводов, которые проводят экскурсии для учащихся школы  и гостей.

Корреспондент газеты «Сибиряк» Какие правила охраны природы вы бы предложили всем жителям своего района?

Биологи: ( использовать плакаты по охране природы, нарисованные детьми). Я  предлагаю каждому человеку Земли соблюдать следующие заповеди охраны природы:

1.      Находясь в лесу, будь осторожен с огнем! Не разжигай костра в хвойных молодняках, среди сухой травы.

  1. Не ломай деревьев, молодую поросль, цветущие кустарники. Не рви  полевые и лесные цветы в букеты.
  2. Не режь ножом, топором, др. острыми предметами кору деревьев, это наносит большой вред дереву: в рану попадают споры вредных грибов – разрушителей древесины.
  3. Не разоряй птичьих гнезд, не открывай маскировку гнезда – птица может бросить гнездо с яйцами и даже птенцами.
  4. Бережно относись к дарам леса: не собирай грибы без ножа. Не раскапывай почву и мох вокруг найденных грибов. При сборе ягод и плодов срывай их осторожно, оберегая листья и стебли от повреждения.
  5. Если обнаружишь массовый полет насекомых – вредителей леса, сообщи в лесничество.
  6. Береги и охраняй редкие и исчезающие растения.
  7. Никогда не разоряй муравейники.
  8.  Береги и охраняй от уничтожения летучих мышей, ежей, ящериц, лягушек – это настоящие друзья леса.
  9. Веди в лесу себя культурно – не кричи, не шуми, не распугивай зверей и птиц!

Не засоряй лес бумагой, банками и прочим мусором   

3. Обобщение и систематизация знаний.

Выберите  из списка, заключенного в скобки, возможных  сожителей по биоценозу. Укажите типичное местообитание для такого сообщества.

·         Ковыль (алтей лекарственный, бадан толстолиственный, зопник колючий,

копытень европейский, типчак, стрелолист, шалфей эфиопский, прострел раскрытый,

 зведчадка дубравная, манжетка обыкновенная),- степь.

·         Спорыш (горец птичий) (костяника, земляника лесная, страусник, подорожник

 большой, частуха подорожниковая, полынь обыкновенная, лапчатка гусиная, будра

плющевидная, одуванчик, рябина), - придорожный луг.

·         Береза повислая ( мак, миндаль низкий, костяника, рябина, донник, лен, малина,

шиповник, мать-и-мачеха)- лес.

·         Душица (горошек заборный, малина, зверобой, смородина черная, крыжовник,

 купальница, тмин, пижма, дуб, сосна сибирская)- луг.

·         Поповник (гвоздика- травянка, пырей ползучий, жимолость татарская, калина, душица,

 тмин, цикорий, калужница, рогоз) - луг.

 

Выберите группу растений, относящуюся к одному сообществу. При этом учитывайте

не только не только биотопическую приуроченность, но и географическое

распределение видов.

·         а) пижма, сон-трава, фиалка удивительная, горец горный; б) фиалка полевая, пижма,

 цикорий, клевер красный; в) клевер люпинолистный, сныть, валериана, лопух войлочный.

Луг разнотравный - б.

·         а) пролеска сибирская, ковыль, сон-трава, медуница; б) тимофеевка луговая, тростник,

 солерос, полынь горькая; в) лисохвост, тимофеевка луговая, ежа сборная, мятлик. Луг – в.

·         а) пырей ползучий, лопух войлочный, пижма, солерос; б) карагана древовидная,

сосна обыкновенная, бессмертник, клубника; в) клубника, пижма, горошек заборный, ежа

сборная. Настоящий луг (околоколочный - в лесостепи Западной Сибири) – в.

 

4. Подведение итогов. На сегодняшнем уроке- интервью мы познакомились с видами растений, произрастающими на территории нашего района. Хочется пожелать только одного, чтобы каждый человек задумался о своем поведении в природе, об отношении его ко всему живому и прекрасному.  Хочется закончить наш урок словами Цицерона. О высшем благе и высшем зле «Ведь нужно не только овладеть мудростью, но и уметь пользоваться ею».  Так и нам важно не только знать все виды редких растений, правила поведения в природе, но и  не причинять вред природе, жить во взаимодействие с ней.

5. Рефлексия.  В конце занятия учащимся  раздаются листы бумаги, где они закрашивают цветными карандашами кружочки. Если занятие прошло на отлично и  все понравилось, то нужно закрасить кружок красным цветом. Если урок был интересен, но какие то моменты были не очень яркими, то закрашивать нужно зеленым цветом.  Если урок прошел на среднем уровне, то закрашивают,  синим цветом.

                олично                              хорошо                 удовлетворительно

 

Это вы можете.

  1. Соберите гербарий:

·         Типичные растения родного края.

·         Лекарственные растения Калачинского района и их применение в народной медицине.

·         Деревья  и кустарники, используемые в создании лесополос.

2 .Подготовьте для младших школьников:

·         памятку поведения в природе;

·         книжки- малышки о редких и исчезающих растениях Омской области;

·         выставку поделок из природного материала.

 

Примерная тематика научно- исследовательских работ.

·         Особо охраняемые территории Калачинского района. ( Тургеневский луг, Архиповский луг, Куликовский луг - памятники природы) – комплексное исследование; антропогенное влияние.

·         Видовой состав Калачинских защитных полос (изучение возрастного спектра популяций: период покоя, вегетативный, генеративный и сенильный). Способность популяции к самоподдержанию и развитию.

·         Составление списка исчезающих растений Калачинского района.

 

Технологическая карта учебного занятия

Урок –интервью «Охрана растений в Калачинском районе», 6 класс.

этап

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. подготовительный

Подготовка и сбор материала о растениях Омской области и  Калачинского района. Организация проведения урока- интервью. Выбор групп корреспондентов, биологов, географов, юристов, лесничего. Проверка оформления плакатов, презентаций в каждой группе

Анализ статистических данных, работа с дополнительным материалом, подготовка сообщений, презентаций. Оформление класса, изготовление плакатов, памяток  по охране природы.

2. анализ содержания учебного материала

Проведение урока, учитель на уроке организует, направляет деятельность учащихся. Выступает в роли консультанта  или помощника.

Ведут урок, корреспонденты задают вопросы, а учащиеся из разных групп выступают со своими сообщениями, наглядно показывают с помощью презентаций, плакатов, карт Омской области. Защита сообщений.

3. обобщение и систематизация знаний

Составление вопросов, заданий по изученной теме

Заслушивание разных сообщений, просмотр презентаций, выполнение творческих заданий.

4. заключительный. Подведение итогов.

Подведение итогов проделанной работы.

Подведение итогов проделанной работы. Заполнение листов рефлексии.

 

              

 

 

                                                                                                                Приложение 1.

Аир обыкновенный - A. calamus L

            Корневища использовались в производстве ликеров, горьких                                               водок, фруктовых эссенций, сиропов (как заменитель имбиря, корицы, мускатного ореха), а также для дубления кож. Эфирное масло находит применение в парфюмерии и мыловарении. Из оснований листовых пластинок варят ароматное варенье. Отвары, настойки и порошок корневищ употребляют как средство, возбуждающее аппетит и улучшающее пищеварение, иногда как отхаркивающее. Входит в состав "Викалина" - препарата для лечения язвенной болезни. В ветеринарии аир применяют для возбуждения аппетита у животных.                                           

Береза повислая (береза бородавчатая) - B. pendula Roth (B. verrucosa Ehrh.)

 Из ветвей вяжут веники и метелки. Из наружной части коры (бересты) делают короба, туески для ягод и грибов, солонки и даже ведра. Благодаря содержащимся в бересте фенолам она долго не гниет, поэтому раньше (до появления толя) ею обертывали зарываемые в почву части столбов и нижние венцы срубов. Берестой крыли крыши, из нее делали лодки и даже одежду. Северные славяне в древности употребляли бересту как писчий материал. Сухой перегонкой из бересты получают деготь. Раньше он шел в основном на смазку колес телег и карет, а также для пропитки кожаной обуви. Сейчас его используют в медицине и ветеринарии. Благодаря фенолам он обладает дезинфицирующим свойством, поэтому является компонентом ранозаживляющих, противочесоточных и противогрибковых мазей (например, мази Вишневского).

 Лечебное значение имеют и березовые почки, содержащие 3,5-8% эфирного масла. Их применяют как мочегонное, желчегонное и отхаркивающее средство, а также для изготовления кремов и других косметических средств. Эфирное масло из березовых почек употребляют в ликерно-водочном производстве. В листьях более 300 мг% аскорбиновой кислоты, поэтому из них иногда готовят витаминный настой. Листья, реже кору раньше использовали для окраски шерсти и тканей. Березовый сок - приятный освежающий напиток содержит 0,5-2% сахаров, органические кислоты, соли калия, кальция, железа, микроэлементы и благоприятно влияет на обмен веществ. В Сибири из него делали шипучий напиток, в других местах - квас. Сок используют также для приготовления лосьона "Березка". Сейчас добыча березового сока ведется в специализированных лесхозах, самостоятельный промысел (без разрешения органов лесной охраны) повсеместно запрещен.

 Береза служит растением-хозяином паразитического гриба чаги [Inonotus obliquus (Pers.) Pilat.], имеющего снаружи вид черных морщинистых наростов на стволах Чагу применяют в народной медицине для лечения желудочно-кишечных заболеваний, в научной медицине - как симптоматическое средство при злокачественных новообразованиях: на опухоль непосредственно препараты чаги не действуют, но они улучшают самочувствие больных и усиливают сопротивляемость организма.

 Череда трехраздельная – B. tripartita L.

 Верхушки побегов содержат дубильные вещества, слизь, эфирное масло, каротин и аскорбиновую кислоту, следы алкалоидов; применяются наружно в педиатрии при различных диатезах, сопровождающихся сыпью, скрофулезом, себореей головы. При приеме внутрь препараты череды оказывают мочегонное, потогонное и седативное действие, улучшают пищеварение, несколько снижают артериальное давление. Чередой можно окрашивать ткани в различные оттенки желтого цвета.

 

 

 Тысячелистник обыкновенный – A. millefolium L.

Верхушки побегов содержат эфирное масло (до 0,8%), алкалоиды (ахиллеин, бетоницин, стахидрин), каротин, аскорбиновую кислоту, дубильные вещества, органические кислоты, смолы, холин. Препараты тысячелистника применяются при различных заболеваниях желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь, гастрит и др.), как горечь для возбуждения аппетита, как кровоостанавливающее средство при внутренних (особенно маточных) кровотечениях. "Трава" используется при изготовлении горьких настоек и ликеров.

 

 Кермек Гмелина – L. gmelinii (Willd.) Kuntze

 

Подземные органы содержат 5-25% дубильных веществ, количество которых меняется в зависимости от местообитания, возраста растения и фазы вегетации; используются для окраски тканей, кожи и ковров в розовый, желтый, черный и зеленый цвета, а также для дубления кож. Медонос. Декоративные соцветия пригодны для сухих букетов.

 Боярышник кроваво-красный - C. sanguinea Pall.

 Хорошее лекарственное растение, содержит флавоноиды, сапонины и другие соединения. Препараты из плодов и цветков назначают при сердечно-сосудистых заболеваниях как средства, тонизирующие сердечную мышцу. Они обладают гипотензивными и успокаивающими свойствами, входят в состав популярного препарата "Кардиовален". В плодах много сахаров, крахмала, органических кислот, пектиновых веществ, благодаря чему они имеют приятный вкус, особенно после заморозков. Их едят свежими и сушеными, засахаривают, используют для приготовления компотов, киселей, желе, мармелада, начинки карамелей и т. д. Размолотые плоды добавляют в муку для приготовления сладкого теста. В семенах содержится свыше 30% жирного масла.

   Кровохлебка лекарственная - S. officinalis L.

     Корневища содержат до 23% дубильных веществ, крахмал (около 30%), эфирное масло (до 1,8%), сапонины (до 4%), красящие вещества. Благодаря большому содержанию дубильных веществ корневища можно использовать для дубления кож. Корневища и корни широко применяют в медицине и ветеринарии как вяжущее и кровоостанавливающее средство при желудочно-кишечных заболеваниях, сопровождающихся поносами, и при маточных кровотечениях, а также наружно как ранозаживляющее. Это популярное средство китайской и тибетской медицины. В листьях найдено до 360 мг% витамина С и каротин. На Кавказе молодые листья употребляют в пищу. Отваром соцветий раньше красили ткани в серые и красные тона. Хороший медонос, прекрасное кормовое растение. Соцветия и листья довольно декоративны.

 Лабазник вязолистный - F. ulmaria (L.) Maxim.

 Все растение богато дубильными веществами (6-23,7%). Экстракт пригоден для дубления легких и тяжелых кож, но не используется кожевенной промышленностью. Отвар цветков - вяжущее и потогонное народное средство, порошок из сухих цветков раньше нюхали при насморке. Цветки и листья иногда служат заменителем чая.

Шиповник коричный - R. cinnamomea L. (R. majalis Herrm.)

 

                                                

 

 

 

                                                В мякоти плодов накапливается 1,4-5,5 (до 14)% витамина С, имеющего важное физиологическое значение для организма, в частности повышающего его устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям. По содержанию витамина С плоды шиповника не имеют себе равных в природе. В них также много витамина Р (до 2,5%) и провитамина А (до 0,17%), несколько меньше витаминов В, (0,25 мг%), В, (0,5 мг%), Е, К. В масле семян (орешков) - около 0,3% витамина Е. Ежегодно заготавливается несколько тысяч тонн плодов шиповника. Из них производят С-витаминные и поливитаминные препараты в разных лекарственных формах (сироп, порошок, таблетки, экстракт, настой и т. п.). Их назначают для профилактики и лечения гипо- и авитаминозов, при истощении, малокровии и многих других заболеваниях. В домашних условиях из плодов готовят витаминные настои и отвары.  

 Подорожник большой – P. major L.

Листья содержат гликозид аукубин, холин, витамины С, К, каротин, следы алкалоидов, лимонную кислоту, ферменты, дубильные вещества. Настой листьев применяется как отхаркивающее средство, сок свежих листьев используют как горечь и при лечении ран. Сок листьев входит в состав препарата "Сок подорожника", применяемого при анацидных гастритах и хронических колитах. Из годного экстракта листьев получают препарат "Плантаглюцид", применяемый для лечения гастритов и язв желудка и двенадцатиперстной кишки при нормальной и пониженной кислотности. В народной медицине листья используются при фурункулезе, абсцессах, инфицированных ранах, для остановки кровотечений. Молодые листья съедобны.

Горицвет (адонис) весенний - A. vernalis L.

 На остепненных лугах, в луговых степях, на полянах и опушках лесов и березовых колков. Растет на черноземах и темно-серых лесных почвах. Светолюбив, при затенении испытывает сильное угнетение. Ядовит. Скотом не поедается, но от сильного выпаса страдает. Надземные органы содержат 0,07-0,15% гликозидов сердечного действия, в том числе цимарин и адонитоксин. Издавна применяется в русской народной медицине, в середине прошлого века вошел в научную медицину. Настой и экстракт применяют при декомпенсированных пороках и неврозах сердца. Из горицвета готовят препараты "Адонизид", "Кордиазид", таблетки "Адонисбром". Корни могут окрашивать ткани в желтый цвет.

 Пижма обыкновенная – T. vulgare L.

Листья и цветочные корзинки содержат эфирное масло (0,1-0,8%), в состав которого входят туйон, камфара, туйол, борнеол и пинен, а также флавоноиды, алкалоиды, дубильные вещества и др. Эфирное масло обладает противоглистным (против аскарид и остриц) и антимикробным действием, весьма токсично. Препараты пижмы применяют как желчегонное (для лечения гепатитов, ангиохолитов), при кишечных заболеваниях. Они увеличивают амплитуду сердечных сокращений, замедляют ритм сердца, повышают кровяное давление. В народной медицине пижма используется как желудочное, противоглистное, желчегонное, потогонное, жаропонижающее; в гомеопатии - при эпилепсии и маточных судорогах. Листья содержат витамины А и С, используются для ароматизации консервов, ликеров, кондитерских изделий, иногда заменяют имбирь, корицу, мускатный орех.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Проект учебного занятия «Охрана растений в Калачинском районе»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор школы

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок- интервью по теме «Охрана растений в Калачинском районе»,                                 биология, 6 класс.

4 тип учебного занятия (обобщение и систематизация знаний и способов деятельности)

Цель:  организовать деятельность учащихся по обобщению знаний о видах растений Омской области и видах, произрастающих на территории  Калачинского района; определить влияние деятельности человека на растения; учить обобщать, делать выводы, пользуясь приобретенными знаниями; воспитывать бережное отношение к растениям местности.

Межпредметные связи на уроке осуществляются с географией, экологией.

     Урок- интервью - это своеобразный диалог и вместе с тем ролевая игра. Она построена по типу интервью корреспондентов с представителями различных профессий: биологов, географов,  юристов, старшего лесничего. Класс разбивается на группы, каждая из которых самостоятельно работает над определенным заданием по рекомендованной учителем литературе. Каждая группа готовит «свой» материал, представляет его в виде слайдов (использование презентации), показывает по таблице, делает чертежи и схемы.

В диалогах участвует практически весь класс, а опрос  проходит живо, нетрадиционно.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 844 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.11.2014 730
    • DOCX 1.7 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Цыбулько Оксана Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Цыбулько Оксана Ивановна
    Цыбулько Оксана Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 38201
    • Всего материалов: 21

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 980 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 3 376 человек

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 209 человек

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов, критиков и общественных деятелей

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Личностное развитие и отношения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы управления проектами: от концепции к реализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе