МБОУ СОШ №45
Социальный проект
«Я гражданин
России »
Мадалиева
Зинаида Анатольевна,
учитель
истории и обществознания
Сургут
2014/2015
Оглавление:
1. Пояснительная
записка 3-6 стр.
2. План
мероприятий 7-8 стр.
3. Список
литературы 8
стр.
Пояснительная
записка
Формирование
гражданского общества и правового государства определяют новые задачи развития
образования, существенным фактором которого является активная социализация
подрастающего поколения. В связи с этим возникла необходимость разработки
проекта «Я- гражданин России».
Целью
проекта является вовлечение учащихся в общественно-полезную, социальную
деятельность, формирования у них активной гражданской позиции.
Задачи:
-
привлечение внимания учащихся к решению актуальных социальных проблем;
-
содействие профессиональному развитию педагогов в области гражданского
образования и проектной деятельности;
-
освоение учащимися разнообразных форм поиска, обработки и анализа разнородной
информации;
-
приобретения навыков обсуждения и выбора путей решения проблемы;
-
умения эффективного сотрудничества в команде;
-
содействие социальной адаптации, формирование патриотических чувств и
гражданской ответственности.
Данный
проект «Я - гражданин России» рассчитан на учеников ( среднего подросткового
возраста) 7-9 классов. Сроки
реализации: с октября по март текущего учебного года.
Гражданин
России начинается с гражданина школы. Гражданские качества личности формируются
при участии школьников в самоуправлении. Когда ученики могут сами решать
проблемы школьной жизни, влиять на окружающую их среду, действуя активно по ее
сохранению и восстановлению.
Как
учитель истории и обществознания вижу формирование гражданской позиции
учащихся в ходе приобретения социальных знаний учащимися в ходе познавательных
занятий в кружках, предметных факультативов. Познавательных акциях, конкурсах,
конференциях, экскурсиях, организуемых педагогом для детей. Детских
исследовательских проектах. Активному подключению все большего количества
учащихся в различные, в том числе и дистанционные конкурсы, связанных с
историей России, современным состоянием российского общества. Также посещение
экскурсий, расширяющих знания учащихся об их городе, крае, стране. Важными
являются школьные проекты, разрабатываемые учениками при содействии педагогов,
и затрагивающие важные стороны социальной жизни нашего общества, школьников, подростков.
Содействию
в формировании граждан России способствует вся образовательная среда школы. В
том числе дни музыки народов России, проводимых во время перемен посредством
школьного радио.
Решению
данной задачи помогают акции здоровья «Факторы, разрушающие здоровье»,
проводимые социальными педагогами и силами школьного самоуправления. В виде
социальной рекламы в стенах школы, выступлений школьной агитбригады на тему
вреда курения, алкоголизма, наркотиков, ранних половых связей.
Современные
граждане России должны быть здоровы физически и нравственно. А способствовать в
решении данной задачи могут спортивнее эстафеты, соревнования. Нравственную
сторону формирования граждан будут поддерживать литературно - музыкальные
композиции, акции художественного и литературного направлений в виде конкурсов
рисунков, которые посвящены важным датам и событиям. Сочинениями на заданную
тему о воспитании патриотизма и гражданственности.
Современное
гражданско-патриотическое воспитание требует новых подходов в формировании
граждан России. Вопросам гуманизма должно быть уделено особое внимание. Беседы
с учащимися на классных часах на такие темы, как что делает человека
человеком; что человеку нужно; человек и человечность; человек и культура;
добро и зло; долг и совесть; нравственная культура; вечные вопросы и т.д.
Воспитывая
граждан России важно помнить о формировании правовой культуры. Цикл лекций об
ответственности, правах школьника, гражданина; роли права в жизни общества,
государства, личности; о Конституции России необходимо провести в
сотрудничестве социального педагога, психолога, учителей обществознания, членов
школьного самоуправления.
Активной
социализации подростков будут способствовать также презентации, организация
классных часов на темы «Права ребенка», «Права человека», «Я - гражданин
России», «Все мы разные», Толерантность и мы», «Цена Победы», «Мы помним, мы-
скорбим» и др.
Принципы
организации проектной деятельности:
1.Принцип научности. Принцип научности требует, чтобы предлагаемый
материал отвечал современным достижениям науки. Те знания, которые ученики
приобрели о правах детей, должны расширяться и углубляться.
2. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей.
Предполагает необходимость постоянного внимания к особенностям формирования
личности воспитанника, своеобразию духовного мира, индивидуальным возможностям
с учётом противоречий развития ребёнка.
4. Принцип сотрудничества означает развитие умения коллективно
решать творческие задачи, работать в команде, развитие культуры взаимодействия
людей разного возраста, педагогов и учеников, умения высказывать и отстаивать
свою точку зрения и уважительно относиться к мнению других.
5. Принцип преемственности, непрерывности обусловлен системным,
комплексным характером его осуществления.
6. Принцип развития самостоятельности и инициативы. Предполагает
развитие детского самоуправления, создание ситуаций для принятия детьми
самостоятельных решений и ответственность за их выполнение.
Средствами реализации проекта являются следующие направления:
1. Учебная
деятельность
Цель: Углубление знаний через
мотивационные посылы внеурочной деятельности
Расширение знаний, умений,
навыков в области ИКТ и информационных технологий, а также истории России и
обществознания.
2. Здоровый дух.
Цель: Формирование гражданского самосознания.
· Стимулирование стремления формировать свою среду, свои действия
по нравственным и этическим критериям.
3. Здоровое тело.
Цель: Формирование стремления к здоровому образу жизни.
· Осознание здоровья, как одной из главных жизненных
ценностей.
4.
Правовая культура.
Цель: Формирование знаний о правах,
обязанностях, Конституции РФ-основном законе страны.
Приобретение правовых знаний направленных на формирование
законопослушных граждан
5.
Патриотизм, гражданственность
Цель: Развитие патриотизма и гражданственности через любовь к
своему краю, ответственности за него.
Память о важнейших событиях в истории России, стремление
самостоятельно решать проблемы, возникающие в обществе.
6.
Креативность.
Цель: Формирование творческих способностей, нестандартного подхода
к решению проблем.
· Развитие художественных, литературных способностей.
7.
Здоровые отношения.
Цель: Воспитание чувства гуманности, толерантности по отношению к окружающим.
· Приобщение к общечеловеческим ценностям.
Ресурсы
проекта:
Кадровые:
учителя обществознания, социальный
педагог, психолог, классные руководители, ученики 7-9 классов.
Материально-финансовые:
грамоты, канцтовары, мультимедиа аппаратура
энциклопедии, интернет,
школьная библиотека.
Содержание
проекта и сроки реализации:
1.Подготовительный
этап -
включает в себя планирование, оповещение активов классов, разработка планов
дел. Подбор информации, сценариев по теме проекта.
2.
Проект (План реализации проекта-ниже)
3. Рефлексия – выбор обучающимися лучших
мероприятий проводимых в рамках социального проекта «Я-гражданин России» путём
голосования в классных коллективах по результатам конкурсов, презентаций.
Награждение лучших участников грамотами.
Ожидаемые
результаты:
-
расширение знаний из области правовой культуры;
-
повышение мотивации к учебной деятельности;
-
расширение опыта работы в классном коллективе, группе;
-
формирование потребности в здоровых привычках и ликвидация (если имеются)
нездоровых пристрастий;
-
формирование нравственных качеств, улучшение школьной среды;
-
развитие творческих способностей и рост самооценки, «Я- концепции» подростков;
-
формирование самостоятельности в решении проблем, возникающих в малой группе,
обществе;
-
вовлечение в активную деятельность большого круга детей;
План
мероприятий
Сроки,
участники
|
Мероприятия
|
Ответственные
|
Октябрь
(7-9
классы)
|
Презентации в классных коллективах,
классные часы на тему: «Права ребенка», «Права
человека», «Я - гражданин России»
|
Классные
руководители, соц. педагог, психолог, актив классов
|
Октябрь
|
Дни музыки народов России
(подбор национальной музыки народов России
и представление ее на переменах через школьное радио)
|
Самоуправление
школы. Президент республики
|
Ноябрь
(7-
классы)
8-9
классы
|
Конкурс
рисунков «Все мы разные», «Толерантность и мы»
Презентации
в классных коллективах, классные часы на тему: «Все
мы разные», «Толерантность и мы»
|
Классные
руководители, актив классов
Классные
руководители, актив классов
|
Декабрь
(7-9
классы)
|
Беседы с учащимися на классных часах на
темы: «Что делает человека человеком»; «Что человеку нужно»; «Человек и
человечность»; «Человек и культура»; «Добро и зло»; «Долг и совесть»;
«Нравственная культура»; «Вечные вопросы»
|
Классные
руководители, актив классов
|
Декабрь
(7-9
классы)
|
Социальная
реклама «Факторы, разрушающие здоровье»; выступление школьной агитбригады на
тему «Вредные и полезные привычки»
|
Социальный педагог,
психолог, президент республики, члены самоуправления школы
|
Январь
(7-9
классы)
|
Конкурс
на лучшее стихотворение, сочинение, рисунок «Эти незабываемые 900 дней» (О
блокаде Ленинграда)
|
Учителя
русского языка и литературы, изобразительного искусства, актив класса
|
Февраль
(7-8
- классы)
(9
классы)
|
Спортивные соревнования, эстафеты
«Посвящаем нашей армии»
Творческие работы, презентации,
подготовка классных часов на тему: «Цена Победы», «Мы помним, мы - скорбим» и
др.
|
Учителя
физической культуры, плавания
Учителя
обществознания, истории, классные руководители, актив 9 классов
|
Март
(7-8
классы)
(9
класс)
|
Единый
классный час:
«Мои
права и обязанности»
«Конституция
России»- наш главный закон
|
Учителя
обществознания, социальный педагог, актив классов
|
На протяжении всего срока реализации
проекта ученики 7-9 классов занимаются в кружках, предметных факультативах.
Участвуют в конкурсах, конференциях, экскурсиях, организуемых педагогом для
детей. Учащиеся разрабатывают школьные проекты, затрагивающие важные стороны
социальной жизни нашего общества, школьников, подростков.
|
Список литературы :
1. Т.А. Корнева «Внеклассные
мероприятия по обществознанию», М, Глобус, 2010
2.
Конвенция о правах ребенка
3.
Конституция Российской Федерации, 1993 г.
4.
Федеральный закон “"Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации"
5.
Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних”
6.
Астахов П. Я и государство. М.: НП ЮКЦ “РЭНАСТ”, 2009г.
7.
Астахов П. Я и школа. М.: НП ЮКЦ “РЭНАСТ”, 2009г.
8.
Элективный курс “Правовые знания – школьнику” (автор В.В.
Сенькина)
9.
А.В. Поздеев. Поурочные разработки по обществознанию к УМК Л.Н.
Боголюбова» 8 класс, М., ВАКО, 2013
10. А.В.
Поздеев. Поурочные разработки по обществознанию к УМК Л.Н. Боголюбова» 9 класс,
М., ВАКО, 2010
11. www.academic.ru
12. www.psyparents.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.