Проект "Культура
и традиции русского народа"
Вид проекта:
творческий, краткосрочный, коллективный.
Участники: дети
подготовительной группы.
Сроки реализации:
две недели.
Образовательная
область: патриотическое воспитание.
Цель проекта: Познакомить
детей с традициями и культурой русского народа.
Задачи проекта:
• Расширять
представление о национальной русской культуре
• Подбор
методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического
материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного
возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
• Создание
образовательной - культурной среды в группе: пополнение краеведческого уголка
материалом "Декоративно-прикладное искусство русского народа",
"Национальные русские костюмы ", "Национальный орнамент",
"Русские народные сказки ", "Пословицы и поговорки ",
"Народные игры "; создание галереи детского творчества; оформление
стенда фотографий, отражающих работу по проекту.
•
Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по
реализации проекта.
• Развивать
творческие способности детей.
Планируемый
результат.
Расширение
представлений детей об окружающем мире.
Обогащение
представлений детей о традициях и культуре русского народа.
Углубление
жизненного опыта.
Знание правил
народных игр, умение в них играть.
Повышение
активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры
родного края и других народов.
1-ая неделя
проекта.
Тема: «Культура и
традиции русского народа».
Понедельник.
Образовательная
деятельность в режимные моменты.
Утро:
1.Беседа.
Тема: Народная
культура и традиции русского народа.
Цель: Познакомить
детей с культурой и традициями русского народа.
Задачи:
• Познакомить с
народными традициями, обычаями, обрядами; дать представление об устройстве
дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре,
о русской национальной кухне.
• Развитие
эстетического и нравственного восприятия мира.
• Воспитывать
интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.
2.Художественное
творчество:Декоративное рисование.
Тема: Украшение
фартука узором городецкой росписи.
Цели: Учить
рисовать цветок формообразующими движениями из дуг, сочетая цвета, располагать
элементы городецкого узора ритмично; закреплять знания о содержании городецкого
узора , воспитывать интерес к стилевым особенностям присущим городецкой
росписи.
Задачи:
• продолжать
знакомить детей с городецким узором. Развивать творческие способности детей,
глазомер, художественный вкус.
• Воспитывать
любовь к народному искусству.
• Научить,
последовательно выполнять задание воспитателя.
Вопросы к занятию:
- Люди каких
национальностей живут в нашей стране?
- Что такое
национальная одежда, чем она отличается от нашей одежды?
- Каким узором
будем украшать?
- Какие элементы
городецкого узора вы знаете?
- Какие цвета в
используют городецкие мастера?
1.
Рассматривание образца.
2.Объяснение и показ способов и этапов работы.
3.Работа
детей.
4.Анализ
занятия.
3. Музыка.
Разучивание
русской народной песни «Во поле береза стояла.»
Знакомство с
национальной музыкой, прослушивание аудиозаписи с русской народной мелодией.
Цель: учить детей
определять национальные особенности музыки, закреплять умение наблюдать,
сравнивать, анализировать, делать выводы.
Вечер:
Русские народные игры:
"Перетяни
канат".
"Ручеек".
Изучение пословиц
и поговорок русского народа.
Просмотр иллюстраций,
рисунков костюмов русского народа.
Вторник
Образовательная
деятельность в режимные моменты.
Утро:
Коммуникация:
Развитие речи.
Тема: Русский
народный костюм.
Цель: Дать детям
представление об истории возникновения русского национального костюма, о названии
элементов мужского (порты,сермяга,рубаха,кушак ,косоворотка,зипун,кожух) и
женского (сарафан,понева,передник,душегрея,фартук) костюмов;
Задачи:
• Формировать
художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта;
• Воспитывать ценностное
отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.
2.Художественное творчество: Декоративная лепка.
Тема: «Гжельский
чайник» – слоеное тесто.
Цель: дать детям
представление о гжельской посуде об особенностях узора.
Задачи:
• Учить
работать с тестом, учить катать тесто между ладонями, выполнять лепку по
образцу и словесной инструкции воспитателя;
• Развивать
зрительную – двигательную координацию;
• Развивать у
детей положительные эмоции, эстетическое восприятие.
Вечер
Дидактические игры
«Укрась фартук», «Собери узор», «Назови правильно».
Чтение сказки «Три
дочери»
Цель: назвать
русские слова .
Среда.
Образовательная
деятельность в режимные моменты.
Утро:
Познание:
Окружающий мир.
Тема: "Русские
народные праздники "(презентация).
Цель: Формирование
у детей представления о богатой народной культуре русского народа, знакомство с
русским фольклором .
Задачи:
• Продолжать
знакомить детей с традициями и обычаями русского народа.
• Формировать
основы праздничной культуры русского народа.
• Воспитывать
патриотические чувства.
Вечер:
Экскурсия «Русскую
избу» детского сада.
Прослушивание
музыкальных произведений, ритмических композиций, классических произведений
Русского народа.
Четверг.
Образовательная
деятельность в режимные моменты.
Утро:
Художественное
творчество: аппликация.
Тема: Узор на
сапожке.
Цель: Учить
украшать сапожек русским узором завитком , геометр. орнаментом
Задачи:
• Развивать
умения создавать орнамент из трех частей;
• Знакомство с
народной культурой;
• Воспитывать
аккуратность;
Вечер:
Изучение танца
"Кадриль.
,Цель: Развивать
пластику движений с использованием различных предметов, атрибутов, элементов
костюма.
Отгадывание
загадок.
Задачи:
• Воспитывать
уважение к ответам товарищей.
• Развивать
дослушивать загадку до конца.
• Учить
понимать смысл загадки.
Пятница.
Образовательная
деятельность в режимные моменты.
Утро:
Музыка.
Тема: Пение
русской народной песни «Колыбельная».
Вечер:
Миниконцерт с
участием детей.
Выставка
"Русские национальные блюда".
Обмен опытом
(рецепты). Чаепитие.
Цель: Привлечение
семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.
2 -я неделя
проекта.
Тема:
"Русский народ - великий народ".
Понедельник.
Образовательная
деятельность в режимные моменты.
Утро:
1.Беседа.
Тема:
"Паровозик дружбы".
Цель:продолжать знакомить
детей с культурой и традициями русского народа.
Задачи:
• Учить помнить
и чтить обычаи и традиции русского народа.
• Воспитывать
желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа.
• Воспитывать
любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей, желание быть
похожими на них.
2.Художественное
творчество: Рисование.
Тема: «Русский
сарафан».
Цель: Формировать
интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в
жизни устное народное творчество.
Задачи:
• Познакомить
детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями
одежды;
• Вызвать
интерес к жизни своих предков;
• Воспитывать в
детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского
народа, творчеству русского народа, желание творить самим.
Вопросы к занятию:
- Какую одежду
одевали русские девушки?
-Из какой одежды
состоит женский народный костюм?
-Какого цвета
использовали материю для изготовления материи?
1.Рассматривание
образца.
2.Объяснение и
показ способов и этапов работы.
3.Работа детей.
4.Анализ занятия.
3.Музыка.
Тема: «Знакомство
с обрядовыми песнями масленицы».
Цель: Дать детям
представление о народном празднике – масленице.
Задачи:
• Заучить с
детьми заклички, обрядовые песни, посвященные масленице;
• Продолжать
учить детей петь выразительно, передавая характер песни;
• Воспитывать
любовь и уважение к традициям русского народа.
Вечер:
Подвижные игры:
"Бабка -Ёжка", "У дедушки Трифона".
Слушание народных
песенок, закличек, потешек.
Вторник
Образовательная
деятельность в режимные моменты.
Утро:
Коммуникация:
Развитие речи.
Тема: «Русский
национальный костюм».
Цель: Познакомить
детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями
на Руси;
Задачи:
• Прививать
уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному
труду со взрослыми;
• Обогащать
словарный запас: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная,
хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство;
• Формировать
художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта;
• Воспитывать
ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.
Словарь: запон
(фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная,
старание, мастерство;
2.Художественное творчество: лепка.
Тема: Лепка
дымковского коня.
Цель: продолжать
приобщать детей к исконно русскому промыслу—изготовлению игрушек;
Задачи:
• Уточнить
представление о специфике дымковской игрушки; учить выделять элементы росписи,
ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; развивать эстетический вкус,
воспитывать интерес к быту и обычаям России;
• Учить видеть
выразительность формы игрушки, учить лепить лошадку скульптурным способом из
цилиндра приемом надрезания с двух сторон и оттягивания пластилина от общего
куска;
• Учить
декоративно оформлять вылепленных лошадок дымковской игрушки: кругами, пятнами,
точками, прямыми и волнистыми линиями.
Вечер:
Дидактическая игра
"Сказочная мозаика".
Инсценировка
сказки "Гуси лебеди".
Среда.
Образовательная
деятельность в режимные моменты.
Утро:
Познание:
Окружающий мир.
Тема:
Мультимедийная презентация "Культура и быт русского народа".
Цель: Расширить
знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров.
Познакомить детей с традициями, обрядами праздников.
Задачи:
• Познакомить
детей с жилищем русского человека – избой, как её строили;
• Познакомить
детей с элементами быта предков;
• Вызвать
интерес к русским традициям;
• Воспитывать
доброту и любовь друг к другу;
Вечер
Русские народные
игры "Курилка", "Гори - гори ясно".
Чтение русских
народных сказок "Снегурочка".
Четверг.
Образовательная
деятельность в режимные моменты.
Утро:
Художественное
творчество: аппликация.
Тема: Русская
матрешка.
Цель: Познакомить
детей с историей создании русской матрешки и традиционными народными промыслами
России.
Задачи:
• Формировать у
детей к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке;
• Дать
возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти
игрушки;
• Воспитывать
желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
• Прививать
любовь к русской культуре;
Вечер:
Разучивание русского
хороводного танца «Карусель».
Народные игры
"Олени и пастух", "Море волнуется".
Пятница.
Образовательная
деятельность в режимные моменты.
Утро:
1.Беседа.
Тема: "Как
на Масленой неделе, из трубы блины летели! ".
Цель: Знакомство с
процессом выращивания, переработки и получения продуктов питания для
приготовления блинов.
Просмотр проекта:
Совместная работа мамы с ребенком «Мы печем блины».
Цель: Привлечение семей
воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.
2.Музыка.
Тема: Разучивание
частушек.
Цель: Учить
выразительно исполнять музыкальные произведения (частушки, песни), с желанием и
пониманием читать пословицы, потешки, частушки.
Вечер:
Выставка всех
работ, проделанных с детьми за две недели.
Анализ и обобщение
полученных результатов.
Создание мини
музея.
Ожидаемые
результаты:
• Повышение
уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников,
знания о культуру и традиции русского народа.
• Раскрытие
индивидуальности ребенка.
• Воспитывать у
детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному
краю.
Совместное
творчество детей с родителям
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.