Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Проект "Развитие сенсомоторики у детей 5-6 лет с нарушением зрения"

Проект "Развитие сенсомоторики у детей 5-6 лет с нарушением зрения"

Проект «Развитие сенсомоторики у детей 5-6 лет с нарушением зрения»

Тема: Развитие сенсомоторики у детей с нарушением зрения

Участники проекта: Воспитатель, учитель-дефектолог, воспитанники группы, родители.

Тип проекта: Практико – ориентированный.

Срок реализации: Долгосрочный (сентябрь – май)

Актуальность проекта:

Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т. д.

Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования восприятия у детей.

Целостное восприятие - важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. При амблиопии и косоглазии за счет снижения остроты видения, нарушения бинокулярного зрения, поля взора глазодвигательных и других функций анализирующее восприятие приобретает черты замедленности, фрагментарности, многоэтапности. Монокулярный характер зрения осложняет формирование представлений об объеме, величине предметов, о расстоянии. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с нарушениями зрения, затрудняют знакомство с окружающим миром. Трудности восприятия пространства и времени замедляют процесс ориентировки в окружающем мире. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала. Такого ребенка следует научить наблюдать за объектом, рассматривать его, ощупывать и обследовать; определять отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов (т. е. дети должны овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами). Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.

Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности дошкольников с нарушениями зрения.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Мелкая моторика помогает развивать память, внимание, логику. Развивая мелкую моторику мы развиваем речь детей и подготавливаем их к школьному обучению.

Наиболее успешно развитие сенсомоторной сферы осуществляется в играх и упражнениях. Игра может повсеместно применяться в разных видах деятельности воспитателем и родителями дома и при систематической организации с детьми данных игр значительно повышается уровень развития сенсомоторики у детей.

Проблема: Недостаточно эффективно используются игры и упражнения для развития сенсомоторной сферы у детей с нарушением зрения

Причины:

1. Педагоги ДОУ не используют в полной мере в деятельности игры и упражнения для развития сенсомоторных процессов у детей с нарушением зрения

2. Недостаточно создано условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторных процессов; обогащения сенсорного опыта детей с нарушениями зрения с учётом их индивидуальных психофизических особенностей.

3. Недостаточное понимание родителями значения развития сенсомоторики у детей с нарушением зрения

Цель: Эффективное использование игр и упражнений для развития сенсомоторной сферы у детей с нарушением зрения

Задачи:

1. Мотивировать педагогов к использованию в разных видах деятельности игр и упражнений для развития сенсомоторных процессов у детей с нарушением зрения

2. Создание оптимальных условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторных процессов; обогащения сенсорного опыта детей с нарушениями зрения с учётом их индивидуальных психофизических особенностей.

3. Развивать компетентность родителей в вопросах значения развития сенсомоторики у детей с нарушением зрения

Мероприятия:

I.Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования

Консультировать педагогов «Игры и упражнения по развитию сенсомоторной сферы детей с нарушениями зрения»

Дать рекомендации для воспитателей «Как и зачем развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию у дошкольника»

Планировать совместную коррекционную работу с педагогами по использованию игр и упражнений по развитию сенсомоторной сферы в процессе индивидуальной работы с детьми и режимных моментах

В результате проведения педагогической диагностики определить уровень развития сенсомоторных процессов у детей.

II. Изучить коррекционно-развивающю среду в группе, влияющую на развитие сенсомоторной сферы у детей с нарушением зрения

Разработать рекомендации «Методы и приемы проведения коррекционной работы по сенсомоторному развитию»

Создать картотеку игр и упражнений по сенсомоторному развитию

III. Консультировать родителей по теме: «Сенсомоторное развитие детей с нарушением зрения»

Разработать практические рекомендации для родителей по использованию игр по развитию сенсомоторики в домашних условиях:

«Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения»

«Развитие тактильной чувствительности пальцев рук у детей с нарушением зрения» (игры и упражнения)

Организовать выставки игр и упражнений

Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для игр и упражнений

Продукт:

комплект методических рекомендаций для педагогов

картотека игр и упражнений по развитию сенсомоторной сферы у дошкольников с нарушениями зрения

копилка дидактических игр

комплект методических рекомендаций для родителей

Ожидаемый результат. Формирование многогранного полифункционального представления об окружающей действительности у детей с нарушением зрения на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности его сенсорных свойств, качеств

Критерии эффективности:

повышение уровня развития зрительного восприятия;

овладение ориентировкой в окружающем пространстве;

повышение уровня развития слухового восприятия;

повышение уровня развития осязания и мелкой моторики;

повышение уровня развития зрительно-моторной координации.

Обследование уровня сформированности сенсомоторных процессов проводится в рамках Педагогической диагностики (мониторинга) по «Схеме обследования дошкольника с нарушенным зрением», предложенной дефектологами Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга г. Санкт-Петербурга (опубликована в методическом пособии «Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением», под ред. Л. М. Шипицыной, науч. рук. В. А. Феоктистова).

Условия сенсомоторного развития дошкольников с нарушениями зрения:

специально организованная предметно-пространственная развивающая среда: сенсомоторные центры с различным дидактическими и игровыми пособиями; двигательно-игровое пространство

подбор пособий для организации поисково-практической, познавательной и коррекционной деятельности детей; пособий по развитию сенсорных навыков

использование наглядности, оборудования для занятий музыкой, и другими видами деятельности (продуктивной, познавательной)

создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

Направления работы по сенсомоторному развитию:

Моторика и графомоторные навыки

Тактильно-двигательное восприятие»

Кинестетическое и кинетическое развитие

Восприятие формы, величины, цвета

Зрительное восприятие

Слуховое восприятие

Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств

Восприятие пространственных отношений

Восприятие временных отношений

В соответствии с направлениями работы подобрана картотека игр и упражнений по разделам.

Система работы

Игры, направленные на развитие сенсомоторной сферы у детей организуются:

В совместной деятельности с воспитателем

В самостоятельных играх со сверстниками

В коррекционной деятельности с тифлопедагогом

На занятиях с музыкальным руководителем

На занятиях по физическому развитию

В совместной деятельности с родителями

Вывод: Целенаправленная работа и создание оптимальных условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторной сферы детей с нарушением зрения позволит сформировать у детей знания о сенсорных эталонах — определенных системах, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др., и научит использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. В играх по формированию сенсомоторных процессов создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая свой собственный действенный и чувственный опыт. Обучение происходит в процессе игр и упражнений легко и непринужденно.


  • Другое
Описание:

Условия сенсомоторного развития дошкольников с нарушениями зрения:

специально организованная предметно-пространственная развивающая среда: сенсомоторные центры с различным дидактическими и игровыми пособиями; двигательно-игровое пространство

подбор пособий для организации поисково-практической, познавательной и коррекционной деятельности детей; пособий по развитию сенсорных навыков

использование наглядности, оборудования для занятий музыкой, и другими видами деятельности (продуктивной, познавательной)

создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

Направления работы по сенсомоторному развитию:

Моторика и графомоторные навыки

Тактильно-двигательное восприятие»

Кинестетическое и кинетическое развитие

Восприятие формы, величины, цвета

Зрительное восприятие

Слуховое восприятие

Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств

Восприятие пространственных отношений

Восприятие временных отношений

В соответствии с направлениями работы подобрана картотека игр и упражнений по разделам.

Система работы

Игры, направленные на развитие сенсомоторной сферы у детей организуются:

В совместной деятельности с воспитателем

В самостоятельных играх со сверстниками

В коррекционной деятельности с тифлопедагогом

На занятиях с музыкальным руководителем

На занятиях по физическому развитию

В совместной деятельности с родителями

Вывод: Целенаправленная работа и создание оптимальных условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторной сферы детей с нарушением зрения позволит сформировать у детей знания о сенсорных эталонах — определенных системах, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др., и научит использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. В играх по формированию сенсомоторных процессов создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая свой собственный действенный и чувственный опыт. Обучение происходит в процессе игр и упражнений легко и непринужденно.

Автор Дмитриева Ольга Станиславовна
Дата добавления 21.01.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 999
Номер материала MA-069684
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»