Республиканская
специализированная физико-математическая средняя школа-интернат имени
О.Жаутыкова для одаренных детей
г. Алматы
Кафедра русской
филологии
Проект
«Мы – за культуру
речи»
в рамках «Недели
языков»
22 – 29 сентября
2014 года
Учитель русского
языка
и литературы
Есмагамбетова
М.А.
г. Алматы, 2014 г.
Реализация проекта
«Мы – за культуру речи»
в рамках «Недели
языков»
22 – 29 сентября
2014 года
В современном
обществе одной из актуальных проблем является отсутствие культуры речи,
пренебрежение нормами языка, повсеместное использование в речи бранной лексики.
Ученики нашей школы, да и взрослые (учителя, обслуживающий персонал, родители)
не составляют в этом случае исключение. В связи с этим появилась идея
проведения в школе в рамках Недели языков проекта «Мы – за культуру речи» с
широким привлечением учащихся и учителей к проблеме.
В
конце августа 2014 года при планировании Недели языков заведующая кафедрой
русской филологии Утешева Б.Ж. была предупреждена мною о проведении проекта «Мы
– за культуру речи», организаторами которого планировались учащиеся 11-х
классов.
Цель
проекта: привлечь учащихся и учителей РСФМСШИ к проблемам сохранения культуры
речи, бережного отношения к речи; сформировать свою позицию по отношению к
проблеме, приняв участие в инсталляции «Мы – за культуру речи».
В первых
числах сентября начался подготовительный этап: составлен план реализации
проекта, определены ведущие проекта (ученицы 11 Д класса Баракбаева Фатима и 11
З класса Кошкарова Ботакоз), намечен сбор материала. На втором этапе
определены ученики 11-х классов, которые выступили с интервью о культуре речи.
Каждый участник приложил к своим ответам фотопортрет (в каждом из четырех 11-х
классов был свой руководитель проекта). На завершающем этапе подготовки
проекта собран материал (высказывания великих о языке, ответы учащихся об
актуальности проблемы «Культура речи»), подготовлены стенды и основа
инсталляции «Мы за культуру речи».
Проект был запущен 24 сентября 2014 года на большой перемене (11:30) в фойе
школы. Ведущие проекта – Баракбаева Фатима и Кошкарова Ботакоз (фоторепортер
проекта), ученицы 11 классов.
Ученикам были озвучены цель проекта и его задачи, предложены вниманию
школьников ответы участников проекта, после чего задействована инсталляция.
Первым участником инсталляции стал ученик 11 Е класса Гилажиденов Султан, сразу
же ставший волонтером проекта.
Далее в течение дня руководители проекта на всех переменах активно рассказывали
новым слушателям о проекте, призывая учеников стать участниками инсталляции.
Этим проектом заинтересовались и учителя, присоединившиеся к обсуждению
проблемы и внесшие свою лепту в работу школьников.
Администрация школы: завучи Саякова Б. М. и Ахметбекова А.К. – приняла
активное участие в проекте, оценив заинтересованность школьников и пользу
проекта в привлечении к проблеме.
Проект длился до 29 сентября 2014 года, обретая все новых волонтеров.
Автор проекта – учитель русского языка
и литературы Есмагамбетова М.А.
Ответы на
вопросы учащихся 11-х классов
«Мы – за
культуру речи»
– Нужно ли мне
самому развивать свою речь?
Актыбек
Жанболат, 11 Д класс
– Я считаю, что
мне не так сильно это пригодится, но при этом это не будет лишним, если я смогу
правильно выражаться в обществе. Это большой плюс для меня, чтобы люди
понимали, что ты умен и знаком с грамотой. В случае, если я не буду развивать
свою речь, мне будет сложно передавать свои мысли в устной или письменной
форме, а в будущей работе, я думаю, мне этого особо не пригодится. Но нужно
быть готовым ко всему, ведь из-за проблем речи и неумения четко выразить свою
мысль, например, меня не возьмут на работу, так как не смогут понять меня.
Наверное, все-таки нужно работать над своей речью.
-Что,
по-вашему, такое – культура речи и нужно ли ее развивать?
Нысанбек Мирас,
11 Д класс
– Культура речи
– это, прежде всего, составляющая духовной культуры человека и уровня его
общего развития как личности. Она свидетельствует о ценности духовного наследия
и культурного достояния человечества.
Я считаю, что
мы должны развивать свою культуру речи. Конечно, это выбор каждого человека, но
всё Великое начинается с малого, с речи в том числе.
– Почему мы так
часто используем обороты и выражения, которые засоряют нашу речь? Как можно
решить такого рода проблему?
Левинишников
Даниэль, 11 Д класс
– Я думаю,
слова-паразиты используют люди с ограниченным словарным запасом, так как через
них они пытаются заполнить пробелы мыслей или неумение их сформулировать.
Я уверен, что
сейчас достаточно много способов развить свою речь: это и курсы по развитию
речи, это и возможности интернета, но ничто не сравнится с чтением
художественной литературы, любовь к которой нам прививают ещё в раннем детстве.
– Почему с
каждым годом всё больше людей пишут и говорят неграмотно?
Буйтеков
Бексултан, 11 Д класс
– По-моему,
самой главной причиной является общий упадок образованности людей в целом, что
связано с научно-техническим прогрессом. Сегодня люди все меньше уделяют время
чтению книг, посещению театров и развитию своей речи. Все больше времени
отнимают интернет, ТВ, смартфоны и т.п. Мы перестаем полноценно общаться,
обсуждать проблемы, соответственно, в полной мере использовать речь. Это ведет
к ее оскудению.
К
сожалению, подростки забывают о том, насколько культура речи важна в жизни, но
в последнее время я начал замечать, что всё больше моих друзей начинают уделять
внимание данной проблеме.
– Как вы
относитесь к использованию мата в речи? Почему в речи часто используют жаргон?
Олжабеков
Жаксылык, 11 Д класс
– К
использованию в речи брани и тяжелой ненормативной лексики отношусь крайне
негативно. Считаю, что это показатель отсутствия воспитания, культуры человека
и его невежества.
Жаргон –
это ограниченная определенными условиями лексика, подчеркивающая
изолированность определенного круга людей, не желающих быть похожими на других
или стремящихся к засекречиванию речи от других. Этим и вызваны искажение норм
речи, использование ненормативной лексики. Однако это ведет к обеднению речи,
отсутствию ее культуры.
– Нужно
ли культуру речи развивать подросткам? Что вы делаете для того, чтобы развить
свою речь?
Ахмедия
Адильхан, 11 Е класс
– Сегодня
большинство подростков имеют проблемы с культурой речи: используют
ненормативную лексику, слова-паразиты, уродливо произносят слова, частенько
прибегают к мату как неотъемлемой составляющей речи. А ведь подростки – это
будущее страны.
Если
будем игнорировать культуру речи сегодня, наша жизнь становиться ярче и богаче
не будет. Уродливая речь – отражение уродливых сторон нашей жизни. Грубая и
убогая речь ведет к грубости и неуважению в отношениях. Я уверен, что
отсутствие культуры речи может привести к деградации личности.
Нам,
подросткам, нужно развивать свою речь. Она поможет точно оформлять мысли, лучше
понимать друг друга, проявлять уважительное отношение к окружающим.
Я
считаю, что мне самому нужно развивать свою речь, так как она далека от
совершенства. И я работаю над нею: стараюсь больше читать, прислушиваюсь к
образцовой речи, стремлюсь обогащать свой словарный запас, не использовать
слова-паразиты, соблюдать нормы русского языка в речи.
– Что я делаю
для того, чтобы развивать свою речь?
Камбар Нурила,
11 Е класс
– Я считаю, что
развитие культуры речи – одна из актуальных проблем нашего общества. Возьмем
нашу школу. Многие подростки, изучая основы естественно-математических наук,
забывают о важности развития речи. Речевая культура – одна из составляющих
сторон общей культуры человека. Она отражает культуру мышления, культуру
поведения, культуру восприятия жизни. Начинать работу над культурой речи и ее
совершенствованием нужно именно в подростковом возрасте, чтобы впоследствии
иметь уже образцовую речь.
Для
того чтобы развивать культуру своей речи, я расширяю словарный запас. Чем
больше слов я знаю, тем богаче моя речь, тем свободнее и полнее выражаю свои
мысли и чувства. Поэтому я стараюсь в свободное время больше читать
качественную художественную литературу. Также я считаю, что нужно слушать
дискуссии интеллектуальных людей, отличающихся культурой речи. Не менее важно
очищение речи от грубой ненормативной лексики, от неправильного произношения и
использования слов. Следование культуре речи влияет и на взаимоотношения с
окружающими.
– Так ли важно развивать культуру речи нам, подросткам?
Аманжолов Санжар, 11 Е класс
– В современном
мире этот вопрос является актуальным, так как культура речи – это путь к успеху
в жизни. Без нее невозможно реализовать себя в по-настоящему развитом обществе.
Нам,
подросткам, необходимо развивать свою речь. И дело вовсе не «пробивании в
общество». Главное в том, что, развивая культуру речи, человек познает и
улучшает себя, познает и улучшает мир.
Познавать себя и мир надо начинать именно с подросткового возраста, потому
что в этот период жизни мы начинаем задумываться о смысле жизни, о выборе
своего будущего и о себе как о человеке. Развивая свою речь, мы влияем на
культуру взаимоотношений с окружающими и, что самое ценное, открываем для себя
множество дверей в успешное будущее в обществе с высокой культурой жизни.
– Актуальна ли
сегодня проблема культуры речи подростков?
Нурпеис
Даурен, 11 Е класс
– Каждый день
мы сталкиваемся с проблемой нарушения культуры речи. Отсутствие культуры речи
демонстрируют сегодня многим: и дети, и взрослые. Эта проблема общества. Мне
кажется, что культура речи тесно связана с культурой отношений. Отсутствие
культуры речи свидетельствует о невежестве общества. Многие не задумываются над
этой проблемой, не видя в этом никакой проблемы. Имея косноязычную речь, люди и
не считают, что это так страшно. Некоторые даже утверждают, что примитивно и
грубо сказать – это достоинство, зато нет лицемерия. Но ведь мы, огрубляя свою
речь, огрубляем и свои отношения, огрубляем саму жизнь, опуская ее на низкий
уровень. Разве это достоинство? Разве это достижение и смелость, когда общество
само разрушает себя, через уродливую речь в том числе?
Отсутствие культуры речи – это не только употребление ненормативной лексики, но
и пренебрежение нормами языка, что приводит к неуважительному отношению к
самому языку, к самим носителям языка, что отрицательно влияет на жизнь
общества в целом.
–Что такое
культура речи? Актуальна ли проблема культуры речи сегодня?
|
Раисов Тимур, 11 Е класс
–"Культура речи – это понятие, объединяющее владение
языковой нормой устного и письменного языка" (википедия). Согласен с
этим определением.
С появлением интернета, а с ним и электронной почты, мы стали меньше внимания
уделять культуре речи. Темп жизни увеличился, конкуренция возросла, и у нас
уже не остается времени подумать и обсудить проблемы. Проблема культуры речи
актуальна как никогда.
Когда у человека плохо
развита речь, то ему трудно выразить свои мысли. Понятийный аппарат, который
очень сильно зависит от речевого уровня, просто необходим нам на работе, в
школе, в жизни. Мы живем ровно настолько, насколько хорошо мы умеем мыслить.
А как возможно мыслить со скудным словарным запасом и с неумением с ним
обращаться? "Встречают по одежке, провожают по уму". Не только по
одежке, но еще и по речи. Согласитесь, ведь вам вряд ли понравится человек,
который при первой же встрече покажет, что он и двух слов не может связать.
Важен в правильной речи и эстетический аспект, наслаждение говорить
богатым и правильным языком.
Поэтому необходимо
развивать свою речь, если мы хотим ясно и четко выражать свои мысли, иметь
контакты доверия и порядочности с окружающими, получать удовольствие от
общения и просто-напросто быть человеком, в полном смысле этого слова.
Я думаю, чтобы развить
свою речь, нужно, в первую очередь, много читать. Читая и узнавая новое, мы
делимся с окружающими, а для этого нам приходится использовать речь. Нам
захочется рассказать о чем-то интересном также хорошо, как это сделал автор.
И мы будем стараться говорить лучше, чтобы точнее выразить свою мысль. Еще
надо больше говорить. Говоря, мы тренируем нашу устную речь, которая тоже
очень важна.
В заключении хотелось бы привести простую, но убедительную статистику.
Словарный запас Шекспира составлял 12 000 слов, в словаре Даля насчитывается
около 200000, Менделеев располагал 11 000 слов, а словарь
Эллочки-людоедки (прообраз ограниченного современника) из романа И.Ильфа и
Е.Петрова «Двенадцать стульев» составлял чуть более 17 слов, универсальных на
все случаи жизни. А сколько слов насчитывает ваш словарь? И в какой мере вы
владеете культурой речи? Задайте себе эти вопросы и честно ответьте на них.
|
|
– Нужно ли Вам развивать свою речь?
Макишева Заида, 11 Ж класс
– Речь – это
мощный инструмент. Посредством речи общаются, делятся мыслями. Я считаю, что
развитая речь открывает множество возможностей. Во-первых, умение применения
метафор и синонимов не только показывает богатство лексикона говорящего, но и
богатство самой речи. Во-вторых, грамотная речь позволяет мыслить глубже и
точнее. К тому же, человеку, умеющему правильно выражать свою мысль, легче
отстаивать позицию, что немаловажно в условиях конкуренции.
Навыки общения необходимы как в повседневной жизни, так и в учебе.
Это и есть
доводы, которыми я объясняю необходимость развивать свою речь.
– Актуальна ли
проблема культуры речи среди вас, подростков?
Шаймаханов Рамазан, 11 Ж класс
–
По-моему, проблема культуры речи актуальна для всех возрастных групп. Но нам,
подросткам, уже сейчас нужно работать над правильностью и грамотностью
своей речи. На самом деле, мало кто может без изначальной подготовки обладать
правильной речью.
Между
собой мы спокойно говорим на жаргоне, порой даже матом, не думая о том, что
приучаем наш слух к бранным словам. Впоследствии это ведет к деградации не
только речи, но и самой личности.
Если мы
сами начнем грамотно выражать свои мысли, развивать культуру речи, то, я
уверен, наше общество постепенно станет более культурным.
– Надо ли Вам
развивать свою речь?
Жуманов Мухтар,
11 Ж класс
– Развивать
свою речь надо для того, чтобы быть понятым. Развивая свою речь, я смогу
развиваться как личность, имеющая свое мнение и умеющая отстаивать свою
позицию. Бывает, что собеседник не понимает меня потому, что я не могу донести
до него свою мысль, и это хороший стимул для развития речи.
Нужно с
интересом развивать свою речь, понимая необходимость ее развития. Мне хочется
на равных общаться с ровесниками и старшими. Если я не могу выразить свои
мысли, я становлюсь неинтересным окружающим. Все согласятся, что с неграмотным
человеком трудно общаться. Это ведет к неуверенности и закрытости. Мне многому
предстоит учиться. Главное, начать.
– Что Вы
делаете для того, чтобы развивать свою речь?
Шакенов Санжар,
11 Ж класс
– В большинстве
случаев, действия, которые способствуют развитию моей речи, являются
вербальными тренировками. Будучи не только естественным, но и приятным способом
развития речи, такие тренировки, частые и повторяющиеся, дают свой результат.
В быту, в
школе, в любых ситуациях мы используем речь, но вопрос ведь в том: какую? Я
предпочитаю использовать как можно больше синонимов к стереотипным выражениям,
к примеру, ответу на банальный вопрос: «Как дела?».
Так что, опыт появляется в каждодневной практике, и хорошая речь не
является исключением из общего правила.
– Актуальна ли
сегодня проблема культуры речи подростков?
Сисенбердиева
Айдана, 11 ж класс
– Сегодня в
нашем обществе проблема культуры речи стоит довольно остро, особенно среди
подростков. Большинство из нас, тинэйджеров, используют сленг или жаргон в
повседневной жизни, что, в принципе, нормально в нашем возрасте, но из-за
частого употребления подобных слов наш словарный запас не только не
пополняется, а зачастую и скудеет. Так называемые слова-паразиты, которые мы
тоже "передаем" друг другу, разрушают нашу речь. Все эти факторы
отрицательно влияют на культуру речи. В итоге, большинство подростков не
могут донести до окружающих свое видение, свои мысли и свои идеи, не могут
логически мыслить и использовать художественные средства в речи.
На мой
взгляд, очень важно развивать культуру речи, но это умение приходит только с
практикой. Поэтому надо пополнять свой лексикон, читать художественные
произведения и общаться с людьми, обладающими грамотной речью.
– Что ты
делаешь для развития культуры своей речи?
Ильясов
Ибрагим, 11 «З»
– Я читаю книги,
потому что это самый интересный и эффективный способ развития культуры речи.
Читая тексты и вникая в них, я узнаю новые словарные обороты, цитаты, которые
позже использую в речи. Также визуальное запоминание написания слов помогает
мне поддерживать свой уровень орфографии. Чтение позволяет человеку свободно
общаться с интеллектуальными людьми. Одна из моих самых любимых книг, полезных
для развития речи, – роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина». Всем
советую почитать!
– Считаешь ли
ты, что культура речи – актуальная проблема в нашем обществе?
Кадыров Данияр,
11 «З»
– Несомненно, это
одна из актуальных проблем, потому что в повседневной жизни мы очень часто
сталкиваемся с проявлением отсутствия культуры речи, особенно среди молодежи.
Нам, молодым, следует изменить отношение к речи. Культура речи – это
неотъемлемая сторона жизни общества, отличающегося высокой культурой отношений,
культурой быта, культурой труда, культурой созидания. Пренебрежение нормами
речи сравнимо с пренебрежением обществом его культурой.
Именно
поэтому я стараюсь развивать свою речь в соответствии с нормами культуры речи.
И призываю молодежь следовать такому примеру!
– Почему
подросткам нужно развивать и сохранять культуру речи в повседневной жизни?
Литвинов
Александр, 11 «З»
– Культуру речи
необходимо развивать каждому, прежде всего для самого себя. Как можно ясно
выразить свои мысли, не используя правильную речь? Общение с людьми на высоком
уровне культуры – еще одна из сторон необходимости сохранения культуры речи.
Отсутствие чувства такта и культуры может привести к потере уважения к вам со
стороны собеседника. Человек, не думающий или забывающий о культуре речи,
неуважительно относится, в первую очередь, к себе и обедняет свою жизнь.
Владение нормами правильной речи, следование культуре речи – верный путь
саморазвития и успешности. Научиться такой речи невозможно за короткий срок. В
этом деле нужна привычка. Поэтому и начинать нужно уже сегодня, пока мы еще
подростки!
– Что ты
делаешь для того, чтобы развивать свою речь?
Умарова
Шахзода, 11 «З»
– Я читаю больше
книг, так как это помогает мне запоминать слова и обогащать свой словарный запас.
Незнакомые слова я ищу в словаре, запоминаю их и стараюсь правильно
использовать в речи. Также для того, чтобы развить свою речь, я смотрю
документальные и художественные фильмы, где можно услышать образцовую речь.
Общение с людьми, чья речь является примером правильной речи, заметно улучшает
и мою речь. Например, общаясь с дедушкой и бабушкой, я свободно учусь
использовать свой речевой потенциал. В среде друзей-ровесников, на мое счастье,
принято следить за своей речью, стремиться к использованию правильной речи. Я
не обижаюсь, когда меня поправляют, ведь указание на ошибки в речи только во
благо мне.
Несмотря на то, что пока у меня нет высокого уровня культуры речи, я делаю
многое для его повышения! И с каждым годом я чувствую, что моя речь становится
лучше!
–
Так ли важно развивать культуру речи подросткам?
Иман Зере, 11 «З» класс
– Речь
подростков пестрит сленгом, а то и нецензурными словами. Мы свели к минимуму
употребление вежливых слов: «пожалуйста», «спасибо», «добро пожаловать»,
«извините». Зато наша речь богата на агрессивные «словечки». Грубость стала
неотъемлемой частью нашей жизни. Так нужно ли нам что-то менять?
Не
задумывались ли вы, что, активно употребляя слова, наполненные любовью к
окружающим, вы измените свое отношение к миру, и он изменится к вам. Постоянно
в ленте новостей Вконтакте мелькают высказывания: «Сделай добро, и оно к вам
вернётся», «Если хочешь изменить мир, начни с себя». Однако мы видим лишь
поверхностный смысл изречений, не задумываемся, что, употребляя слова, лишенные
агрессии, мы передаем положительные эмоции, тем самым заряжая других своей
позитивной энергией. Разве это не добро? Я думаю, начав с самого малого,
допустим, сказав «спасибо», мы сможем осуществить нечто большее – приумножим
добро.
Я думаю, что в наших силах изменить себя к лучшему. Так
почему бы не начать с культуры речи? Ведь доброе слово – половина счастья.
– Как Вы
реагируете на пренебрежительное отношение к речи, отсутствие ее культуры?
Гаухар
Мункеева, 11 «З» класс
– Каждый раз,
когда я становлюсь свидетелем отсутствия культуры речи среди ровесников и
взрослых в нашем обществе, меня внутренне передергивает от такого убогого и
бездумного отношения к языку. В голову проходит мысль: «Что почувствовали бы люди,
если услышали бы себя со стороны?»
Я никого
не осуждаю, понимая, что начинать нужно с себя. Как только мы сами задумаемся
над этой проблемой, прислушаемся к своей речи, то, возможно, захотим говорить
грамотно, правильно, красиво. Ведь тогда культура речи повлияет и на культуру
в отношениях, что приведет к настоящему уважению себя и окружающих. Очень
надеюсь быть услышанной!
– Считаете ли
Вы, что культура речи – актуальная проблема в нашем обществе?
Айнабекова Аида, 11 "З" класс
– Каждый из нас
часто слышит поток нецензурных выражений, изрыгаемых подростками, считающими,
что употребление ненормативной лексики не является чем-то из ряда вон
выходящим. Однако, несмотря на это, среди моих ровесников есть и такие, кто
обеспокоен отсутствием культуры речи в юной среде, считая проблему актуальной.
Я – из того числа.
Возможно, подростки самоутверждаются таким образом, поддерживая хорошие
отношения со сверстниками. Негативное влияние оказывают также телевидение,
журналы, музыка, интернет: многие из современных изданий для повышения рейтинга
пренебрегают языковыми и даже нравственными нормами, подстраиваясь под вкусы
непритязательной толпы.
Хорошей
мотивацией к развитию культуры речи могут стать образцовая речь взрослых и
чтение книг, имеющих глубокий смысл.
Хочется
верить, что, благодаря усилиям родителей, учителей и, в первую очередь, самих
подростков, мои ровесники начнут серьезно относиться к культуре речи.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.