«Свойства и возможности
магнита»
Цель: выяснить,
какие предметы и как притягивает магнит
Задачи: определить:
- что такое магнит, какой формы
он бывает;
- через какие преграды и что
может притянуть магнит;
- где применяют магниты
Темы для исследования в рамках
проекта:
1.«Всё ли притягивает магнит?»
Опыты с различными
предметами
Оборудование:
плюшевый
мишка (или другая плюшевая игрушка),
деревянный
карандаш,
пластмассовая
пуговица, металлические
предметы
- булавка, гвоздь, скрепка,
алюминиевая
ложка, монеты, пластмассовый
кораблик,
маленький магнит
Ход
опыта:
1.
Поднести магнит по очереди ко
всем
предметам.
2.
Предметы, которые притягиваются
к
магниту, отложить в правую сторону,
а
те, которые не притягиваются, —
в
левую. На «Листке наблюдений» обвести предметы, взаимодействующие с магнитом.
Результат
опыта:
некоторые ме-
таллические
предметы притягиваются
к
магниту, а неметаллические не ис-
пытывают
его притяжения.
Вывод: магниты —
это куски железа
или
стали, обладающие способностью
притягивать
металлические предметы.
Но
магнит притягивает только некото-
рые
металлы, например железо, сталь
и
никель. Другие металлы, например
алюминий,
магнит не притягивает. Де-
рево,
пластмасса, бумага, ткань не
реагируют
на магнит.
2. Действует
ли магнит через другие материалы?
Игра-опыт «Рыбалка»
Оборудование:
стакан
с водой, 5 рыбок
из
цветной клеенки с глазиком-кнопкой, маленький магнит.
Ход
опыта:
1.
В стакан с водой опустить рыбок.
2.
Прислонить магнит к внешней
стороне
стакана на уровне рыбки. По-
сле
того как она «клюнет», медленно
двигать
магнит по стенке стакана вверх.
Так
надо выловить всех рыбок.
Результат
опыта:
рыбки следуют
за
движением магнита и поднимаются
вверх
до тех пор, пока не приблизятся
к
поверхности воды. Таким образом, их
можно
легко достать, не замочив рук.
Вывод: сила
магнита действует
и
сквозь стекло, и сквозь воду.
Благодаря
своей способности
притягивать
предметы под водой,
магниты
используются при строительстве
и
ремонте подводных сооружений: с их
помощью
очень удобно закреплять
и
прокладывать кабель или держать
под
рукой инструмент.
Игра-опыт «Бумажные гонки»
Оборудование:
лист
картона формата А3 с нарисованной трассой гонок, установленный на четырех
кубиках; машинки, магнит.
Ход
опыта:
1.
Установить автомобили на старте.
2.
Установить магнит под картоном
на
уровне старта, где стоят автомобили,
и
двигать магнит по контурам дороги.
Результат
опыта: автомобили
дви-
гаются
по трассе, повторяя движения
магнита,
который дети двигают под
картоном.
Сила магнита, проходя через
картон,
притягивает металлические детали автомобиля, вынуждая их следовать за магнитом.
Вывод: сила
магнита действует через
картон
и бумагу.
Магниты
могут действовать
через
бумагу, поэтому их используют, на-
пример,
для того, чтобы прикреплять записки к металлической двери холодильника.
3.Может ли магнит действо-
вать на предметы, находящиеся
на расстоянии?
Игра-опыт «Магнитная регата»
Оборудование: кусочек
пенопласта в виде
лодочки,
портновская игла для мачты,
цветная
бумага для паруса (можно сразу
прикрепить
парус к мачте); маленький
магнитик,
миска или таз с водой.
Ход
опыта:
1.
Построить лодочки из пенопласта, прикрепив мачты с парусами.
2.
Пустить лодочки плавать в таз
с
водой. Управлять лодочками, двигая
магнит
над тазом (не касаясь их).
Результат
опыта: магнит
приво-
дит
лодки в движение, даже если не
касается
их.
Вывод: сила
магнита действует даже
на
расстоянии.
Благодаря
свойству маг-
нитов
воздействовать на расстоянии и
через растворы их используют в химических
и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные вещества. Чтобы
не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с
веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку,
покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который,
вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом, вещество
перемешивается.
4.Все ли части магнита имеют
одинаковую силу?
Опыт «Магнитные узоры»
Оборудование: магниты
разных форм
и
размеров, железные опилки или скрепки, лист оргстекла.
Ход
опыта:
1.
Положить магнит под лист орг-
стекла.
2.
Посыпать лист железными опил-
ками
или скрепками, и постучать по нему пальцами.
3.
То же самое сделать, положив
под
оргстекло другие магниты.
Результат
опыта:
большая часть
опилок
соберется по концам магнитов.
Вывод: сила
магнита больше по
его
краям.
Игра-опыт «Волшебный театр»
Цель: понять, что
только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.
Оборудование: «Театральная сцена» на подставке, персонажи
сказки.
Педагог вместе с детьми рассказывает сказку, используя фигурки
персонажей и спрятанный под сценой магнит. Дети выясняют, как ожили герои.
Рассматривают материал, из которого сделаны персонажи, пробуют его
на взаимодействие с магнитом. Делает вывод о том, какие
предметы могут притягиваться (только металлические). Дети убирают металлические
пластинки с фигурок и проверяют действие на них магнита (фигурки
не притягиваются).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.