Инфоурок Другое Другие методич. материалыПроект урока "Понятие о родственных словах"

Проект урока "Понятие о родственных словах"

Скачать материал

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования

Курсы «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

(сроки 04.06.2018-15.06.2018)

 

 

 

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

Проект урока по теме: «Понятие о родственных словах»

 

 

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ «Лицей № 165»  Автозаводского района

Ригина Светлана Владимировна

Квалификационная категория высшая

Стаж работы учителем начальных классов 25 лет

 

 

 

Н.Новгород

2018 год

 

 

Учебный предмет: русский язык

УМК: Эльконин, Давыдов; Русский язык, 1-4 кл. В.В.Репкин, Т.В.Некрасова, Е.В.Восторгова

Тема урока: Понятие о родственных словах.

Тип урока: преобразование модели.

Учебная задача: найти другой способ проверки ОСП в основе слова.

Цели урока.

Образовательная: учащиеся узнают, что такое родственные слова и корень слова.

Развивающая: предполагается, что учащиеся откроют способ проверки ОСП путем подбора  родственных слов.

Мировоззренческая: учащиеся учатся учебному диалогу на уроке.

Педагогическая задача урока: создать условия для открытия нового способа проверки ОСП.

 

Ожидаемые результаты

Предметные: учащиеся познакомятся с понятиями «корень слова», «родственные слова».

Метапредметные:

·        Познавательные: учащиеся откроют способ проверки ОСП (орфограмм слабых позиций) путем подбора родственных слов, создадут модель «одинаковые корни».

·        Коммуникативные: совершенствование навыков работы в группе.

·        Регулятивные: учащиеся под руководством учителя ставят учебную задачу, учатся высказывать свою версию по созданной модели «одинаковые корни»; формирование самоконтроля и самооценки.

Личностные: формирование учебной содержательной мотивации.

Оборудование

Таблицы-модели «Одинаковые основы», «Изменение слов».

Компьютер, проекционная доска, проектор.

Компьютерная презентация в программе  Smart.

Индивидуальные пособия: карточки, средства обратной связи (сигналы + - ? !).

Маркеры черные (5 штук), листы А3 (5 штук) для групповой работы.

 

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы

Учащиеся умеют:

1)    выделять основу и окончание в словах;

2)    проверять ОСП путем изменения формы слова (по числу – Ч, падежу – П, роду – Р и  т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока и хронометраж

№ п/п

Название этапа

Хронометраж

 

Мотивационно-ориентировочная часть.

1.Этап актуализации.        

 

6 мин

 

2. Этап мотивации.  

4 мин

 

3. Этап постановки учебной задачи. 

3 мин

 

Операционно-исполнительная часть.

1.Этап преобразования условия задачи.

 

3 мин

 

2.Этап преобразования модели.

15 мин

 

3.Этап отработки общего способа действий.

9 мин

 

Рефлексивно-оценочная часть.

1.Этап рефлексии.

 

2 мин

 

2.Оценочный этап.

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание урока

 

Этапы урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое основание: формируемые УУД (группа УУД  и название конкретного УУД)

Мотивационно-ориентировочная часть.

1.Этап актуализации.       

Цель: создание положительного эмоционального фона по поводу удовлетворения собственными знаниями, положительная оценка учителем достижений учеников. Создание «ситуации успеха».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Этап мотивации.   Цель: создание условий, способствующих формированию учебной содержательной мотивации.

Закрепление «ситуации успеха».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Этап постановки учебной задачи. 

Цель: подведение к

самостоятельному выделению предмета исследования, преобразование конкретной практической задачи в учебную задачу.

Осуществляется поиск ответа на вопрос: «Что же мы должны узнать, чтобы иметь возможность двигаться дальше?»

 

 

 

Операционно-исполнительная часть.

Цель: решение поставленной учебной задачи.

1.Этап преобразования условия задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Этап преобразования модели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Этап отработки общего способа действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексивно-оценочная часть.

Цель: выявление осознанности действий и введение их в систему знаний.

1.Этап рефлексии (мысленное возвращение к прошлым действиям).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Оценочный этап.

 

 

На доске записаны слова:

(а,о)кно

сл(е,и)за

улы(б,п)ка

н(е,и)сла

д(а,о)рить

 

- Какое задание я хочу вам предложить?

 

- В какой части слова находятся ОСП (орфограммы слабых позиций)?

- Как будете проверять?

- О чем надо при этом помнить?

 

 

 

 

 

 

- Что такое одинаковые основы?

 

 

- Я приготовила для данного задания изменения слов, выберите подходящие, докажите свой выбор, соедините линиями, вставьте буквы.

                                с улыбками

                                слёзы

_кно                        несёт

сл_за                       дарю

улы_ка                   окна

н_сла                      слезами

д_рить                    к окну

                               улыбок

                               нёс

                               дарят

 

На доске зафиксированы схемы, как изменяются разные слова:

 

 

 

 

 

 

 

- Молодцы. Вместе работать легче. Давайте попробуем проверить свои силы, поработать самостоятельно.

Задание (на карточках): проверить ОСП в основе слова путем изменения слова, вставить буквы.

- О чем надо при этом помнить?

 

 

 

 

- Как проверить себя?

 

(е,и,я)йцо –

кни(ж,ш)ка –

в(и,е)дро –

п(е,и)лить –

см(а,о)трю -

 

 

 

 

 

- Молодцы, справились с заданием. Значит, и следующее задание не вызовет у вас затруднений.

Задание: проверить ОСП в основе слова путем изменения слова, вставить букву.

хол(а,о)д  -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какую УЗ поставим?

 

 

Учитель фиксирует учебную задачу на доске.

         Способы проверки ОСП

 

       ФС                                     ?

 

 

 

- Может, эту орфограмму можно проверить по-другому?

 

 

(выделим окончания и основы)

 

- Но у этих слов разные основы. Это тот же способ проверки, что и был раньше?

 

- Мы нашли новый способ проверки? Какой?

- Что же это за слово, которое мы взяли в качестве проверки? Давайте сравним эти слова:

 

 

- Есть ли у них что-то общее?

- Как вы думаете, какое слово в русском языке появилось раньше, а какое позже?

 

 

- Обратите внимание на запись слов. Что в записи основ есть общего, какая часть?

- Давайте выделим эту часть дугой.

 

 

 

 

- Что у этих частей одинаковое?

 

- Что на письме обозначают буквами?

- Значит, и фонемный состав одинаковый.

   

- Можем подобрать ещё слова с такой же частью? (учитель помогает наводящими вопросами и  записывает на доске)                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как вы назвали бы эту общую часть, от которой произошли все эти слова?

(Дерево не может жить без чего? Без корня. Корень – главная часть дерева. Так и у слова: корень – главная часть в слове.)

- Как можно назвать слова, у которых одинаковый корень?

- Верно. А еще их называют родственными.

 

- Итак, корень – это общая часть родственных (однокоренных) слов. Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Значит, у однокоренных слов корень одинаковый. У нас есть модель одинаковых основ. А что такое одинаковый корень? Могли бы вы нарисовать модель, изображающую одинаковые корни?

 

- Как будете работать? Сколько вам надо времени?

 

Обсуждение результатов работы групп у доски.

 

 

 

 

 

 

- Итак, какой новый способ проверки ОСП в основе слова мы открыли?

          

 

 

 

 

- Проверим, как он работает?

На доске (у детей на карточках) – текст с пропуском ОСП.

Задание: проверить ОСП, подобрав однокоренные слова, вставить пропущенные буквы.

 

Тр_пинка (___)  ведёт  в  лес.  Лучи  солнца   за_грали  (___) на  з_лёных  (___)  полянах. Под  д_ре(в,ф)цами  (____) др_жат  (____) солнечные зайчики.  Раздались  в_сёлые (___) песни  зяблика.  На    лужайке  прыгали  л_сята (___).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какую УЗ ставили?

 

 

- Решили? Нашли? Какой?

 

- Работает данный способ?

- Что будем делать дальше?

 

 

 

 

- Легко ли вам было подбирать родственные слова?

 

 

- Какое домашнее задание предлагаете выполнить?

Д/з: к словам сад и лес подобрать однокоренные слова (образовать однокоренные слова).

 

- Чью работу на уроке отметим?

 

 

- Оцените свою работу на уроке.  Предложите критерии, по которым будете оценивать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Проверить ОСП и вставить буквы.

- В основе слова.

 

- Надо изменить слово.

- При изменении слов изменяются окончания, а основы остаются одинаковыми.

 

 

 

Дети по таблице (на доске) дают объяснение:

- Одинаковые основы – это основы с одинаковым лексическим значением и фонемным составом.

 

 

 

Дети работают на карточках и на проекционной доске (сначала сильный учащийся-средний-слабый).

 

У проекционной доски дети выполняют задание (в программе  Smart) и объясняют проверку каждого слова по алгоритму:

1) определяю, что называет слово,

2) вспоминаю, как изменяется слово, изменяю, 3) обозначаю ОСП в слове по сильной позиции, вставляю  букву.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- При изменении слов изменяются окончания, но не основы!

 

- Надо выделить окончания и основы.

 

Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Далее – проверка на проекционной доске (отодвигаем «шторку», проверяем). Дети показывают сигналами правильность выполнения задания.

 

 

 

 

Дети пытаются проверить ОСП путем изменения слова по числу и падежу:

хол(а,о)д  - х_л_да, (нет) хол_да, х_л_дами, о х_л_дах

Дети поднимают сигналы со знаками ? или !

- Не получается проверить путем изменения слова.

 

- Найти другой способ проверки ОСП в основе слова без изменения формы слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Словом  холодный.

 

 

 

 

 

- Нет. Это не изменение слова, а подбор другого слова (это другое слово).

 

- Подобрали другое слово.

 

 

 

 

 

 

- Смысл.

- Слово холодный произошло от слова холод.

 

 

холод-

 

 

 

 

 

- ЛЗ и буквенный состав.

 

- Фонемы.

 

 

 

 

- Да: холодок, холодец, холодильник, похолодание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Корень.

 

 

 

 

- Однокоренные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да.

 

 

- В группах. 3 минуты.

Дети работают в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- С помощью подбора однокоренных слов.

- ОСП в корне слова проверяем по сильной позиции в том же корне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа.

Дети подбирают однокоренные слова (проверяют ОСП с помощью подбора однокоренных слов), записывают их в скобках, вставляют буквы на проекционной доске (сначала сильный –средний - слабый)  и в карточке, выделяют окончание, основу, корень.

 

 

- Найти другой способ проверки ОСП в основе слова.

- Да, с помощью подбора однокоренных слов.

- Да.

- Отрабатывать проверку ОСП в основе слова с помощью подбора однокоренных слов.

 

- Нет. Значит, надо тренироваться в подборе однокоренных слов.

 

 

- Потренироваться в подборе однокоренных слов к каким-либо словам.

 

 

 

Дети отмечают работу одноклассников на уроке.

 

- Активность, внимательность, правильность выполнения заданий.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке по заданным критериям на шкале оценивания.

 

 

 

 

Личностные УУД: создание «ситуации успеха»,  создание положительного эмоционального фона по поводу удовлетворения собственными знаниями, мотивация к учебной деятельности.

 

Регулятивные УУД: прогнозирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД: умение действовать по алгоритму.

 

Познавательные УУД: осознание и произвольное построение высказывания.

 

Коммуникативные УУД: умение строить высказывание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

формирование учебной содержательной мотивации в «ситуации успеха».

 

 

 

 

Познавательные УУД: умение работать самостоятельно.

 

Регулятивные УУД: контроль, умение действовать по алгоритму, способность к самопроверке, самооценке.

 

 

 

Познавательные УУД: постановка учебной проблемы.

 

Регулятивные УУД: участие в целеполагании как постановке учебной задачи на основе «ситуации разрыва» знаний.

 

Коммуникативные УУД: умение строить высказывание (УЗ), полно и точно выражать мысль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: умение анализировать объект с целью выделения существенных признаков, умение сравнивать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: умение анализировать объект с целью выделения существенных признаков, умение сравнивать.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли, умение слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: синтез, построение логической цепи рассуждения, знаково-символические действия (моделирование), умение планировать свое время.

Коммуникативные УУД: совершенствование навыков работы в группе.

Личностные УУД: умение организовать себя на выполнение поставленной задачи.

Регулятивные УУД: контроль и оценка результатов совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: применение нового знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

 

Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД: формирование самоконтроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: структурирование знаний, формирование критического мышления.

 

Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД: формирование самооценки на основе совместно выработанных критериев.

Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха/неуспеха.

 


 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Проект урока "Понятие о родственных словах""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор десткого сада

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 966 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация Тренажёр для подготовки к ЕГЭ по обществознанию "Безработица иеё виды"
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • 01.01.2021
  • 4844
  • 249
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.05.2020 102
    • DOCX 332 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бруслик Людмила Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бруслик Людмила Анатольевна
    Бруслик Людмила Анатольевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 86635
    • Всего материалов: 217

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Мини-курс

Архитектура мира: от Крита до Австралии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История классической музыки от античности до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе