Инфоурок География Другие методич. материалыПроект по географии на тему "Роль воды как источника жизни на Земле" (5 класс)

Проект по географии на тему "Роль воды как источника жизни на Земле" (5 класс)

Скачать материал

Государственное бюджетное общеобразовательное                                       учреждение средняя общеобразовательная школа                                                    п.г.т. Балашейка

 

 

Секция География

 

             

                  «Роль воды как источника жизни на Земле»

 

 

                                                                         Выполнили учащиеся 5б класса:

                                                          Аряпова Ксения,  Конюхова Кристина,

                                                                Поселенова Ольга, Тхор Елизавета

 

 

                                    Руководитель

учитель географии Сидорова В.М.

                                          Работа защищена

                                       «15» мая 2014г.

 

 

 

 

2013-2014 уч.г.

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………

 

1.Вода – самое большое богатство на Земле.…………………..

 

 

1.1.Голубая  планета……………………………………………

1.2. Первые живые организмы…………………………………

2.Вода – бесценная влага жизни…………………………………

 

 

 

2.1. Вода – составная часть всех живых организмов………….   

 

 

2.2. Вода и здоровье человека………………………………….

 

 

3. Уникальные свойства воды /опыты/…………………………

 4.Вода в опасности!.................................................................

5.Почему воду надо беречь?/эксперимент/..............................  

 

 

Заключение………………………………………………………

 

Список использованной литературы…………………………

Приложение………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Нет на Земле напитка лучше,

чем стакан  чистой  холодной воды.

В. Песков.  

              В нашей жизни вода - это самое распространенное вещество. С

научной точки зрения вода - это самая необычная, очень загадочная

 жидкость.

 В чём же состоит необычность воды?

          Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что

стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза

существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни

человека.

Проблема: Бесконечна ли вода и нужно ли её беречь?

 

Объект исследования: вода.

 

Предмет исследования: бережное отношение к воде.

 

Цель исследовательской работы:

 Доказать, что вода - один из уникальных и ценных ресурсов, необходимый

всему живому на Земле.

Задачи:

 

1.     Подобрать и изучить литературу по данной теме.

 

2.     Собрать и проанализировать информацию в интернет- источниках.

 

3.Выяснить, откуда появилась вода.

 

4.Узнать, сколько воды на Земле и какая она бывает в природе.

 

5.Выяснить, кому и для чего нужна вода, можно ли прожить без воды.

 

6.Узнать, исчерпаемы ли источники воды, необходимо ли их охранять.

 

7.Провести практические опыты, эксперименты с водой по изучению ее

 

свойств и экономному расходованию.

  

 План работы:

 

1. Изучить литературу по теме.

 

2. Провести наблюдение за своими комнатными растениями и семенами.

 

 3. Провести опыты с водой.

 

4. Обработать материал.

 

5. Сделать выводы.

 

Методы:

 

Практические: опыты, наблюдение, практический анализ.

 

Теоретические: изучение источников информации.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

 

         Актуальность  работы заключается в значении чистой воды: где вода –

 

там и жизнь. Мы те, кому предстоит жить и трудиться в третьем тысячелетии

 

 на планете Земля. Уже сегодня нас тревожат сведения о том, что мы дышим

 

грязным воздухом, едим загрязнённую посторонними примесями пищу и

 

 пьём такую же плохую воду. В 21 веке проблема рационального

 

 использования и охраны водных ресурсов становится одной из самых

 

 острых как во всём мире, так и в России. Очень важно научиться наблюдать

 

 природу. Уметь бережно относиться к источникам воды, значит стать

 

 небезразличным к миру, в котором мы живем. Суметь увидеть, насколько

 

  жизнь нашей планеты зависит от водных ресурсов.

 

Гипотеза:

Если о значении воды мы будем больше знать и рассказывать другим, то к

 

 воде будем относиться очень бережно. Это утверждение даст ответ на

 

 главный вопрос: "Почему без воды не может быть жизни на Земле?"

 

Вопросы, направляющие проект

 

1.     Основополагающий вопрос

1.Зачем нужна вода?

 

2.     Проблемные вопросы учебной

 

темы

2.Почему воду называют источником

 

 жизни?

 

В чѐм уникальность воды?

 

Какие экологические проблемы связаны

 

с водой?

 

3.     Учебные вопросы

 

Какое значение имеет вода для человека?  Зачем растениям нужна вода?                                                Для кого вода является природным домом?

Можно ли водой любоваться?

Какими свойствами обладает вода?                                                  Какие чудесные превращения происходят с водой?

 

Чего на земной поверхности больше: суши или воды?                                                                                               Знаете ли вы, какую воду называют пресной?                                                                                                                                       Сколько воды расходует за сутки одна семья?                                                                                                                           К чему может привести загрязнение водоѐмов?                                                                                                                           Как беречь воду?

 

 

 

 

1.Вода – самое большое богатство на Земле.

 «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете» [Антуан де Сент-Экзюпери].                                                                                               Без воды наша планета так и осталась бы мёртвой и безжизненной, как и другие планеты в солнечной системе.

Откуда же она появилась?

 1.1.  Голубая планета.

Вода существовала во Вселенной в виде льда или пара задолго до возникновения нашей планеты. Она оседала на пылинки и кусочки космических частиц. Из соединения этих материалов сформировалась Земля, а вода  образовала в самом центре планеты подземный океан. Вулканы и гейзеры формировали нашу  молодую планету многие тысячелетия. Они извергали  из недр Земли фонтаны горячей воды, большое количество пара и газов. Этот пар окутывал нашу планету как одеялом                                                                   Ещё одна часть воды попала к нам из космоса в виде огромных глыб льда, которые были хвостом огромнейших комет бомбардировавших нашу молодую планету.

Поверхность Земли   постепенно остывала. Водяной пар начал превращаться в жидкость.  Дожди обрушились на нашу планету, наполняя будущие океаны бурлящей грязной водой. Потребовалось много лет, чтобы  океаны остыли, очистились и стали такими, какими мы их знаем сегодня: солёными, голубыми водными просторами и покрывают большую часть поверхности Земли. Поэтому Землю называютГОЛУБОЙ ПЛАНЕТОЙ.

Единственная планета в солнечной системе, где возникла жизнь – это наша Земля. Есть много мнений возникновения жизни на Земле, но все они сходятся в том, что основой для зарождения жизни была вода.

1.2. Первые живые организмы.

          Большинство вулканов было затоплено водами первого  океана. Но вулканы продолжали извергаться под водой, подавая разогретую воду и растворенные в ней  минералы из недр Земли.   И там,  на поразительной глубине,  в близи вулканов, по мнению многих учёных, и зародилась жизнь.

 Самыми первыми живыми организмами были бактерии и синезелёные водоросли. Для жизни им не нужен солнечный свет, они существовали благодаря вулканическому теплу и минералам, растворенным в воде. Но как же они выдерживали такую высокую температуру, исходящую от вулканов?

    В настоящее время  в океанских глубинах, как и много веков назад, находятся удивительные горячие источники, курящиеся белым и чёрным паром, их называют подводными курильщиками. Возле них живут многие виды морских животных, приспособившиеся к этой среде и, конечно же, бактерии.

 Но как появились первые живые организмы?

Учёные обнаружили в космосе большое количество молекул, (это те «кирпичики» из которых состоит всё живое и неживое) из которых могли образоваться первые живые организмы.  На нашу планету они могли попасть вместе с водой. А может не молекулы, а бактерии пришли к нам из космоса? Они постоянно удивляют людей умением проходить сквозь огонь и воду.

Их находили в египетских мумиях и в носу мамонта. В нефтяной скважине и льдах Антарктиды на глубине четырёх километров. Их обнаружили на атомной станции в воде. Все они были живы, здоровы и продолжали размножаться. 

А может быть, жизнь на Земле зародилась одновременно разными способами? До конца эта тайна природы не раскрыта.                                                    Точно одно: на Земле было всё необходимое для зарождения жизни, нужны были лишь условия для их соединения. Этими благоприятными условиями, для зарождения жизни и её развития, стала морская вода. А подводные вулканы обеспечивали теплом и питанием.

2.Вода – бесценная влага жизни.

             Во все времена вода считалась бесценной влагой жизни. И хотя

 далеко позади те годы, когда брать ее приходилось в речках, прудах, озерах

 и нести за несколько километров к дому на коромыслах, стараясь не

расплескать ни капельки, по-прежнему бережно относится к воде человек,

заботясь о чистоте природных водоемов, о хорошем состоянии колодцев,

колонок, водопроводных систем.

В связи с постоянно растущими потребностями промышленности и сельского

хозяйства в пресной воде со всей остротой встает проблема сохранения

существующих водных ресурсов. Ведь пригодной для нужд человека воды,

 как показывают статистические данные, не так уж много на Земном шаре.

Известно, что более 70 % поверхности Земли покрыто водой. Около 95 % ее

 приходится на моря и океаны, 4 % — на льды Арктики и Антарктики, и

лишь 1 % составляет пресная вода рек и озер. Значительные источники воды

находятся под землей, иногда на большой глубине.

Около 4,5 тыс. км3 — море воды — таков годовой сток наших рек. Однако

распределены водные ресурсы по территории страны неравномерною.

Потребители, используя воды, загрязняют ее, это постепенно приводит к

истощению чистых пресных вод и к необходимости принятия мер по их

 охране.

Такое водоиспользование, не влияя на количество воды, существенно

сказывается на ее качестве.

2.1.Вода – составная часть всех живых организмов.

             «Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного

 тела, которое могло бы с ней сравниться по влиянию на ход основных,

 самых грандиозных геологических процессов. Не только земная

 поверхность, но и глубокие — в масштабе биосферы — части планеты

 определяются, в самых существенных своих проявлениях, ее

 существованием и ее свойствами» [В. И. Вернадский].

        Покрывая две трети поверхности Земли, вода влияет практически на все

 процессы, которые происходят на нашей планете. Тяжело найти такое

 природное тело, которое бы не содержало в себе воды. Влагу содержат даже

 камни и огненная магма. Растительный мир состоит из воды на 70–95%.

       Велика роль воды  в жизни природы: нет жизни без воды. Живые

 организмы нашей планеты приспособились ко всяким условиям: к полному

 мраку и огромному давлению на дне океанов; к 70-градусной – жаре в

 пустынях и к 70- градусному – холоду в Сибири и Антарктиде. Но ни одно

 живое существо не может обходиться без воды.

Для того, чтобы убедиться в важности и нужности воды мы провели

 несколько опытов:

·        Что происходит с цветком, если его не поливать:

 

1.                 Через 5 дней он завял.

2.                 Затем  полили его водой.

3.                 На следующий день он снова распустился.

 

·        Вода дает новую жизнь.

 

1.Возьмем семечко огурца.

2.Положим его в блюдце на влажную ткань.

3.Ежедневно смачиваем ткань водой.

4.Через три дня семечко проросло.

 

Все растения и животные содержат в себе воду, да и наше собственное тело

 на 70-75 % состоит из воды, наши мозги – состоят из нее на 90%, а кровь –

 на 95 %. Без нее не может быть ни ярких цветов, ни зелени деревьев, ни

 пения птиц, ни золотых полей пшеницы.

       Знаете ли вы, что при потере человеком 1-1,5 л воды (это – 2% массы

 тела) появляется ощущение жажды. При утрате организмом 6-8% влаги

 человек впадает в полуобморочное состояние. Потеря 10% воды вызывает

 галлюцинации, нарушается глотательный рефлекс. Если потеря воды

 превышает 12%, человек погибает.

2.2.Вода и здоровье человека.

        Вода – это самое уникальное и загадочное природное образование. Это

 единственный природный минерал, который находится в трех агрегатных

 состояниях: твердом, жидком и газообразном, кроме этого она является

 лучшим энергоинформационным носителем. Все живые организмы более

 чем на половину состоят из воды, например, рыбы  и животные – на 75%,

 медузы – на 99%, яблоки – на 85%, огурцы – на 95%, а вот организм

 пожилого человека на 50% состоит из вода, а организм новорожденного – на 86%.

По статистическим данным Всемирной организации здравоохранения около

 85% заболеваний передается водой. В жизни человека вода является не

 заменимым природным богатством, гораздо больше, чем нефть, газ, уголь,

 железо.

В организме человека вода выполняет множество функций: помогает

 усваивать питательные вещества, преобразовывает пищу в энергию,

 способствует регулированию температуры тела, смазывает суставы, выводит

 шлаки из организма. Научные исследования крови подтвердили, что

 причина многих болезней в обезвоживании организма, которое ведет к

закислению крови. Для того чтобы организм и его органы были  здоровыми

 необходимо употреблять как можно больше чистой некипяченой воды.

 Употребление воды можно сравнить с влажной уборкой организма,

 очищением его от токсинов и шлаков. В течение суток человек теряет до

 двух литров воды, а это значит, что ему нужно выпить столько же. Утром, как только мы проснулись, мы должны «запустить» организм, выпить 2 стакана воды. Это  помогает нам выглядеть более ухоженными, здоровыми и красивыми. Достаточное потребление воды - это профилактика многих болезней.

3.Уникальные свойства воды.

              Вода настолько уникальный растворитель, что имеет полное право

 на самое почтительное отношение. В воде растворяются жидкости, твердые

 вещества  и газы.

3.1.Вода – растворитель.

Опыт№1.

·        Насыплем в стакан с водой чистой соли и размешаем её ложечкой.

 

 Пронаблюдаем, что происходит с кристаллами соли. Они становятся всё

 меньше и меньше. Скоро они исчезнут совсем. Но исчезла ли соль.

 Попробуем воду. Соль не исчезла. Она растворилась в воде. Какой можно

 сделать вывод? Вода растворитель. Возьмём камешек, опустим его в воду.

 Растворился ли камень? Нет. Какой можно сделать вывод? В природе есть

 вещества, растворяющиеся и не растворяющиеся в воде.

3.2.Текучесть воды.

Опыт №2.

·        Можно ли воду положить на стол? Нет, вода разольётся по столу. Если

 

 налить воду в стакан, она примет форму стакана. Если наполнить ею

 пузырёк, она примет форму пузырька. Вода – жидкость. Жидкость не имеет

 своей формы, а принимает форму сосуда, в котором находится. Делаем

вывод: вода текучая, не имеет своей формы.

3.3.Вода прозрачная.

Опыт №3.

·        Опустим в стакан с водой, а затем в стакан с молоком ложку.

 

 Сравниваем, видна ли ложка в стакане с водой? А в молоке? Это говорит о

 том, что вода прозрачна.

3.4.Вода бесцветна.

Опыт№4.

·        Сравниваем цвет воды с цветом молока. Имеет ли вода цвет? А

 

 молоко? Это говорит о том, что вода бесцветная.

3.5.Вода без запаха.

Опыт №5.

·        Понюхаем воду и определим, имеет ли она запах? Не имеет, а бензин,

 

 или йод? Это говорит о том, что вода не имеет запаха.

3.6.Капиллярность.  

Кроме данных свойств вода также обладает одним из самых уникальных

 свойств – капиллярностью. Многие окружающие нас физические тела имеют

пористое строение, то есть, пронизаны тонкими капиллярами. Именно

 поэтому хорошо впитывают влагу полотенца, вата, бумага, дерево.

 Используя данное свойство, капиллярность мы вам покажем…

Опыт №6.

·        Смачиваем кусочек сахара в стакане с чаем. Все выше всползает по

 

 нему коричневая жидкость,  белый сахар буреет, оседает, расплывается.

·        Для этого опыта понадобятся пять спичек.

 

 Надломим их все посредине, согнем под острым углом и положим на

 блюдце так, как показано на рисунке слева. Как сделать из этих спичек

 пятиконечную звезду, не прикасаясь к ним? И здесь  нужно уронить

 несколько капель воды на сгибы спичек! Постепенно спички начнут

 расправляться и образуют звезду.

Причина в обоих опытах одна и та же.

 Волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам.

 Дерево набухает. Его уцелевшие волокна «толстеют». Став толстяками, они

 же не могут так сильно сгибаться и распрямляются.

/Так происходит питание растений из почвы/.

 

4.Вода в опасности!

       Сточные воды промышленных предприятий. Какие они? (грязные и с

 неприятным запахом). Если добавить грязную воду в стакан с чистой водой.

 Что происходит с чистой водой? Можно ли теперь её использовать

человеку? Могут ли в такой воде жить животные? Такую воду нельзя пить.

 От загрязнения морей нефтью гибнет много морских животных. Человек,

 как и все живые организмы, скоро может остаться без чистой воды, если не

 предпримет меры охраны воды.

 Охрана воды – условие сохранения жизни на Земле. Пресная вода

 составляет всего около 3% водных ресурсов Земли, а на доступные людям

 реки, озера и болота приходится всего-навсего 0,3% пресной воды. Поэтому

 нужно очень беречь чистую воду. Растет население нашей планеты, растут

 затраты воды. С развитием промышленности во всем мире наблюдается

 загрязнение рек, озер вредными веществами.

Чистая и свежая вода

 нам сейчас так нужна!

 Как человеку воздух,

 Как животным еда.

 Как небу солнце -

 Вода нам нужна!

 Если не будет чистой воды,

 То погибнут все реки и пруды.

 Погибнут все народы...

 Берегите, люди, воду!

5.Почему воду надо беречь.

               Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и

 морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих

 технических производств сельского хозяйства. Пресной воды существенно

 меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток.

 Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их

 загрязнения.

           Как мы можем экономить воду? Вот один из способов.  Записываем показания счётчика. Два дня пользуемся водой как раньше. А потом два дня стараемся дома беречь воду. Посмотрим на показания счетчика. Оказалось, что за два дня можно экономить 1 кубометр воды! Значит, разумно пользуясь водой, мы не только бережём её, но и экономим деньги.

Заключение.

Много веков назад вода попала к нам из космоса. Благодаря воде, на нашей планете зародилась и до сих пор существует жизнь. Мы построили большие города вблизи водоёмов. С каждым годом мы всё больше её расходуем и загрязняем. Мы привыкли к воде и часто забываем о том, что вода - это самая большая драгоценность на Земле. Но запасы воды не безграничны. Если исчезнет вода – исчезнет и жизнь. Наша планета станет такой же безжизненной  планетой, как и другие планеты в солнечной системе.

Пока ещё не поздно, нам надо сделать всё необходимое для сохранения водоёмов и спасти нашу голубую планету, а значить и нас самих.

Закончить  работу хочется такими словами:

 Есть просто газ легчайший – водород,

 Есть просто кислород, а вместе это –

 Вода – источник жизни на Земле!

 Вода – источник жизни во Вселенной!

Без воды погибнет всё живое на Земле. Вода - одно из самых важных для

 

 человека веществ. Без неё не обойтись никому и никогда, и заменить её

 

 нечем. Одна из причин загрязнения водоёмов - хозяйственная деятельность

 

 человека. Воду нужно беречь и охранять, так как вода это жизнь и

 

количество воды на нашей планете ограничено.

 

 

 

 

Выводы:

      Вода входит в состав живого организма.

      Вода – это жизнь, красота и здоровье.

      Вода – помощник человека.

      Количество воды ограничено.

      Вода загрязняется.

      Мертвый океан - мертвая планета, а значит, и все человечество.

    Подведя итог, хочется сказать, что питьевой воды на планете становится всё меньше и меньше и её качество понижается. Воду надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому.                                                                                              Беречь воду — это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.                 Арабаджи.В.В., «Загадки простой воды», М.: Знание,1973

2.                 Ахманов М. С. « Вода, которую мы пьем»,  М.: Эксмо,  2002

3.                 Горский В.В., «Вода – чудо природы», М.: Изд-во АНСССР, 1962

Интернет ресурсы:

http://ru,wikipedia.org/wiki/Вода.

http://zdd.1september.ru/2004/11/2.htm

 

http://900igr.net/kartinki/ekologija/Gidrosfera/Voda.html

www.tic-pr.com/analysis/geography.kz/

www.erudition.ru/referat/ref/id.46577_1.html

http://www.5.km.ru/

www.ecosystema.ru/.../presvoda.htm

www.sakhcube.ru/2/?g=217&PHPSESSID

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Проект по географии на тему "Роль воды как источника жизни на Земле" (5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по безопасности

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

       В условиях ФГОС учащиеся должны в конце года защитить проект. Группой учащихся была выбрана тема о воде и названа "Роль воды как источника жизни на Земле."

 

     Чистой воды на земле становится всё меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют её отходами производства.  Рыба, растения, звери-всё живое погибает в такой воде. Грязные воды отравляют воздух, вызывают заболевания. 

        В теоретической части учащиеся раскрывают значение воды для всего живого на планете, практически доказывают уникальность свойств воды.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 015 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1419
    • DOCX 64.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сидорова Валентина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сидорова Валентина Михайловна
    Сидорова Валентина Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 25137
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 220 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 146 человек

Мини-курс

Методы маркетинговых исследований в интернете

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 20 регионов

Мини-курс

Методология проектного менеджмента и стратегического планирования в инвестициях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии B2B маркетинга: от анализа до продаж

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе