Страницы истории Пряжинского района
1 районный тур краеведческих чтений
Сямозерский рыбак
Выполнил: ученик 3а класса
Макаров Игорь
Руководитель: Плечкина С.А.
(м.т. 89214654581; ple4kina.s@gmail.com)
Эссойла 2014 г.
Оглавление
1. Введение.
1.1 Цель.
1.2 Задачи
2. Немного из истории деревни Сямозера.
3. Детство дедушки
4. Рыболовецкие бригады.
5. Словарь рыболовецких терминов
6. Вывод.
Цель: изучение организации рыбной ловли на озере Сямозеро в 50-60 годы по рассказам моей бабушки
Задачи:
1. Познакомиться с домашним архивом по этой теме
2. Расспросить родственников, записать рассказ бабушки о работе дедушки рыбаком.
3.Ознакомить одноклассников с историей рыболовства на Сямозере.
4. Составить электронную презентацию по теме: «Сямозерский рыбак»
Красиво смотрится деревня с карельскими домами вдоль берега. Дома исстари строились не как придется, а в ряд, окнами к дороге, почти по всей деревне проходящей по берегу. Поэтому и дома развернуты к озеру. А на самом берегу стояли только бани. Берег раньше держали открытым и чистым. За домами были огороды, а дальше — поля, вплоть до леса на горе. Это деревня Смозеро. Я являюсь потомком одного из старинных сямозерских родов, которые ведут свое начало с середины 17 века согласно документальным данным: Белокуровы, Евсеевы, Ёлкины, Костины, Лебедевы, Макаровы, Осиповы, Пезяевы, Пуховы, Поповы, Тестовы, Титовы, Фомины. Мужа моей бабушки, моего дедушку звали Макаров Анатолий Иванович. Родился он в деревне Сямозеро 2 мая 1931 года. Его родителей звали Макарова Татьяна Васильевна и Макаров Иван Николаевич. Они были обычными крестьянами. Татьяна Васильевна сидела дома и ухаживала за детьми. Детей было четверо. А Иван Николаевич работал рыбаком. У них было целое хозяйство: коровы, свиньи, быки, курицы, овцы и огромный огород, в котором выращивали картошку и репу. Одних кормов надо было заготовить на целую зиму, поэтому работы хватало всем.
Когда началась война, дедушке было уже 10 лет. В начале войны с ним произошёл такой случай. По случайности Толю ранили. Как выяснилось, пуля прошла на вылет и он чудом остался жив. А затем семью отправили в эвакуацию. Там они прожили до конца войны.
Послевоенные годы были очень тяжёлые. И 16 лет дедушка был принят в Сямозерский рыбопункт – мастером рыбной засолки. Этому всему его научил отец. Потом его отправили учиться на моториста – рулевого. После окончания учёбы ушел на три года служить в Советскую Армию. Вернувшись в деревню, назначили его бригадиром Сямозерской бригады.
По Сямозеру дедушка ходил на лодках, катерах, барже. Пользовались также лодками-кижанками. В1963 году назначен начальником рыбопункта. Сюда входили бригады д. Курмойлы, д. Сяргилахты, д. Лахты и деревни Сямозеро. У каждой бригады был свой участок на озере. Середина озера была общей для всех. Бригада состояла из 5-7 человек. Летняя рыбалка начиналась, как только лед сойдет, обычно в период с 1 по 20 мая. Зимняя — когда лед встанет на озере. Бывали на Сямозере и штормы. Если случались особо сильные, то по 3-4 дня рыбаки не выходили в озеро. Когда на Сямозере шторм, оно похоже на море. На самом деле озеро велико: местами глубина его доходит до 25 метров, длина – 25 километров, ширина – 15 километров. С ним шутки плохи. Во всем знал меру. Это помогало ладить не только с деревенскими людьми, но и с озером. А оно способно на всякое. И наградить добрым уловом, и безжалостного наказать, в худшем случае, поглотить в своих пучинах бесшабашного или алчного и тем более того, кому «море по колено». К дедушке озеро было настроено дружески, потому что он понимал его правильно и очень любил.
Рыболовные снасти после войны были хлопчатобумажными, позже стали пользоваться капроновыми. Летом ловили ряпушку, леща, судака, плотву, а зимой ставили сети на судака, щуку, леща, налима. Дедушка всегда говорил, что рыба ловится лучше, когда ветер часто меняется. Он знал много рыболовецких примет, умело читал погодные условия при выходе в озеро. И я хочу изучить приметы удачной рыбалки, постараюсь узнать их у старых сямозерских рыбаков.
Дедушка говорил, что какую рыбу поймаешь, такую уху похлебаешь. Между прочим, уха по-карельски варится по особому рецепту. Сначала в кипящую воду кладут нарезанный картофель и луковицу. А мама делает наоборот: кладет лук и приправы в конце варки ухи. Затем, когда вода закипит, опускают мелкую рыб, причем у окуня чешую не снимают: от нее навар хороший. Потом сварившуюся мелочь вынимают, и в кипящий бульон кладут куски крупной рыбы – судака или сига. В конце варки добавляют лавровый лист и перец. Это – двойная уха. Она очень хороша! Рыба была главная еда в семье и зимой и летом. Рыбу жарили, варили, солили, вялили.
Так и жили: работа, дом, хозяйство, дети. Земля и озеро кормили большую дружную семью.
Дедушка проработал в рыбопункте 35 лет. Работал честно, пользовался уважением в коллективе. Вот такой мой дедушка – простой сямозерский рыбак!
__________________________________________________________________
*http://www.syamozero.ru/index.php?titl
Словарь
1. Моторист-рулевой стоит за штурвалом и управляет курсом движения судна на небольших судах (буксирных катерах)
2. Традиционная лодка–кижанка имела совершенную теорию корпуса для движения по водной стихии Онежского озера. Острые нос и корма и правильные обводы корпуса позволяли хорошо ходить по волнам. Носовая кокора врезалась в волну, разводя ее «развалистыми», широкими в центре бортами, которые повышали остойчивость судна, а кормовая кокора улучшала обтекаемость, и лодка «не тянула» за собой воду. Длина корпуса позволяет лодке не проваливаться между волн, резать первую и третью волны носовым и кормовым штевнями. На промежуточной волне работает максимальный развал бортов на средних шпангоутах – он придает лодке остойчивость: чем больше грузишь, тем она меньше раскачивается.
3. Мережа- рыболовная снасть, состоящая из сетки, натянутой на обручи
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Данный проект разработан с связи с введением поектной деятельности учащихся по ФГОС НОО. В данном проекте изучается история родного края, а именно рыболовство на озере Сямозеро в 50-60 годы. Объектами изучения являются документы, фотографии из архива семьи Макаровых, воспоминания бабушки. Предметом проекта является деятельность направленная на повышение интересак истории родного края, к истории семьи, а также организация поисковой деятельности. Проектная деятельность развивает у детей самостоятельность и стимулирует к работе над проблемой, дает возможность формировать стойкий интерес и положительную мотивацию к изучению истории родного края.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 15.12.2014 |
Раздел | Начальные классы |
Подраздел | Другое |
Просмотров | 871 |
Номер материала | 7228 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: