Приложение 7.
Методические разработки основных
мероприятий.
Мероприятие «Вечер знакомств»
Цель: Знакомство
детей, адаптация в коллективе, установление контакта с
воспитанниками, выявление
творческих способностей.
Оборудование: карандаш,
листок бумаги, музыкальное сопровождение, карточки с названиями
животных,
В первый вечер хорошо заложить будущую
традицию: проводить вечер не каждый сам по себе, а всем вместе. Первый лагерный
вечер проводить легко, потому что незавязавшаяся дружба толкает детей на
внимательное восприятие всего, что вы говорите и делаете. Но в то же время и
трудно, потому что дети разобщены и внутренне зажаты.
Упражнение «Математика»
Дети сидят в кругу.
Вожатый даёт задание: «Начнём считать по кругу. Тот, на кого приходится число,
кратное трём, произносит вместо цифры своё имя».
Эту игру можно использовать для развития
памяти и внимания.
Упражнение «Паутина личности». Ребята и взрослые делятся на пары и в течение 2 минут задают по
очереди друг другу вопросы: о имени, о родителях/детях, о хобби, о домашних
любимцах, о предмете гордости и т.п.
После чего, сидя в кругу каждый из партнёров
представляет собеседника.
Оборудование: планшеты, бумага и
карандаши/ручки.
Игра «Разрастающийся
танец»
Играется любая танцевальная мелодия (гитара
или портативные колонки) выбирается двое играющих, которые начнут танцевать
друг с другом. Затем остановите музыку. Танцоры разделяются, и каждый из них
выбирает себе другого партнера или партнершу. Теперь уже 2 пары танцуют, пока не
остановится музыка. Затем каждый выбирает себе по новому партнеру, и танцуют 8
человек. Так продолжается до тех пор. покуда не будут танцевать все.
4 конкурс «Найди свою
пару»
Заранее заготавливаются карточки с написанными
на них животными, причем одно и тоже животное должно быть написано на двух
карточках. Затем карточки раздаются участникам, каждый смотрит, какое животное
ему досталось, не говоря об этом другим. Далее все закрывают глаза и должны
издавать звуки написанного на карточке животного. Таким образом каждый ищет
свою пару. Выигрывает та пара, которая найдется первой. Пример животных: кот,
собака, корова, петух, козел, сова, змея, таракан.
В конце "вечера" можно разучивать
песни под гитару.
Викторина «Что мы знаем о природе?»
Цель:
Выявить потенциал детей в интеллектуальной, туристической
сфере.
Экологические
викторины - форма работы с детьми, в результате которой выявляются особенности
экологической эрудиции, формируется высокий уровень положительного отношения к
природе, развивается познавательная активность.
Викторина
проводится несколькими способами.
1
способ. Вопросы даются всем ученикам, после чего желающие выступают с перечнем
вопросов, на которые найдены ответы. Итоги подводятся в виде аукциона,
победитель – тот, кто последним назвал вопрос-ответ.
2
способ. Дети делятся на две группы. Вопросы даются каждому из первой группы.
Ответы – каждому из второй группы. По команде дети ищут свою «пару» в течение
определённого промежутка времени. В итоге, без пары остаются самые сложные вопросы,
которые обсуждаются далее всеми игроками.
Вопросы викторины.
Раздел
«КАКАЯ БУДЕТ ПОГОДА?»
1.Что перед дождем делают лягушки,
дождевые черви и кроты? (Лягушки вылезают из под воды; дождевые черви и кроты выползают из
норок).
2.Какие животные являются «синоптиками»,
предсказывают дождь? (Воробьи купаются в пыли, хохлятся и мало чирикают; ласточки летают
низко, бабочки спрятались в укрытие; паук недвижим в середине паутины; стрекозы
летают скачками; рыба выскакивает из воды, не клюет, комары отправляются на
охоту).
3.Как животные предсказывают хорошую
погоду?
(Ласточки кружат высоко; голуби разворковались; комары-толкунчики пляшут;
летучие мыши активны, часто летают; пчелы, бабочки оживляются; кузнечики по
вечерам дружно стрекочут; лягушки и жабы сидят в воде; муравьи открывают ходы в
муравейнике и бойко ползают; тетерева сидят на верхушках деревьев).
4.Как предсказывает погоду,
одуванчик?
(Перед дождем одуванчики закрываются).
5.Кто из птиц предвещает сильный
ветер?
(Вороны садятся клюквами в одну стороны).
Раздел
«КАК НЕ ЗАБЛУДИТЬСЯ В ЛЕСУ?»
Могут ли бабочки указать стороны
горизонта?
(Да. Крылья отдыхающих бабочек рано утром направлены к востоку, в полдень - к
югу, а вечером - к западу).
Как определить восток, юг и запад по
солнцу? ( В
7 часов утра - солнце на востоке, в час дня - на юге, а в 7 часов вечера - на
западе).
По каким приметам в лесу можно
определить север и юг?
Север будет там где:
-меньше цифра на квартальном столбе;
- гуще растут лишайники и мхи на
стволах и деревьев;
- листья пижмы в полдень расположены
к северу;
- на пнях годовые кольца расположены
плотнее
- у берез кора грубее, с трещинами,
наростами;
- на стволе сосны идет темная полоса,
образующаяся от застоя влаги;
- гуще весной растет трава на лесной
поляне;
- растет свежая, не пожелтевшая трава
у пня во второй половине лета.
Юг будет там, где:
- на пнях шире толщина годовых колец;
- на стволах сосны больше подтеков
смолы и ниже опускается красноватая кора;
- гуще крона одиноко стоящего дерева;
- нет мхов и лишайников на камнях и деревьях;
- часто (но не всегда) расположены
муравейники).
Раздел «ЛЕСНАЯ СТОЛОВАЯ» (Как прожить в лесу без
городских припасов)
Из каких дикорастущих растений можно
испечь хлеб?
(Из корневищ рогоза, травы лебеды и клевера).
Из каких растений вы приготовите
салат? Сварите щи? (Салат - из крапивы, ошпаренной кипятком, мокрицы, кислицы,
одуванчика, сурепки. В щи положите щавель, капусту, крапиву, борщевик, кислицу,
лебеду, сурепку, осот, Иван-чай).
Какие растения в лесном блюде заменят
картофель? Морковку и петрушку? Перец?
(Вместо клубней картофеля - корневища
стрелолиста, содержащего 35% крахмала. Морковку и петрушку замените корнями
лопуха.. Вместо перца используйте водяной перец).
Какие растения обладают пряными
свойствами?
(Тимьян обыкновенный (чабрец), тмин, можжевельник, душица).
Назовите 7 заменителей чая, кофе. (Напиток из хвои сосны.
Заменители чая: Иван-чай, малина, шиповник, смородина, земляника, черника,
брусника, зверобой,. Кофе сварите из поджаренных корней одуванчика).
Какое растение по содержанию витамина
«С» полезнее лимона в 7 раз? (Хвоя сосны).
Плоды какого кустарника называют
«северным лимоном»? (Кисловатые на вкус плоды барбариса).
«Копилкой витаминов» зовут красные
плоды этого лесного кустарника. Какого? (Шиповник).
Раздел
«ЛЕЧЕБНИЦА
В ЛЕСУ» (Если с тобой случилась беда...)
Если вы натерли ногу или порезали
палец, остановить кровь, заживить рану, успокоить боль вам помогут... (Подорожник, зверобой,
тысячелистник, земляника, гриб-дождевик, березовые почки).
Какое растение может заменить вату и
йод? (Мох-сфагнум.
Во влажном состоянии он хорошо дезинфицирует раны. Во время Великой
Отечественной войны сфагнум широко использовался партизанами).
Знаете ли вы, как облегчить боль при
укусе пчелы? (Место
укуса пчелы смажьте соком одуванчика).
Какую помощь при нападении комаров
могут оказать муравьи? (Чтобы избавиться от комаров с помощью муравьев, положить на муравейник
носовой платок, подождите, пока муравьи смочат его кислотой и приложите его к
открытым частям
тела).
Как устранить зуд при укусах комаров?
(Для
устранения зуда от укусов комаров - приложите на 1-2 минуты лист черемухи или подорожника,
можно также смочить место укуса раствором питьевой соды, либо нашатырным
спиртом).
Какими растениями вы воспользуетесь
при простуде? Чтобы снизить температуру? Вылечить ангину? (Жаропонижающими свойствами
обладают ягоды малины, клюквы, цветы липы, листья смородины и иван-чая. От ангины вам помогут почки
сосны, ромашка аптечная, а из культурных растений - календула-ноготки).
Как устранить с лица угри и прыщи? Потереть лицо отваром из
листьев малины.
Какое растение помогает при нарывах,
ссадинах и ожогах"}
(Папоротник. Молодые и промытые листья
его успокаивают
боль).
Экологические игры.
Игра «Звуки»
Оборудование: листы,
карандаши.
В этой игре дети с наслаждением вслушиваются в поразительный хор природных звуков. Дети очень любят эту игру - она настолько поглощает их, что они сидят на удивление смирно, составляя
свои карты звуков. Перед началом игры
раздайте участникам карточки размером
4 х б см со значком. Х в центре. Скажите
им, что карточка - это карта, а значок X
обозначает место, где они находятся.
Когда они услышат какой-либо звук,
то должны нанести на карточку
значок, который каким-то образом характеризует
этот звук. Расположение этого значка
должно максимально точно указывать
направление, откуда раздался звук, и
расстояние до его источника.
Значки должны быть абстрактными, а
не конкретными, т.е. игрокам не следует изображать растения или животных, издавших этот звук. Попросту говоря, надо ввести свои условные обозначения: например, две
волнистые линии означают шум ветра, нотный значок - пение
птицы. Другими словами, нужно как можно меньше времени тратить на рисование и
как можно больше времени - на слушание.
Скажите
детям, чтобы они слушали звуки природы
с закрытыми глазами. Объясните, что, если
приставить ладонь к уху позади него,
то это создаст отражательную
поверхность, которая поможет лучше
улавливать звуки, совсем как уши у
лисицы или кенгуру. Для того, чтобы лучше расслышать звуки, доносящиеся сзади, совсем не обязательно поворачивать голову, достаточно приставить ладонь впереди уха.
Выберите
такое место, где можно услышать много различных звуков. Полянка, берег ручья или реки, лес -
самые лучшие места
для этого. Очень важно, чтобы все участники игры быстро нашли себе место, где они будут сидеть и слушать; желательно начать
слушать всем одновременно, чтобы не
мешать друг другу. Очень важно
дать группе достаточно времени, чтобы
все успели разбрестись подальше друг
от друга: благодаря этому карты звуков
будут очень разными, вам будет интереснее их обсуждать.
Продолжительность
игры зависит от
возрасга участников; от того, на какое время игроки способны сосредоточить свое внимание и от того,
насколько «богат»
звуками выбранный вами участок. Лучше всего играть со взрослыми 10 минут и 5 - 10 минут с детьми.
После
того как ваши дети нарисуют «карты» и обменяются ими друг с другом, задайте
им следующие вопросы:
-
Сколько разных звуков вы услышали?
- Какие
звуки вам понравились больше? Почему?
-
Какие звуки вам понравились меньше? Почему?
-
Какие звуки вы до этого никогда не слышали? Знаете ли, кто издает эти звуки?
Вместо
того, чтобы просить детей ответить на вопросы вслух, предложите им лучше
обвести кружочком те звуки, которые они услышали в первый раз, подчеркнуть
одной чертой те звуки, которые им понравились больше всего, двумя чертами -
которые совсем не понравились.
Пары
участников- Ведущий и Ведомый.
Ведущий
за руку ведёт ведомого, у которого завязаны глаза, при этом старается запутать
дорогу. Подведя ведомого к какому- либо дереву, оставляет его для изучения
«своего дерева» - руками. После того, как Ведомый говорит о готовности,
Ведущий отводит его на начало маршрута. Теперь Ведомый, сняв повязку с глаз,
должен найти своё дерево.
Оборудование:
Несколько одинаковых наборов материалов (по числу команд). В набор входят:
кусок от полиэтиленового пакета, яркие обертки и фантики, любая пластмассовая
посуда (пластиковые бутылки), фольга (алюминиевые банки), цветная бумага и т.п.
Ножницы, клей, клейкая лента, мягкая проволока, пластилин.
Вводное
слово.
В
природе все устроено гармонично: то, что является отходом жизнедеятельности
одного организма, обязательно используется каким-то другим организмом, приносит
ему пользу. В свою очередь, вещества, которые выделяет этот организм, так же
кем-нибудь употребляются. Такие организмы называются редуцентами, то есть
«переработчиками» органического мусора.
Современный
человек стал жить совсем по другим законам и правилам. Поэтому везде, где бы он
не появился, его сопровождает мусор, который уже не нужен не только самому
человеку, но и не может быть использован никакими другими организмами. Правда,
можно попробовать использовать мусор еще в каких-либо целях. Тогда мусор
перестанет быть мусором и снова станет полезной вещью.
Условия
игры.
Каждая
команда получает одинаковый набор материалов (мусор), а также подручные
средства для работы.
В
задачу команды входит за определенное время, использовав все предложенные
материалы, создать какой-либо мини-«шедевр»: сделать принадлежности для
сервировки стола (салфетки, подставки, искусственный букет и т.п.), детские
игрушки, составить из аппликаций картину, смастерить макет здания или корабля,
самолета, машины и т.п. Главным условием является следующее: «шедевр» должен
быть шедевром, т.е. чем-то ярким, запоминающимся и интересным (чтобы его не
стыдно было подарить, а не отнести в мусорную корзину). Технология производства
шедевра должна быть безотходной, то есть мусора после его создания оставаться
не должно (либо весь материал должен быть использован на изготовление одного
предмета, либо нужно сделать дополнительные предметы, как бы сопровождающие
основной предмет или украшение участников игры).
«Туристическая тропа»
Идея: существует вожатский отряд «Старейшины».
У остальных нет имен. Имя отряд получает
после прохождения тропы испытаний. После прохождения тропы и получения имени
сделать Дни рождения отряда. Лучшему отряду приз.
Ход дела:
1. Сбор отрядов на линейке. Легенды.
Напутственное слово. Раздача
маршрутных листов. Старт.
2. Прохождение тропы испытаний.
3. Итоговая линейка. Вручение призов.
Условия:
1. Вожатый участвует с отрядом.
2. Вожатый на этапе «Тропа» - проходит с рассечением
контрольного времени. На этапах каждый участник отряда зарабатывает баллы и
штрафные баллы. Победителем является отряд, набравший большее количество
баллов, наименьший штраф. Жюри подводят итоги.
Этап 1. «Песенная»
- дается буква (на нее большее количество песен), либо это тема
песни, либо это начало строки.
Этап 2.
«Туристический полигон»:
- болото (заминированное поле из
«верёвочных технологий»)
- паутинка.
-
Этап 3. «Медицина»
- задаются несколько вопросов (ситуация - перелом и транспортировка до
следующего этапа).
Этап 4. «Портрет
отряда» - нарисовать человека ногами на песке.
Этап 5.
«Интеллектуалка» - по 10 вопросов на отряд (2 балла за полный ответ).
Этап 6.
«Спортивная»-20 бросков в баскетбольную корзину (наибольшее количество
попаданий).
Протокол игры
№
|
Название отряда
|
Этап 1
|
Этап 2
|
Этап 3
|
Этап 4
|
Этап 5
|
Этап 6
|
Итог
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Игры используемые в неблагоприятных
погодных условиях
Что делать, когда нечего делать?
На улице дождь, и
приходится сидеть в палатках, или вам просто нужно заполнить небольшой
промежуток времени. Что делать? Конечно же, играть! Пусть смех станет
постоянным вашим спутником. Некоторые игры, предложенные ниже, возможно вы уже
знаете, а если нет – попробуйте провести.
«Тише-громче»
Вы, наверное,
играли в детстве в игру «Холодно-горячо»? Наша игра ей подобна: ребята садятся
в круг, водящий выходит из круга, и отворачивается спиной. У кого-нибудь из
членов группы спрятан какой-нибудь предмет. Задача водящего – найти человека, у
которого спрятан предмет. Как только он заходит в круг, все начинают петь
какую-то песню и тем громче, чем ближе водящий к спрятанному. Соответственно,
песня поётся тише, если водящий отдаляется от этого человека. Когда предмет
найден, водящий меняется, если нет, то игра продолжается.
«Ловись, рыбка»
В этой игре участники должны встать на стулья
и присесть подобно волку, ловящего в проруби рыбу своим хвостом. Сзади к брюкам
участника привязывается тонкая верёвка или нитка, к другому концу которой привязывается
карандаш или фломастер. И, периодически приседая, нужно попасть этим карандашом
в горлышко бутылки, стоящей на полу.
«Рыбалка»
На стул ставится глубокая тарелка, участники
должны по очереди бросать в неё с расстояния 2-3
метров пуговицу, либо пробку от бутылки, стараясь попасть так, чтобы пуговица
осталась в тарелке. Эта простая игра очень увлекает и захватывает ребят.
«Шпион»
Детям очень нравятся детективы, и эта игра
будет проходить в стиле знаменитых разгадок Шерлока Холмса. Ребята делятся на
команды, которые пишут друг другу письма молоком. Последующая расшифровка
письма приносит массу удовольствия игрокам.
Будет лучше, если письма будут ещё и
зашифрованные.
«Рыбы, птицы, звери»
Участники становятся в круг, в центр которого
встаёт водящий. Водящий закрывает глаза и начинает вращаться вокруг своей оси,
вытянув вперёд правую руку и повторяя слова: «Рыбы, птицы, звери». Затем он
останавливается и говорит любое из этих трёх слов, показывая рукой на кого-то
из участников. Тот, на кого показали, должен быстро сказать название птицы,
рыбы или зверя, в зависимости от того, что было названо водящим. Водящий
считает до трёх, и если за это время стоящий в кругу не успел ничего сказать
или сказал не то, что нужно, выходит из игры. Названия рыб, птиц, зверей не
должны повторяться. Выигрывают самые внимательные и знающие наибольшее
количество названий животных.
1.
|
Гижицкая С.А. Театральные этюды в
экологическом образовании. Экологическая библиотека Исар – Сибирь, «Земля -
наш дом». Сборник материалов по экологическому просвещению и образованию,
в.4., Новосибирск, 1999, с. 169 – 172.
|
2.
|
Корнелл Дж.Давайте испытывать радость от
общения с природой. Сборник материалов по экологическому просвещению и
образованию, в.2., Новосибирск, 1999, с. 7-69
|
3.
|
А.Д. Клещёв. Экологические игры.
Новосибирск. 1997
|
4.
|
Бэлла Никитина. Развивающие экологические
игры в школе и не только. Новосибирск.2001
|
5.
|
Конспекты семинара «Интерактивные методы в
экологическом образовании», Кемерово,1999
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.