Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПроект по русскому языку "Создание занимательного фразеологического словаря" 4 класс

Проект по русскому языку "Создание занимательного фразеологического словаря" 4 класс

Скачать материал
Скачать материал "Проект по русскому языку "Создание занимательного фразеологического словаря" 4 класс"

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор школы

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

  • Фразеологизм – это устойчивое  неделимое сочетание слов , которое можно заме...

    2 слайд

    Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов , которое можно заменить синонимом, одним словом.

    Phrasis – «выражение»
    Logos – «учение»

  • Украшают ли фразеологизмы нашу речь? Нужны ли они? Когда их уместно употреб...

    3 слайд

    Украшают ли фразеологизмы нашу речь?
    Нужны ли они?
    Когда их уместно употреблять?
     

    Проблема

  • Глупые сороки.
          Нашли сороки в лесу кусок сыру. Обрадовались, думал...

    4 слайд

    Глупые сороки.
    Нашли сороки в лесу кусок сыру. Обрадовались, думали, где припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны любят сыр, об этом еще Крылов писал. Уже видно, что вороны увидели сыр. Вот одна кружится, потом другая, третья. Сейчас незаметно украдут.
    Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Вдруг появилась лиса. Съела сыр, пока сороки спорили, и ушла. Удалилась, чтобы ее не поймали. Когда сороки увидели пропажу, лиса была уже далеко.
    Так и надо сорокам! Нечего было от сыра отвлекаться да спорить!

  • Глупые сороки.
          Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от ра...

    5 слайд

    Глупые сороки.
    Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали совет держать, где его припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны - известные любительницы сыра, об этом еще Крылов писал. Уже видно, что вороны нюхом почуяли находку. Вот одна кружится, потом другая, третья. Того и гляди украдут средь бела дня из-под носа.
    Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись появилась лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало.. Удалилась подальше от греха.. Когда хватились сороки а, лисы и след простыл.
    Поделом сорокам! Не надо было ворон считать!
    Сравните…

  • Вывод Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? У...

    6 слайд

    Вывод
    Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы.
    Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной.

  • Из разных профессий
сгущать краски,
ход конем,
привести к общему знаменателю...

    7 слайд

    Из разных профессий
    сгущать краски,
    ход конем,
    привести к общему знаменателю

    Откуда берутся фразеологизмы
    Исконно русские
    сматывать удочки, расправлять крылья

    Старославянские
    как зеницу око,
    не от мира сего

    Крылатые
    слова из мифологии
    ахиллесова пята,
    нить Ариадны,
    дамоклов меч


    Крылатые слова и выражения, созданные писателем
    Голый король
    Счастливые часов не наблюдают

  • Замените « Одним словом »
зарубить на носу — 
прикусить язык —... 
обвести...

    8 слайд

    Замените « Одним словом »

    зарубить на носу —
    прикусить язык —...
    обвести вокруг пальца — ...
    заткнуть за пояс — ...
    бить баклуши - ….
    делить шкуру неубитого медведя - …
    сесть на любимого конька - ...
    купить ... в мешке
    пустить ... в огород
    набито как в бочке .
    куры не клюют. — ...
    вставлять палки в колеса — ...
    вилять хвостом — ...



  • Отгадайте фразеологические          загадки.  
Его проглатывают; он подвеше...

    9 слайд

    Отгадайте фразеологические
    загадки.
    Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться.
    Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди.
    Ее толкут в ступе или носят в решете люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат.
    Он в голове у несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги.

  • Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши...

    10 слайд

    Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.

  • 11 слайд

  • 12 слайд

  • 13 слайд

  • 14 слайд

  • 15 слайд

  • 16 слайд

  • 1) Народу в театре было много – груше некуда было упасть.
2) К обеду ребята с...

    17 слайд

    1) Народу в театре было много – груше некуда было упасть.
    2) К обеду ребята сильно проголодались, у всех был медвежий аппетит.
    3) Нужно хорошо подготовиться к соревнованиям, чтобы не ударить в лужу лицом.
    4) На столе у Вовы такой беспорядок, что учебник днём с фонарём не найти.
    Исправь ошибки

  • Фразеологизмы отражают национальную самобытность языка.
Во фразеологии запеча...

    18 слайд

    Фразеологизмы отражают национальную самобытность языка.
    Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа.
    Изучение фразеологии повышает культуру речи и общую культуру человека.
    Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи особую выразительность, меткость, образность.
    Выводы

  • Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук....

    19 слайд

    Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.

  • Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук....

    20 слайд

    Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.

  • Спасибо  за  работу !

    21 слайд

    Спасибо за работу !

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Проектная работа по развитию речи

«Создание занимательного фразеологического словаря»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Касимов

2012

Автор проекта

Постникова Ольга Владимировна, учитель начальных классов первой категории МОУ «СОШ №3» г. Касимов

Учебная  дисциплина    русский язык (развитие речи)

Возраст учащихся     9-10 лет (4 класс)

Вид проекта   информационный проект  (сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории) с элементами творческого проекта (оформление  результатов в форме создания  «Занимательного словаря фразеологизмов») и ролевого проекта (проектанты берут на себя роли выдуманных героев в ходе инсценировки).

Продолжительность проекта  среднесрочный проект (задания выполняются в группах в ходе учебной четверти).

Ожидаемые результаты обучения      

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1.Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у  учителя или родителей;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения.
6.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.

 

Проблемный вопрос     « Не ударим в грязь лицом» и «не сядем в лужу»  - как это? Как называются подобные выражения? Нужны ли они?

Описание проекта

1)  Подготовка. Формулирование  проблемного и учебных  вопросов данной темы. Знакомство с «Фразеологическим словарем». Выбор тем индивидуальных исследований учащихся.

2)  Планирование. Формирование групп для проведения исследований. Обсуждение плана работы учащихся в каждой группе,  выдача инструкций – заданий.

3)  Внеклассная работа, домашняя работа.  Сбор  материала,  разучивание ролей  артистов сценки, оформление творческих отчетов.

4)  Подготовка учащимися презентации под руководством учителя.

5)  Анализ информации, формулирование выводов. Работа над формами отчёта

6)  Предзащита. Группы делают заключительную подготовку, формулируют выводы, исправляют ошибки.

7)  Защита полученных результатов. Представление готового «Занимательного словаря фразеологизмов»

 

Ход занятия– подготовки проекта

 

Цель: научить детей пользоваться словом, учить речи точной и стройной, ясной и выразительной.

Задачи:

1) Введение в их словарный запас фразеологических сочетаний, пословиц, синонимов, антонимов, крылатых выражений.

2) Развитие речи учащихся, активного творческого мышления.

3) Воспитание положительных качеств в процессе работы в парах и группах, повышение речевой культуры.

4) Знакомство с фразеологическим словарем

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, школьный фразеологический словарь русского языка Жукова В. П., текст «Кашу маслом не испортишь» по количеству учащихся.

 

                                        Ход занятия:

1.     Мотивация обучающихся

– Приходилось ли вам “садиться в калошу”? “Вешать нос”? “Терять голову”? “Проглотить язык”? Знаете ли вы человека, которому “медведь  наступил на ухо”? Бывали ли вы “не в своей тарелке”? Когда в нашем классе слышно, как “муха пролетает”? Писал ли кто из вас “как курица лапой”?

– Догадались ли вы, о чем пойдет речь на нашем уроке? (слайд 1)

– О фразеологизмах.

2.     Актуализация учебной деятельности

Если вы на занятии не будете сидеть, сложа руки, то не успеем мы оглянуться, как оно закончится, а вы все будете семи пядей во лбу.

В языке каждого народа есть устойчивые образные обороты, которые воспроизводятся в речи подобно слову, а не строятся, подобно словосочетаниям и предложениям. Такие обороты называются фразеологизмами. (слайд 2) Другое важное свойство фразеологизмов: смысл целого фразеологизма не складывается из смыслов входящих в него слов, например выражение «собаку съел», обозначающее «быть мастером в каком-нибудь деле», совершенно не связано со значением входящих в него слов.

Я хочу рассказать интересную историю о том, как появились фразеологизмы. Жили в мастерской две дужки и стержень, которые использовали  и вместе и по отдельности.  Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф.
Подобное же мы видим в жизни слов. Живут – поживают слова – детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой- то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы
. Ещё фразеологизмы называют КРЫЛАТЫМИ СЛОВАМИ  Они как бы перелетают из предложения в предложение,  не изменяя ни своего состава, ни грамматических форм.

 

Сегодня мы выясним(слайд 3)

  • Украшают ли фразеологизмы нашу речь?
  • Нужны ли они?
  • Когда их уместно употреблять?

 

3.     Пробное учебное действие

Я подготовила вам творческое задание.  Прослушайте и сравните тексты.

Глупые сороки. (слайд 4)

          Нашли сороки в лесу кусок сыру. Обрадовались, думали, где припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны любят сыр, об этом еще Крылов писал. Уже видно, что вороны увидели сыр. Вот одна кружится, потом другая, третья. Сейчас незаметно украдут.

           Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Вдруг появилась лиса. Съела сыр, пока сороки спорили, и ушла. Удалилась, чтобы ее не поймали. Когда сороки увидели пропажу, лиса была уже далеко.

                      СРАВНИТЕ…

Глупые сороки. (слайд 5)

          Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали совет держать, где его припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны - известные любительницы сыра, об этом еще Крылов писал. Уже видно, что вороны нюхом почуяли находку. Вот одна кружится, потом другая, третья. Того и гляди украдут средь бела дня из-под носа.

           Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись появилась лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало.. Удалилась подальше от греха.. Когда хватились сороки а, лисы и след простыл.

           Поделом  сорокам! Не надо было ворон считать!

 

ВЫВОД: (слайд 6) Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной.

 Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы.

 

4.     Работа со словарем

    Фразеологизмы в начальной школе изучаются совсем мало, а в жизни мы встречаемся с ними повсеместно. А откуда берутся фразеологизмы? (слайд 7)

            Исконно русские   сматывать удочки,     расправлять крылья

            Из разных профессийсгущать краски, ход конем, привести к общему знаменателю

            Старославянские   как зеницу око, не от мира сего

            Крылатые  слова из мифологииахиллесова пята,  нить Ариадны, дамоклов меч

            Крылатые слова и выражения, созданные писателемГолый король, Счастливые             часов не наблюдают.

Значения всех ли  выражений, которые вы сейчас услышали, вам понятны? Помогут разобраться во фразеологизмах  словари (Показ словарей)

Словари лежат и на ваших столах, но для работы с ними давайте разобьемся на группы. Рассмотрим Школьный фразеологический словарь  Жукова В. П. (М.: Просвещение, 1989). Как построен словарь? Попробуем найти значения фразеологизмов (каждая группа получает по одному из ранее звучавших фразеологизмов).

 

5.     Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи

 

Замените «Одним словом» (слайд 8)

 Каждой группе  задание:  заменить данные выражения одним словом, вставить недостающие в выражения слова. Пользуйтесь словарями.

Ø    себе на уме — ...

Ø    куры не клюют. — ...

Ø    вставлять палки в колеса — ...

Ø    вилять хвостом — ...

Ø    сесть на любимого конька - ...

Ø    купить ... в мешке

Ø    пустить ... в огород

Ø    набито как в бочке ...

Ø    дуется как ... на крупу

Ø    считать . ..

Ø    брать быка за рога - …

Ø    писать как . .. лапой

Ø    наложить вето — .,

Ø    намылить шею — ...

Ø    коптить небо - …

 

Отгадайте фразеологические   загадки (слайд 9)

 

   Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться.

   Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди.

   Ее толкут в ступе или носят в решете люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат.

   Он в голове у несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги

 

Задания для групп:

   

1. Укажите фразеологизмы - синонимы к словосочетанию любить: (СЛАЙД 9)


1. Как свои пять пальцев


2.Яблоку негде упасть


3. Души не чаять

 


4. Проще парёной репы


5. Носить на  руках

   

2. Найдите фразеологизмы со значением "пропал без вести" (СЛАЙД 10)


1. Во что бы то ни стало

 


2. Игра не стоит свеч


 

3. Ни слуху ни духу


4. Хоть караул кричи


5. Как в воду канул

 

3. Найдите фразеологизмы со значением "недружно" (СЛАЙД11)


1. Душа в душу

 


 

2. Засучив рукава

 


 

 


3. Положа руку на сердце


4. Вставлять палки в колёса


 


                                                 5. Как кошка с собакой


 

Конец формы

6.     Включение в систему знаний.

 

Ребята, а зачем такие сложности: запоминать фразеологизмы, знать их значения? Может, гораздо проще просто сказать, например, «я счастлив», а не «я не седьмом небе»? И понятней, и короче? (ответы детей)

 

 Вывод: конечно, более точно и эмоционально передать наши чувства нам помогают фразеологизмы. Фразеологизмы уместно использовать, когда нужно передать переполняющие нас эмоции.

 Вот как в этом рассказе, послушайте и постарайтесь найти все фразеологизмы, подчеркните их в своих текстах. Их 10. Объясните значение фразеологизмов. Удачи.

 

Кашу маслом не испортишь.

Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А Саша стучит. Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит. Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. Отдай! Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал. Я машину чиню. А бабушка: Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Не все: мы не спим. Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. Папа сказал: Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: Кашу маслом не испортишь.

 

(слайд 10) (Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.)

Как об стенку горох - неодобр. - ничего не действует на кого-либо; бесполезно говорить, советовать и т. п.

 Хоть кол на голове теши - об упрямом человеке, на голове которого, как на дубовом чурбане,  можно тесать кол.

Про человека, который никогда не получит желаемого, говорят, что ему не видать этого как своих ушей.

Всему своё время/срок    - указание на поспешность события/вывода.

Толочь воду в ступе — 'заниматься ненужным, бесполезным делом'.

Как с Луны свалился  - о том. кто не знает чего - либо всем известного.

Подобрать к картинкам фразеологизмы.  (слайд 11-16)

- лить крокодиловы слезы

- мести хвостом

- лезть в бутылку

- брать быка за рога

- хватать звезды с неба

- сесть в галошу

 

 

Исправление ошибок в использовании фразеологизмов. (слайд 17)

- Найдите ошибки в предложениях, в каких фразеологизмах неправильно заменены слова.

1) Народу в театре было много – груше (яблоку) некуда было упасть.

2) К обеду ребята сильно проголодались, у всех был медвежий (волчий) аппетит.

3) Нужно хорошо подготовиться к соревнованиям, чтобы не ударить в лужу (грязь) лицом.

4) На столе у Вовы такой беспорядок, что учебник днём с фонарём (огнём) не найти.

 

 

7.     Работа в группах.

Вот как много мы сегодня узнали новых фразеологизмов. У меня возникла замечательная идея. Давайте попробуем составить свой словарь фразеологизмов, в котором будем не только толковать их значение, но и добавим историко-этимологические сведения о происхождении фразеологизмов, иллюстративный материал, занимательные задания. Предлагаю взять фразеологизмы, в которых упоминаются части тела человека: нога, рука, голова, ухо, нос, глаз и т. д.

Мы с вами уже разделились на группы. Каждая группа получает в конверте индивидуальное задание по созданию своего раздела в нашем словаре (приложение 1). Сейчас вы должны будете, пользуясь фразеологическими словарями, найти крылатые выражения с заданным словом (не менее 10) и выписать их значение. Это будет первый этап работы по созданию нашего занимательного фразеологического словаря.

                              (работа в группах 10- 15 мин.)

Отчет каждой группы о проделанной работе.

 

 

8.     Домашнее задание

Дальнейшую работу, которая носит исследовательский характер и требует творческого подхода, вы будете выполнять самостоятельно. Ваша задача сейчас состоит в следующем: внутри каждой группы распределите между собой, кто с каким фразеологизмом будет работать дальше. Каждому нужно будет (см. в инструкцию) найти происхождение фразеологизма, подобрать синонимы и антонимы к нему, привести пример использования в речи и оформить, сопроводив иллюстрацией, на готовом бланке формата А4 (приложение 3).

На эту работу вам дается неделя. По истечении этого времени вы должны будете представить готовую работу и защитить свой проект. Я буду направлять, контролировать работу в каждой группе, давать индивидуальные консультации. Результатом  нашей совместной работы  должен стать полностью оформленный «Занимательный словарь фразеологизмов».

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 832 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 1958
    • PPTX 1.7 мбайт
    • 24 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Постникова Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Постникова Ольга Владимировна
    Постникова Ольга Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 6
    • Всего просмотров: 69814
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 268 человек из 55 регионов

Курс повышения квалификации

Внедрение Федеральной образовательной программы начального общего образования

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 305 человек из 56 регионов

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Детско-родительские отношения: эмоциональный аспект

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 15 регионов

Мини-курс

Предпринимательские риски

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Сохранение и продвижение традиционных российских ценностей и культуры

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе