Мотивационно-ориентировочная часть
1. Этап
актуализации.
2. Этап мотивации.
3.Этап
постановки УЗ.
|
-
Клумбы в парке надо оформить готовым газоном-полотном. Надо сосчитать,
сколько готового газонного полотна необходимо привезти. Что для этого нужно
знать?
На проекционной
доске учитель показывает фигуры (на клетчатом фоне).
9м
1.
3м
- Какой
формы первый участок?
- Смогли
бы вы вычислить площадь данного участка самостоятельно?
Проверка.
- Вы так
быстро и правильно справились с заданием. Как вам это удалось?
- Вы
быстро справились с первым заданием. Вычислите площадь второго участка.
2.
9м
8м
-
Сколько времени вам потребуется, чтобы вычислить площадь второго участка?
Проверка.
-
Сверьте с образцом.
- Итак,
как вы находили площадь данного треугольника?
- При
каком условии работает формула?
ИЛИ
- Итак,
как вы находили площадь данного треугольника? В чем его особенность?
Учитель
открывает 3 фигуру:
60м
3.
20м
40м
40м
- Вычислите
площадь третьего участка.
Проверка.
- Как вы
разбивали фигуру на части?
- Как вы
достраивали фигуру?
- Мы
убедились, что легко можем находить площадь фигур?
- Тогда
мы сможем вычислить площадь последнего участка.
Учитель
открывает 4 фигуру:
4.
-
Найдите площадь этого участка.
- Какую
УЗ поставим перед собой сегодня на уроке?
S =? (рядом с
треугольником)
|
-
Площадь участков.
-
Прямоугольник.
Дети
самостоятельно вычисляют площадь прямоугольника в тетрадях.
-
Площадь прямоугольника 27м2
- Чтобы
найти площадь прямоугольника, нужно длину умножить на ширину.
S = a х b
S = 9 х 3 = 27
(м2 )
- 2
минуты.
Дети
вычисляют площадь второго участка
Дети
поднимают сигнальные карточки «+», «-».
- Чтобы
вычислить площадь данного треугольника, нужно одну сторону умножить на другую
и разделить на 2.
- Если
стороны треугольника образуют прямой угол (если треугольник прямоугольный).
- Данный
треугольник прямоугольный. Чтобы найти площадь прямоугольного треугольника,
нужно произведение катетов разделить на 2.
S = (a х b) : 2
Предполагается,
что дети предложат 2 способа вычисления площади:
1)
достраивание фигуры до прямоугольника;
2)
разбиение фигуры на части.
Учащиеся
предлагают оба варианта вычисления.
- Мы
разбивали фигуру на такие части, площади которых умеем находить:
S = 40 х
40 + 20 х 20 = 2000 (м2 )
- Мы
достроили фигуру до прямоугольника:
S = 60 х
40 – 20 х 20 = 2000 (м2 )
- Да.
Вероятно,
дети скажут, что не могут выполнить это задание, т.к. у этого треугольника
нет прямого угла, формулой воспользоваться нельзя.
- Получить
формулу для вычисления площади произвольного треугольника.
|
Операционно-исполнительная часть
1. Этап
планирования
2. Преобразование
модели
|
- При
каком условии мы смогли бы вычислить площадь данного треугольника?
-
Площади каких фигур мы умеем вычислять?
- Что
предлагаете сделать?
- Как
предлагаете работать?
Проверка.
Учитель
распределяет работы групп по способу выполнения задания: 1 – достраивание, 2-
разбиение.
1)-
Рассмотрим первый способ. Какой это способ?
- Объясните,
как выполнили достраивание.
в
а
- Мы
видим, что основание треугольника совпало с одной из сторон прямоугольника.
- Длины
каких отрезков надо знать, чтобы вычислить площадь получившегося
прямоугольника? Что это за отрезки?
S = a х b
- Чем
является сторона в для треугольника?
Учитель
прикладывает указку к стороне прямоугольника и перемещает ее на место высоты
треугольника – параллельный перенос.
h
h
а
- Как
обозначим высоту треугольника?
-
Значит, как можно обозначить сторону прямоугольника?
- Сравним
площадь данного треугольника с суммой площадей двух треугольников, полученных
при достраивании. Как это сделать?
(Чему
равна площадь, занимаемая двумя получившимися при построении треугольниками,
вместе взятыми? Как в этом убедиться?)
Учитель
отрезает получившиеся при построении треугольники и накладывает на данный
треугольник.
- Тогда
как найти площадь данного треугольника?
S = (a х h) : 2
- Что
такое а и h в формуле?
- Тогда
как можем прочитать полученную формулу?
2)-
Какой способ, кроме достраивания, мы можем применить?
h
к с
- Что у
нас получилось при разбиении произвольного треугольника?
- Почему
мы разбили треугольник на такие части?
- Что
нам необходимо знать, чтобы вычислить площадь одного из прямоугольных
треугольников? Другого?
-
Обозначим длины катетов к и с.
- Как
найти площадь первого треугольника?
- Как
найти площадь второго треугольника?
- Как
найти площадь произвольного треугольника?
Учитель
записывает формулу:
S = (в
х h) : 2 +
(с х h) : 2
- Теперь
нам надо упростить данное выражение. Как это сделать?
S = (в х h) : 2 +
(с х h) : 2 =
(в х h + с х h) : 2 =
(в + с) х h : 2 = а х h :
2 а
- Мы с
вами получили два способа нахождения площади произвольного треугольника.
Какой из них вам кажется удобнее?
S = ?
- Но в
обоих случаях получилась одна и та же формула:
S = (a х h) : 2
|
- Если
бы мы достроили данный треугольник или разбили на фигуры,
площади
которых умеем находить.
-
Прямоугольника и прямоугольного треугольника.
-
Достроить данный треугольник до прямоугольника
или
разбить
данный треугольник на два прямоугольных треугольника.
- В
группах.
Дети
работают в группах.
Предполагается,
что дети предложат оба способа – разбиение и достраивание.
-
Достраивание.
Один
ученик у доски выполняет построение:
1. Через
вершину по клеточкам проводим прямую, параллельную основанию треугольника.
2. Восстанавливаем
два перпендикуляра к этой прямой из двух других вершин.
3.
Получаем прямоугольник.
-
основание треугольника и сторона прямоугольника – обозначим а
и
другая сторона прямоугольника (смежная) – обозначим в
-
Высотой.
- h
- h –
т.к. противоположные стороны прямоугольника попарно равны
- Надо
разрезать и наложить получившиеся треугольники на данный.
- Эти
треугольники занимают такую же площадь, как данный треугольник.
Значит,
площадь прямоугольника двум площадям данного треугольника.
- Нужно
сначала найти площадь прямоугольника, полученного при достраивании, а затем
разделить ее на 2.
а – сторона
прямоугольника и основание треугольника
h –
сторона прямоугольника и высота треугольника
-
Площадь произвольного треугольника равна произведению основания на высоту,
проведенную к основанию, деленному на 2 (половине произведения основания на
высоту, проведенную к этому основанию)
- Прием
разбиения.
Один
ученик у доски выполняет построение:
Из
вершины на противоположное основание опускаем перпендикуляр, который делит
данный треугольник на два прямоугольных треугольника.
Данный
перпендикуляр есть высота треугольника.
- Два
прямоугольных треугольника.
- Мы
умеем вычислять площадь прямоугольного треугольника.
- Длины
их катетов.
S = (к
х h) : 2
S = (с
х h) : 2
S = (к
х h) : 2 +
(с х h) : 2
Дети не
смогут выполнить данное задание.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.