Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии», приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС.
Главная / Начальные классы / Проект "33 родных сестрицы"

Проект "33 родных сестрицы"

Скачать материал



Проект «Алфавит. 33 родных сестрицы».

Дидактические цели поекта:

1. Ознакомление с проектным способом обучения, методами учебной исследовательской деятельности, самостоятельному поиску необходимой информации из разных источников и использованию её для выполнения проекта. 2. Обучение работе в группе, воспитание толерантности в ходе групповой работы. 3. Обогащение словарного запаса учеников, развитие критического мышления, развитие речи учащихся

Методические задачи проекта: 1.Познакомить с историей алфавита. 2. Показать необходимость знания алфавитного порядка для его использования в различных сферах деятельности современного человека.
3. Развивать познавательную и творческую активность учащихся.
4. Привлечь родителей к совместному поиску.
5. Воспитывать у детей любовь к русскому языку.

Сроки реализации проекта:

3 недели

Тема данной проектной работы практически значима и доступна. Она выбрана из содержания предмета русский язык. Дети получили задание найти ответы на вопросы:

1) Почему алфавит назвали алфавитом?
2) Где и кем в школе, дома и в других местах используется алфавит?
3) Смогу ли я обойтись без знания алфавита?

Для ответа на первый вопрос можно было использовать справочные материалы. Помощь родителей приветствовалась. Листочки с краткими ответами украшались цветными буквами, рисунками, ребусами и кроссвордами.

Для продолжения исследований класс был разделён на три группы.

Первая группа посещала библиотеку и читальный зал, дети узнали от библиотекаря о расположении книг на полках, познакомились с картотекой, полистали энциклопедии и справочники, поработали с детским орфографическим словарём, затем рассмотрели вместе с учителем классный журнал.

Вторая группа получила задание спросить у родителей о том, как они используют алфавит (может быть у них на работе используется алфавитный порядок).

А ребята из третьей группы работали с литературой, принесённой из дома по своим интересам и увлечениям (атласы, справочники, детские энциклопедии, телефонная книга и др.). Кроме этого все дети получили задание найти стихи, загадки на все буквы алфавита; выполнить «портреты» букв, сделать книжки-малышки.

По результатам исследований составляли отчёты по 3-5 предложений для выступления на защите проекта. Наблюдать, контролировать и направлять исследования своих подопечных в нужное русло, было приятно. В процессе работы подобрали стихи, загадки на буквы алфавита, которые дети выучили к предстоящей защите. Применить свои знания на практике дети смогли приняв участие в викторине в составе команд «От А до Я», «Азбучные истины», «АБВГДЕйка», «Любознайки». Задания были следующие: расположить имена пяти одноклассников в алфавитном порядке; пять книг детских писателей разместить по фамилии авторов на книжной полке; угадать зашифрованные слова; вписать в текст недостающие буквы из словаря; расположить пословицы в порядке алфавита. Подводя итоги, дети отметили, что теперь они не только выучили наизусть алфавит, но знают, для чего он нужен и умеют им пользоваться. А для меня и родителей приятно сознавать, что ребята стремятся самостоятельно открывать новое, выбирать главное и интересное, расширяют свой кругозор, учатся правильно строить свои отношения с одноклассниками и взрослыми.

Результаты проекта:

1. Опрос, тест, творческие задания.

2. Защита проекта: классный час «Зачем нам нужен алфавит?»



Защита проекта «Зачем нам нужен алфавит?»

Учитель: Дорогие ребята! Дорогие гости! Сегодня у нас завершающий этап, защита проекта «Зачем нам нужен алфавит?». Каждый из вас искал ответы на вопросы:
1. Почему алфавит назвали алфавитом?
2. Где и кем в школе, дома и в других местах используется алфавит?
3. Смогу ли я обойтись без знания алфавита?

Ваши письменные ответы находятся в папке. Самые лучшие из них будут сейчас озвучены, но сначала мы ответим на первый вопрос. Почему алфавит так называется? А ещё как его называют? Почему?

Ответы детей.

Учитель: 

Прапрадедовской порой стали буквы в чёткий строй.
Все на месте тут как тут, «Русской азбукой» зовут.
По-другому «Алфавит» стал повсюду знаменит.

Учитель: Послушаем, о чём узнали ребята в результате поиска ответа на второй вопрос. Где и кем в школе используется алфавит?

Рассказы учеников.

Ученица Дарья: При подготовке к защите проекта мы посетили школьную библиотеку. Там мы узнали, что книги на полках расставлены не только по темам, но и в алфавитном порядке, по фамилии авторов.

Ученик Арстан: Библиотекарь Наиля Архимедовна показала нам стеллаж с книгами для детей младшего школьного возраста. А эта полка с книгами о Великой Отечественной войне.

Ученик Арсен: Ещё в библиотеке есть картотека. Учётные карточки с названием книг и фамилий авторов тоже в алфавитном порядке.

Ученица Эмина: В орфографическом словаре мы можем узнать правильное написание различных слов. В каждом орфографическом словаре есть список имён. Чтобы не ошибаться, надо чаще заглядывать в словарь.

Ученик Расим: У нас была прекрасная возможность поближе познакомиться с энциклопедиями и словарями. Мы поработали с толковым словариком для учащихся начальных классов. Зная наизусть алфавит, мы легко находили слово и узнавали его значение. Это было интересно!

Ученик Марат: В нашей школе у секретаря Лины Кужатовны есть папки с личными делами. Есть там и личное дело каждого из нас. Соблюдается строгий порядок. Все дела в алфавитном порядке.

Учитель: А теперь узнаем об использовании алфавита дома и в других местах.

Ученица Дильназ: Моя тетя работает в налоговой инспекции. Она рассказала, что дела налогоплательщиков хранятся в алфавитном порядке.

Ученица Хадиша: Мой папа работает в ГИБДД. Он мне сказал, что на его работе списки зарегистрированных и угнанных машин составлены в алфавитном порядке.

Ученик Нурсултан: Я вместе с бабушкой побывал на избирательном участке во время выборов 4 декабря 2011г. Таблички с буквами в алфавитном порядке указывали на первую букву фамилии избирателей.

Ученик Наиль: Моя мама работает в больнице. Она мне рассказала, что в регистратуре поликлиники карточки посетителей расположены по участкам в алфавитном порядке.

Ученик Ибрагим: А это – энциклопедия, из которой я брал информацию о насекомых, чтобы рассказать одноклассникам на уроке окружающего мира. В конце есть указатель, понятия расположены здесь в алфавитном порядке и рядом написаны номера страниц.

Ученица Адина: У моей тети дома есть телефонный справочник. Вместе с ней мы внимательно его рассмотрели. Телефоны предприятий, различных служб и учреждений расположены в алфавитном порядке. Квартирные телефоны тоже в алфавитном порядке.

Учитель: И это ещё не всё! Послушаем других ребят

Ученик Рустам: Алфавит нам нужен, чтобы передавать накопленные знания. У меня в руках книга «Русские пословицы и поговорки». В них заключена народная мудрость. Расположены пословицы и поговорки в алфавитном порядке.

Ученица Адэма: Я вместе с сестрой Алсу люблю рассматривать  «Атлас мира». В нём тоже есть указатель. Он помогает найти страницу с географической картой и краткой информацией о любой стране, её столице, о реках, горах и океанах и морях.

Ученик Ибрагим: В моём мобильном телефоне на клавишах есть буквы. Они расположены в алфавитном порядке. Для поиска нужного номера я могу нажать клавишу с первой буквой имени или фамилии. А новая запись появляется в порядке алфавита.

Учитель: Спасибо большое! Теперь мы знаем, что алфавит нужен везде для наведения порядка. И мы выучили его наизусть. Давайте встанем и ещё раз споём его.

Учитель: Молодцы, повторили, а теперь воспользуемся своими знаниями. Вы разделены на 4 команды.

Команды:
1.«От А до Я»
2.«Букварёнок»
3 «АБВГДЕйка»
4. «Любознайки»
  

Задания:

1. Наши имена

Учитель: Каждой команде достался список имён пяти учеников нашего класса. Имена полные, как положено во всех словарях и официальных документах. Ваша задача: распределить эти имена в алфавитном порядке. Надпишите вверху цифры от 1 до 5. Прочитайте, что получилось.

2. На книжной полке

Учитель: В спешке книги на полку в библиотеке поставили неправильно. Давайте наведём порядок. Поставим книги детских писателей по фамилии авторов в алфавитном порядке.

3. Угадай зашифрованные слова

Учитель: Ключом от шифра является знание порядка букв в алфавите. Возьмите листок и фломастер. Слушайте внимательно и вписывайте нужные буквы.

*В слове 4 буквы. Первая из них первая согласная в алфавите, вторая – самая первая гласная. Третья и четвёртая – согласные, сначала идёт та, что стоит перед буквой о, а потом буква после с.

*Если в предыдущем слове мы заменим вторую букву гласной, которая следует в алфавите перед буквой и краткое, то получим новое слово.

*Замените в новом слове первую согласную букву на ту, которая следует в алфавите за н ей. *В следующем слове 5 букв. Первая стоит в алфавите после к, вторая перед п, третья после ё. Четвёртой будет сама буква к, а завершает слово первая буква алфавита.

*Замените первую букву предыдущего слова на ту, что стоит перед ней, а третью на парную глухую.

*В полученном слове замените третью букву на согласную, стоящую перед буквой с.



4. Применяем знания на практике

Учитель: Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы.

В нашей семье у каждого свои инт_ресы и любимые занятия. Дедушка ходит в лес за грибами и яг_дами. С рыбалки он приносит пл_тву и к_расей. Бабушка х_рошо г_товит. На праздники она печёт п_роги с ябл_ками и к_пустой. Мама с удовольствием вышивает в_сильки и р_машки. А папа интересуется музыкой. Он умеет играть на г_таре.

Учитель: В некоторых словах пропущены буквы. Чтобы правильно вставить недостающие буквы используйте словарь: Альбом, арбуз, василёк, гитара, готовить, дорога, животное, заяц, земляника, иней, интересно, капуста, карась, облако, пирог, плотва, ромашка, снегирь, тарелка, хорошо, цифра, шоссе, яблоко, ягода.

5. Конкурс пословиц и поговорок

Учитель: 

Пословицы недаром молвятся, без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы и в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют, советы мудрые дают,
Порой – чему-то поучают и от беды нас берегут.

Учитель: Прочитайте пословицы. Распределите их по алфавиту.

С книгой поведёшься – ума наберёшься.

Азбука – к мудрости ступенька.

Учёный водит, а неучёный следом ходит.

Порядок – время бережёт.

Без терпенья нет уменья.

Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает.

Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

Грамоте учиться – всегда пригодиться.

Век живи – век учись.

Кто грамоте горазд – тому не пропасть.

Порядок – душа всякого дела.

Голова без ума, что фонарь без света.

Учитель: Какая из них больше подходит к нашей теме? Подтверждением этому является выставка книг на нашей полке.

Послушаем ещё стихи о пользе знания алфавита.

«Алфавит вокруг нас»

Чтоб в массе информации не смог я закопаться,
Мне алфавит – помощник, я должен вам признаться.
Чтоб в потоке сведений не утонуть в ночи,
Порядок алфавитный запомни, заучи!

Отыщется в книге любое понятие,
Стоит нам только открыть указатель.
А рядом смотрите, номер странички!
 
Наш поиск был очень экономичен!

В самом толстом словаре нам теперь не заблудиться!
И не надо три часа перелистывать страницы!
В порядке алфавитном слова здесь расположены.
Читайте, просвещайтесь, и знанья преумножите.

Все буквы по порядку назвать легко могу.
Ведь алфавит встречается нам на любом шагу:

Школа, больница, детский сад, аптека,
Институт, милиция, музей, библиотека.
 
Расписание движения поездов,
Коды регионов и городов.

На страницах поиска в интернете
Алфавит использован при ответе.
Классный журнал, телефонная книга,
Всё, что нам надо – отыщется мигом.

Учитель: Подведём итоги. Хорошо выполнили задания все команды. Пригодилось ли вам знание алфавита при выполнении заданий? Сможем ли мы обойтись без знания алфавита? Почему?

Дети: Без знания алфавитного порядка нам сложно пользоваться словарём, трудно найти информацию в энциклопедиях и справочниках, не сможем хорошо учиться в школе и работать, когда станем взрослыми. Ребята, весь материал, все знания, полученные в результате над этим проектом мы используем на празднике «Прощание с Букварем». Всем спасибо за работу!



Проект "33 родных сестрицы"
Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

Дидактические цели поекта:

1. Ознакомление с проектным способом обучения, методами учебной исследовательской деятельности, самостоятельному поиску необходимой информации из разных источников и использованию её для выполнения проекта. 2. Обучение работе в группе, воспитание толерантности в ходе групповой работы. 3. Обогащение словарного запаса учеников, развитие критического мышления, развитие речи учащихся



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Шудирова Лилия Тулебаевна
Дата добавления 04.05.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 929
Номер материала 58838
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓