Муниципальное
автономное дошкольное
образовательное учреждение – детский сад №7
«Семицветик»
комбинированного вида.
«Развитие инновационной деятельности в МАДОУ – д/с №7 «Семицветик»
комбинированного вида»
Г. Бердск
2008г.
Информационная карта проекта
Название проекта : «Развитие инновационной
деятельности в ДОУ»
Вид проекта: информационно-творческий
Образовательная область:
Цель: Создание условий для
сохранения здоровья детей, раскрытия и реализации творческого потенциала
каждого ребенка и педагога посредством инновационной деятельности.
Место реализации: МАДОУ №7
Сроки реализации: 2010-2014
Участники проекта: воспитатели, дети, родители,
администрация, специалисты.
Постановка проблемы
В настоящие
время в России идет активная работа по совершенствованию системы образования,
поиск путей её дальнейшего развития обусловлено социальным заказом
современного общества, многочисленными исследованиями в области психологии,
педагогикой доказано, что период дошкольного возраста имеет принципиально
важное значение в становлении личности ребенка.
Требования к
современному образованию и социальный заказ ставят ДОУ перед необходимостью
работать не только в режиме функционирования, но и развития. Следует
подчеркнуть, что в наше время детский сад не может работать более одного года в
режиме функционирования, поскольку должно соответствовать постоянно
изменяющимся запросам государства, родителей, педагогов и социума. А
неотъемлемой составляющей деятельности дошкольного учреждения, которое работает
в режиме развития, является внедрение инновации.
Инновационная
деятельность – процесс который развивается по определенным этапам и позволяет
нам перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке,
освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методик,
технологии, программы.)
В концепции
модернизации Российского образования говорится – «Все педагогические работники
должны получить возможность реализовать право на участие посредством
профессиональных педагогических сообществ (ассоциаций, объединений, союзов и
т.д.) в управлении образованием, в выработке принципов и направлений
образовательной политики»
Необходимые
изменения в образовании не могут проходить, если педагоги не будут стремится
совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые
требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в
большей степени зависят от готовности и способности воспитателя изменить свою деятельность,
осваивая новшества и становится сотворцами новой практики.
Работа
в творческой группе реально может помочь изменить, обогатить, развить
профессиональную позицию воспитателя и других специалистов, их отношение к
делу, детям, оптимизировать текущее функционирование образовательного
учреждения, оказать направляющие влияние на инновационный процесс. . Как
сказал А.Шопенгауэр : «Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в
сообществе с другими он может сделать многое».
Какой
бы пестрой не была группа, она сделает больше, чем один человек. Не обязательно
быть специалистом или знать все ответы, чтобы найти решение. Вклад и участие
каждого члена группы повышает производительность в целом. Совместная работа в
небольших группах – ключ к успеху крупных организаций.
Целеполагание проекта
Цель: Создание условий для
сохранения здоровья детей, раскрытия и реализации творческого потенциала
каждого ребенка и педагога посредством инновационной деятельности.
Задачи:
1.
Формирование
культуры здоровья и мотивации ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
2.
Создание
условий для внедрения комплексной программы «Детский сад 2100»
3.
Духовно-нравственное
развитие детей дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной
культуры.
4.
Создание
системы мотивации педагогического коллектива на развитие творческого потенциала
воспитанников.
5.
Создание
и подкрепление мотивации родителей на объединение усилий по развитию
интеллектуально-творческого потенциала детей.
Предполагаемый результат:
·
Повышение
творческой активности педагогов, их стремления к саморазвитию, самопознанию,
самообразованию, что повысит ответственность за результат своего труда. Вырастит
профессиональный уровень педагогов.
·
В детском
саду благоприятный психологический климат, где комфортно и детям и взрослым.
·
Улучшение
микроклимата в педагогическом коллективе, снижение тревожности педагогических
работников, развитие творчества, сотрудничества, взаимопомощи.
·
Эмоциональное
благополучие детей – важнейший показатель здоровья.
·
У детей
детского сада достаточно высокий уровень познавательного развития. Они
отличаются любознательностью, активностью, интересом к исследовательской
деятельности и т.д.
·
Родители
сада активные участники в жизни детского сада.
·
Представление
опыта работы педагогических работников на городских и внутрисадовских
методических мероприятиях, совещаниях, средствах массовой информации.
·
Авторитет
дошкольного учреждения достаточно высок.
Структура внедрения инновационной
деятельности
1 этап
подготовительный
II этап практический
III этап аналитический
Этапы работы
Принципы построения
воспитательно-образовательного процесса
· Не рядом, не над, а вместе.
· Воспитатель не подгоняет
развитие каждого ребенка к определенным канонам, а предупреждает возникновение
возможных тупиков личностного развития.
· Знания, умения и навыки
рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития.
· Способы общения предполагают
умение вставать на позицию ребенка, учесть его зрения и не игнорировать его
чувства и эмоции.
· Позиция педагога исходит из
интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
· Взгляд на ребенка как на
полноценного партнера в условиях сотрудничества.
Деятельность участников
проекта
I Этап -
подготовительный
Руководитель
группы
|
Творческая
группа педагогов
|
психолог
|
родители
|
•
Выбор проблемной
образовательной области, постановка задачи, формулировка идеи и темы проекта.
•
Формирование творческих
групп, выбор руководителя группы.
•
Составление планов и
отбор содержания для работы творческой группы.
•
Обоснование
актуальности темы общего проекта.
•
Формирование цели и
задач проекта.
•
Ожидаемые результаты.
•
Проведение консультаций
и семинаров.
•
Анкетирование
воспитателей, родителей.
|
• Определение проблемы.
• Обоснование актуальности.
• Выбор темы.
• Формулировка цели и задач проекта.
• Сбор и обработка информации по тематике
проекта.
• Изучение научной литературы по теме
проектной деятельности.
Ознакомление
родителей с целью и задачами проекта
|
• Консультация для педагогов
• Сбор информации по проектной деятельности.
• Посещение занятий, беседы, консультации
педагогов по вопросам составления планов, проектов и выбора темы.
• Разработка диагностического инструментария
для анкетирования участников проектной деятельности.
• Диагностика: психологического климата в
коллективе, способность педколлектива к инновационной деятельности,
анкетирование родителей (совместно с администрацией, педагогами групп).
|
• Ознакомление родителей с целями и
содержанием проекта
• Принятие задач
• Совместная деятельность с детьми по теме
проекта(беседы, изучение литературы и т.д.)
• Изучение литературы с детьми по содержанию
темы проекта
|
II этап – практический
Руководитель
группы
|
Творческая
группа педагогов
|
психолог
|
родители
|
• Корректировка плана работы.
• Программно-методическое,
материально-техническое, дидактическое обеспечение образовательного процесса.
• Координация действий в соответствии с планом
творческой группы.
• Организация деятельности участников проекта,
обеспечение контроля за ходом и сроками этапов проектной деятельности.
• Проведение консультаций.
• Организация и проведение «Недели
профессионального мастерства» (семинары, самоанализы, мастер – классы,
занятия, праздники, развлечения, фотовыставки, оформление стендов и.д. 1 раз
в 3 месяца)
• Проведение консультаций, семинаров,
педсоветов.
• Оказание помощи педагогам в подготовке
документации для защиты проекта.
|
• Составление плана работы творческой группы
(цель, задачи, средства, взаимодействия с детьми, родителями, педагогами
ДОУ, план достижения цели)
• Разработка проектов и минипроектов,
программ творческих группах.
• Участие в «Неделях профессионального
мастерства»
• Привлечение родителей к совместной работе по
подготовке и реализации тематических мероприятий.
|
·
Психологическая
поддержка педагогам в развитии их
представлении проектной деятельности.
·
Консультирование
педагогов по
проектной деятельности (по необходимости).
·
Консультирование
педагогов по результатам диагностики
(потребность в профессиональном росте,
позитивное отношение к инновационной деятельности)
·
Посещение занятий, беседы с детьми,
воспитателями,
наблюдения (в рамках экспертно-проектной
деятельности).
|
·
Участие в подготовке и
проведении мероприятий в рамках проекта.
·
Замечания и предложения
по улучшению проекта
|
III этап – аналитический
Руководитель
группы
|
Творческая
группа педагогов
|
психолог
|
родители
|
·
Помощь в подготовке к
презентации
·
презентации
результатов проектной деятельности.
·
Совместная подготовка с
детьми и родителями к презентации.
·
|
·
Анализ работы
(подготовка аналитический справок)
·
Подготовка к презентации
материалов работы
|
·
Психологическая
поддержка педагогов и детей в разработке презентации.
·
Проведение итоговой
диагностики
·
Анализ результатов
|
Оценка
деятельности ДОУ
|
Условия реализации
проекта
содержание
|
Что
(кто) имеется
|
Что
(кто) необходимо
|
Кадровое обеспечение
|
Воспитатели
Руководители
творческих групп
Специалист по
изобразительной деятельности
Специалист по
физвоспитанию
Музыкальный
руководитель
Логопед 2 ставки
Дефектолог 1ст
|
Специалист по
«Синтезу искусств»
Логопед 1 ставка
Дефектолог 1
ставка
|
Психологическое
сопровождение
|
Психолог 1,5
ставки
|
|
Методическое
сопровождение
|
Старший
воспитатель
|
|
Материально-техническое
обеспечение
|
Компьютер
Принтер
Сканер
Проектор
Видеокамера
Брошюровщик
Ламинатор
Фотоаппарат
|
Мини-музей
«Русская изба»
Пополнение
методической литературой
Пособия для
исследовательской деятельности
|
Стратегия достижения
поставленной цели
Вид
деятельности
|
Форма
проведения
|
сроки
|
ответственные
|
I этап подготовительный
|
1. Изучение нормативно-правовой
документации:
- концепция дошкольного образования,
- концепция построения развивающей среды в
дошкольном учреждении;
- Письмо МО РФ от 14 марта 2000г. №65/23-16 «О
гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста
в организованных формах обучения»;
- Федеральные государственные требования к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Программа развития универсальных учебных
действий для предшкольного и начального образования
-Федеральный
государственный образовательный стандарт общего образования (Москва 2007)
2.
Разработка нормативно-
правовой документации: Работа с нормативными документами; внесение изменений
и дополнений в Устав МДОУ; разработка положения о творческих группах,
положения о мотивации членов педколлектива на участие в инновационном
процессе
|
*Консультации
*Памятки
*Буклеты
*Самообразование
*Семинары – практикумы по
изучению документов, регламентирующих нововведение
|
2008 – 2009 г.
|
Заведующая
Старший воспитатель
|
1. Работа с кадрами:
- разработка проекта
по внедрению инновационной деятельности
- - информирование
коллектива о инновационной деятельности в ДОУ.
- Обсуждение
порядка организации инновационной деятельности в ДОУ
-изучение
программно-методических материалов
- распределение
функциональных обязанностей между членами коллектива по реализации проекта
-Повышение квалификации педагогов;
- организация
аналитической деятельности по изучению уровня профессиональной компетентности
педагогов
|
* Семинары практикумы «Использование
метода проектов в работе с педагогическими кадрами»
«Теоретические основы
инновации» * индивидуальные консультации,
*Педсовет «Осуждение
содержания учебно-воспитательного процесса в группах к началу инновационной
работы»
*Анкетирование.
|
2008 – 2009 г.
|
Ст. воспитатель
Заведующая
психолог
|
1. Работа творческих групп
- Формирование
творческих групп
- Составление
планов и отбор содержания для работы творческой группы
-овладение
методикой введения инноваций
- разработка
проектов по темам: «Внедрение комплексной программы «Детский сад 2100»;
«Духовно-нравственное воспитание посредством приобщения к национальным
истокам»; «Создание здоровье сберегающей педагогической системы в дошкольном
учреждении»; «Работа с детьми с особыми возможностями развития»
- овладение
методикой введения инноваций
|
*Семинары –практикумы «Теоретические
основы инновации»
*Индивидуальные консультации
*Самообразование: изучение
научно-педагогической литературы по проблемам инноваций; изучение опыта нововведений
*консультации творческих групп
«Сформировать целостное представление о взаимосвязи планов, программ и
пособий, определить их путь реализации в эксперименте»
*выпуск информационного
бюллетеня «Это интересно»
|
2008 – 2009 гг.
|
|
2. Организация работы с родителями:
- Ознакомление с
содержанием проекта, привлечь родительскую общественность к совместной работе
по его организации и проведению;
- ознакомление
родителей с условиями работы в режиме инноваций
|
*Родительские собрания;
*Оформление наглядной информации
*индивидуальные консультации
*заседание родительского
комитета
*приобретение комплекта тетрадей
для индивидуальных занятий по программе «Детский сад 2100»
|
|
|
3. Взаимодействие с социальными партнерами
|
*Заключение договоров
*Совещание
|
|
|
4. Контроль, регулирование:
- сбор информации
и первичный анализ хода работы
- корректировка
планов, доработка проектов документов
-корректировка
функциональных обязанностей участников инновационной деятельности
- углубить
представление о значении нововведений
- контроль за
обеспечением ДОУ учебными комплектами комплексной программы «Детский сад
2100»
|
*Индивидуальные консультации
*Анкетирование, тестирование
|
|
|
5. Информационное обеспечение
- Сбор информации
для управления процессом внедрения нововведений
- информирование
об объеме и степени готовности необходимых документов
- ознакомление
коллектива ДОУ с документами по инновационной деятельности
|
*Производственное собрание
*Совещание
|
|
|
II этап - практический
|
1. Работа с кадрами
- обеспечение внедрения новой идеи, проекта
- обсуждение развития детей в условиях
нововведений
- обсуждение способов взаимодействия
воспитателей и специалистов по достижению целей нововедений
- повышение квалификации педагогов
- обсуждение критериев оценки деятельности
участников эксперимента
- направление участников проекта на курсы
повышения квалификации
- выявить условия, положительно
(отрицательно) влияющие на внедрение нововведений
-обсуждение способов взаимодействия
воспитателей, специалистов, родителей по достижению целей нововведения
- формирование профессиональной
компетентности педагогов
- психологическая поддержка и мотивация
педагогов
-организация творческой среды для педагогов.
|
*Педсовет: «Инновационная
деятельность в ДОУ», «Истоки русской народной культуры в детском саду»,
«Создание здоровье сберегающей системы в ДОУ», «Развитие универсальной
учебной деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте»
*Семинары, семинары –
практикумы, деловые игры
*смотры конкурсы
*тренинги
*совещания при руководителе
*индивидуальные консультации
для педагогов
*курсы повышения квалификации
*выставка методической
литературы
*Информационные стенды
*конкурсы «Воспитатель года»
*Участие в городских,
областных конференциях, семинарах
|
2009-2013гг.
|
|
2. Работа творческих групп
- обсуждение результатов работы первого
этапа
- подготовка к неделям профессионального
мастерства
- обсуждение итогов первичной диагностики
- составление планов и отбор содержания для
работы каждой творческой группы по направлениям
- анализ информационного материала,
научно-методической литературы по проблеме нововведения.
- определение меры интесификации и
оптимизации инновационной работы
|
*Недели профессионального
мастерства
*информационно-практические
занятия
*индивидуальные консультации
для педагогов
*Самообразование
*изучение ППО
*Создание банка идей, банка
инноваций
*Открытые занятия
|
|
3. Организация работы с родителями
- обсуждение хода эксперимента, участие в
нем родителей
- создание условий для внедрения новых педагогических
технологий при участии родителей
-повысить ответственность родителей за
обучение и воспитание детей в условиях инноваций
- совершенствование способов взаимодействия
родителей, детей, педагогов по внедрению нововведений
|
*Родительские собрания
(ознакомление родителей с условиями работы с детьми в режиме инноваций)
*Заседание родительского
комитета, попечительского *Анкетирование
*День открытых дверей
*Участие в педагогических
советах, педагогических чтениях, ярмарке педагогических идей
*Родительский клуб
|
|
4. Взаимодействие с социальными партнерами
- развитие материальной базы для реализации
нововведений
-Обсуждение совместного плана работы на
новый учебный год
- организация лаборатории в
научно-методический комплекс
|
* Совещания
*педсоветы
*Семинары
*Диагностика
*Совместные культурно-массовые
мероприятии
*Шефская помощь
|
|
5. Контроль, регулирование
- Регулирование учебно-воспитательного
процесса, составление гибкого режима
-Контроль за выполнением планов и программ.
-Коррекция индивидуальной работы с детьми по
итогам диагностики
-
|
*Контроль тематический,
оперативный, предупредительный
*Наблюдение
*Диагностика
*Тестирование
*Анкетирование
|
|
6. Информационное обеспечение
-подведение итогов за предыдущий год.
- Сбор необходимой информации для управления
процессом нововведений
|
*Формирование банка данных по
диагностике углубленного изучения личности ребенка
*Формирование банка данных об
итогах работы за определенный период.
|
|
III этап -
аналитический
|
1. Работа с кадрами
-выявить группу педагогов, наиболее успешно
(безуспешно) внедряющие нововведения
- подведение итогов по самообразованию
- подведение итогов работы ДОУ в режиме
эксперимента и задачи на перспективу
- повышение квалификации.
- прогнозирование дальнейшего хода
эксперимента
|
*Педсовет
*Совещание при руководителе
*Производственное совещание
*Самообразование
*Анкетирование
*Тестирование
*Научно-практическая
конференция «Развитие инновационной работы»
|
2014
|
|
2. Работа творческих групп
- Выявить ППО и определить условия его
использования
- Планирование работы на следующий период
|
*Беседы с педагогами
*Анализ работы
*Анализ научно-педагогической
литературы
*Ярмарка педагогических идей
|
|
3. Организация работы с родителями
-подведение итогов работы ДОУ
- совершенствовать способы взаимодействия
родителей, детей, педагогов по внедрению нововведений
- выявить все возможные отклонения в
проведении эксперимента и спланировать пути их преодоления
-планирование дальнейшей работы по внедрению
нововведений
|
*Посещение занятий
*День открытых дверей
*Анкетирование
*Родительское собрание
*Участие родителей в оценке
уровня развития детей
*открытый совет педагогов
|
|
4. Взаимодействие с социальными партнерами
-подведение итогов работы
- обобщение опыта, изучение общественного
мнения
|
*Педсоветы
*Книга отзывов
*Ярмарка педагогических идей
|
|
5. Контроль, регулирование
- выборочный контроль АО основным проблемам
развития детей.
- Регулирование по результатам контроля
-выполнение программ
-итоговый мониторинг детей, педагогов,
родителей
|
*Контроль: итоговый,
выборочный, сравнительный
*Диагностика
*Анкетирование
*Тестирование
*Беседы
|
|
6. Информационное обеспечение
- оформление отчетной документации
|
* формирование банка данных по
итогам экспериментальной работы
*Оформление материалов
диагностики, педсовета, проектной деятельности, отзывы о работе
педагогического колектива
|
|
Мониторинг.
Педагоги
1.
Уровень
профессиональной компетентности (способность к саморазитию, оценка
профессиональной деятельности педагога, общительность, готовность к
инновационной деятельности)
2.
Психологические
качества личности (направленность, мотивация, творческий потенциал, самооценка)
Дети
1.
Творческие
способности.
2.
Отслеживание
возрастного статуса.
3.
Эмоциональный
комфорт
4.
Коммуникативные
способности.
Родители
1.
Готовность
родителей к сотрудничеству
2.
Выявление
образовательной потребности семьи.
3.
Выявление
уровня осведомленности родителей в области инновационной деятельности в ДОУ.
4.
Удовлетворенность
образовательным процессом.
Бюджет проекта
Наименование расходов
|
Кон ЭКР
|
Сумма (руб)
|
игрушки
|
340
|
10 000
|
Детская литература
|
340
|
3 000
|
Канцелярские
товары
|
340
|
20 000
|
Расходные
материалы по обслуживании. оргтехники
|
226
|
6 900
|
Методическая
литература и дидактический материал по программе «Детский сад 2100»
|
340
|
15 000
|
лыжи
|
|
10 000
|
Призовой фонд
|
225
|
15 000
|
Транспортные
расходы
|
226
|
5 000
|
Музыкальный центр
|
310
|
15 000
|
Магнитофоны в 4 гр
|
310
|
32 00
|
итого
|
|
131 900
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.