Проблема.
|
Мы живем в XXI веке, в котором очень
высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей заставляют
искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы и методы
обучения. От того, как ребенок подготовлен к школе, каково его психическое
здоровье, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной
жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.
В настоящее время в системе дошкольного
образования происходят перемены. На первый план выступает проблема
своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению
в школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на “паспортный”
возраст и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие
трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще
малы “психологически”, то есть не готовы к школьному типу обучения. Сама
логика жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели
психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться
лишь на физический или паспортный возраст детей.
Новые государственные образовательные
стандарты, социальный заказ родителей, изменения, происходящие в обществе,
определили становление принципиально новых приоритетов в образовании,
важнейшим из которых является:
• повышение качества образования;
• обеспечение доступности качественного
образования каждому ребёнку;
• развитие непрерывного образования;
• обеспечение равных стартовых возможностей
для детей при поступлении в школу.
К концу дошкольного возраста ребенок
становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника,
усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных
знаний. Иначе, у него формируется психологическая и личностная готовность к
систематическому школьному обучению.
Федеральные государственные требования
четко определяют портрет современного выпускника детского сада. В рамках ФГТ готовность
к школе определяется сформированностью «внутренней позиции школьника»:
готовность принять на себя роль ученика, развитие мотивов учения, способность
подчинить импульсивные желания сознательно поставленным целям, развитие
моральных мотивов, способность критичной самооценки своих действий,
предпочтение социальных способов оценки своих знаний. Подготовить ребенка в
соответствии с этими требованиями – главная задача дошкольного образования. А
значит, деятельность педагогов ДОУ должна быть ориентирована на ФГТ.
С внедрением ФГОС в начальную школу
особенно важной становится преемственность дошкольного образования и
начального школьного обучения, так как вся деятельность детского сада
ориентирована на развитие у ребенка универсальных учебных действий, на
основании которых строится весь образовательный процесс школы. С этой точки
зрения необходимо создать условия преемственности детского сада и школы путем
проведения различных совместных мероприятий.
В образовательном пространстве
участвуют педагоги, родители и дети, следовательно, проводимые мероприятия
должны быть ориентированы на всех участников образовательного процесса.
|
Обоснование актуальности проекта
|
Подготовка детей к школе является
одной из главных проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных
стран не иссякает.
Психологи, педагоги, физиологи изучают
и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с
которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к
указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к
школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий
фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.
При рассмотрении проблемы подготовки
детей к школе с психолого-медицинской точки зрения необходимо отметить, что
растет количество гиперактивных детей, детей с мозговыми дисфункциями,
задержкой психического развития, органическими поражениями нервной системы,
психосоматикой. Количество не вполне здоровых детей и детей с подтвержденным
медицинским диагнозом столь велико, что не учитывать эту категорию детей при
осуществлении реформы образования невозможно.
Необходимо заметить, что в настоящее
время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого
века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по
школьному типу.
Это
объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные
игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже
занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды
детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся
начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем
помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу,
изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к
выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует
психическому развитию ребенка.
Поступление в школу и начальный период
обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький
человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и
притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется
радикально. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, и их
переживания требуют от ребенка пересмотра созданной им картины мира, а иногда
ее серьезной корректировки.
Главное, что необходимо ребенку, -
положительная мотивация к учению. Отношение ребенка к школе формируется до
того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и
способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
В психолого–педагогических
исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической
готовности ребенка к школе. По мнению ученых, одной из сторон психологической
готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему
обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к
учителю, к предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в
способности сознательно управлять своим поведением и в уверенности в своих
возможностях.
Большинство педагогов и родителей
уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень
интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной
готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому
образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что
является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя
школ.
Ряд авторов подчеркивает необходимость
воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в
дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную
подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней
позиции школьника».
Анализ педагогического наследия
показал, что во все времена педагоги высказывали мысли о подготовке к
школьному обучению. Она должна заключаться в правильной организации жизни
детей, своевременном развитии их способностей, а также пробуждения интереса к
школе и учению. (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци,
Н.А.Добролюбов, К.Д. Ушинский, А.С. Симонович, Е.И. Водовозова, А.С.
Макаренко).
Таким образом, становится актуальна потребность
в психологической подготовке дошкольника к обучению в школе, актуально проводить
систему мероприятий, способствующих формированию «внутренней позиции
школьников». Это требует от педагогов и родителей определенной
компетентности. Значит, возникает потребность в организации мероприятий,
позволяющих педагогам и родителям повысить эту компетентность. А педагогам,
в этом направлении, перестроить свою работу в соответствии с ФГТ.
|
Этапы проекта:
|
Подготовительный этап:
·
Изучение Федеральных государственных требований и
литературы по подготовки детей к обучению в школе, постановка проблемы, первичная
диагностика социально-личностной готовности детей, подбор кадрового состава
участников проекта, заключение договоренности со школой;
·
Разработка проекта в целом.
Основной этап реализации проекта: см. ниже.
Заключительный
этап:
·
подведение
итогов реализации проекта.
·
конечным
продуктом проекта будут ожидаемые результаты см. ниже.
Критериями эффективности проекта мы определяем высокий процент детей сформированной личностно -
мотивационной готовностью к обучению в школе, повышение психологической
грамотности родителей МАДОУ, повышения профессионального мастерства
педагогов.
Для оценки эффективности используются
следующие диагностические инструментарии:
Диагностика Т.А. Нежнова «Беседа о школе».
Анкетирование родителей по вопросам
психологии детства.
Анкетирование педагогов.
Представление опыта работы на педагогическом
совете.
Коллективный сборник стихов о школе «Я –
юный поэт»
|
Ожидаемый результат
|
Предполагаем, что целенаправленная
разнообразная работа педагога-психолога с детьми, их родителями, педагогами
подготовительной группы приведет к положительной динамике следующих
показателей:
ü
Повысится уровень психологической подготовки
детей 7-летнего возраста к школе, сформируется личностно-мотивационная готовность
к школе;
ü
Повысится уровень сформированности личностных
качеств дошкольников (любознательности, инициативности, произвольности и
т.д.). Дошкольники будут более активными в
познании нового, уверенными в своих силах и возможностях.
ü
Повысится уровень
компетентности воспитателей и родителей по вопросу формирования
психологической готовности ребёнка к школе, а так же уровень активного участия родителей в образовательном процессе;
ü
Исчезнет страх перед будущим поступлением в школу
и переход из детского сада в школу и адаптация в условиях школы пройдут
естественно и безболезненно для детей.
ü
Сотрудничество педагогов ДОУ с учителями
начальной школы;
ü
всё выше изложенное приведёт к успешному обучению
в школе.
|
Список использованной литературы
|
§
Божович Л.И. Проблема развития мотивационной
сферы ребенка/Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
§
Выготский Л.С. Кризис семи лет. Собр. соч.: В 6
т. Т.4. М., 1984.
§
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе в
контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным
образованием/Психологическая наука и образование, 2010, №3.
§
Монина Г.Б., Лютова - Робертс Е.К.
Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство
"Речь", 2006. - С. 164-170.
§
Семерикова В. Формирование мотивационной
готовности старших дошкольников к обучению в школе // Детский сад от А до Я.
- 2007. - №5. - С. 122 - 128.
§
Эльконин Д.Б Психическое развитие в детских
возрастах /Д.Б.Эльконин. – М., 1997.
§
Бурлакова И. А. ФГТ к психолого-педагогическому
обеспечению. // Справочник педагога-психолога. 2012. № 2. С. 4-10.
§
Галета Я. Модель выпускника. Предпосылки
формирования универсальных учебных действий в ДОУ. // Школьный психолог.
2011. №16. С. 24-28.
§
Гуткина Н. И. Новая программа развития детей
старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе. // Психолог в детском
саду. 2007. №4. С. 47-65.
§
Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе.
4-е изд., перераб. и дополн. – СПб: Питер, 2004. – 208 с.
§
Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: метод.
пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - 2-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2007.
- 128 с.
§
Карпекина Т. В., Макарьева О. Ю. Условия
успешной адаптации первоклассников (круглый стол для воспитателей) //
Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. №1. С. 29-35.
§
Конева О. Б. Психологическая готовность детей к
школе: Учебное пособие - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – 32 с.
§
Нижегородцева Н. В., Шадрикова В. Д.
Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических
психологов, педагогов и родителей. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –
256 с.
§
Родительские собрания: подготовительная группа /
Авт. -сост. С. В. Чиркова. - М. : ВАКО, 2008. - 336 с.
§
Рылеева Е. В. Готова ли семья к поступлению
ребенка в первый класс? // Управление дошкольным образовательным учреждением.
2005. №4. С. 104-111.
§
Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога.
(3-е изд.) / Серия «Справочники». - Ростов-н/Д: «Феникс», 2005. - 384 с.
§
Юдина Е. П. Из детского сада – в начальную
школу. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. №4. С.
82-85.
§
Юдина Т. П. Образовательная программа группы
предшкольного образования // Управление дошкольным образовательным
учреждением. 2008. №1. С. 62-74.
§
В школу с радостью: конспекты комплексно-игровых
занятий с дошкольниками для психолога и воспитателя / авт. -сост. Е Д. Шваб.
– Волгоград: Учитель, 2007.-79 с.
§
Система коррекционно-развивающих занятий по
подготовке детей к школе / авт. -сост. Ю. В. Останкова. - Волгоград: Учитель,
2007.-130с.
§
Шарохина В. Л. Психологическая подготовка детей к
школе: Конспекты занятий. – М. : Книголюб, 2009. – 48 с.
§
Яковлева Н. Г. Психологическая помощь
дошкольнику. - Спб. : Валери СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002, - 112с.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.