Инфоурок Другое Другие методич. материалыПроект урока "Формула площади произвольного треугольника"

Проект урока "Формула площади произвольного треугольника"

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №165 имени 65-летия «ГАЗ»

 

 

 

 

 

 

 

Проект урока

Предмет: Математика. 4 класс (1-4)

Тема урока: Формула площади произвольного треугольника.

 

 

 

 

 

Учитель:

Ригина Светлана Владимировна

 

 

 

 

Нижний Новгород

2016

 

Тип урока: урок постановки УЗ и преобразования модели.

Цели урока:

Образовательная: учащиеся откроют способ вычисления площади произвольного треугольника.

Развивающая: предполагается, что дети откроют способы нахождения площади произвольного треугольника через достраивание до прямоугольника и разбиение на прямоугольные треугольники.

Мировоззренческая: учащиеся убедятся в том, что способы достраивания и разбиения геометрических фигур являются универсальными для ряда геометрических задач.

Учебная задача урока: научиться вычислять площадь произвольного треугольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Этапы урока

Предполагаемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Мотивационно-ориентировочная часть

1.      Этап актуализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Этап мотивации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Этап постановки УЗ.

 - Клумбы в парке надо оформить готовым газоном-полотном. Надо сосчитать, сколько готового газонного полотна необходимо привезти. Что для этого нужно знать?

 

На проекционной доске учитель показывает фигуры (на клетчатом фоне).

 

                 9м

1.

                                  3м               

 

 

- Какой формы первый участок?

- Смогли бы вы вычислить площадь данного участка самостоятельно?

Проверка.

 

- Вы так быстро и правильно справились с заданием. Как вам это удалось?

 

 

 

- Вы быстро справились с первым заданием. Вычислите площадь второго участка.

2.                      

          

              9м                                        

 

 

                      8м

- Сколько времени вам потребуется, чтобы вычислить площадь второго участка?

 

Проверка.

- Сверьте с образцом.

 

- Итак, как вы находили площадь данного треугольника?

 

 

- При каком условии работает формула?

 

 

                                            ИЛИ

- Итак, как вы находили площадь данного треугольника? В чем его особенность?

 

 

 

 

 

Учитель открывает 3 фигуру:

                           60м

3.

                                                   20м

        40м

 

                        40м

- Вычислите площадь третьего участка.

 

 

 

 

 

Проверка.

 

- Как вы разбивали фигуру на части?

 

 

 

- Как вы достраивали фигуру?

 

 

 

- Мы убедились, что легко можем находить площадь фигур?

- Тогда мы сможем вычислить площадь последнего участка.

 

Учитель открывает 4 фигуру:

 

4.

 

 

 

 

- Найдите площадь этого участка.

 

 

 

 

- Какую УЗ поставим перед собой сегодня на уроке?

 

 

S  =? (рядом с треугольником)

 

 

- Площадь участков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Прямоугольник.

Дети самостоятельно вычисляют площадь прямоугольника в тетрадях.

-  Площадь прямоугольника 27м2

 

- Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно длину умножить на ширину.

S = a х b

S = 9 х 3 = 27 (м2 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 2 минуты.

 

Дети вычисляют площадь второго участка

 

Дети поднимают сигнальные карточки «+», «-».

- Чтобы вычислить площадь данного треугольника, нужно одну сторону умножить на другую и разделить на 2.

- Если стороны треугольника образуют прямой угол (если треугольник прямоугольный).

 

- Данный треугольник прямоугольный. Чтобы найти площадь прямоугольного треугольника, нужно произведение катетов разделить на 2.

S = (a х b) : 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагается, что дети предложат 2 способа вычисления площади:

1) достраивание фигуры до прямоугольника;

2) разбиение фигуры на части.

 

Учащиеся предлагают оба варианта вычисления.

- Мы разбивали фигуру на такие части, площади которых умеем находить:

S = 40 х 40 + 20 х 20 = 2000 (м2 )

 

- Мы достроили фигуру до прямоугольника:

S = 60 х 40 – 20 х 20 = 2000 (м2 )

 

- Да.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вероятно, дети скажут, что не могут выполнить это задание, т.к. у этого треугольника нет прямого угла, формулой воспользоваться нельзя.

 

- Получить формулу для вычисления площади произвольного треугольника.

 

 

Операционно-исполнительная часть

1.      Этап планирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Преобразование модели

 

 

 

- При каком условии мы смогли бы вычислить площадь данного треугольника?

 

 

- Площади каких фигур мы умеем вычислять?

 

- Что предлагаете сделать?

 

 

 

 

 

- Как предлагаете работать?

 

Проверка.

Учитель распределяет работы групп по способу выполнения задания: 1 – достраивание, 2- разбиение.

1)- Рассмотрим первый способ. Какой это способ?

- Объясните, как выполнили достраивание.

 

 

 

 


                  в

 

                                              а

- Мы видим, что основание треугольника совпало с одной из сторон прямоугольника.

 

- Длины каких отрезков надо знать, чтобы вычислить площадь получившегося прямоугольника? Что это за отрезки?

S = a х b

 

 

- Чем является сторона в для треугольника?

Учитель прикладывает указку к стороне прямоугольника и перемещает ее на место высоты треугольника – параллельный перенос.

 

 


                   h               h                   

 

                                             а

- Как обозначим высоту треугольника?

- Значит, как можно обозначить сторону прямоугольника?

 

- Сравним площадь данного треугольника с суммой площадей двух треугольников, полученных при достраивании.  Как это сделать?

(Чему равна площадь, занимаемая двумя получившимися при построении треугольниками, вместе взятыми? Как в этом убедиться?)

Учитель отрезает получившиеся при построении треугольники и накладывает на данный треугольник.

- Тогда как найти площадь данного треугольника?

 

S = (a х h) : 2

- Что такое  а   и   h  в формуле?

 

 

 

 

- Тогда как можем прочитать полученную формулу?

 

 

 

 

 

 

 

2)- Какой способ, кроме достраивания, мы можем применить?

 

      

                                        h

 

                                    к                      с

 

 

 

- Что у нас получилось при разбиении произвольного треугольника?

- Почему мы разбили треугольник на такие части?

 

 

- Что нам необходимо знать, чтобы вычислить площадь одного из прямоугольных треугольников? Другого?

- Обозначим длины катетов к и с.

- Как найти площадь первого треугольника?

- Как найти площадь второго треугольника?

- Как найти площадь произвольного треугольника?

Учитель записывает формулу:

S = х h) : 2 + (с х h) : 2

 

- Теперь нам надо упростить данное выражение. Как это сделать?

S = (в х h) : 2 + (с х h) : 2 = (в х h + с х h) : 2 = (в + с) х h : 2 = а х h : 2                                                                    а

 

                                                                        

- Мы с вами получили два способа нахождения площади произвольного треугольника. Какой из них вам кажется удобнее?

 

   S = ?

 

 

      

- Но в обоих случаях получилась одна и та же формула:

S = (a х h) : 2

- Если бы мы достроили данный треугольник или разбили на фигуры,

площади которых умеем находить.

 

- Прямоугольника и прямоугольного треугольника.

- Достроить данный треугольник до прямоугольника

или

разбить данный треугольник на два прямоугольных треугольника.

 

- В группах.

Дети работают в группах.

 

Предполагается, что дети предложат оба способа – разбиение и достраивание.

- Достраивание.

Один ученик у доски  выполняет построение:

1. Через вершину по клеточкам проводим прямую, параллельную основанию треугольника.

2. Восстанавливаем два перпендикуляра к этой прямой из двух других вершин.

3. Получаем прямоугольник.

 

 

 

- основание треугольника и сторона прямоугольника – обозначим а

  и другая сторона прямоугольника (смежная) – обозначим в

 

- Высотой.

 

 

 

 

 

 

 

 

- h

- h – т.к. противоположные стороны прямоугольника попарно равны

 

- Надо разрезать и наложить получившиеся треугольники на данный.

 

- Эти треугольники занимают такую же площадь, как данный треугольник.

Значит, площадь прямоугольника двум площадям данного треугольника.

 

- Нужно сначала найти площадь прямоугольника, полученного при достраивании, а затем разделить ее на 2.

а – сторона прямоугольника и основание треугольника

h – сторона прямоугольника и высота треугольника

 

- Площадь произвольного треугольника равна произведению основания на высоту, проведенную к основанию, деленному на 2 (половине произведения основания на высоту, проведенную к этому основанию)

 

 

 

- Прием разбиения.

Один ученик у доски  выполняет построение:

Из вершины на противоположное основание опускаем перпендикуляр, который делит данный треугольник на два прямоугольных треугольника.

Данный перпендикуляр есть высота треугольника.

 

- Два прямоугольных треугольника.

 

- Мы умеем вычислять площадь прямоугольного треугольника.

 

- Длины их катетов.

 

 

S = х h) : 2

S = х h) : 2

S = х h) : 2 + (с х h) : 2

 

 

 

Дети не смогут выполнить данное задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексивно-оценочный этап

1.      Рефлексия

 

 

 

2.      Оценка собственной учебной деятельности

 

 

- Какую задачу решали на уроке?

 

- Справились с поставленной задачей?

- Чем будем заниматься на следующем уроке?

 

 

- Какое домашнее задание вы можете предложить?

 

 

- Научиться вычислять площадь произвольного треугольника.

- Да.

- Учиться применять формулу нахождения площади произвольного треугольника для решения практических задач.

- Придумать задания друг для друга.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Проект урока "Формула площади произвольного треугольника""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по охране труда

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 712 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.12.2020 137
    • DOCX 80 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Абрамчук Ирина Мироновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Абрамчук Ирина Мироновна
    Абрамчук Ирина Мироновна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 63109
    • Всего материалов: 234

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 475 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 324 человека

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Мини-курс

Event-менеджмент и видеопродакшн: от концепции до успешной реализации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Творческие возможности в мире фотографии и медиа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 411 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Мини-курс

Возрастные кризисы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек
Сейчас в эфире

Консультация логопеда. Возможно ли продуктивно заниматься с дошкольниками онлайн?

Перейти к трансляции