Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПроект "Берегите зелёных друзей"

Проект "Берегите зелёных друзей"

Скачать материал

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МИНИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

 

 

                                 Всероссийская акция

          «Летопись добрых дел по сохранению природы»

 

 Экологический практико – ориентированный проект

 

 

Берегите зелёных друзей!

 

 

 

Номинация: Сохранение наземных экосистем.

 

 

 

 

Члены отряда «Друзья природы»:

Грибанова Наталья        4 класс

Карнилов Вадим            4 класс

Можейко Валерий         4 класс

Овчинникова Юлия       4 класс

Писарева Галина            4 класс

 

Руководитель

Глебова Наталья Алексеевна

учитель начальных классов

 

 

 

 

                                                        Минино

 

2013

                                                       Содержание

 

1.     Введение……………………………………………………………3

2.     Основная часть……………………………………………………..5

а) Значение леса для жителей села……………………….

б) Значение леса в природе и жизни человека…………………..

в) Работа пореализации экологического проекта……………….

г)Результаты по реализации проекта…………………………

     3. Заключение……………………………………………………..

     4. Практические рекомендации……………………………………..

     5. Литература………………………………………………………..

     6. Приложение………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Введение

 

                                                                    Все мы дети одного корабля по имени

                                                                 Земля, значит, пересесть из него 

                                                                 просто некуда. Если у человечества

                                                                 не найдётся  сил, средств и разума,

                                                                 чтобы поладить с природой, то на

                                                                 умершей, покрытой пылью

                                                                 безжизненной Земле стоило бы,

                                                                 пожалуй, установить надгробную

                                                                 плиту со скорбной надписью:

                                                                 «Каждый хотел только лучшего

                                                                 только для себя!»

                                                                                   Антуан Сент-Экзюпери

 

   При взгляде из космоса на нашу планету видно преобладание на ней двух цветов, двух огромных пространств, как бы поделивших её поверхность. Это два океана воды и растительности.

   В различное время года, дня, в разную погоду, листва деревьев, кустарников, трав меняет свою окраску. Её оттенки так же непроизвольны и неожиданны, как воды морей. Недаром они соперничают даже на полотнах художников.

   Лес… одно из самых коротких слов в нашем языке. А как много вобрало оно в себя!

   Леса – один из наиболее распространенных ландшафтов земного шара. На них приходится 32 % всей суши земного шара. Наша область и наш район богаты лесами. Леса занимают территорию примерно 20% от всей площади Венгеровского района.

  Лес – это сложный организм: совокупность деревьев, кустарников, травянистых растений и животных, которые взаимно связаны и оказывают влияние друг на друга и на всю занимаемую территорию, а также на климат.

   Значение леса жизненно важно для всего комплекса экологических экосистем Земли. Все основные изменения в биосфере непосредственно связаны с деятельностью леса.

   В наши дни человек стал мощным фактором воздействия на природу. Масштабы его деятельности необычайно широки. Сильное влияние человека испытывает на себе и лес. Эти нагрузки иногда оказываются непосильными, приводят к катастрофическим последствиям. Какие только невзгоды не выпадают на долю наших лесов! Их очень много. Вырубка леса – одно из самых сильных воздействий человека. Всё это не проходит бесследно, пагубно сказывается на лесной растительности. Лес страдает, а иногда гибнет.

   Наступивший 2013 год объявлен в России Годом охраны окружающей среды. Президент Владимир Путин отметил, какое важное место занимает решение экологических проблем во внутренней и внешней политике государства: Мы также должны уделить самое пристальное внимание вопросам экологии, экологического оздоровления территорий… Наш ориентир – это высокие экологические стандарты развития»

 

  Поэтому главной целью данной работы стало формирование активной гуманитарной позиции по отношению к природе.

 

 Задачи:

* изучить влияние лесных вырубок на жизнь лесных сообществ;

* воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле, предотвращение разрушительного антропогенного воздействия на окружающую среду;

* показать роль зелёных насаждений в охране окружающей среды;

* изучение природы родного края;

* воспитание патриотизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Значение леса для жителей села

 

Богат и разнообразен растительный мир Новосибирской области. На её обширных территориях раскинулись хвойные, лиственные и смешанные леса, берёзовые перелески и колки, красочные луга, степи и болота. Все они образуют сложную и разнообразную картину растительного покрова.

   Венгеровский район расположен на севере – западе области – в бассейне Тартасса и Оби.

  Основная часть района находится в лесостепи, лишь северная окраина его заходит в зону мелколиственных лесов – подтайгу.

  Площадь лесного фонда района – 139,9 тыс. га, из них лесные земли составляют 126,3 тыс. га, покрытые лесом 124,2. Лесистость – 19,5%.

  Естественная растительность – берёзово-осиновые колки. Берёза занимает 90,9% покрытой лесом площади; сосновые насаждения, сомкнувшиеся лесные культуры и заболоченные рямы – 2,3%; осинники – 6,8%.

  Село Минино одно из хозяйств Венгеровского района Новосибирской области- расположено в живописном месте, в лесу, в северо-восточной части района, на левом берегу реки Тартасс. Село основано в 90-е годы 18 века и первое десятилетие 19 века ссыльными поляками, участниками восстания Тадеуша Костюшко. До революции село называлось Ощепково. Окружённое сплошными лесами жители местечка занимались деревянным ремеслом. Вокруг было много щепы. Объясняют, что отсюда и название Ощепкова.

Как и несколько веков назад жизнь жителей села тесно связана с лесом.

Лес -  источник получения продуктов, среда обитания животных, самого древнего материала –древесины. Древесина почти единственный источник топлива, наиболее распространённый строительный материал для жителей села. Под натиском цивилизации лес всё дальше отступает от населённого пункта, меняется облик села, редеют лесные колки, меняется растительность.

  Вырубка леса началась на заре человеческого общества и по мере его развития возрасла. Так как потребность в древесине и в других продуктах быстро увеличивалась. Поэтому говорят: человеку предшествуют леса, его сопровождают пустыни. Гибель леса – это экологическая проблема. Гибель леса – это нарушение состояния окружающей среды.

  Учитывая всё выше сказанное, было принято решение пронализировать последствия вырубки леса и разработать практические рекомендации для решения данной экологической проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

                Значение леса в природе и в жизни человека

  Человека и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа жизненная среда и единственный источник необходимых для существования средств. Природа и природные ресурсы – база, на которой живёт и развивается человеческое общество, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

  Главенствующее значение  леса в природе и жизни человека имеют леса.

  Леса важная составная часть окружающей среды. Как экологическая система лес выполняет различные функции и одновременно является незаменимым природным ресурсом.

  Лес – это не только деревья и кустарники, но травянной напочвенный покров, звери и птицы, грибы и насекомые, микробы, находящиеся в тесной взаимосвязи и взаимодействиях. Лес представляет собой сложную экологическую систему, или, как его называл известный советский академик В. Н. Сукачёв, биогеоценоз – участок земной поверхности, на котором в тесном взаимодействии развиваются однородная по составу и производительности растительность, однородный комплекс животных, микроогранизмов, однородная по физико-химическим свойствам почва, поддерживается однородная газовая и климатическая ситуация и устанавливается однородный по маштабу и ритму материально-энергетический обмен между всеми составляющими биогеоценоза.

Как видим из этого определения, в состав биогеоценоза входят живые и неживые (косные) материальные тела. Они называются компонентами биогеоценоза.

Почва является основой жизни и питания растений, в ней происходит прорастание семян, ускорение всходов и дальнейшее развитие мощной корневой системы дерева. Тип почвы определяет состав деревьев.

  Живой напочвенный покров в лесу представлен тенелюбивыми травами. Он редкий, не образует сплошную дернину. В лесу широко представлены мхи, лишайники, хвощи, грибы. С ранней весны до поздней осени в лесу идёт цветение разнотравья.

   Подлесок – кустарники и небольшие деревья – своими корнямиразрыхляет почву, способствует накопрлению в ней влаги и питательных веществ, обогащает почву опадом своих листьев.подлесок служит местом гнездования многих птиц, спасающих лес от нашествия вредных насекомых.

Лес влияет на окружающию среду, на микроклимат, участвует в почвообразовании, регулирует водный режим почвы  и воздуха. Ослабляет радиацию, регулирует фауну и микромир. Велика роль леса в образовании огранической массы. Лесные насаждения очищают воздушные бассейны населённых пунктов от пыли и вредных газов, дыма и копоти, защищают жителей от шума. Многие растения, особенно хвойные, выделяют особые вещества – фитонциды, убивающие микробов – возбудителей долезней человека и растений. Древесная растительность играет и важную роль в выравнивании баланса кислорода и углекислого газа. Деревья, образно говоря, являются зелёной фабрикой, восстанавливающей живительную силу отработанного воздуха.

  Значение леса как источника красоты и хранителя других природных благ было замечено уже давно. «Леса украшают землю… они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение»,- утверждал А. П. Чехов.

Разнообразие, красочность, эстетическая привлекательность лесных массивов благотворно воздействует на психику людей. Способствует подъёму их творческой энергии, возбуждают познавательный интерес.

 

Подчеркнём ещё раз, что значение леса беспредельно. Известный русский писатель Л. М. Леонов назвал его Другом с большой буквы. Леса – важное и наиболее эффективное средство поддержания естественного состояния биосферы и незаменимый фактор культурного и социального значения. Позитивная экологическая роль отражена в девизе Международного конгресса лесоводов (Индия): «Лес – это вода, вода – урожай, урожай – жизнь».

 

                   

 

 

              Работа по реализации экологического проекта

 

К составлению проекта были привлечены учащиеся 4 класса. Наш отряд называется «Друзья природы». Наш девиз: «Радуйся жизни, природу люби, верой и правдой лес защити!».  Наша задача- беречь, защищать, окружать заботой и вниманием каждое дерево, каждый росток! На одном из классных часов была поднята тема вырубки леса, которая не могла оставить равнодушным детей. Ведь это –их родная земля, здесь их дом. Ребята решили выяснить какие изменения происходят в экосистеме после вырубки леса и какие меры необходимо применять по охране леса.

   В один из весенних деньков, ребята отправились на прогулку в лес. Учащиеся обнаружили участок леса, на котором были вырублены деревья. Участок имел прямоугольную форму. Его площадь составляла около 1 ар. На этой площади дети сосчитали оставшиеся пни срубленных деревьев. Оказалось, что на площади в 1 ар было свалено 67 деревьев в возрасте 30-40 лет. Учащиеся самостоятельно считали возраст деревьев по мутовочным кольцам. А сколько кустиков ягодных растений было уничтожено? Учащиеся были взволнованы. И мы решили выяснить, какие изменения произойдут на данном участке.

  Ребята выяснили, что лес представляет сложную природную систему, в состав которой входят не только деревья и другие растения, но и разнообразные представители животного мира, внешняя среда (атмосфера, почва и т.д.). Сложные и многообразные связи существуют в лесу между всеми его компонентами. Все части системы взаимно влияют друг на друга в большей или меньшей степени.

Вмешательство человека в жизнь леса приводит к нарушению установившихся связей, к изменению «работы» всей системы.

  Мы решили проанализировать последствия вырубок в сравнении. Ребята сравнили участок до вырубки и через год после вырубки. Сравнение велось по основным функциям, которые выполняет лес.

 

Средозащитная (сохранение экологического равновесия):   после вырубки появляется открытое пространство, лишенное деревьев. Этот участок получает много света. Внезапное и резкое изменение освещённости пагубно сказывается на многих лесных травах и мхах. Эти растения, привыкшие жить в тени, почти целиком погибают, причём довольно скоро. Более устойчивы кустарники. Они менее страдают от внезапного «выставления на свет».

Когда вырубают березняк, от пней срубленных деревьев быстро отрастает поросль и формируется молодой лес такого же состава, как был до вырубки. А осинник восстанавливается другим способом – с помощью побегов, отрастающих от горизонтальных корней. На вырубке, исследованной нами, мы обнаружили  растения пришельцы (светолюбивые травы, несвойственные лесу). Это такие  травы, как вейник наземный, щучка или луговик дернистый, иван-чай.

 

Климаторегулирующая:  на вырубке совершенно иной, чем под пологом леса и температурный режим. Колебания температуры воздуха и поверхности почвы от дня к ночи здесь гораздо больше, чем в лесу. Особенно велики колебания летом при безоблачной погоде (днём происходит сильное нагревание солнцем, а ночью - сильное охлаждение вследствие лучеиспускания).

 

Почвозащитная: вырубка леса влечёт за собой изменения в водном режиме почвы. Корни вырубленных деревьев, оставшихся в почвенном слое, отмирают и уже больше не поглощают воду. Влажность почвы увеличивается, грунтовые воды поднимаются к верху. В результате может произойти заболачивание территории. Отмирание корней деревьев имеет и другие последствия. Резко уменьшается прежде всего напряжённость корневой конкуренции в почве за воду и питательные вещества. Корни деревьев – очень сильные конкуренты. Пока они живы, им достаётся львинная доля «жизненных благ». Почвенное питание других, более слабых лесных растений сильно затруднено. Отмирание же древесных корней сказывается благоприятно на более мелких растениях, резко улучшает условия их жизни.

 

Санитарно-гигиеническая: к санитарно-гигиеническим свойствам  растений относится их способность выделять летучие органические соединения, называемые фитонцидами, которые убивают болезнетворные бактерии или задерживают их развитие. Велика роль деревьев в очистке воздуха. Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трёх человек. За один солнечный день гектар леса поглащает из воздуха 220 – 280 кг углекислого газа и выделяет 180 – 200кг кислорода. Ребята подсчитали, что  67 сваленных деревьев за день поглатили бы 14 740 кг углекислого газа. То есть выработали бы столько кислорода, сколько необходимо в сутки для дыхания 200 человек.

 

Рекреационная: «Лес вызывает у меня чувство душевного покоя и уюта,- вспоминал М. Горький. -  В этом чувстве исчезали мои огорчения, забывалось неприятное». Лес – это красивые пейзажи, богатство живых красок. Лес служит прекрасным местом отдыха, прививает любовь к природе, является средством эстетического воспитания человека, делают его духовно более красивым. Но когда мы созерцаем пни от спиленных деревьев, кучи обрубленных сучков, потоптанные цветы и траву, то уже не о каком эстетическом наслаждении красотой леса не может быть речи. Этот безобразный пейзаж не вызывает чувства восторга, а скорее наоборот, уныние, тоску, разочарование.

 

 

 

 

                   Результаты по реализации проекта

 

Проанализировав происходящие измерения в лесу после его вырубки, ребята  решили принять участие во Всероссийском движении «Возродим наш лес».

Прежде всего, ребята решили посадить деревья. Так как они ещё малы, то решили это сделать на приусадебном участке школы.     (Приложение  )

 

Затем ребята обследовали все деревья села и решили помочь старым деревьям. Помощь заключалась в уходе за почвой, обрезке сучьев и веток, а также лечение ран.                       (Приложение   )

 

Не менее важной практической  составляющей является и экологическое просвещение населения. Ребята регулярно проводят различного рода акции, утренники, мероприятия, призванные привлечь внимание общественности к экологическим проблемам.

 Они разработали памятки поведения в лесу, а также выяснили  какие необходимо принимать меры для охраны и восстановления лесов. Это прежде всего рациональное использование (отходы от рубки леса пускать на переработку); повторную вырубку проводить на том же участке не ранее чем через 80 – 100 лет, при достижении полной спелости; охранять от пожаров и вредителей; проведение лесовосстановительных работ.

 

 

 

 

 

 

 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Заключение

 

Существует поверье, говорим не впервые:

Не губите деревья, все деревья живые.

Белоствольное лето, златокудрая осень –

Вот живые ответы на немые вопросы.

 

Не губите берёзы, не ломайте рябины:

Их безмолвные слёзы непорочно-невинны.

Не тревожьте покоя вечнодремлющих сосен,

Их не трогайте, люди, их не трогает Осень.

 

Приглядитесь по лучше, только не обижайте,

На сердца и на души грех тот не принимайте.

В тонкорунности света будем с ними честнее,

Ведь они для планеты человека роднее.

 

Всё когда-нибудь будет, и свершится поверье…

Только помните, люди: не губите деревья.

 

    Лес занимает важное место в жизни человека.

   Леса – сложная биологическая система, где протекают жизненные процессы, регулирующие состав, структуру и продуктивность насаждений. Правильная организация лесопользования и его регулирование – важнейший принцип сохранения и повышения природоохранных свойств леса. Леса являются источником удовлетворения потребностей страны в древесине, разнообразном техническом и лекарственном сырье, лесных пищевых продуктах. Леса благотворно влияют на климат, атмосферу, гидрологический режим рек и других водных объектов, предохраняя почву от ветровой и водной эрозии.

   Лес – бесценный дар человеку. И наша забота сохранить его для потомков, не растратить, не уничтожить. Ему мы обязаны многими прекрасными произведениями искусства, ему мы обязаны многим хорошим. Что естьв нас самих, и мы не праве обеднять будущие поколения, не вправе лишатьт их такого прекрасного и богатого наследства. Это бесценный дар природы принадлежит им так же. Как и принадлежалнашим предкам.

   Лес входит в жизнь человека навсегда, и его отсутствие, даже временное, воспринимается как большая потеря. Особенно, если этот лес – лес твоей родины, твоего детства.

 

Люди, оглянитесь-ка вокруг.

Как природа истинно прекрасна!

Ей нужна забота ваших рук…

Чтобы красота её не гасла.

     

                    Практические рекомендации

 

1.     Рациональное использование лесов и переработка отходов остающихся после вырубки и распиловки деревьев.

2.     Экономнее расходовать бумагу.

3.     Использовать альтернативные источники отопления.

4.     Проведение грамотных лесовосстановительных работ.

5.     Повышать уровень экологической граммотности населения.

6.     Покупать продукцию, заготовленную в лесах, управляемых ответственно, то есть сертифицированную продукцию.

7.     Производить повторную вырубку деревьев только через 80 – 100 лет.

8.     Просто любить лес и восхищаться его неповторимой красотой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Литература

 

1.     Петров В. В. Жизнь леса и человек. – М.: Наука, 1985.

2.     Голубев И. Р. Новиков Ю. В. Окружающая среда и её охрана – М.: Просвещение, 1985.

3.     Энциклопедический словарь юного натуралиста/ Сост. А. Г. Рогожкин. – М.: Педагогика, 1981.

4.     Районы и города Новосибирской области (природно-экономический справочник). – Н.: Новосибирское книжное издательство, 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Проект "Берегите зелёных друзей""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Управляющий рестораном

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Всероссийская акция

 «Летопись добрых дел по сохранению природы»

Экологический практико – ориентированный проект

 

Поэтому главной целью данной работы стало формирование активной гуманитарной позиции по отношению к природе.

 

 

 

 Задачи:

 

* изучить влияние лесных вырубок на жизнь лесных сообществ;

 

* воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле, предотвращение разрушительного антропогенного воздействия на окружающую среду;

 

* показать роль зелёных насаждений в охране окружающей среды;

 

* изучение природы родного края;

 

* воспитание патриотизма.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 296 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 318
    • DOCX 1.6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Глебова Наталья Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Глебова Наталья Алексеевна
    Глебова Наталья Алексеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3553
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс повышения квалификации

Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 271 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 597 человек

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 531 человек

Мини-курс

Тревожные расстройства: диагностика и причины

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Цифровая трансформация в бизнесе: аспекты управления и развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная самопрезентация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 33 человека