Мотивационно-ориентировочная
часть.
1.Этап
актуализации.
Цель: создание положительного эмоционального фона
по поводу удовлетворения собственными знаниями, положительная оценка учителем
достижений учеников. Создание «ситуации успеха».
2. Этап
мотивации. Цель: создание условий, способствующих формированию
учебной содержательной мотивации.
Закрепление
«ситуации успеха».
3. Этап
постановки учебной задачи.
Цель: подведение к
самостоятельному
выделению предмета исследования, преобразование конкретной практической
задачи в учебную задачу.
Осуществляется
поиск ответа на вопрос: «Что же мы должны узнать, чтобы иметь возможность
двигаться дальше?»
Операционно-исполнительная
часть.
Цель: решение поставленной учебной задачи.
1.Этап
преобразования условия задачи.
2.Этап
преобразования модели.
3.Этап отработки
общего способа действий.
Рефлексивно-оценочная
часть.
Цель: выявление осознанности действий и введение
их в систему знаний.
1.Этап рефлексии
(мысленное возвращение к прошлым действиям).
2.Оценочный этап.
|
На доске записаны
слова:
(а,о)кно
сл(е,и)за
улы(б,п)ка
н(е,и)сла
д(а,о)рить
- Какое задание я
хочу вам предложить?
- В какой части
слова находятся ОСП (орфограммы слабых позиций)?
- Как будете
проверять?
- О чем надо при
этом помнить?
- Что такое
одинаковые основы?
- Я приготовила для
данного задания изменения слов, выберите подходящие, докажите свой выбор,
соедините линиями, вставьте буквы.
с улыбками
слёзы
_кно
несёт
сл_за
дарю
улы_ка
окна
н_сла слезами
д_рить
к окну
улыбок
нёс
дарят
На доске
зафиксированы схемы, как изменяются разные слова:
- Молодцы. Вместе
работать легче. Давайте попробуем проверить свои силы, поработать
самостоятельно.
Задание (на
карточках): проверить ОСП в
основе слова путем изменения слова, вставить буквы.
- О чем надо при
этом помнить?
- Как проверить
себя?
(е,и,я)йцо –
кни(ж,ш)ка –
в(и,е)дро –
п(е,и)лить –
см(а,о)трю -
- Молодцы,
справились с заданием. Значит, и следующее задание не вызовет у вас
затруднений.
Задание: проверить ОСП в основе слова путем
изменения слова, вставить букву.
хол(а,о)д -
- Какую УЗ поставим?
Учитель
фиксирует учебную задачу на доске.
Способы проверки ОСП
ФС ?
- Может, эту
орфограмму можно проверить по-другому?
(выделим окончания
и основы)
- Но у этих слов
разные основы. Это тот же способ проверки, что и был раньше?
- Мы нашли новый
способ проверки? Какой?
- Что же это за
слово, которое мы взяли в качестве проверки? Давайте сравним эти слова:
- Есть ли у них
что-то общее?
- Как вы думаете,
какое слово в русском языке появилось раньше, а какое позже?
- Обратите внимание
на запись слов. Что в записи основ есть общего, какая часть?
- Давайте выделим
эту часть дугой.
- Что у этих частей
одинаковое?
- Что на письме
обозначают буквами?
- Значит, и
фонемный состав одинаковый.
- Можем подобрать
ещё слова с такой же частью? (учитель помогает наводящими вопросами и записывает
на доске)
- Как вы назвали бы
эту общую часть, от которой произошли все эти слова?
(Дерево не может
жить без чего? Без корня. Корень – главная часть дерева. Так и у слова:
корень – главная часть в слове.)
- Как можно назвать
слова, у которых одинаковый корень?
- Верно. А еще их
называют родственными.
- Итак, корень –
это общая часть родственных (однокоренных) слов. Корень – главная значимая часть слова, в которой
заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Значит, у
однокоренных слов корень одинаковый. У нас есть модель одинаковых основ. А
что такое одинаковый корень? Могли бы вы нарисовать модель, изображающую
одинаковые корни?
- Как будете
работать? Сколько вам надо времени?
Обсуждение
результатов работы групп у доски.
- Итак, какой новый
способ проверки ОСП в основе слова мы открыли?
- Проверим, как он
работает?
На доске (у
детей на карточках) – текст с пропуском ОСП.
Задание: проверить
ОСП, подобрав однокоренные слова, вставить пропущенные буквы.
Тр_пинка (___)
ведёт в лес. Лучи солнца за_грали (___) на з_лёных (___) полянах. Под
д_ре(в,ф)цами (____) др_жат (____) солнечные зайчики. Раздались в_сёлые
(___) песни зяблика. На лужайке прыгали л_сята (___).
- Какую УЗ ставили?
- Решили? Нашли?
Какой?
- Работает данный
способ?
- Что будем делать
дальше?
- Легко ли вам было
подбирать родственные слова?
- Какое домашнее
задание предлагаете выполнить?
Д/з: к словам сад и лес подобрать однокоренные слова
(образовать однокоренные слова).
- Чью работу на
уроке отметим?
- Оцените свою
работу на уроке. Предложите критерии, по которым будете оценивать.
|
- Проверить ОСП и
вставить буквы.
- В основе слова.
- Надо изменить
слово.
- При изменении
слов изменяются окончания, а основы остаются одинаковыми.
Дети по таблице
(на доске) дают объяснение:
- Одинаковые основы
– это основы с одинаковым лексическим значением и фонемным составом.
Дети работают на
карточках и на проекционной доске (сначала сильный учащийся-средний-слабый).
У проекционной доски
дети выполняют задание (в программе Smart) и объясняют
проверку каждого слова по алгоритму:
1) определяю,
что называет слово,
2) вспоминаю,
как изменяется слово, изменяю, 3) обозначаю ОСП в слове по сильной позиции,
вставляю букву.
- При изменении
слов изменяются окончания, но не основы!
- Надо выделить
окончания и основы.
Учащиеся
выполняют задание самостоятельно. Далее – проверка на проекционной доске
(отодвигаем «шторку», проверяем). Дети показывают сигналами правильность
выполнения задания.
Дети пытаются
проверить ОСП путем изменения слова по числу и падежу:
хол(а,о)д - х_л_да,
(нет) хол_да, х_л_дами, о х_л_дах
Дети поднимают
сигналы со знаками ? или !
- Не получается
проверить путем изменения слова.
- Найти другой
способ проверки ОСП в основе слова без изменения формы слова.
- Словом холодный.
- Нет. Это не
изменение слова, а подбор другого слова (это другое слово).
- Подобрали другое
слово.
- Смысл.
- Слово холодный
произошло от слова холод.
холод-
- ЛЗ и буквенный
состав.
- Фонемы.
- Да: холодок, холодец,
холодильник, похолодание.
- Корень.
- Однокоренные.
- Да.
- В группах. 3
минуты.
Дети работают в
группах.
- С помощью подбора
однокоренных слов.
- ОСП в корне слова
проверяем по сильной позиции в том же корне.
Фронтальная
работа.
Дети подбирают
однокоренные слова (проверяют ОСП с помощью подбора однокоренных слов),
записывают их в скобках, вставляют буквы на проекционной доске (сначала
сильный –средний - слабый) и в карточке, выделяют окончание, основу, корень.
- Найти другой способ проверки ОСП в основе
слова.
- Да, с помощью
подбора однокоренных слов.
- Да.
- Отрабатывать
проверку ОСП в основе слова с помощью подбора однокоренных слов.
- Нет. Значит, надо
тренироваться в подборе однокоренных слов.
- Потренироваться в
подборе однокоренных слов к каким-либо словам.
Дети отмечают
работу одноклассников на уроке.
- Активность,
внимательность, правильность выполнения заданий.
Учащиеся
оценивают свою работу на уроке по заданным критериям на шкале оценивания.
|
Личностные УУД: создание «ситуации успеха», создание
положительного эмоционального фона по поводу удовлетворения собственными
знаниями, мотивация к учебной деятельности.
Регулятивные
УУД: прогнозирование.
Регулятивные
УУД: умение действовать по
алгоритму.
Познавательные
УУД: осознание и
произвольное построение высказывания.
Коммуникативные
УУД: умение строить
высказывание.
Личностные УУД:
формирование
учебной содержательной мотивации в «ситуации успеха».
Познавательные
УУД: умение работать
самостоятельно.
Регулятивные
УУД: контроль, умение
действовать по алгоритму, способность к самопроверке, самооценке.
Познавательные
УУД: постановка учебной
проблемы.
Регулятивные
УУД: участие в целеполагании
как постановке учебной задачи на основе «ситуации разрыва» знаний.
Коммуникативные
УУД: умение строить
высказывание (УЗ), полно и точно выражать мысль.
Познавательные
УУД: умение анализировать
объект с целью выделения существенных признаков, умение сравнивать.
Познавательные
УУД: умение анализировать
объект с целью выделения существенных признаков, умение сравнивать.
Коммуникативные
УУД: умение полно и точно
выражать свои мысли, умение слушать собеседника и строить своё поведение с
учётом позиции других людей.
Познавательные
УУД: синтез, построение
логической цепи рассуждения, знаково-символические действия (моделирование),
умение планировать свое время.
Коммуникативные
УУД: совершенствование
навыков работы в группе.
Личностные УУД: умение организовать себя на выполнение
поставленной задачи.
Регулятивные
УУД: контроль и оценка
результатов совместной деятельности.
Познавательные
УУД: применение нового
знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Коммуникативные
УУД: умение строить речевое
высказывание.
Регулятивные
УУД: формирование
самоконтроля.
Познавательные
УУД: структурирование
знаний, формирование критического мышления.
Коммуникативные
УУД: умение строить речевое
высказывание.
Регулятивные
УУД: формирование
самооценки на основе совместно выработанных критериев.
Личностные УУД: ориентация на понимание причин
успеха/неуспеха.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.