Название проекта:
|
«Семь шагов к семейному счастью»
|
Руководитель проекта:
|
Назарова Елена Юрьевна
- учитель начальных классов
|
Девиз проекта:
|
«Счастье не ожидай – сам его создавай!»
|
Участники проекта:
|
1) коллектив родителей и детей;
2) классный руководитель;
3) учителя предметники;
4) психологи и социальные педагоги;
5) медсестра и врач школы;
6) библиотекарь школы;
7) центры дополнительного образования.
|
Проблемы, решению которых способствует реализация
данного проекта
|
Семья –
важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная
среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом
параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня
родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется
имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;
технико-гигиенический зависит от условий проживания, особенностей образа
жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону
развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его
эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
Семья – это разновозрастный коллектив,
членом которого ребенок становится с первого дня своего существования и
испытывает ее влияние на протяжении всей жизни. Члены семьи
объединены узами родства и чувством ответственности за все, что происходит в
семье: они делят между собой и радость, и горе каждого члена семьи. Коллектив
семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми
нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и
дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми,
между детьми и родителями и т.д. Эти отношения и определяют психологический
климат семьи. В этом климате и формируется у ребенка восприятие мира, людей и
самого себя.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не
ставилась под сомнение. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс
факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего
учебно-воспитательного процесса.
Система семейного воспитания в последнее
время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние
современной семьи обусловлено рядом негативных факторов: произошло разрушение
статуса семьи, как воспитательного института, даже во внешне благополучных
семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.
Изменилось и качество самой семьи, прервалась
преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют
неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем
становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный семейный
климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному
и психологическому развитию становления личности ребёнка.
Нарушены нравственные представления о браке
и семье. Следствием кризисного состояния семьи также является проблема здоровья
детей. Заметно увеличился в обществе особенно в подростковой среде, рост
социально-обусловленных заболеваний (алкоголизм, наркомания, СПИД).
Аудио-, видеопродукция, компьютерные игры,
эскалация насилия и жестокости заменяют родительское общение, подрывают авторитет
семьи и школы.
Кроме того, в последнее время изменилось отношение
родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же,
впитывают и дети. Именно поэтому сотрудничество семьи и школы нашло свое
отражение в различных направлениях воспитательной работы школы.
Необходимость создания и реализации проекта
«Семь шагов к семейному счастью» была обусловлена этими факторами. Выход из
этого положения возможен в выработке механизмов эффективного взаимодействия
школы и семьи, в перестройке взглядов на роль семьи, возрождении семьи как
главного воспитательного института.
|
Цели проекта:
|
1) Создать
систему сотрудничества школы с семьей как способа повышения эффективности
воспитательного потенциала образовательного процесса школы и развивать
нравственные ценности в семье.
2) способствовать
формированию в семье максимально
комфортных условий для личностного роста и развития
ребёнка;
3)
заинтересовать родителей в
положительном результате образовательного процесса, раскрыть компоненты
семейного счастья.
|
Основные задачи
проекта:
|
1)
Организовать работу по пропаганде и возрождению
интереса родителей к школе, к семейным
традициям, воспитание у детей ответственности, чувства гордости за свою
семью ;
2)
Побуждать родителей к
творчеству через участие в школьных мини-проектах различной направленности;
3)
Совершенствование системы
массовых мероприятий с родителями, работы по организации совместной
общественно значимой деятельности, досуга и совместного творчества родителей
и обучающихся;
4) Повышать
психолого-педагогическую компетентность родителей в
интересах развития личности ребёнка, повысить ответственность родителей за
процесс воспитания своих детей;
5)
Развивать семейные ценности,
содействовать повышению авторитета родителей в семье;
6)
Выявление и использование в
практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, традиций
семейной педагогики;
7)
Повышать престиж здорового
образа жизни.
|
Приоритетные направления реализации проекта «Семь
шагов к семейному счастью»
|
- Трудовое
воспитание
- Нравственное
воспитание
- Умственное
воспитание
- Эстетическое
воспитание
- Физическое
воспитание
- Экономическое
воспитание
- Этическое
воспитание
|
Основные компоненты семейного
счастья:
|
1.
Нравственные ценности (Любовь, доверие, терпение, дружба, прощение,
личность, совесть, ответственность, долг)
- Взаимодействие (общение, взаимопонимание, уважение, культура,
традиции семьи)
- Трудовая деятельность (поручения, совместные дела и т.д.)
- Умение учиться (самообразование, саморазвитие, самооценка)
- Здоровье (климат семьи, режим, позитивное отношение, движение,
совместный отдых)
- Благосостояние (целеустремлённость, планирование, быт, экономика
семьи, деньги, комфорт)
- Досуг в семье (праздники, поездки, экскурсии, творчество)
|
Этапы реализации проекта
|
Этап I. Подготовительный (2012-2013
учебный год)
Теоретическая
разработка проекта:
анализ проблем;
выявление основных причин
возникновения проблем;
постановка цели;
причины перерастают в задачи;
определение комплекса
мероприятий по достижению цели и задач
определение стратегии,
ресурсов и сроков проекта;
определение
составных частей проекта, критериев
эффективности решения задач, установление
последовательности мероприятий;
Предполагаемый результат I
этапа – сформирована концепция проекта «Семь шагов к семейному
счастью».
Этап II. Практический (2012-2013 уч. год – 2013-2014 учебный год)
1. Организационная фаза проекта:
презентация проекта и информирование
участников проекта по поводу концепции и
плана реализации проекта;
формирование положительной мотивации на
сотрудничество у участников проекта;
2. Основная фаза проекта:
диагностика семей (сентябрь – октябрь)
На данном этапе проекта предусматривается
ежегодное диагностирование семей (с целью
внесения корректив), составление социального
паспорта класса и школы;
реализация приоритетных направлений
(2012-2013 уч. год – 2013-2014 учебный год) ежегодно
в соответствии с планом работы.
Предполагаемый результат II этапа – положительная
мотивация участников проекта на совместную деятельность; активное участие
родителей в реализации проекта. Обогащение личного и профессионального опыта
участников значимым содержанием.
Этап III. Рефлексивный (2014-2015 учебный год):
Анализ отзывов родителей и детей, результатов
статистики;
Обсуждение результатов работы по проекту.
·
Создание материала, готового к внедрению
|
Формы взаимодействия педагогов, родителей и детей (механизм
реализации проекта)
|
- Анкеты, беседы, опросы, тесты.
- Родительские собрания.
- Лектории для родителей.
- Совместные праздники, конкурсы, походы, открытые уроки.
- Тренинги, консультации, родительские конференции.
- Посещение семей.
- Встречи со специалистами.
|
Управление, координация, контроль
|
Проект
«Семь шагов к семейному счастью» носит долгосрочный характер, который
реализуется в течение 2 лет
(с
2012-2013 – 2014-2015 уч. г. г.).
Координация
и контроль реализации проекта возложена на научно-методический и
педагогический советы школы, которые анализируют ход выполнения плана
действий по реализации проекта, осуществляют организационное, информационное
и научное руководство.
|
Ожидаемые результаты
|
- Создание системы массовых мероприятий с родителями, работы по
организации совместной общественно-значимой деятельности и позитивного
опыта.
- Повышение педагогической культуры родителей, раскрытие творческого
потенциала семьи, совершенствование семейного воспитания.
- Усиление роли семьи в воспитании детей.
- Создание атмосферы успеха; создание среды возможной успешности,
когда каждый ученик сможет почувствовать себя самостоятельной личностью.
- Установление отношений партнерского сотрудничества с семьей как
субъектом образовательной и воспитательной деятельности.
- Удовлетворенность родителей содержанием и результативностью
воспитательной деятельности в образовательных учреждениях;
- Разработка материала готового к внедрению и использованию в
школах.
|
Показатели
эффективности проекта:
|
1) отсутствие конфликтности, «мирное» разрешение проблем между
учащимися и их родителями, между родителями и школой;
2) повышение степени удовлетворённости родителей результатами
работы школы и классного руководителя;
3) активное участие родителей в жизни школы;
4) устойчивость в поведении детей.
|
Основные принципы и подходы к реализации проекта:
|
1)
личностно-ориентированный подход, подразумевающий признание личности
ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каков он есть;
2)
принцип гуманистического воспитания, предполагающий, что дети, родители, педагоги- субъекты
воспитательной системы;
3)
принцип природосообразности, предполагающий понимание взаимосвязи и природных и
социокультурных процессов на основании возраста, пола, особенностей психики и
физиологии ребёнка;
4)
принцип средового подхода, исходящий из того, что школа не может оградить детей от
негативных влияний среды, но в состоянии создать среду, отличную от общества;
5)
принцип сотрудничества, предполагающий отношения партнёрского
сотрудничества, уважения, доверия и создания атмосферы успеха
6)
принцип современных образовательных
технологий, предполагающий
внедрение развивающего обучения, здоровьесберегающей технологии.
7)
принцип информатизации, подразумевающий влияние аудио, видеопродукция, компьютера, телевидения.
|
Вывод
|
•
У родителей постепенно появляется уважительное
отношение к школе, к классному руководителю.
•
Проводимая систематическая работа с родителями
имеет эффективный характер воздействия на детей, родителей, классного
руководителя.
•
Учителя и родители, являясь партнёрами в
воспитании, дополняют друг друга. Их союз на благо ребёнка даёт возможность
выявить сильные стороны каждого и скорректировать свои ошибки и трудности в
воспитании.
|
Концепция проекта
|
Стержневой линией проекта является создание воспитывающей среды, проводниками
которой выступают учителя, родители и учащиеся,
которые должны помогать школе в создании благоприятных условий,
обеспечивающих становлению личности, её ценностно-целевых ориентиров, её
самореализацию и успешную социализацию.
Основной принцип проекта «Семь шагов
к семейному счастью» - «Школа – наш общий дом, коллектив единомышленников,
создающих свой уклад жизни». Стиль жизни в школе должен культивировать
положительные образцы поведения и отношения к жизни человека нравственного,
самостоятельного, ответственного за свою судьбу и судьбу своей страны.
Поэтому очень важно стремиться к открытой социально-педагогической системе,
готовой к сотрудничеству с родителями учащихся. Изучение мнений родителей о
школе, их притязаний к уровню образовательных услуг способствует более
широкому использованию их потенциала не только в обучении, но и в воспитании
детей.
Реализация проекта «Семь шагов к
семейному счастью» направлена на создание такой системы работы школы и семьи,
которая способствует установлению партнёрских взаимоотношений с семьями учеников,
что создаст более благоприятные условия для творческого развития детей,
защиты их прав, решения актуальных проблем воспитания в союзе родителей и
педагогов. Это позволит родителям и учителям лучше узнать детей, изучить их
во всех типах отношений (семейных, школьных, межгрупповых) в различных
ситуациях (дома, в школе, в общении со взрослыми и детьми) и помочь взрослым
в понимании личности ребёнка, развитии его способностей, формировании его
жизненных приоритетов, профилактике девиантного поведения и правонарушений.
Проект «Семь шагов к семейному
счастью» помогает создать условия для активного участия родителей в
образовательном процессе школы. Родители учащихся становятся ответственными и
лично заинтересованными в положительном результате образовательного процесса.
Кроме того, проект содействует повышению авторитета родителей в семье,
повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе,
что, несомненно, способствует сближению взрослых, детей и школы.
|
Проект рассмотрен
|
На заседании ПС (Протокол № 3 от 25
марта 2012/2013 уч. года)
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.