Инфоурок Логопедия, Дефектология Другие методич. материалыПроект "Речь на кончиках пальцев"

Проект "Речь на кончиках пальцев"

Скачать материал

 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 117 комбинированного вида  «Дружная семейка»

630005, г. Новосибирск ул. Крылова, 42 ,

тел./факс: (383) 224-92-07, 224-92-83 E-mail: sadik117@gmail.com

 

 

 

 

 

Проект «Речь - на кончиках пальцев»

развитие речи детей

с общим недоразвитием речи (ОНР, IIIур.р.р.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Черняк Ольга Владимировна воспитатель,

                                                    первая квалификационная категория,

 

 

 

 

                                       Новосибирск

 «Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский

 

Актуальность

 Проблема развития мелкой моторики детей возраста 5-7лет С ОНР (общее недоразвитие речи) на протяжении многих лет актуальна для теории и практики коррекционного дошкольного образования.

Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение ребенка производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка с ОНР- 3 ур.? У детей с ОНР- 3 ур. значительные нарушения речи: звукопроизношения, лексической и фонетической сторон речи, а также и связной речи. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.

Проведенный анализ исследований мелкой моторики детей нашей группы   показывает, что 80% детей старшей группы имеют низкий уровень сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук, 20% детей имеют средний уровень и 0% детей имеют высокий уровень сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения детям будет скучно – надо обра­тить их в интересные и полезные игры. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Предстоящая учебная деятельность потребует от ребёнка определённого уровня готовности тонких движений пальцев рук к выполнению мелких, точных, разнообразных действий. Его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения скоординированы и точны. Недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем во взаимодействии со взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.

Даже самые незначительные нарушения мелкой моторики могут оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие дошкольника.

 

Цель: Совершенствование мелкой моторики руки  у детей старшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приёмов.

Задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной теме.

2.Подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

3.Систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.

4.Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев и развития общей моторики с речевой деятельностью детей.

5.Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память и речь.

6.Формировать и совершенствовать пространственные представления.

7.Разработать и реализовать перспективный план работы по ручному труду.

 

Теоретическое обоснование

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Так, исследования, проведенные В.И. Бельтюковым (1977), М.М. Кольцовой (1973),  и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции.

Специалисты (Е.И. Аркин, Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев) утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждают связь мелкой моторики с развитием мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются, по мнению М.М.Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Разработка  тонких, точных движений необходима ребенку  не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом; деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Мария Монтессори говорила:  «Каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий».

По мнению М. Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитие мелко моторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного, что очень важно для формирования личности человека в целом.

 

Методы и приемы развития мелкой моторики рук и координации движений

-массаж кистей рук

-пальчиковая гимнастика, физкультминутки

-пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

-лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки)

-конструирование: из бумаги (оригами)

-работа с конструктором ЛЕГО

-различные виды аппликаций

-рисование по трафаретам

-копирование узоров, рисунков, работа в тетрадях

-штриховка

-дорисовка (по принципу симметрии)

-лабиринты

-графические диктанты

-игры с сыпучими продуктами

-игры с мелкими предметами

-пазлы, мозаика

Предполагаемый результат:

1.Кисти рук детей приобретут хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки.

2.Дети научатся работать в тетрадях, ориентироваться в пространстве, рисовать по клеткам и срисовывать по образцу.

3.Повысится уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, память.

4.Улучшаться все стороны речи (обогатится словарный запас, лексико- грамматический строй речи, монологическая и диалогическая речь.

5.Создание картотеки разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.

6.Повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах развития мелкой моторики.

 

Участники проекта:

Дети группы компенсирующей направленности, родители, воспитатели группы, учитель-логопед, специалисты.

 

Реализация проекта в три этапа:

I этап — подготовительный (сентябрь)

Изучение научно-методической литературы по данной теме.

Подбор диагностического материала.

Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики.

II этап – основной (октябрь – май)
Работа выстраивается в двух направлениях:

1.С детьми

-в системе коррекционно-развивающих занятий;

-в индивидуальной работе с воспитателем и логопедом;

-в совместной деятельности воспитателей группы, специалистов и детей;

-в режимных моментах.

2.Сродителями – посредством проведения консультаций, родительских собраний, практических семинаров и тд.

III этап – заключительный (май)

1.Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук для детей старшей группы.

2.Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики у дошкольников.
3. Практический семинар для педагогов.

4.Размещение материалов проекта на сайте ДОУ.

5.Размещение материала на всероссийских сайтах, участие в конкурсах разного уровня.

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

Месяц

Содержание работы

Цель

Сентябрь

1 Подбор научно-методической литературы по данной теме, с учетом тематических недель.

2. Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

3.Подбор игровых комплексов по развитию мелкой моторики.

— Определить уровень сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

 

— подбор игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.

— Совершенствовать мелкую моторику рук дошкольников.

Октябрь

4. Пальчиковая игра «Семья» «Цветок», «Наша группа», «Дружба».

 

 

 

1. Упражнение «Дорисуй фигуру» (овощи, фрукты)

 

 3. Упражнение «Выложи фигуру по схеме».

 

 

 

4. Упражнение «Жуки и бабочки»

 

 

 

5. Игра «Сухой бассейн»

 

 

 

 6. Пальчиковая игра «Мы делили апельсин» «Солим капусту», «Каша», «Компот».

 7. Игротренинг «Сапоги»

— разогреть мускулатуру кистей и пальцев рук

 

 

 

— развивать графические способности детей

 

— тренировать мелкие мышцы рук, зрительное восприятие, умение работать по образцу

 

 — развивать умение согласовывать речь с движением, слуховое восприятие

 

— развивать тактильную чувствительность, умение различать предметы на ощупь, усидчивость, тренировать мелкие мышцы рук

 

__ развивать моторику

Ноябрь

1.Пальчиковая игра «Дом», «Машина каша», «Буренушка», «Медведь»

 

 

2.Игра «Две игрушки – поменяемся местами»

 

3.Упражнение «Спичечный узор» (дом, квартира, жилье для животных и тд.)

 

 

4.Упражнение «Узнай и назови»

 

 5.Упражнение «Фигуры животных», «Дом и его части»

 

 

6. Игротренинг «Зайка»

 

— разогреть мускулатуру кистей и пальцев рук

 

— развивать моторную ловкость, внимание

 

— развивать произвольное внимание, память, мелкую моторику, пространственное восприятие

 — развивать тактильную чувствительность, речь

 

— развивать мелкую моторику рук, внимание, воображение

 

— тренировать мелкие мышцы рук

 

 

_   развивать моторную ловкость, умение согласовывать речь с движением

 

Декабрь

 

1.Пальчиковая игра «Снежинки», «Города», «В лесу», «На елке»

 

 

2.Упражнение «Дом из крупы»

 

 

 

3.Игра «Подарки Деда Мороза» (чудесный мешочек)

 

 

4. Игра «Узнай, что это?» (составление предметов из геометрических фигур: дом, елочка, лесенка, пирамида и тд.

 

 

5.Упражнение «Елочка» (рисование по клеткам)

 

 

 6.Упражнение «Улицы города»

 

7. Игротренинг «Снеговик»

— развивать умение согласовывать движения пальцев рук с текстом

 

— развивать воображение, образное мышление, мелкую моторику

 

— развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, воображение

 

— развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, тактильную чувствительность, воображение.

 

— развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в тетради по клеточкам, мелкую моторику

 

— развивать зрительно – двигательную координацию, формировать умение составлять слоги

 __ развивать умение согласовывать речь с движением

Январь

1.Пальчиковая игра «»

 

 

2.Упражнение «Выкладывание различных фигур из заданного числа палочек»

 

3.Упражнение «Соедини по точкам»

 

4.Игра «»

 

 

 

5. Игра «Сухой бассейн»

 

6.Упражнение «Графический диктант»

 

— учить детей элементам самомассажа с предметами, развивать мелкую моторику

 

— развивать мышление, воображение, мелкую моторику

 

 

— развивать внимание, мелкую моторику

 

— развивать тактильную чувствительность, снятие напряжения

 

— тренировать мелкие мышцы рук

 

— развивать произвольную сферу, тренировать моторную организацию пространства

 

 

 

 Реализация проекта
I этап — подготовительный
Работу начали с диагностического обследования уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук по следующим методикам:

-методика «Домик» (Н.И. Гуткина);

-«Дорожки» ( Л.А.Венгер);

-графический диктант (Эльконин);

-тест Керна-Йерасика;

II этап – основной

Работа по развитию мелкой моторики у детей старшей группы осуществляется в системе коррекционно-развивающих занятий, в индивидуальной работе с воспитателем и логопедом; в совместной деятельности воспитателей группы и детей, специалистов.

Развитие общей моторики осуществляю через подвижные игры и игровые упражнения на физкультурных занятия, занятиях хореографии., закрепление в режимных моментах с воспитателем. Использование подвижных игр позволяет развивать не только физические, но и интеллектуальные качества: наблюдательность, память, логическое мышление, сообразительность.

Комплекс игр и упражнений предусматривает работу по трем блокам:
I блок. Пальчиковая гимнастика:
• гимнастика в стихах,
• игры с палочками,
• игры с сыпучими продуктами,
• самомассаж пальчиков,
Пальчиковые игры – это своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание.
II блок. Ручная умелость:

—  штриховка,
— контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);
— дорисовка (по принципу симметрии);
— волшебные узоры,
— лабиринты,

— нанизывание бус,

— шнуровка,

Для развития ручной умелости и тренировки мелких мышц руки можно использовать, как традиционные и ставшие уже привычными виды детской продуктивной деятельности (рисование, плетение, аппликация), так и нетрадиционные (нанизывание бус, шнуровка, выкладывание мозаики, оригами).

III блок. Организационно-методический
— знакомство с тетрадью;
— ориентировка в пространстве листа;

— графические диктанты;
— копирование.

4 блок. Мини проект по ручному труду «Умелые ручки». (приложение № )

 

Работа  по развитию мелкой моторики у детей  дошкольного возраста с родителями осуществляется посредством проведения консультаций, родительских собраний, практических семинаров. (приложение№    )

 

III этап – заключительный.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. 2003г.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М. 1998г.

Кормилицына Е.С. Игры с бельевыми прищепками. // «Дошкольная педагогика» – 2006г. № 5, с. 64 – 65.

Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Яр. 2000г.

Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М. 2001г.

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. 2003г.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. 1983г.

Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога – Ростов – на – Дону:Феникс, 2006г.

Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу – М. 1999г.

Информационные ресурсы
http://www.boltun-spb.ru – Логопедический сайт для заботливых родителей.
http://proigrushku.ru – Детские игрушки и развивающие игры.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Проект "Речь на кончиках пальцев""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный архитектор

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный проект разработан и реализуется в группах коррекционной направленности для детей 5-7 лет с ОНР (III ст дизартрии). Успешно применяется , дает положительные результаты и имеет хорошие отзывы от педагогов и родителей дошкольников.Проблема развития мелкой моторики детей возраста 5-7лет С ОНР (общее недоразвитие речи) на протяжении многих лет актуальна для теории и практики коррекционного дошкольного образования. Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение ребенка производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 993 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.07.2020 238
    • DOCX 29.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мошков Владимир Николаевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мошков Владимир Николаевич
    Мошков Владимир Николаевич
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 100770
    • Всего материалов: 239

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы психологии детского спорта в деятельности тренера-преподавателя, спортивного психолога учреждения физкультурно-спортивной направленности (ДЮСШ, СДЮШОР)

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 42 человека

Мини-курс

Здоровые взаимоотношения: адаптация и развитие ребенка через привязанность и игрушки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 60 человек

Курс профессиональной переподготовки

Основные профессиональные аспекты деятельности по документационному обеспечению управления организацией

Документовед

300 ч. — 1200 ч.

от 6500 руб. от 3600 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология взаимоотношений, прощения и самопонимания

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 48 человек

Мини-курс

Технологии в онлайн-обучении

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 17 регионов

Мини-курс

Преодоление депрессии: путь к психологическому благополучию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека