Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПроект " Сямозерский рыбак"

Проект " Сямозерский рыбак"

Скачать материал

Страницы истории Пряжинского района

1 районный тур краеведческих чтений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сямозерский рыбак

 

                                                         Выполнил: ученик 3а класса

                                                                                 Макаров Игорь

                                                            Руководитель: Плечкина С.А.

                                                                                    (м.т. 89214654581; ple4kina.s@gmail.com)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эссойла 2014 г.

 

Оглавление

 

 

 

1. Введение.

                 1.1 Цель.

                 1.2 Задачи

                

2. Немного из истории деревни  Сямозера.

3. Детство дедушки

4. Рыболовецкие бригады.

5. Словарь рыболовецких терминов

6. Вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: изучение  организации рыбной ловли  на озере Сямозеро в 50-60 годы по рассказам моей бабушки

 

 

Задачи:

1. Познакомиться с домашним архивом по этой теме

2. Расспросить родственников, записать рассказ бабушки о работе дедушки рыбаком.

3.Ознакомить одноклассников с историей рыболовства на Сямозере.

4. Составить электронную презентацию по теме: «Сямозерский рыбак»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Красиво смотрится деревня с карельскими домами вдоль берега. Дома исстари строились не как придется, а в ряд, окнами к дороге, почти по всей деревне проходящей по берегу. Поэтому и дома развернуты к озеру. А на самом берегу стояли только бани. Берег  раньше держали открытым и чистым. За домами были огороды, а дальше — поля, вплоть до леса на горе.    Это деревня Смозеро.  Я являюсь потомком  одного из старинных сямозерских родов, которые ведут свое начало с середины 17 века согласно документальным данным: Белокуровы, Евсеевы, Ёлкины, Костины, Лебедевы, Макаровы, Осиповы, Пезяевы, Пуховы, Поповы, Тестовы, Титовы, Фомины.    Мужа моей бабушки, моего дедушку звали Макаров Анатолий Иванович. Родился он  в деревне Сямозеро 2 мая 1931 года. Его родителей звали Макарова Татьяна Васильевна и Макаров Иван Николаевич. Они были обычными крестьянами. Татьяна Васильевна сидела дома и ухаживала за детьми. Детей было четверо. А Иван Николаевич работал рыбаком. У них было целое хозяйство: коровы, свиньи, быки, курицы, овцы и огромный огород, в котором выращивали картошку и репу. Одних кормов надо было заготовить на целую зиму, поэтому работы хватало всем.

  Когда началась война, дедушке было уже 10 лет. В начале войны с ним произошёл такой случай. По случайности Толю ранили. Как выяснилось, пуля прошла на вылет и он чудом остался жив. А затем семью отправили в эвакуацию.  Там они прожили до конца войны.

   Послевоенные годы были очень тяжёлые. И  16 лет дедушка был принят  в Сямозерский рыбопункт – мастером рыбной засолки. Этому всему его научил отец. Потом его отправили учиться на моториста – рулевого.  После окончания учёбы ушел на три года служить в Советскую Армию. Вернувшись в деревню, назначили его бригадиром Сямозерской бригады.

 По Сямозеру дедушка ходил на лодках, катерах, барже. Пользовались также лодками-кижанками. В1963 году назначен начальником рыбопункта. Сюда входили бригады  д. Курмойлы, д. Сяргилахты, д. Лахты и деревни Сямозеро. У каждой бригады был свой участок на озере. Середина озера была общей для всех. Бригада состояла из 5-7 человек. Летняя рыбалка начиналась, как только лед сойдет, обычно в период с 1 по 20 мая. Зимняя — когда лед встанет на озере. Бывали на Сямозере и штормы. Если случались особо сильные, то по 3-4 дня рыбаки не выходили в озеро. Когда на Сямозере шторм, оно похоже на море. На самом деле озеро  велико: местами глубина его доходит до 25 метров, длина – 25 километров, ширина – 15 километров. С ним  шутки плохи. Во всем знал меру. Это помогало ладить не только с деревенскими людьми, но и с  озером. А оно способно на всякое. И наградить добрым уловом, и безжалостного наказать, в худшем случае, поглотить в своих пучинах бесшабашного или алчного и тем более того, кому «море по колено». К дедушке озеро было настроено дружески, потому что он понимал его правильно и очень любил. 

 Рыболовные снасти  после войны были хлопчатобумажными, позже стали пользоваться капроновыми. Летом ловили ряпушку, леща, судака, плотву, а зимой ставили сети на судака, щуку, леща, налима. Дедушка всегда говорил, что рыба ловится лучше, когда ветер часто меняется. Он знал много рыболовецких примет, умело читал погодные условия при выходе в озеро. И я хочу  изучить приметы удачной рыбалки,  постараюсь  узнать их у старых сямозерских рыбаков.

  Дедушка говорил, что какую рыбу поймаешь, такую уху похлебаешь. Между прочим, уха по-карельски варится по особому рецепту. Сначала в кипящую воду кладут нарезанный картофель и луковицу. А мама делает наоборот: кладет лук и приправы в конце варки ухи. Затем, когда вода закипит, опускают мелкую рыб, причем у окуня чешую не снимают: от нее навар хороший. Потом сварившуюся мелочь вынимают, и в кипящий бульон кладут куски крупной рыбы – судака или сига. В конце варки добавляют лавровый лист и перец. Это – двойная уха. Она очень хороша! Рыба была главная еда в семье и зимой и летом. Рыбу жарили, варили, солили, вялили.

   Так и жили: работа, дом, хозяйство, дети. Земля и озеро кормили большую  дружную семью.

   Дедушка проработал в рыбопункте 35 лет. Работал честно, пользовался уважением в коллективе.  Вот такой мой дедушка –  простой сямозерский рыбак!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________________________________________________________

*http://www.syamozero.ru/index.php?titl

Словарь

 

1. Моторист-рулевой стоит за штурвалом и управляет курсом движения судна на небольших судах (буксирных катерах)

 

2. Традиционная лодка–кижанка имела совершенную теорию корпуса для движения по водной стихии Онежского озера. Острые нос и корма и правильные обводы корпуса позволяли хорошо ходить по волнам. Носовая кокора врезалась в волну, разводя ее «развалистыми», широкими в центре бортами, которые повышали остойчивость судна, а кормовая кокора улучшала обтекаемость, и лодка «не тянула» за собой воду. Длина корпуса позволяет лодке не проваливаться между волн, резать первую и третью волны носовым и кормовым штевнями. На промежуточной волне работает максимальный развал бортов на средних шпангоутах – он придает лодке остойчивость: чем больше грузишь, тем она меньше раскачивается.

 

3. Мережа- рыболовная снасть, состоящая из сетки, натянутой на обручи

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Проект " Сямозерский рыбак""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Социальный педагог

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный проект разработан с связи с введением  поектной деятельности учащихся по ФГОС НОО. В данном проекте изучается история родного края, а именно рыболовство на озере Сямозеро в 50-60 годы. Объектами изучения являются документы, фотографии из архива семьи Макаровых, воспоминания бабушки. Предметом проекта является деятельность направленная на повышение интересак истории родного края, к истории семьи, а также организация поисковой деятельности. Проектная деятельность развивает у детей самостоятельность и стимулирует к работе над проблемой, дает возможность формировать стойкий интерес и положительную мотивацию к изучению истории родного края.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 710 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 15.12.2014 381
    • DOCX 46.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Плечкина Светлана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4949
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1106 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 19 283 человека

Курс повышения квалификации

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися старшего дошкольного и младшего школьного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 259 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Готовимся к ЕГЭ по литературе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология общения: эффективное общение и решение конфликтов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 832 человека из 78 регионов
  • Этот курс уже прошли 374 человека

Мини-курс

Стратегии бизнес-развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе