Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / ПРОЕКТ БИБЛИОТЕЧНОГО КЛУБА "Читаем, учимся, творим – культуру русскую храним"

ПРОЕКТ БИБЛИОТЕЧНОГО КЛУБА "Читаем, учимся, творим – культуру русскую храним"

Проект

библиотечного клуба

"Читаем, учимся, творим – культуру русскую храним"

в рамках внеучебной деятельности в Барабинском филиале Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирского областного колледжа культуры и искусств»


Стенцова Оксана Александровна, заведующая библиотекой Барабинского филиала Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирского областного колледжа культуры и искусств»;

Терентьева Ольга Георгиевна, кандидат педагогических наук, преподаватель


Введение.

Актуальность данного проекта обусловлена рядом причин:

  • Культурно-просветительская работа библиотеки колледжа культуры и искусств весьма значима для решения кризисных проблем современной провинции, связанных с социально-политическими и экономическими изменениями. С одной стороны библиотека колледжа сохраняет (имеются раритетные издания) и постоянно пополняет в силу весьма ограниченных материальных возможностей книжный фонд, с другой стороны – пытается своими силами решать задачи государственного масштаба, касающиеся ослабления интереса к чтению. Сегодня проблемы чтения в России выходят на первый план как проблемы государственного значения. Успешному разрешению задачи привлечения к чтению, особенно молодежи, будет способствовать объединение усилий всех, кто профессионально причастен к воспитанию подрастающего поколения. Снижение интереса к чтению – это общемировая тенденция, обусловленная глобализацией СМИ и бурным развитием индустрии развлечений, вытесняющих чтение и как престижный источник получения информации, и как приятную и престижную форму досуга. Многие страны, реализуя собственные стратегии и программы поддержки и развития чтения, ищут эффективные способы противодействия этой пагубной тенденции, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны. Для изменения этой негативной ситуации библиотеки используют различные средства и формы библиотечной работы. Библиотекари неистощимы на выдумку в проведении различных мероприятий, посвящённых книге и чтению.

  • Удалённость от «столиц» образовательного учреждения ставит его в замкнутую позицию и предоставить новейшую или универсальную информацию – задача библиотеки, так как от выпускников требуется эрудированность, готовность действовать в нестандартных ситуациях, проявление творческой активности для того, чтобы быть востребованными специалистами в условиях ограниченности рабочих мест.

  • В рамках электронного информационного пространства печатная книга утрачивает свои позиции: и студенты, и преподаватели довольствуются быстро получаемой информацией, которая зачастую может быть не контролируемой, сомнительной. Ориентирами становятся новые цели и ценности, материально-технические и информационные ресурсы, контингент пользователей. Библиотека колледжа становится эпицентром авторитетной информации.

  • Библиотека выступает и как инструмент культуротворчества, способствующий сохранению традиций и созиданию новой культурной среды, которая будет передаваться последующим поколениям. Для колледжа культуры большое значение имеет концертная, конкурсная и выставочная деятельность, которая демонстрирует то, чему научились студенты и вместе с тем создаёт новый культурный контекст, приобщающий именно к знанию русской культуры. Поэтому для данной деятельности важно не только талантливое исполнение, но и соблюдение тонкостей костюма или оформления изделия. Особое внимание должно уделяться при этом знанию особенностей древнего декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, уходящей с одной стороны, корнями в народное творчество, с другой – непрерывно развивающейся и совершенствующейся в соответствии с запросами современного общества. Дошедшее до нас из глубины веков народное искусство, возрожденное и бережно хранимое, несет людям свет красоты и добра. Художественное творчество, прикладное искусство не только формирует творческую личность, но и помогает восстановить связи поколений, глубже понять и осознать чувство патриотизма, любви к своей Родине. Соприкасаясь с миром искусства, и тем более создавая  произведения искусства своими руками, дети становятся духовно богаче, постигают непреходящую ценность высоких идеалов красоты. В процессе обучения перед студентами раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками, секреты народной мудрости. Рукоделие развивает в учениках трудолюбие, аккуратность, образное мышление, творческое воображение. Использование на занятиях различных видов творчества дает возможность студенту найти себя в одном из видов рукоделия и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, учащиеся получают возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник. Одним из видов декоративно-прикладного искусства является вязание. Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества студент может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния. В этом заключается практическое значение проекта.

  • Имеет место и проблема коммуникации в современном обществе. Если ранее библиотека была так называемым «третьим местом», где человек мог отвлечься от общества и остаться наедине с книгой, то сейчас недостаток общения негативно сказывается на психике человека, теперь ему не хватает сотрудничества, неформального общения. Одной из интереснейших форм работы является создание библиотечного клуба. Организация клуба является деятельностью долгосрочной, но в итоге, результативной. В данном проекте хотелось бы отразить всю значимость и необходимость создания библиотечного клуба в библиотеке БФ НОККиИ.

Цель проекта: приобщение студентов к традиционному русскому наследию, и воспитание патриотизма на этой основе; раскрытие перед обучаемыми социально-экономической роли изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства и; формирование устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, взрослыми и детьми; к созданию собственных произведений, отражающих позиции традиционного искусства, связанных с русской историей, культурой.

В процессе реализации проекта должны быть решены следующие  задачи:

1.Расширить востребованность библиотеки колледжа в Барабинском и Куйбышевском районах через показ возможностей применения самобытности и неповторимого своеобразия русской народной культуры.

2.Научить понимать художественный язык народного искусства.

3.Формировать образное мышление, творческое воображение, культурно-историческуюй память в процессе комплексного освоения и изучения народного искусства.

4.Воспитывать трудолюбие.

5.Дать необходимые знания и навыки по работе с тканью, с волокнистыми материалами, нитями и т.п.

6.Расширять кругозор обучающихся в процессе изучения видов декоративно-прикладного творчества.

7.Формировать интерес к рукоделию.

8.Формировать знания и практические навыки по выполнению различных видов вязания.

9.Развивать и корригировать у обучающихся эстетический вкус, память и внимание.

10.Развивать и корригировать мелкую моторику и координацию рук.

11.Развивать и корригировать художественный вкус и творческую инициативу.

12.Воспитывать уважение к проявлениям русской культуры и развивать интерес к народным традициям.

13.Формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.



Ресурсное обеспечение.

Ответственные лица

Деятельность, полномочия

Итоги работы

1. Зав. библиотекой, преподаватель НХТ.

Авторы идея и проекта. Идейные организаторы. Подготовительная работа к занятиям;

Организация работы по разработке занятий, поисковой и исследовательской деятельности информационная поддержка.

2. Педагогический коллектив.

Информационная поддержка текущей работы; материальная поддержка по организации работы библиотечного клуба

Выбор творческой группы по организации занятий; выбор группы преподавателей по материальному обеспечению праздников; видео- и фотосъёмка мероприятий; активное участие во всех мероприятиях, положительные эмоции в общении со студентами.

3. Библиотекарь.

Информационная поддержка по организации народных праздников, материалов к стенду.

Расширение профессионального общения в сфере интеллектуального развития детей; создание банка необходимой литературы, наглядности.

4. Организатор внеурочной деятельности

Методическая поддержка по организации и проведению праздников.

Проведение мероприятий.

5. Преподаватели ДПИ и НХТ

Методическая поддержка по организации и проведению выставок, показов, концертов.

Формирование навыка создания костюмов для проведения различных мероприятий.



Ожидаемые результаты:

Знакомство с литературой по русской культуре широкого круга читателей;

укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями народа;

формирование эмоционально – осознанного отношения к народному творчеству, традициям и праздникам, эстетического восприятия фольклора в его художественном и самобытном разнообразии;

сплочение коллектива студентов и преподавателей, объединённых общим интересом; развитие и саморазвитие личности на основе познавательной и практической деятельности.

продуктивное сотрудничество со сверстниками, преподавателями и воспитателями при решении различных творческих задач;

развитие духовно-нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, открытости, доброжелательности, понимания и сопереживания, уважительного отношения к историко-культурным традициям своего и других народов.

создание культуротворческой среды в библиотеке: готовые изделия клуба планируется демонстрировать на городских конкурсах, выставках-ярмарках, в концертной деятельности, что позволит репрезентировать библиотеку колледжа культуры как методический центр (хотя бы для двух районов- Барабинского и Куйбышевского), способный оказать помощь домам культуры, народным коллективам, режиссёрам, всем интересующимся русской культурой и в подборе информации (литературы) по народно-прикладному искусству и в создании костюмных комплексов.

Участники проекта:

  • Студенты 1-4 курсов

  • Педагогический коллектив

Срок реализации 1 год (при успешной работе клуба – проект может быть долгосрочным)

Механизм реализации:

План реализации

Пути решения

Результаты

1. Подготовительный этап.

1.Информационное собеседование библиотекаря со студентами и преподавателями об идее, целях и задачах создания библиотечного клуба.

Проведение тематического библиотечного урока «Русские традиции народно-прикладного искусства». Выставка книг соответствующего содержания.

Аудитория или читальный зал библиотеки станет местом общения студентов и преподавателей, направленного на создание общего дела.

2. Сбор информации об основных традициях костюма на Руси

Посещение библиотеки колледжа
– Общение с представителями старшего поколения..
–Собеседование с преподавателями ЭХТ и НХТ

- Посещение музея.

Расширение круга общения студентов.

3. Выбор творческой инициативной группы

Опрос участников проекта по интересам, возможностям.

Определение групп, которые отвечают за:
– разработку макетов костюмов;
– художественное оформление костюмов;
– разработка работы групп по интересам;
– организация и проведение концертной и выставочной деятельности;
– фото и видео съемка.

2. Практический этап. (Октябрь - апрель)

Изучение литературы по теме «Культура и традиции русского народа», декоративно-прикладное искусство на Руси

На первом занятии участники клуба советуются по организации и проведении выставок, показов готовых изделий

Выставочная и концертная деятельность

2. Создание стенда «Возрождая культуру – возродим Россию», который отражает мощь и силу русских традиций

Проведение занятий в форме диалога-общения «Я русский, а это значит…»

Зарождение законов, традиций клуба.

3. Открытие и проведение праздника в семейном клубе «Русская традиция».

Первое праздничное выступление членов клуба на традиционных концертах колледжа.

Накопление опыта. Наблюдение за развитием, проявлением личностного роста и способностей студентов.

3. Подведение итогов. (Май)

Коллектив единомышленников – библиотечный клуб «Читаем, учимся, творим – культуру русскую храним» принимают решение о дальнейшей работе.

Участники проекта обсуждают итоги, высказывают свои пожелания, замечания, анализируют работу.

Оценка деятельности.





Содержание программы библиотечного клуба "Читаем, учимся, творим – культуру русскую храним"





Тема

Кол-во часов

Содержание

Вводное занятие


2 часа

  1. Ознакомление с планом работы на год. Режим работы клуба. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей студентов

  2. Требования к знаниям: общие правила по охране труда.

  3. Анкета “Мое хобби”.

  4. Знакомство с соответствующей литературой (постоянная работа).


Виды декоративно-прикладного искусства


2 часа

  1. Виды декоративно-прикладного искусства (макраме, пэчворк, вышивка, вязание). Художественное творчество в отделки предметов одежды.

  2. Требования к знаниям: виды женского рукоделия. Краткие исторические сведения.

  3. Самостоятельная работа. Продумать варианты применения изученных видов рукоделия для оформления предметов одежды.

  4. Темы рефератов: “Виды вязания”, “Современные виды рукоделия”.




Вязание спицами. История возникновения. 
Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы. 
Инструменты и материалы.


2 часа

  1. Значение вязания в современной жизни. Истоки зарождения вязания. Разновидность вязальных спиц и материалов для вязания. Безопасные приемы перед началом работы и во время работы.

  2. Требования к знаниям: исторические сведения о происхождении вязания. Виды спиц. Правила безопасной работы. Требования к умениям: подбор спиц и соответствующей пряжи.

  3. Практическая работа. Подобрать спицы и пряжу для вязания головного убора


Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой.
Закрытие петель.


4 часа

  1. Принципы образования начального ряда. Кромочная петля. Способы вязания лицевой петли. Образование изнаночной петли. Закрепления последнего ряда.

  2. Требования к знаниям: особенности вязания лицевых и изнаночных петель. Способы закрытия петель. Требования к умениям: выполнять лицевые и изнаночные петли. Закреплять петли последнего ряда.

  3. Практическая работа. Связать элемент украшения к народному костюму (по выбору студента)


Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на носок.


10 часов

  1. Особенности вязания по кругу. Плотность вязания по горизонтали и вертикали. Расчет количества петель для изделия.

  2. Требования к знаниям: факторы, влияющие на плотность вязания. Требования к умениям: принцип вязания по кругу. Расчет количества петель на любое изделие.

  3. Самостоятельная работа. Рассчитать количество петель для изготовления салфетки

  4. Практическая работа. Связать салфетку


Орнамент в вязании спицами.


4 часа

  1. Схемы орнаментов. Способы расчета петель. Особенности чередования нитей разных цветов.

  2. Требования к знаниям: подбор схемы и цветовое решение. Требования к умениям: подбор схемы и сочетающихся цветов пряжи. Выполнение вязального орнамента в два цвета.

  3. Практическая работа. Выполнение образца орнамента.


Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек.


6 часов

  1. Порядок расчета петель. Подбор орнамента. Особенности набора петель. Последовательность изготовления варежки.

  2. Требования к знаниям: определение плотности вязания. Цветовое решение в орнаменте. Особенности кругового вязания. Порядок вязания варежки. Требования к умениям: расчет и набор петель на спицу. Распределение петель на 4 спицы.

  3. Самостоятельная работа: Рассчитать количество петель для изготовления варежки.

  4. Практическая работа. Вязание варежек.


Вязание крючком. Инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы.


2 часа

  1. Отличительные особенности вязания крючком и на спицах. Общие сведения о вязании крючком. Виды крючков, строение. Общие правила по охране труда.

  2. Требования к знаниям: виды крючков и их размерный ряд. Строение крючка. Способы расположения крючка в руке. Безопасные приемы работы крючком. Требования к умениям: подбор крючка по номеру для нити. Правильное положение крючка в руке.


Воздушная петля. Столбики без накида.


2 часа

  1. Набор петель. Способы образования начальной петли. Цепочка из воздушных петель. Образование столбика без накида.

  2. Требования к знаниям: виды петель. Условное изображение петель. Требования к умениям: набор определенного количества петель. Выполнение столбика без накида.

  3. Практическая работа. Вязание образца столбиками без накида.


Изготовление пояса для народного сарафана


4 часа

  1. Набор цепочки из воздушных петель. Ввод нитки другого цвета в работу. Обвязка пояса обратным рядом.

  2. Требования к знаниям: подбор ниток и крючка. Цветовые сочетания. Требования к умениям: формирование начального ряда. Выполнение рядов из столбиков без накида. Ввод нити другого цвета.

  3. Практическая работа. Выполнение пояса.


Столбики с накидом. Вязание бижутерии.


4 часа

  1. Порядок образования столбика с накидом. Условное изображение. Столбики с одним, двумя накидами. Рекомендуемые нитки для изготовления бижутерии. Обвязка колец. Последовательное соединение колец. Оформление изделия.

  2. Требования к знаниям: порядок образования столбиков с различным количеством накидов. Требования к умениям: соединение воздушных петель в кольцо, выполнение столбиков с накидом.

  3. Самостоятельная работа. Подбор ниток для выполнения бижутерии.

  4. Практическая работа. Изготовление бижутерии.


Чтение схемы. Вязание головного убора в русском стиле


5 часов

  1. Формы описания работы: словесная и схематическая. Таблица условных знаков. Раппорт узора. Порядок чтения схемы. Вязание головного убора по схеме.

  2. Требования к знаниям: условные обозначения петель. Особенности чтения схем при круговом или прямоугольном вязании. Требования к умениям: чтение схем. Соблюдение последовательности вязания.

  3. Практическая работа. Изготовление головного убора.




Изготовление предмета быта или одежды по выбору.


12 часов

  1. Предметы одежды, быта и украшения. Традиционные и нетрадиционные способы изготовления. Художественно-эстетическое оформление. Утилитарные требования к одежде.

  2. Требования к знаниям: виды одежды. Предметы одежды, украшения и их значение в костюме. Художественное оформление предметов. Материалы, инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы. Требования к умениям: подбор материалов и инструментов. Составление плана изготовления изделия. Основные технологические приемы.

  3. Самостоятельная работа. Художественное оформление изделия.

  4. Практическая работа: Изготовление изделия по выбору.


Выставка изготовленных изделий.



  1. Творческий отчет обучающихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.

  2. Требования к знаниям: виды декоративно-прикладного творчества. Виды вязания и особенности их выполнения. Требования к умениям: определение вида рукоделия.

  3. Практическая работа. Оформление выставки.


Значение проекта для студентов.

Итогом работы студентов будут являться выставки изделий, демонстрации-показы элементов народного костюма, концертная деятельность в самостоятельно изготовленных костюмах, мастер-классы и т.д.

Обучающиеся должны знать:

1.Виды декоративно-прикладного творчества.

2.Начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при вязании.

3.Безопасные приемы работы.

4.Начальные сведения о цветовом сочетании.

5.Основные рабочие приемы вязания спицами, крючком и на вилке.

6.Условные обозначения вязальных петель.

7.Порядок чтения схем для вязания спицами и крючком.

Должны уметь:

1.Пользоваться схематичным описанием рисунка.

2.Выполнять простейшие элементы вязания на спицах, крючком и на вилке.

3.Рассчитывать плотность вязания и количество петель для проектируемого изделия.

4.Подбирать инструменты и материалы для работы.

5.Изготавливать изделие и комментировать значение традиционных элементов.

6.В процессе работы ориентироваться на качество изделий.





  • Другое
Описание:

Проект

библиотечного клуба

"Читаем, учимся, творим – культуру русскую храним"

 в рамках внеучебной деятельности в Барабинском филиале Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирского областного колледжа культуры и искусств»

 

Стенцова Оксана Александровна, заведующая библиотекой Барабинского филиала Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирского областного колледжа культуры и искусств»;

Терентьева Ольга Георгиевна, кандидат педагогических наук, преподаватель

 

Введение.

Актуальность данного проекта обусловлена рядом причин:

·        Культурно-просветительская работа библиотеки колледжа культуры и искусств весьма значима для решения кризисных проблем современной провинции, связанных с социально-политическими и экономическими изменениями. С одной стороны библиотека колледжа сохраняет (имеются раритетные издания) и постоянно пополняет в силу весьма ограниченных материальных возможностей книжный фонд, с другой стороны – пытается своими силами решать задачи государственного масштаба, касающиеся ослабления интереса к чтению. Сегодня проблемы чтения в России выходят на первый план как проблемы государственного значения. Успешному разрешению задачи привлечения к чтению, особенно молодежи, будет способствовать объединение усилий всех, кто профессионально причастен к воспитанию подрастающего поколения. Снижение интереса к чтению – это общемировая тенденция, обусловленная глобализацией СМИ и бурным развитием индустрии развлечений, вытесняющих чтение и как престижный источник получения информации, и как приятную и престижную форму досуга. Многие страны, реализуя собственные стратегии и программы поддержки и развития чтения, ищут эффективные способы противодействия этой пагубной тенденции, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны. Для изменения этой негативной ситуации библиотеки используют различные средства и формы библиотечной работы. Библиотекари неистощимы на выдумку в проведении различных мероприятий, посвящённых книге и чтению.  

·         Удалённость от «столиц» образовательного учреждения ставит его в замкнутую позицию и предоставить новейшую или  универсальную  информацию – задача библиотеки, так как от выпускников требуется эрудированность, готовность действовать в нестандартных ситуациях, проявление творческой активности для того, чтобы быть востребованными специалистами в условиях ограниченности рабочих мест.

·         В рамках электронного информационного пространства печатная книга утрачивает свои позиции: и студенты, и преподаватели довольствуются быстро получаемой информацией, которая зачастую может быть не контролируемой, сомнительной. Ориентирами становятся новые  цели и ценности, материально-технические и информационные ресурсы, контингент пользователей. Библиотека колледжа становится эпицентром  авторитетной  информации.

  • Библиотека выступает и как инструмент культуротворчества, способствующий сохранению традиций и созиданию новой культурной среды, которая будет передаваться последующим поколениям. Для колледжа культуры большое значение имеет концертная, конкурсная и выставочная деятельность, которая демонстрирует то, чему научились студенты и вместе с тем создаёт новый культурный контекст, приобщающий именно к знанию русской культуры. Поэтому для данной деятельности важно не только талантливое исполнение, но и соблюдение тонкостей костюма или оформления изделия. Особое внимание должно уделяться при этом знанию особенностей древнего декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, уходящей с одной стороны, корнями в народное творчество, с другой – непрерывно развивающейся и совершенствующейся в соответствии с запросами современного общества. Дошедшее до нас из глубины веков народное искусство, возрожденное и бережно хранимое, несет людям свет красоты и добра. Художественное творчество, прикладное искусство не только формирует творческую личность, но и помогает восстановить связи поколений, глубже понять и осознать чувство патриотизма, любви к своей Родине. Соприкасаясь с миром искусства, и тем более создавая  произведения искусства своими руками, дети становятся духовно богаче, постигают непреходящую ценность высоких идеалов красоты. В процессе обучения перед студентами раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками, секреты народной мудрости. Рукоделие развивает в учениках трудолюбие, аккуратность, образное мышление, творческое воображение. Использование на занятиях различных видов творчества дает возможность студенту найти себя в одном из видов  рукоделия и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, учащиеся получают возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник. Одним из видов декоративно-прикладного искусства является вязание. Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества студент может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния. В этом заключается практическое значение проекта.

· Имеет место и проблема коммуникации в современном обществе. Если ранее библиотека была так называемым «третьим местом», где человек мог отвлечься от общества и остаться наедине с книгой, то сейчас недостаток общения негативно сказывается на психике человека, теперь ему не хватает сотрудничества, неформального общения. Одной из интереснейших форм работы является  создание библиотечного клуба. Организация клуба является деятельностью долгосрочной, но в итоге, результативной. В данном проекте хотелось бы отразить всю значимость и необходимость создания библиотечного клуба в библиотеке БФ НОККиИ.

Цель  проекта: приобщение студентов к традиционному русскому наследию, и воспитание патриотизма на этой основе;          раскрытие перед обучаемыми социально-экономической роли изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства и; формирование устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, взрослыми и детьми; к созданию собственных произведений, отражающих позиции традиционного искусства, связанных с русской историей, культурой.

В процессе реализации проекта должны быть решены следующие  задачи:

1.Расширить востребованность библиотеки колледжа в Барабинском и Куйбышевском районах через показ возможностей применения самобытности и неповторимого своеобразия русской народной культуры.

2.Научить понимать художественный язык народного искусства.

3.Формировать образное мышление, творческое воображение, культурно-историческуюй память в процессе комплексного освоения и изучения народного искусства.

4.Воспитывать трудолюбие.

5.Дать необходимые знания и навыки по работе с тканью, с волокнистыми материалами, нитями и т.п.

6.Расширять кругозор обучающихся в процессе изучения видов декоративно-прикладного творчества.

7.Формировать интерес к рукоделию.

8.Формировать знания и практические навыки по выполнению различных видов вязания.

  9.Развивать и корригировать у обучающихся эстетический вкус, память и внимание.

10.Развивать и корригировать мелкую моторику и координацию рук.

11.Развивать и корригировать художественный вкус и творческую инициативу.

12.Воспитывать уважение к  проявлениям русской культуры и развивать интерес к народным традициям.

13.Формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.

 

Ресурсное обеспечение.

Ответственные лица

Деятельность, полномочия

Итоги работы

1. Зав. библиотекой, преподаватель НХТ.

Авторы идея и проекта. Идейные организаторы. Подготовительная работа к занятиям;

Организация работы по разработке занятий, поисковой и исследовательской деятельности информационная поддержка.

2. Педагогический коллектив.

Информационная поддержка текущей работы; материальная поддержка по организации работы библиотечного клуба

Выбор творческой группы по организации занятий; выбор группы преподавателей по материальному обеспечению праздников; видео- и фотосъёмка мероприятий; активное участие во всех мероприятиях, положительные эмоции в общении со студентами.

3. Библиотекарь.

Информационная поддержка по организации народных праздников, материалов к стенду.

Расширение профессионального общения в сфере интеллектуального развития детей; создание банка необходимой литературы, наглядности.

4. Организатор внеурочной деятельности

Методическая поддержка по организации и проведению праздников.

Проведение мероприятий.

5. Преподаватели ДПИ и НХТ

Методическая поддержка по организации и проведению выставок, показов, концертов.

Формирование навыка создания костюмов для проведения различных мероприятий.

 

Ожидаемые результаты:

Знакомство с литературой по русской культуре широкого круга читателей;

 укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями народа;

формирование эмоционально – осознанного отношения к народному творчеству, традициям и праздникам, эстетического восприятия фольклора в его художественном и самобытном разнообразии;

сплочение коллектива студентов и преподавателей, объединённых общим интересом; развитие и саморазвитие личности на основе познавательной и практической деятельности.

продуктивное сотрудничество со сверстниками, преподавателями и воспитателями при решении различных творческих задач;

развитие духовно-нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, открытости, доброжелательности, понимания и сопереживания, уважительного отношения к историко-культурным традициям своего и других народов.

создание культуротворческой среды в библиотеке: готовые изделия клуба планируется демонстрировать на городских конкурсах, выставках-ярмарках, в концертной деятельности, что позволит репрезентировать библиотеку колледжа культуры как методический центр (хотя бы для двух районов- Барабинского и Куйбышевского), способный оказать помощь домам культуры, народным коллективам, режиссёрам, всем интересующимся русской культурой и в подборе информации (литературы)  по народно-прикладному искусству и в создании костюмных комплексов.

Участники проекта:

  • Студенты 1-4 курсов
  • Педагогический коллектив

Срок реализации 1 год (при успешной работе клуба – проект может быть долгосрочным)

Механизм реализации:

План реализации

Пути решения

Результаты

1. Подготовительный этап.

1.Информационное собеседование библиотекаря со студентами и преподавателями об идее, целях и задачах создания библиотечного  клуба.

Проведение тематического библиотечного урока «Русские традиции народно-прикладного искусства». Выставка книг соответствующего содержания.

Аудитория или читальный зал библиотеки станет местом общения студентов и преподавателей, направленного на создание общего дела.

2. Сбор информации об основных традициях костюма на Руси

– Посещение библиотеки  колледжа
– Общение с представителями старшего поколения..
–Собеседование с преподавателями ЭХТ и НХТ

- Посещение музея.

Расширение круга общения студентов.

3. Выбор творческой инициативной группы

Опрос участников проекта по интересам, возможностям.

Определение групп, которые отвечают за:
– разработку макетов костюмов;
– художественное оформление костюмов;
– разработка работы групп по интересам;
– организация и проведение концертной и выставочной деятельности;
– фото и видео съемка.

2. Практический этап. (Октябрь - апрель)

Изучение литературы по теме «Культура и традиции русского народа», декоративно-прикладное искусство  на Руси

На первом занятии участники клуба советуются по организации и проведении выставок, показов готовых изделий

Выставочная и концертная деятельность

2. Создание стенда  «Возрождая культуру – возродим Россию», который отражает  мощь и силу  русских традиций

Проведение занятий в форме диалога-общения «Я русский, а это значит…»

Зарождение законов, традиций клуба.

3. Открытие и проведение праздника в семейном клубе «Русская традиция».

Первое праздничное выступление членов  клуба на традиционных концертах колледжа.

Накопление опыта. Наблюдение за развитием, проявлением личностного роста и способностей студентов.

3. Подведение итогов. (Май)

 Коллектив единомышленников – библиотечный клуб «Читаем, учимся, творим – культуру русскую храним» принимают решение о дальнейшей работе.

Участники проекта обсуждают итоги, высказывают свои пожелания, замечания, анализируют работу.

Оценка деятельности.

 

 

Содержание программы библиотечного клуба "Читаем, учимся, творим – культуру русскую храним"

 

 

Тема

Кол-во часов

Содержание

Вводное занятие

 

2 часа

1.     Ознакомление с планом работы на год. Режим работы клуба. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей студентов

2.     Требования к знаниям: общие правила по охране труда.

3.     Анкета “Мое хобби”.

4.     Знакомство с соответствующей литературой (постоянная работа).

 

Виды декоративно-прикладного искусства

 

2 часа

1.     Виды декоративно-прикладного искусства (макраме, пэчворк, вышивка, вязание). Художественное творчество в отделки предметов одежды.

2.     Требования к знаниям: виды женского рукоделия. Краткие исторические сведения.

3.     Самостоятельная работа. Продумать варианты применения изученных видов рукоделия для оформления предметов одежды.

4.     Темы рефератов: “Виды вязания”, “Современные виды рукоделия”.

 

 

Вязание спицами. История возникновения. 
Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы. 
Инструменты и материалы.

 

2 часа

1.     Значение вязания в современной жизни. Истоки зарождения вязания. Разновидность вязальных спиц и материалов для вязания. Безопасные приемы перед началом работы и во время работы.

2.     Требования к знаниям: исторические сведения о происхождении вязания. Виды спиц. Правила безопасной работы. Требования к умениям: подбор спиц и соответствующей пряжи.

3.     Практическая работа. Подобрать спицы и пряжу для вязания головного убора

 

Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой.
Закрытие петель.

 

4 часа

1.     Принципы образования начального ряда. Кромочная петля. Способы вязания лицевой петли. Образование изнаночной петли. Закрепления последнего ряда.

2.     Требования к знаниям: особенности вязания лицевых и изнаночных петель. Способы закрытия петель. Требования к умениям: выполнять лицевые и изнаночные петли. Закреплять петли последнего ряда.

3.     Практическая работа. Связать  элемент украшения к народному костюму (по выбору студента)

 

Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на носок.

 

10 часов

1.     Особенности вязания по кругу. Плотность вязания по горизонтали и вертикали. Расчет количества петель для изделия.

2.     Требования к знаниям: факторы, влияющие на плотность вязания. Требования к умениям: принцип вязания по кругу. Расчет количества петель на любое изделие.

3.     Самостоятельная работа. Рассчитать количество петель для изготовления салфетки

4.     Практическая работа. Связать салфетку

 

Орнамент в вязании спицами.

 

4 часа

1.     Схемы орнаментов. Способы расчета петель. Особенности чередования нитей разных цветов.

2.     Требования к знаниям: подбор схемы и цветовое решение. Требования к умениям: подбор схемы и сочетающихся цветов пряжи. Выполнение вязального орнамента в два цвета.

3.     Практическая работа. Выполнение образца орнамента.

 

Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек.

 

6 часов

1.     Порядок расчета петель. Подбор орнамента. Особенности набора петель. Последовательность изготовления варежки.

2.     Требования к знаниям: определение плотности вязания. Цветовое решение в орнаменте. Особенности кругового вязания. Порядок вязания варежки. Требования к умениям: расчет и набор петель на спицу. Распределение петель на 4 спицы.

3.     Самостоятельная работа: Рассчитать количество петель для изготовления варежки.

4.     Практическая работа. Вязание варежек.

 

Вязание крючком. Инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы.

 

2 часа

1.     Отличительные особенности вязания крючком и на спицах. Общие сведения о вязании крючком. Виды крючков, строение. Общие правила по охране труда.

2.     Требования к знаниям: виды крючков и их размерный ряд. Строение крючка. Способы расположения крючка в руке. Безопасные приемы работы крючком. Требования к умениям: подбор крючка по номеру для нити. Правильное положение крючка в руке.

 

Воздушная петля. Столбики без накида.

 

2 часа

1.     Набор петель. Способы образования начальной петли. Цепочка из воздушных петель. Образование столбика без накида.

2.     Требования к знаниям: виды петель. Условное изображение петель. Требования к умениям: набор определенного количества петель. Выполнение столбика без накида.

3.     Практическая работа. Вязание образца столбиками без накида.

 

Изготовление пояса для народного сарафана

 

4 часа

1.     Набор цепочки из воздушных петель. Ввод нитки другого цвета в работу. Обвязка пояса обратным рядом.

2.     Требования к знаниям: подбор ниток и крючка. Цветовые сочетания. Требования к умениям: формирование начального ряда. Выполнение рядов из столбиков без накида. Ввод нити другого цвета.

3.     Практическая работа. Выполнение пояса.

 

Столбики с накидом. Вязание бижутерии.

 

4 часа

1.     Порядок образования столбика с накидом. Условное изображение. Столбики с одним, двумя накидами. Рекомендуемые нитки для изготовления бижутерии. Обвязка колец. Последовательное соединение колец. Оформление изделия.

2.     Требования к знаниям: порядок образования столбиков с различным количеством накидов. Требования к умениям: соединение воздушных петель в кольцо, выполнение столбиков с накидом.

3.     Самостоятельная работа. Подбор ниток для выполнения бижутерии.

4.     Практическая работа. Изготовление бижутерии.

 

Чтение схемы. Вязание головного убора в русском стиле

 

5 часов

1.     Формы описания работы: словесная и схематическая. Таблица условных знаков. Раппорт узора. Порядок чтения схемы. Вязание головного убора по схеме.

2.     Требования к знаниям: условные обозначения петель. Особенности чтения схем при круговом или прямоугольном вязании. Требования к умениям: чтение схем. Соблюдение последовательности вязания.

3.     Практическая работа. Изготовление головного убора.

 

 

Изготовление предмета быта или одежды по выбору.

 

12 часов

1.     Предметы одежды, быта и украшения. Традиционные и нетрадиционные способы изготовления. Художественно-эстетическое оформление. Утилитарные требования к одежде.

2.     Требования к знаниям: виды одежды. Предметы одежды, украшения и их значение в костюме. Художественное оформление предметов. Материалы, инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы. Требования к умениям: подбор материалов и инструментов. Составление плана изготовления изделия. Основные технологические приемы.

3.     Самостоятельная работа. Художественное оформление изделия.

4.     Практическая работа: Изготовление изделия по выбору.

 

Выставка изготовленных изделий.

 

 

1.     Творческий отчет обучающихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.

2.     Требования к знаниям: виды декоративно-прикладного творчества. Виды вязания и особенности их выполнения. Требования к умениям: определение вида рукоделия.

3.     Практическая работа. Оформление выставки.

 

Значение проекта для студентов.

Итогом работы студентов будут являться выставки изделий,  демонстрации-показы элементов народного костюма, концертная деятельность в самостоятельно изготовленных костюмах, мастер-классы и т.д.

Обучающиеся должны знать:

1.Виды декоративно-прикладного творчества.

2.Начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при вязании.

3.Безопасные приемы работы.

4.Начальные сведения о цветовом сочетании.

5.Основные рабочие приемы вязания спицами, крючком и на вилке.

6.Условные обозначения вязальных петель.

7.Порядок чтения схем для вязания спицами и крючком.

Должны уметь:

1.Пользоваться схематичным описанием рисунка.

2.Выполнять простейшие элементы вязания на спицах, крючком и на вилке.

3.Рассчитывать плотность вязания и количество петель для проектируемого изделия.

4.Подбирать инструменты и материалы для работы.

5.Изготавливать изделие и комментировать значение традиционных элементов.

6.В процессе работы ориентироваться на качество изделий.

 

 

 

Скачать материал
Автор Стенцова Оксана Александровна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 2406
Номер материала 2030
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Нет результатов.