Проект
программы внедрения инжиниринга
в
образовательную программу НОО МОБУ «СОШ №12»
ГО
« город Якутск» в 2016-2017 учебном году
(3
класс)
Составила:
учитель
начальных классов
высшей
категории
Смирнова
Татьяна Валерьевна
Программа
рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю
Возрастная
категория 8-9 лет
Оглавление
1.
Пояснительная записка
2.
Цели и задачи программы
3. Обоснование
выбора данной учебной программы
4. Структура
и содержание программы
5. Формы
организации занятий
6. Требования
к уроню подготовки обучающихся
7.
Учебно-тематический план
1.Пояснительная записка
Характерная
черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем
не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать.
Сегодняшним
школьникам предстоит
•
работать по профессиям, которых пока нет,
•
использовать технологии, которые еще не созданы,
•
решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться.
Школьное
образование должно соответствовать целям опережающего развития. Для этого в
школе должно быть обеспечено
•
изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в
будущем,
•
обучение, ориентированное как на знаниевый, так и деятельностный аспекты
содержания образования.
Таким
образом, для реализации Модуля инжиниринга в образовательной программе НОО в 3
классе МОБУ СОШ №12 на 2016-2017 учебный год были выведены часы по предметам
«Математика», «Технология» на внеурочную деятельность по трем курсам: «Для тех,
кто любит математику»; «Математика и конструирование»; «Бумажная симфония»
Инжиниринг – это процесс интеллектуальной деятельности, задачей которого является
проектирование, создание, поддержка, переработка концепции, модели, продукта,
процесса, системы или технологии для решения конкретных технических задач.
Конечным результатом является реализованный, надёжный, экономически успешный
продукт. Причём дальнейшее сопровождение продукта является также важной
составляющей инжиниринга.
Модуль
инжиниринга – образовательный модуль, включающий
систему учебных предметов, объединенных инжиниринговым подходом к решению
образовательных задач (от выдвижения идей до их реализации и продвижения),
реализующих
идеи продуктоориентированного образования.
Модуль
инжиниринга представляет собой новую, отвечающую
требованиям развития личности современного ребенка развивающую направленность,
где дети с разным уровнем готовности к обучению, решая не типовые и
нестандартные задачи, будут совершенствовать свои интеллектуальные
возможности. Причем, в процессе обучения ученики собирают, изготовляют своими
руками игрушки, модели, представляющие собой предметы, механизмы из окружающего
их мира. Таким образом, ребята знакомятся с конструированием, открывают тайны
моделирования, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными
словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить
оптимальное решение, что несомненно пригодится им в течении всей будущей жизни.
Введение
модуля инжиниринга во внеурочную деятельность повышает мотивацию учащихся к
обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин
от искусств и истории до математики и естественных наук.
Актуальность
данной программы состоит в том, что она способствует
развитию коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия,
самостоятельности при принятии решений, раскрывает творческий потенциал
учащихся. Дети лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или
изобретают. При проведении занятий по данным курсам этот факт не просто
учитывается, а реально используется на каждом занятии.
Реализация
этой программы в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных
навыков, обучающихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой
проектной деятельности.
Начальное техническое моделирование -
это первые шаги младших школьников в самостоятельной творческой деятельности по
созданию моделей технических объектов, это формирование начальных
политехнических знаний, умений и развитие художественного вкуса. В программе
рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги, картона и
другого разнообразного поделочного материала (проволока, баночки, коробочки) с
использованием самых разнообразных техник (оригами, конструирование, мозаика,
аппликация). Она предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях:
конструкторское мышление, художественно - эстетический вкус, образное и
пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы
осознать себя гармонично развитой личностью.
2. Цели программы:
1.
Развитие навыков конструирования, моделирования;
2.
Формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире.
3.
Развитие способности творчески подходить к проблемным ситуациям.
Задачи:
•
расширить знания обучающихся об окружающем мире, о мире техники;
•
учиться создавать и конструировать простейшие модели;
•
учиться программировать простые действия;
•
обучение решению творческих, нестандартных ситуаций на практике при
конструировании и моделировании объектов окружающей действительности;
•
развивать коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе,
умения аргументировано представлять результаты своей деятельности, отстаивать
свою точку зрения;
3. Обоснование выбора данной примерной программы.
В
основе обучающего материала лежит принцип индивидуальности, доступности,
результативности.
В
ходе прохождения модуля инжиниринга, учащиеся развивают мелкую моторику кисти,
логическое мышление, конструкторские способности, овладевают совместным
творчеством, практическими навыками сборки и построения модели, получают
специальные знания в области конструирования и моделирования.
Ребенок
получает возможность расширить свой круг интересов и получить новые навыки в
таких предметных областях, как Естественные науки, Технология, Математика,
Развитие речи.
Модуль
инжиниринга предоставляет средства для достижения целого комплекса
образовательных задач:
-творческое
мышление при создании действующих моделей;
-развитие
словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели;
-установление
причинно-следственных связей;
-анализ
результатов и поиск новых решений;
-коллективная
выработка идей, упорство при реализации некоторых из них;
-экспериментальное
исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов;
-проведение
систематических наблюдений и измерений;
-
использование таблиц для отображения и анализа данных;
-
развитие мелкой мускулатуры пальцев и моторики кисти младших школьников.
4. Структура и содержание программы
В
структуре изучаемой программы выделяются следующие основные курсы:
Курс
1: «Для тех, кто любит математику» (образовательная область: математика)
Цель: обеспечение более высокой интеллектуальной готовности к обучению в
средних классах школы, через развитие интеллектуального и творческого
потенциала учащихся, внедрение в процесс дополнительного образования
развивающих форм и методов обучения.
Курс
2: «Математика и конструирование» (образовательная
область: математика)
Цель: заложить начальные геометрические представления, развивать логическое
мышление и пространственные представления детей, сформировать начальные
элементы конструкторского мышления, т.е. научить детей анализировать
представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на
основные составные части для детального исследования; собрать предложенный
объект из частей, выбрав их из общего числа предлагаемых деталей, усовершенствовать
объект по заданным условиям, по описанию его функциональных свойств, научить
детей определять последовательность операции при изготовлении того или иного
изделия.
Модуль
3: «Бумажная симфония» (образовательная область: технология)
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных
возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности; возможность
ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале
какого-либо предмета на более широкую область.
5. Формы организации занятий
Основными
формами учебного процесса являются:
·групповые
учебно-практические и теоретические занятия;
·работа
по индивидуальным планам (исследовательские проекты);
·участие
в соревнованиях между группами;
·комбинированные
занятия.
Основные
методы обучения, применяемые в прохождении программы в
начальной школе:
1.
Устный.
2.
Проблемный.
3.
Частично-поисковый.
4.
Исследовательский.
5.
Проектный.
6..
Формирование и совершенствование умений и навыков (изучение нового материала,
практика).
7.
Обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая работа,
дискуссия).
8.
Контроль и проверка умений и навыков (самостоятельная работа).
9.
Создание ситуаций творческого поиска.
10.
Стимулирование (поощрение).
Формы
подведения итога реализации программы
·
защита итоговых проектов;
·
участие в конкурсах на лучший сценарий и презентацию к созданному проекту;
·участие
в школьных и городских научно-практических конференциях (конкурсах
исследовательских работ).
6. Ожидаемые результаты изучения курсов модуля инжиниринга
Осуществление
целей и задач программы предполагает получение конкретных результатов:
В
области воспитания:
•
адаптация ребёнка к жизни в социуме, его самореализация;
•
развитие коммуникативных качеств;
•
приобретение уверенности в себе;
•
формирование самостоятельности, ответственности, взаимовыручки и взаимопомощи.
В
области конструирования, моделирования:
•
умение работать по предложенным инструкциям;
•
умения творчески подходить к решению задачи;
•
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою
точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы
путем логических рассуждений;
•умение
работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
По окончании обучения по данной программе учащиеся
Должны знать:
·
правила безопасной работы;
·
алгоритм построения чертежа;
·
условные обозначения на
чертеже;
·
устройство и составные части
моделей.
Должны уметь:
·
читать чертеж;
·
размечать и складывать бумагу;
·
воссоздавать силуэты предметов
по образцу или замыслу;
·
владеть технологией крепления
деталей из разных материалов;
·
выжигать фигурные детали.
У детей формируются:
·
культура труда;
·
трудовые умения и навыки;
·
мотивация достижения успеха.
Контрольно-оценочные
таблицы по усвоению базовых понятий учебного курса
Результатом
освоения учащимися программы учебного курса обучения являются готовые работы
учащихся, интересные проекты собственных конструкторских изобретений,
выставочные образцы изделий.
7. Учебно-тематический план
№п/п
|
Название курса
|
Количество часов
|
Форма подачи материала
|
1
|
«Для
тех, кто любит математику»
|
34
|
11
недель по 3 часа (33 часа)
1
час – математический КВН
|
2
|
«Математика
и конструирование»
|
34
|
11
недель по 3 часа (33 часа)
1
час – защита собственных моделей
|
3
|
«Бумажная
симфония»
|
34
|
11
недель по 3 часа (33 часа)
1
час – выставка работ
|
|
ИТОГО
|
102
|
102
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.