- 01.10.2020
- 1078
- 14
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Проект «Культура и традиции народов Поволжья»
Актуальность проекта: Интеграция личности в национальную и мировую культуру, воспитание культуры межнациональных отношений – это социально значимые задачи, которые сегодня определены в основополагающих документах в области российского образования: Законе РФ «Об образовании» (2012), в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010), Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года. Сегодня школа является социальным пространством, в котором обучаются и воспитываются дети разных национальностей. Поэтому проблема воспитания уважения к иным культурам, пробуждения интереса и терпимости к ним, преодоления чувства раздражения от непохожести «чужих» культур является актуальной. Формирование этих важнейших качеств происходит в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений.
Проблема проекта: проблемой, с точки зрения педагогического коллектива специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья, является отсутствие специально разработанных программ, методического инструментария для решения задачи формирования толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ социальной среды школы-интерната: Социальная среда школы-интерната г. Балаково представлена народами Поволжья, к которым относятся: Мордва, Марийцы, Удмурты, Чуваши, Татары, Башкиры и Цыгане. Культура поволжского народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействовали на становление и развитие хозяйства района, политической и духовной жизни общества.
Основной целью проекта является воспитание толерантности как нравственного качества личности детей с ограниченными возможностями здоровья на основе их знакомства с поликультурным наследием народов, проживающих в районе Поволжья.
Для реализации данной цели сформулирован комплекс задач:
1. Организовать педагогическую среду в социальном пространстве школы-интерната с опорой на принципы толерантности.
2. Развивать у воспитанников этническое самосознание.
3. Способствовать укреплению народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях.
4. Познакомить детей с культурными традициями народов Поволжья.
5. Формировать компоненты толерантного поведения у детей: доброжелательность, внимательное отношение к другому, бесконфликтное общение, эмпатические способности, общительность, сотрудничество, коммуникативную толерантность, самопринятие и принятие других.
Вид проекта: по продолжительности - долгосрочный,
по доминирующему методу - исследовательско-творческий, познавательный,
по числу участников – комбинированный, групповой,
по предметным областям знаний – межпредметный.
Режим работы над проектом – урочная и внеурочная деятельность.
Условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- материальное обеспечение проекта;
- методические разработки; презентации;
- дидактические игры;
- привлечение к участию в мероприятиях проекта центра Чувашской культуры г. Балаково;
- интеграция со специалистами школы-интерната.
Этапы проекта:
1. Подготовка - постановка цели и задач проекта, определение
продукта проекта;
-создание игровой ситуации;
-сбор материалов.
2. Планирование - определение источников информации;
- способ сбора информации;
- разработка методического, дидактического материала;
- распределение обязанностей между группами.
3.Результаты и выводы:
- подготовка презентации по итогам проведения проекта;
-оформление выставки.
4.Заключительный – участие в областном фестивале «Наследники традиций».
Организованное взаимодействие школы-интерната с социальной средой (культурными организациями города).
Партнерами школы-интерната являются: драматический театр им. Е. Лебедева, культурно-выставочный центр «Радуга», краеведческий музей г. Балаково, центры дополнительного образования, Балаковский филиал библиотеки общества слепых, детский филиал библиотеки № 5.
Содержание проекта
п/№
Направление деятельности
Мероприятия
Сроки проведения
Ответственные за проведение
1.
Организационно-методическая
Презентация проекта на методических объединениях
Внесение мероприятий проекта в план воспитательной работы школы, рабочие программы учителей, классных руководителей, воспитателей
Разработка мероприятий проекта
Выступления на МО классных руководителей, воспитателей о ходе реализации проекта
Подготовка презентации работы школы-интерната по теме проекта для областного фестиваля
Отчет о реализации проекта
Сентябрь 2013
Сентябрь 2013
Сентябрь-октябрь 2013
Каждую учебную четверть
Март 2014 г.
Май 2014
Руководитель МО учителей Хохлова И.В., руководитель МО классных руководителей Смяцкая Н.Н.
Зам. Директора по УВР Смердова Т.Н.
Учитель музыки и пения Старицкая Ю.А., классные руководители, воспитатели
классные руководители, воспитатели
Учитель музыки и пения Старицкая Ю.А.
Учитель музыки и пения Старицкая Ю.А.
Педагоги, занятые в проекте
2.
Музыкальная деятельность
Внесение в музыкальный репертуар элементов различных национальных культур (татарские, чувашские попевки)
Выступления на общешкольных мероприятиях
В течение учебного года
В течение учебного года
Учитель музыки и пения Старицкая Ю.А.
Учитель музыки и пения Старицкая Ю.А.
3.
Воспитательно-образовательная деятельность
Проведение занятий, часов развития, классных часов по теме проекта
Проведение Недели классных руководителей «Традиции и культура народов Поволжья»
Проведение недели воспитателей «Сказки народов Поволжья»
Открытие школьного музея и экспозиции по данной теме
«Клуб интересных встреч» с сотрудниками центра Чувашской культуры
Посещение краеведческого музей г. Балаково
Октябрь2013 – январь 2014
Декабрь 2013
Февраль 2014
Апрель 2014
Апрель 2014
В течение учебного года
Классные руководители, воспитатели
Классные руководители
Воспитатели
Учитель истории Кондратьева Н.И.
Классные руководители
Классные руководители, воспитатели
4.
Декоративно-прикладная деятельность
Изготовление кукол-берегинь (представителей народов Поволжья)
Январь-май 2014
Учитель швейного дела Майорова Л.В.
5.
Творческая деятельность
Выступление на областном фестивале «Наследники традиций»
Апрель 2014
Учитель музыки и пения Старицкая Ю.А., классные руководители Курмышова Т.М., Техтелева Е.А.,Козлова Г.Л.
Предполагаемые результаты проекта:
- организованная педагогическая среда в социальном пространстве школы-интерната с опорой на принципы толерантности;
- этническое самосознание у школьников;
- укрепление народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях;
- система знаний у детей о культурных традициях народов Поволжья;
- наличие компонентов толерантного поведения у детей: доброжелательности, внимательного отношения к другому, бесконфликтного общения, эмпатическим способностей, общительности, сотрудничества, коммуникативной толерантности, самопринятия и принятия других.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 2001.
2. Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников. М., 2002.
3. Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. Ростов-на-Дону, 2002.
4. Куц Л. Г. Внеурочная работа в опыте отечественной школы ХХ века // Гуманистические идеи в отечественном историко-педагогическом опыте: Сборник научных трудов / под ред. Н. В. Семеновой. – Хабаровск: изд-во ДВГГУ, 2007. – Вып. 8 – 9. С. 105–111.
5.Маленкова Л. В одном классе - два разных мира. Народное образование, 2002, № 1.
6. Об организации работы по реализации федеральной целевой программ "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) ". Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250. Вестник образования 2001, № 20.
7. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.
8. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. Семья и школа. 2001. №№11-12.
9. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). Сборник научно-методических статей. М., 2002.
10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., 2009.
11. Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. М., 2008.
Электронные ресурсы:
1. http://www.books.ru
6 656 290 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Старицкая Юлия Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.