Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПроект. ДНР и В в семье

Проект. ДНР и В в семье

Скачать материал


Духовно-нравственное развитие и воспитание в семье – основа формирования личности ребёнка.

Есть много родов образования и развития,

 и каждое из них важно само по себе,

но всех выше должно стоять

 образование нравственное.

В.Г.Белинский

      Духовность базируется на свободе человека, понимается как внутренний источник, как жизненная сила. Свобода сочетается с формирующейся саморегуляцией.

       Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро (И. Песталоцци).

      Нравственность в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье.

      Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет.

 

Актуальность

4 Морально-нравственная дезинтеграция общества;

4  Снижение ценностей семейной жизни;

4 Низкий уровень доверия и социальной солидарности;

4 Нарушение преемственности поколений;

4 Недостаток гражданского, патриотического самосознания;

4 Снижение ценностей семейной жизни;

4 Ослабление физического, социального и психического здоровья обучающихся.

Гипотеза:

 создание условий для духовно-нравственного развития, воспитания и успешной социализации граждан России – один из важнейших факторов модернизации современной России окружающих образа жизни (Общие положение ФГОС НОО).

 

 Проблемное поле

4 Процесс воспитания в воспитательной работе представлен не целостно.

4 Нет преемственности в вопросах воспитания на различных ступенях образования.

4 Воспитательный процесс в школе отделен от  семьи.

4 Нет общей позиции школы и семьи в вопросах воспитания.

 Духовно-нравственное развитие гражданина России – это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, посредством осознанного принятия ею ценностей:

4 семейной жизни;

4 классного и школьного коллектива;

4 культурно-регионального сообщества;

4 культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных религий России;

4 российской гражданской нации;

4 мирового сообщества.

Духовно-нравственное развитие гражданина формирует его способность сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, к жизни и труду, к обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм, нравственных установок, традиционных национальных духовных идеалов

Вывод: духовно-нравственное воспитание обучающихся возможно в условиях педагогически организованного взаимодействия школы, семьи, государства, общественных и традиционных религиозных организаций, других институтов социализации.

Объект: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет: содержание и формы организации УВП в рамках учебного курса ОРКСЭ, портрет выпускника начальной школы.

Современный национальный воспитательный идеал:

высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа  Российской Федерации.

 

Цель и задачи духовно-нравственного воспитания школьников

Цель современного образования: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи воспитания детей отражают основные направления развития личности:

          личностная культура;

          семейная культура;

          социальная культура.

 

В сфере личностного развития   обеспечить

(Краткосрочный результат)

      готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни;

      формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

      способность формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль;

      принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

       осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, умение им противодействовать;

      готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

      способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты;

      трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

 

В сфере общественных отношений обеспечить

      осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

      развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

      заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

      осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу;

      понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

      законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

      духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

 

В сфере государственных отношений содействовать:

(Долгосрочный результат)

      формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти, в государственных делах;

      укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;

      повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

      повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;

 

Принципы организации духовно – нравственного воспитания

      нравственного примера педагога;

      социально-педагогического партнёрства (сотрудничества школы и социума);

      диалогического общения;

      индивидуально-личностного развития;

      интегративности программ духовно-нравственного воспитания (их соотнесённости с образовательным процессом в целом);

      социальной востребованности воспитания.

Принципы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей)

4 совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения (в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ);

4 сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

4 педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

4 поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

4 содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

Духовно-нравственное развитие и воспитание осуществляется в деятельности

      урочной;

      внеурочной;

      внешкольной;

      в социуме.

Пути осуществления:

-         Учебный процесс;

-          Правовое и политическое просвещение;

-          Самообразование;

-          Использование потенциала СМИ;

-          Внеурочная  воспитательная работа;

-          Участие в общественных делах школы;

-          Семейное воспитание;

-          Участие в деятельности общественных объединений.

 

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в курсе ОРКСЭ

      Воспитание гражданственности, патриотизма уважения к правам, свободам и обязанностям человека  

     Ценности: любовь к своему народу, своему краю, России, свобода личная и национальная, доверие к людям.

      Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважении родителей, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

      Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

     Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

      Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

     Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое.

      Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

     Ценности: родная земля; заповедная природа, экологическое сознание.

      Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

     Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Планируемые результаты

      Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе, и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

      Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

      Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.

 «Портрет» выпускника начальной школы:

4 любящий свой народ, свой край и свою Родину;

4 уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

4 любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

4 владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

4 готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

4 доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

4 выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (Общее положение ФГОС НОО, основные задачи курса ОРКСЭ).

 

Тип проекта:

по методу: практико-ориентированный;

по содержанию:  требования ФГОС НОО, основные задачи курса ОРКСЭ; основные задачи комплексного учебного курса ОРКСЭ;

по количеству участников: групповой;

по продолжительности: долгосрочный;

по типу объекта: социально-ориентированный.

Этапы реализации:

1этап – подготовительный:  5.04. 2012-1.09.2012г.

      анализ уровня работы ОУ по данной теме;

      определение положительного и отрицательного;

      формулировка концепции будущей Программы.

2 этап – практический: 1.09. 2012-1.09. 2013 г.

      планирование деятельности;

      составление Программы;

       реализация намеченного.

Примерный план мероприятий для учащихся начальной школы

Тема

Форма проведения

1.

Здравствуй, школа!

Праздник

2.

Моя родина – Россия.

Классный час

3.

Символы современной России.

Классный час

4.

Страницы истории государственных символов нашей страны.

Классный час

5.

Моя Семья – моя Россия!

Праздник

5а.

Родословное древо моей семьи.

Проект

6.

Мой мир. Культура и религия.

Классный час

7.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Родительское собрание

8.

Чудеса растут в огороде!

Семейный конкурс

9.

Золотое правило нравственности.

Семейный урок

10.

Внимание! Дорога!

Беседа, конкурс рисунков.

11.

Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

Классный час

12.

Нет бабушки моей прекрасней!

Праздник

13.

Сохраним природу вместе.

Внеклассное занятие

14.

Папа, мама, я - спортивная семья!

Семейная эстафета

15.

Библия и Евангелие.

Информационный классный час

16.

Сострадание и милосердие.

Круглый стол

17.

Единственная, родная!

Праздник ко Дню Матери

18.

Режим дня и спорт.

Беседа

19.

Подари другому радость.

Игра - практикум

20.

Операция «Ёлочка- 20…»

Семейная экологическая акция

21.

В мире русской народной мудрости.

Читательская конференция

22.

Не стесняйся доброты своей.

Классный час

23.

Я - родитель, я – приятель.

Родительское собрание

24.

Как вырастить ребенка нравственным?

Родительское собрание

25.

Семейные традиции и способности ребенка трудиться.

Родительское собрание

26.

Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм?

Родительское собрание

27.

Если станем дружно жить, не придется нам тужить.

Урок вежливости

29.

Птицы - наши друзья!

Семейный проект

30.

Птичий домик.

Конкурс проектов  – экологическая акция

31.

Что значит быть ответственным?

Классный час

32.

Заочное путешествие по храмам России.

Проект

33.

Мы крутим глобус.

Кл. час- конференция

34.

Поклонимся великим тем годам.

Митинг

35.

Образцы нравственности в культуре Отечества.

Классный час.

 

 

Риски:

  • современное, не всегда благоприятное для решения задач духовно-нравственного развития и воспитания детей, социокультурное окружение;
  • скудность общественного опыта освоения традиций духовно-нравственного воспитания;
  • отсутствие четких систематизированных представлений родителей о традициях семейной педагогической культуры и недостаточность личного опыта;
  • отсутствие системы духовно- нравственного просвещения родителей, педагогической и духовно – нравственной помощи семье в воспитании детей;
  • социально-психологическая незрелость современных детей и родителей.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Проект. ДНР и В в семье"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Карьерный консультант

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

      Духовность базируется на свободе человека, понимается как внутренний источник, как жизненная сила. Свобода сочетается с формирующейся саморегуляцией.

       Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро (И. Песталоцци).

      Нравственность в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье.

      Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет.

 

Актуальность

4Морально-нравственная дезинтеграция общества;

4 Снижение ценностей семейной жизни;

4Низкий уровень доверия и социальной солидарности;

4Нарушение преемственности поколений;

4Недостаток гражданского, патриотического самосознания;

 

4Снижение ценностей семейной жизни;

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 158 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 357
    • DOCX 125.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гартман Надежда Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гартман Надежда Ивановна
    Гартман Надежда Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 122544
    • Всего материалов: 107

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 172 человека
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 206 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 444 человека

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Мини-курс

Современные медиа: экономика, системы и технологии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Феноменология в педагогике: основные концепции и их практическое применение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Практические аспекты работы логопеда: методы и приемы в логоритмике

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек