Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
МАДОУ №51 Комбинированного вида г.Улан-Удэ
ПРОЕКТ
Здоровьесберегающие технологии
« Мы за здоровый образ жизни!»
Автор: Богданов П.В.
Воспитатель высшей кв. категории
г.Улан-Удэ 2014г.
Паспорт проекта
Наименование проекта
|
“Мы за здоровый образ жизни!”
|
Заведующая МАДОУ
№ 51
|
Будаева Елена Станиславовна
|
Адрес
|
г. Улан-Удэ, улица Гастелло д. 6 “А”
|
Руководитель проекта
|
Богданов Пётр Витальевич
|
Разработчики проекта
|
Воспитатель:
Богданов Пётр Витальевич
|
Цель проекта
|
Приобщение
детей к здоровому образу жизни через организованную модель оздоровления в
ДОУ
|
Срок реализации проекта
|
Октябрь – ноябрь – 2014г
|
Ожидаемые результаты
|
-
повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
- повышение интереса родителей к здоровому образу жизни
- повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного
учреждения в здоровьесбережении
- создание единого
воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных
партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
- оформление выставки детских работ “Мы здоровью скажем “Да”;
-
создание картотеки “Подвижные игры для детей дошкольников”
|
Ресурсное обеспечение
|
Конспекты
оздоровительных мероприятий, спортивных досугов
Физкультурный
зал, спортивная площадка.
Разработка
программы оздоровительных мероприятий и досугов .
Подбор
методической литературы
Изготовление
нестандартного оборудования
|
Введение
Одной из ведущих задач
основной общеобразовательной программы “От рождения до школы” под ред. Н. Е.
Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является забота о здоровье,
эмоциональном благополучии и всестороннем развитии каждого ребенка. В МБДОУ
“Дюймовочка” работа по оздоровлению ведется постоянно. Наш проект,
организованный в январе 2012г. - феврале 2013 г. – практическое внедрение
инновационных здоровьесберегающих технологий в образование.
Используя рекомендации ученых: И.В.
Никитиной, Т.Н.Дороновой, Ю.Ф.Змановского, работающих в области
здоровьесбережения, а также технологию развивающего обучения, мы постарались
создать в каждой возрастной группе такую развивающую среду, которая будет
содействовать реализации программы. В ДОУ имеются дополнительные площади,
которые педагоги используют для обогащения двигательной сферы своих
воспитанников. Это музыкальный, физкультурный залы, где дети могут
расслабиться, снять психомоторное напряжение.
В группах созданы условия для организации
двигательной деятельности детей, как организованной, так и самостоятельной, а
также отвечающей возрастным, индивидуальным особенностям детей.
Физкультурные уголки, оснащенные
нетрадиционным физкультурным оборудованием, изготовленным и оформленным руками
воспитателей и родителей (кольца с лентами, нестандартные дорожки с различным
покрытием для профилактики плоскостопия, “набивные мешочки” и т.д.) пользуются
большим спросом у наших воспитанников, т.к. они могут в самостоятельной
деятельности использовать данные тренажеры, при их помощи организовывать игры
различной подвижности.
Большая работа была проделана со
специалистами детского сада: совместно со старшим воспитателем, музыкальным
руководителем, инструктором по физической культуре были подобраны и
разработаны комплексы утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики
после сна, релаксации.
Введенные в
воспитательно - образовательный процесс “Минутки шалости”, “Минутки тишины” и
“Гимнастика маленьких волшебников” стали достоянием всего коллектива. Теперь в
каждой возрастной группе подобраны картотеки пальчиковогоигротренинга,
динамических пауз, а также психогимнастики, релаксации.
Устойчивость
организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных
особенностей ребенка, но и от своевременного и правильного проведения
специальных оздоровительных мероприятий: своевременное проветривание помещений,
ежедневные прогулки и физкультурные занятия на свежем воздухе.
Гибкое выполнение режима дня, соблюдение
индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку позволило нам
разработать модель оздоровления детей в ДОУ, представляющую фундамент для
организации физкультурно-оздоровительной работы и
воспитательно-образовательного процесса в режиме здоровьесбережения.
Работу по оздоровлению детей мы проводим
по нескольким направлениям:
Профилактическое:
1. Обеспечение благоприятного течения
адаптации (под контролем медицинского работника, педагога-психолога и
воспитателя);
2. Выполнение санитарно-гигиенического
режима (создание высокой культуры гигиены, комфорта для каждого воспитанника в
течение всего пребывания его в детском саду);
3. Предупреждение простудных заболеваний
методами неспецифической профилактики (самомассаж, использование дорожек с
различным покрытием для укрепления свода стопы, и т.д.).
4. Консультирование родителей по вопросам
оздоровления детей
Организационное:
1. Организация здоровьесберегающей среды в
ДОУ;
2. Определение показателей физического
развития, двигательной подготовленности методами диагностики;
3. Организация двигательной активности в
зависимости от уровня двигательной активности каждого воспитанника
4. Обеспечение психологического комфорта.
Кроме этого, разработан алгоритм
проведения бодрящей гимнастики после дневного сна, который включает в себя:
- Общеразвивающие
упражнения лежа и сидя на кровати;
- Элементы
оздоровительного самомассажа;
- Закаливающие
процедуры (ходьба босиком по дорожкам с различным покрытием и наполнителем);
Проблема: Недостаточная
осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная
статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное
питание, несоблюдение режима дня, нездоровый досуг, растущие факторы риска).
В настоящее время особую актуальность
имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного
возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается
сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние
здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в
новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Цель проекта:
приобщение детей к здоровому образу через организованную модель
здоровьесбережения в ДОУ.
Задачи:
- Расширить и закрепить знания детей о
здоровом образе жизни.
- Совершенствовать физические способности
в совместной двигательной деятельности детей.
- Повысить профессиональное мастерство
педагогов дошкольного учреждения по теме здоровый образ жизни.
- Создать единое
воспитательно–образовательное пространство на основедоверительных партнерских
отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Пути реализации проекта:
- тематические интегрированные занятия, в
том числе и физкультурные;
- мониторинговые процедуры (анкетирование
родителей, тесты для воспитателей);
- экскурсии;
- спортивные соревнования;
- беседы;
- игры, эстафеты, викторины, конкурсы;
- консультации для родителей;
- выставка детского творчества;
Ожидаемый результат:
- повышение интереса детей к физическим
упражнениям и спорту;
- повышение интереса родителей к здоровому образу жизни
- повышение профессионального мастерства
педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении
- создание единого
воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских
отношений сотрудников ДОУ с родителями
- оформление выставки детских работ “Мы здоровью скажем “Да”
- создание картотеки “Подвижные игры для
детей дошкольников”
Вид проекта:
По продолжительности: краткосрочный;
По доминирующей линии в проекте:
практико-ориентированный;
По содержанию: социально-педагогический
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
По количеству участников: фронтальный.
|
|
|
|
|
|
|
Приобщение детей к здоровому образу жизни через
организованную модель здоровьесбережения в ДОУ
|
|
|
00
000
000
Принцип научности – подкрепление всех проводимых
мероприятий, неправленых на укрепление здоровья.
|
|
Принцип активности и сознательности – участие
педагогов и родителей в поиске эффективных методовпо оздоровлению детей.
|
|
0
000
|
|
|
|
|
|
Принцип комплексности и интегративности – решение
оздоровительных и профилактических задач в системе воспитательного
процесса.
|
|
|
Принцип дифференциации - педагогический процесс
необходимо ориентировать на индивидуальные особенности ребенка.
|
|
|
00
000
Совершенствовать
физические способности в совместной двигательной деятельности детей.
|
|
000
000
000
Повышать профессиональное мастерство педагогов дошкольного
учреждения по теме здоровый образ жизни
|
|
00
00
|
|
|
|
|
|
Создать единое
воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных
партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
|
|
|
|
|
00
000
Бережное
отношение к своему здоровью
|
|
000
0
00
Интеграция образовательных областей
Физическая культура
|
Развитие
физических качеств накопление двигательного опыта как важных условий
сохранения и укрепления здоровья детей.
|
Здоровье
|
Формирование
представлений о здоровом образе жизни, закрепление знаний и понятий о том,
как нужно сохранять здоровье.
|
Безопасность
|
Формирование
основ безопасной жизнедеятельности в различных видах двигательной активности.
|
Социализация
|
Развитие
игровой деятельности детей, приобщение к общепринятым нормам и правилам
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование положительного
отношения к себе, гендерной принадлежности.
|
Познание
|
Развитие
сенсорной культуры, расширение кругозора, в части представлений о
человеческом организме, здоровье и здоровом образе жизни.
|
Коммуникация
|
Развитие
свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового
образа жизни.
|
Художественная литература
|
Использование
художественных произведений и фольклора для обогащения содержания области.
|
Художественное творчество
|
Удовлетворение
потребности детей в самовыражении в продуктивной деятельности.
|
Музыка
|
Использование
музыкальных произведений для развития двигательного творчества детей.
|
Инструктор
по физкультуре
|
|
00
00
Оборудование
предметно – развивающей среды
|
|
000
000
000000
0000000000
Перечень
здоровьесберегающих технологий, применяемых в педагогическом процессе МАДОУ
“Детский сад №51”
Виды
|
Место
в режиме дня
|
Ответственный
|
Технологии
сохранения и стимулирования здоровья
|
Минутки
шалости
|
Не
раньше, чем через 30 мин после приема пищи ежедневно для всех возрастных
групп
|
Музыкальный
руководитель,
воспитатели
|
Динамические
паузы
|
В перерывах между непосредственно
образовательной деятельностью
5 – 7 мин для всех возрастных групп
|
Воспитатели
|
Релаксация
|
В
зависимости от состояния детей и целей для всех возрастных групп
|
Все
педагоги
|
Пальчиковая
гимнастика
|
С
младшего возраста индивидуально, либо с подгруппой ежедневно
|
Воспитатели,
учитель-логопед
|
Гимнастика
для глаз
|
Ежедневно
3 – 5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной
нагрузки с младшей группы
|
Все
педагоги
|
Дыхательная
гимнастика
|
В
различных формах физкультурно-оздоровительной работы
|
Все
педагоги
|
Бодрящая
гимнастика
|
Ежедневно
после дневного сна 5 – 7 мин
|
Воспитатели
|
Корригирующая
гимнастика
|
В
различных формах физкультурно-оздоровительной работы
|
Инструктор
по физической культуре
|
“Гимнастика
маленьких волшебников”
|
Со
2 младшей группы на физкультурных занятиях, после дневного сна
|
Инструктор
по физической культуре, воспитатели
|
Технологии
обучения здоровому образу жизни
|
Игротерапия
|
В
свободное время во второй половине дня. Время проведения зависит от задач,
поставленных педагогом
|
Воспитатели,
педагог-психолог
|
Самомассаж
|
В
различных формах физкультурно-оздоровительной работы
|
Воспитатели,
инструктор
|
Точечный
массаж
|
Проводится
в любое удобное для педагога время со старшей группы
|
Воспитатели
|
Игровой
массаж
|
Со
средней группы на физкультурных занятиях и во время динамических пауз
|
Инструктор
по физической культуре, воспитатели
|
Коммуникативные
игры
|
1-2
раза в неделю 25 – 30 мин со старшего возраста
|
Воспитатели,
педагог-психолог
|
Этапы
реализации проекта
Задачи
|
Мероприятия
|
Ожидаемый
результат
|
Сроки
|
I
этап Аналитический
|
Анализ
ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению детей к ЗОЖ.
|
Изучение
литературы, диагностика, беседа, анкетирование.
|
Получение
информации о состоянии здоровья, физическом развитии детей, сформированности
представлений о ЗОЖ.
|
Октябрь
2014г.
|
II
этап Организационный
|
Планирование
и прогнозирование работы
|
Составление
планов работы с детьми, родителями, педагогами по приобщению к ЗОЖ.
|
Наличие
планов:
-
спортивных досугов и развлечений.
-
консультаций для родителей и педагогов.
|
Октябрь
2014г.
|
Разработка
содержания развлечений и досугов
|
Конспекты
спортивных развлечений и досугов
|
1 – 3
октября 2014г
|
Подбор
дидактического материала, литературы.
|
Наличие
разнообразных средств, необходимых для приобщения детей к здоровому образу
жизни.
|
1 – 3
октября 2014г.
|
Обогащение
предметной развивающей среды.
|
Подбор и
изготовление нестандартного оборудования.
|
Наличие
нестандартного оборудования физкультурном зале и группах.
|
ноябрь
2014г.
|
III
этап Практический
|
Просвещение
родителей и педагогов о ЗОЖ и привлечение к совместным мероприятиям.
|
Проведение
мероприятий с детьми, родителями и педагогами.
|
Картотека
подвижных игр. Выставка детских работ: “Мы здоровью скажем “Да!”
Буклеты:
“Дыхательная гимнастика”
Нетрадиционное
физкультурное оборудование.
Спортивный
праздник “Слава Армии Российской”
|
3-28 февраля
2015г.
|
Подведение
итогов
|
Распространить
опыт в сфере здоровьесбережения
|
Оформление
выставки “Мы здоровью скажем “Да”
Презентация
проекта “Мы за здоровый образ жизни”
День
здоровья в детском саду “Здоровым будь!”
|
24– 28 февраля
|
|
|
|
|
|
|
План мероприятий по реализации проекта
|
|
Мероприятие
|
Сроки
|
Ответственные
|
Примечание
|
Воспитатели, специалисты ДОУ
|
1.Тест для воспитателей на педагогическую компетентность на тему
“Физическое воспитание дошкольников”
2. Консультации для
воспитателей
«Физкультминутки и их место
в режиме дня»,
«Использование
нестандартного оборудования»
3. Пед. совет. Тема «Быть
здоровым – мое право»
4 Презентация пособий
нетрадиционного оборудования
5. Знакомство с программой
«Гимнастика маленьких волшебников»
|
1 - 10 октября
16 октября
21 октября
21 октября
20 октября – 7 ноября
|
1. Кустова Л.И.
2. Богданов П.В
3. Гончарова О.Г.
Все воспитатели
|
|
Родители
|
1. Анкетирование: «Путь к здоровью ребенка лежит через семью»
2. Консультации: «Иммунитет», «Играем – пальчики развиваем»
3. Буклеты: «Дыхательная гимнастика»
3. Конкурс рисунков: «Мы здоровью скажем «Да»
|
27 – 31 октября
3 – 21 ноября
|
1. Богданов П.В.
2. Гончарова А.Г.
3. Воспитатели всех групп
|
|
1 младшая группа
|
1. «Минутки шалости», «Гимнастика маленьких волшебников»
2.Развлечение «Научим Хрюшу умываться»
3. «День здоровья»
|
Ежедневно
14 ноября
|
1 Все воспитатели
2. Физ. руководитель
|
|
2 младшая группа “А”
|
1. «Гимнастика маленьких волшебников», «Минутки шалости»,
«Минутки тишины»
2. Целевая прогулка по участку «В здоровом теле – здоровый дух»
3. Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо?»
4 НОД «Физическая культура» по мотивам сказок «В гостях у
сказки»
4. «День здоровья»
|
Ежедневно
6 ноября
12 ноября
19 ноября
|
1. Все воспитатели
2. Физ. руководитель
|
|
2 младшая группа “Б”
|
1. «Минутки шалости», «Минутки тишины», «Гимнастика маленьких
волшебников»
2. Развлечение «Путешествие в страну здоровья»
3. Чтение художественной литературы: сказки о пользе
физкультуры и спорта.
4. «День
здоровья»
|
Ежедневно
14 ноября
6, 13, 20 ноября
|
1. Все воспитатели
2.Физ. руководитель
.
|
|
Средняя группа “А”
|
1. «Минутки шалости», «Минутки тишины», «Гимнастика маленьких
волшебников»
2. Сказка – беседа «Кто такие микробы?»
3. Гимнастика для глаз по мотивам Корнея Чуковского»
4. Развлечение «Зимнее путешествие колобка»
5. Беседа: «Полезные продукты»
6. «День здоровья»
|
Ежедневно
5 ноября
12 ноября
19 ноября
26 ноября
|
1. Все воспитатели
2. Физ. руководитель
|
|
Средняя группа “Б”
|
1. «Минутки шалости», «Минутки тишины», «Гимнастика маленьких
волшебников»
2. Беседа: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке»
3. Игры – ситуации: «Научим Чебурашку правильно и красиво
сервировать стол», «Чаепитие»
4. Зимние забавы: Народные игры на свежем воздухе
5. «День здоровья»
|
Ежедневно
6 ноября
12, 14 ноября
20 ноября
27 ноября
|
1. Все воспитатели
2. Физ. руководитель
|
|
Старшая группа
|
1. «Минутки шалости», «Минутки тишины», «Гимнастика маленьких
волшебников»
2. Чтение художественной литературы «Сказки и рассказы о пользе
физкультуры и спорта»
3. Прогулка: «Ледяной секретик»
4. Спортивный праздник «Слава Армии Российской»
5. Викторина «О спорте»
6. «День здоровья»
|
Ежедневно
6 ноября
13 ноября
22 ноября
26 ноября
27 ноября
|
1. Все воспитатели
2. Физ. руководитель
|
|
Подготовительная группа
|
1. «Минутки шалости», «Минутки тишины», «Гимнастика маленьких
волшебников»
2. Спортивное развлечение «Разноцветные мячи»
3. Чтение художественной литературы: сказки и рассказы
о пользе физкультуры и спорта.
4 Беседа
«Мое здоровье»
5. Спортивный праздник «Дошколята – будущие защитники отечества
6. Викторина «Олимпийская викторина»
7. «День здоровья»
|
Ежедневно
12 ноября
15 ноября
20 ноября
22. ноября
27 ноября
|
1. Все воспитатели
2. Физ. руководитель
|
|
Заключение
Наш
проект – результат творческой деятельности детей, родителей, воспитателей и
специалистов детского сада.
Особенностью
проекта является единое воспитательно–образовательное пространство, созданное
на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Это залог успешной работы с детьми.
Актуальность
проекта заключается в том, что здоровье – непреходящая ценность, его нужно
сохранять и укреплять.
В проекте мы
апробировали инновационные методики здоровьесбережения:
- “Минутки
шалости”,
- “Минутки
тишины”,
- “Гимнастика
маленьких волшебников”. Предлагаемая система занятий комплексно воздействует на
развитие ребенка. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе без
принуждения.
Основными целями проведения этих игровых
упражнений являются:
- соблюдение профилактики простудных
заболеваний;
- закаливание детей;
- подведение детей к сознательному умению
быть здоровыми, внимательными, чуткими;
- учить освобождаться от стрессов,
перенапряжения;
- прививать необходимые умения
проведения точечного массажа.
Благодаря
совместной проектной деятельности мы смогли:
-
расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни;
-
усовершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности
детей;
-
повысить профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения по теме
здоровый образ жизни;
- создать единое
воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских
отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Наша работа не
ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени.
Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности,
чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и
здоровье окружающих.
Список
литературы
1.
Асташина
М.П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности
дошкольников: Учеб.-метод. пособие /М.П.Асташина. – Омск, 20022.
2.
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии
обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья, 2000, №2 -
С.21 – 28.
3.
Воротникина И.М.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – М.: Энас, 2006
4.
Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика
физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк.
учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
5.
Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья –
М., ТЦ Сфера, 2007
6.
Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим.
Оздоровительные и познавательные занятия для детей детского сада. Москва
2003.
7.
Литвинова О.М. Система физического
воспитания в ДОУ. Методические материалы, разработки занятий и спортивные игры.
–Волгоград.: Учитель, 2007
8.
Оверчук Т.И. Здоровье и физическое
развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Просвещение,
2004
9.
Маханева М.Д.
Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских
дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.
10.
Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 28.12.2010 г №2106 “Об утверждении федеральных требований к
образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,
воспитанников”.
11.
Шорыгина Т.А. “Беседыо здоровье”. Москва,
2004.
12.
Материалы интернет рессурсов http://www.o-detstve.ru;http://nsportal.ru/detskiy-sad;
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.