Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Проект по технологии:"Русские берёзы".

Проект по технологии:"Русские берёзы".

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 73 г. Иркутска



hello_html_m4a89be49.gif









hello_html_m28d7734d.png















hello_html_71aa0932.png



hello_html_m70d74c4d.png






Проект выполнила:

ученица 9 класса «а»

Добрынина Марина

Руководитель:

Добрынина Е.А.

Иркутск 2016


hello_html_m45f3828b.jpg

Содержание:


Глава 1.

Пояснительная записка.

П 1. Историческая страничка……………………………………………………3-6

П 2.Обоснование выбора проблемы…………………………………………….7

П 3. Анализ идеи …………………………………………………………………..7-8

Глава 2

Технология изготовления изделия.

П 2.1. Эскиз изделия………………………………………………………………9

П 2.2 Подготовка материала…………………………………………………… 10

П 2.3. Технология изготовление изделия……………………………………..11 - 13

Глава 3

Оценка изделия

П 3.1. Экологическая оценка………………………………………………………13

П 3. 2 Эстетическая оценка…………………………………………………………14

П 3.3.Маркетинговая оценка………………………………………………….14 – 15

П. 3.4. Собственная оценка………………………………………………………..15


Список используемой литературы…………………………………………………16
























hello_html_3b4f6665.pnghello_html_7a4327c7.gif


П. 1. Историческая страничка.

«История происхождения слова береза».

Русское слово "береза" очень древнее. В индоевропейских языках это слово было прилагательным и значило "светлый" и "белый". По-видимому, оно является общим не только для всех славянских, но и для многих индоевропейских языков и восходит к понятию "белый" (по необыкновенному цвету коры дерева).

Родовое название Betula, идущее от латинского слова beatus (осчастливленный, блаженный), связано, по-видимому, с состоянием человека, испившего весной живительного березового сока. По другим сведениям, происходит оно от кельтского betu - береза.

Наша белоствольная береза - единственная в мире растений. Ярко-белый цвет ее коре придает органический краситель бетулин. Любопытно, что береста ее состоит из клеток, так тесно спаянных между собой, что они образуют прочный, почти пробковый слой, непроницаемый для воды и газов.

Часто спрашивают, отчего на березе черные черточки? Научное название их "чечевички". Это специальные отдушины, через которые летом к внутренним тканям ствола проходит воздух. Без чечевичек дерево буквально задохнулось бы. Зимой отдушины наглухо замуровываются более плотными клетками (в это время дерево спит и почти не дышит), а весной, когда береза просыпается, они снова открываются.

Береза - один из главных образов народного творчества. В народных песнях, сказках, преданиях это символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласкательными эпитетами. Она была стройная, кудрявая, тонкая, белая, душистая, веселая, представала юной девушкой в зеленой косынке и всегда положительной героиней: то хранительницей кладов, то заколдованной красавицей, то мудрой крестьянской дочерью, побеждающей в поединке со злыми силами.

Нет числа поговоркам, пословицам, загадкам, связанным с березой:

Береза не угроза - где она стоит, там и шумит.

Бела береста - да деготь черен.

Для врага и береза - угроза.

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

Влезу на горушку, одеру телушку, сало в рот, а кожу прочь (березовый сок).


В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. В это время крестьяне приступали к сельскохозяйственным работам. По весне вырубали березовые рощи и потому был "зол до берез" приход весны. Ввиду того, что весна на юге и севере приходилась на разные сроки, березозолом на юге называли март, а на севере - апрель. Березозол - март - был первым месяцем года до 15 века. С тех пор русский календарь перестраивался, но название это сохранилось в украинском языке, где март называют березнем. На Руси 11 апреля выходили в леса и "слушали березу" (плели венки из свежих веток, пили березовый сок), о котором говорили: "Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве - четыре угодья: первое - больным на здоровье, второе - людям колодец, третье - от зимы свет, четвертое - дряхлым пеленанье".

Березовым соком поили больных, очищали им кровь, выгоняли болезни из тела.

Народные приметы тесно связали березу с сельскохозяйственными работами.

Из березы течет много сока - к дождливому лету.

Коли береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперед - мокрое. (Считали, что ольха - березе родня.)

Коли на Юрья березовый лист в полушку, то к Успению клади хлеб в кадушку.

Когда береза станет распускаться, сей овес.

Зазеленеет, покроется клейкими треугольничками листьев береза - время раскрываться почкам и на вишне, и на яблоне, и на груше. А людям пора в огородах картошку сажать.

На 50-й день после Пасхи наступала Троица - праздник в. честь Отца и Сына и Святаго Духа. На Руси этот праздник связан с культом березы и назывался еще Семик (семицкая береза). Дерево воспринималось нашими предками как существо живое, могущественное, способное исполнять желания. Из его веток плели венок, и девушки мечтали связать крепко-накрепко свои думы с полюбившимся парнем. Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления. Целительная сила березовых веток и листьев в этот день возрастала. В Семик они оберегали избы от всяких нечистых духов. До сих пор на Троицу в пазы углов дома на Вологодчине крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передавались стенам. Семик - четверг, день, который предсказывал, чему статься. Коли завитые ветки березы не завяли за эти дни, то задуманное непременно свершится.

На Троицын день пастухи на пастбище плели из березы венки, один набрасывали корове на рога. В нем, она ходила целый день. Второй венок пастух вечером отдавал хозяйке. Первый венок хозяйка скармливала корове, чтобы та больше молока давала, а второй берегла на случай болезни кормилицы - тогда целительные ветви из него тоже добавлялись в корм.

Девушки шли в березовые рощи. Они знали, что следует нарвать и крепко завязать у воротушки рубашки в трягащу горькую траву полынь, чтобы русалки не завели в речную глубь, не закрутили в русалочьем хороводе. Девушки плели венки из березы, шли к речке и, встав спиной к воде, сбрасывали венки с головы. Плохо было, если венок шел ко дну. Это значило, что либо девушка умрет в этом году, либо так же канет в небытие то, о чем она мечтала. А если венок приставал к другому берегу, это служило знаком того, что любовь девичья привьется, "пристанет" к сердцу парня.

Считалось, что на ветвях березы раскачиваются русалки, это их любимое занятие. Качаются они и с тоской смотрят в сторону девичьих хороводов. Чудно, но им надобно было в эти дни насладиться и травами, и цветами, и всей земной красотой, а может быть, эти дни были единственно возможными, чтобы зачать дитя от крепкого, здорового парня, а не от холодных речных потоков.

Русалки считались пособницами в девичьих гаданиях. Девушки несли в лес яичницу, пироги, расстилали под деревом полотенце, раскладывали под березой принесенную еду. Около нее и водили "круги". Не просто хоровод, а именно "круги". Заклинание, еда, добрый Божий свет, цветущая природа символизировали этот обряд. Яичница была сутью плодородия, связанная с огнем. Скорлупу тщательно сохраняли, складывали на шесток под сводом печного устья, затем ее обжигали и толкли в ступке. Истолченная в Семик скорлупа славилась своей целебностью. Верили, что та девушка, которая сядет в тень березы, непременно в этом году выйдет замуж. В Петров день русалок провожали, венки развивали и бросали в воду.

1 июля - макушка лета. Если в полдень на макушке лета заплести в круг ветки березы, да не молоденькие, а крепкие, вызимовавшие, то через этот круг, встав у речной низины, можно увидеть "любимых, неизвестно где прислонимых". Уходили на поле битвы, которое в старину "полем чести" звалось, со всей Руси на защиту родной земли мужья, братья, женихи, сестры милосердия. Не всем было суждено вернуться в родной дом. И непришедших, затерянных в дальней дали, о которых сердца женщин тосковали, можно было, по народному поверью, увидеть, мысленно укрыть травами, осенить рукой.

4 августа - Марья-суровица, росная оконница. Трава до полудня в этот день бывает в росе и уже босому по росе, по народному поверью, ходить нельзя. В этот день обметают березовым веником, загодя приготовленным или от Троицы оставленным, оконницы. Уж сколько за лето паутины привилось к наличникам. Надо эту паутину смести, осветить Марьиным светом свое житье-бытье. Марьин свет в этот день самый сильный.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, сверху льет, гнетет и снизу метет.

Когда лист с березы чисто опадает, то скот и людей легкий год ожидает. Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

18 сентября гнали из деревни Кумоху. Кумоха в отрепьях ходит да беды за собой водит. По народному поверью, большеглаза она, а с лица худюща, синью кожа подернута. Кумоха - нечистая сила. В деревне 18 сентября часто вечером баню топят. Березовым веничком хлещут по согнутым спинам, не дают Кумохе, а также осенней сырости согнуть людей в осеннюю непогоду.

В старину ветер, что деревья оголял, до костей крестьянина пробирал, на порог избы холодно, люто восставал, называли паздерником. Он не просто деревья оголяет, но и с веток лист сдирает. Октябрь - паздерник - месяц переменной погоды, месяц особых примет будущей зимы. И коли лист с березы начисто опадает, то это холодную зиму предвещает. Лист "лицом", то есть гладкой стороной, ляжет на землю - это предвестие недорода. А когда лист ложится лохматой, вогнутой стороной к земле, как бы заботливо прикрывая ее, то крестьяне знают, что не померзнут озимые хлеба зимой.

4 ноября - Казанская. Называли ее зимотворной. Было поверье: когда девушка думала, что лицом не вышла, потому и не люба, старалась она на Казанскую раным-рано встать и прямехонько бежала к березовой роще. Искала лист, что на березе пониже висел, в иней обернутый. И схож он был в это утро с серебряным зеркальцем. В такой лист, если глянуть, то вся неказистость с лица спадет. И правда, глянувшая в зеркальце, сотворенное природой, бежала к деревне совсем иной. Ведь вера - она спасает!

С давних пор используют люди посуду, изготовленную из коры березы - бересты. Такая посуда предохраняет продукты от порчи. Она непроницаема ни для воды, ни для воздуха. Зимой, в самые лютые морозы, в берестяной посуде вода не замерзает. В отличие от многих деревьев береза великолепно переносит холод. Даже пребывая в камере с температурой, близкой к абсолютному нулю (-273° С), березовые ветки не потеряли свою жизнеспособность.






П.2. Обоснование выбора проблемы.

.

hello_html_46ca600c.pngЛетом на даче я обратила внимание на красоту берёзы. Это дерево выделялось из всего листа своей ослепительной чистотой. Постепенно лето подходило к концу, наступила ранняя осень и мне стало жалко, что скоро листья пожелтеют, облетят и я не увижу, больше в этом году, такое сочетание насыщенного зелёного с белым. Тогда я решила, сделаю картину, и эта картина мне будет напоминать о буйстве красок, которое видела летом на даче. Центральное место картины будет занимать белая берёза. Ведь береза - любимое дерево русского народа. О ней народ слагал песни, пословицы, поговорки. Поэты воспевали березу в своих стихах, художники изображали на своих полотнах. Для русского человека нет дерева роднее, чем береза. В стародавние времена на Руси березу считали "своим тотемом, родоначальницей и покровительницей". Русская береза -символ России. Когда-то березу называли "деревом четырех дел": Грамоту русский народ осваивал на бересте, освещаемой березовою же лучиной. "Крик" в деревнях от тележного скрипа утишался березовым дегтем, да и отвары из почек березы давались младенцам "от крику". Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве три угодья: первое - больным на здоровье, второе - от тьмы свет, третье -людям колодец. Старинная эта загадка тесно связана с крестьянским бытом. Париться березовым веником - больным на здоровье, освещать жилище лучин

П.3. Анализ идей.

Я решила, сделаю картину. А какой материал мне взять?

Конечно, можно нарисовать акварелью, но я учусь в художественной школе, и мне очень часто приходится использовать в своих работах акварель.

Картину можно вышить, но это будет очень долго, а осень уже вступает в свои права.

Нарисовать на спиле дерева, тогда мы нарушим экосистему леса и на следующий год это красивое дерево не будет радовать своими красками нас.

Сделать из пластилина или бисера, тогда я не смогу передать всю красоту красок этого замечательного дерева.

Решила! Выполню картину в технике «шерстяная крошка», ведь шерсти есть много цветов и оттенков, а если даже я не подберу нужный цвет, то смешаю разные оттенки, то есть сделаю шерстяную палитру.


hello_html_7024951c.png

hello_html_m3b1f1fc0.png









hello_html_m6895eca1.gifhello_html_3f149400.gif







hello_html_387d50ce.gif





hello_html_4c635ece.gifhello_html_mb815e2b.gif



hello_html_m3bfcc27.pnghello_html_3d3ffe42.png















hello_html_6855b70e.gif

П. 2.1. Эскиз изделия.







hello_html_1443f864.png



П. 2.2. Подготовка материала и инструментов.



hello_html_1e7aae8.png
















hello_html_m6ce84a8d.png



hello_html_m55db74bb.jpg










hello_html_336a303e.jpg




hello_html_m588f42dd.jpg







П. 2.3. Технология изготовления изделия.



п/п


Операция


Описание операции

Инструменты

и

материалы



1

hello_html_m1b9c7f42.png

Подбираем шерсть разных цветов.

шерсть



2

hello_html_25fd7d39.png

Нарезаем шерсть в зависимости от того на каком плане находится объект.

Шерстяная пыль – объект на заднем плане.

Средняя шерстяная крошка – объект на среднем плане.

Крупная шерстяная крошка –

объект на переднем плане.

Шерсть, острые ножницы.



3

hello_html_m18245c13.png

Переносим эскиз на картон с помощью карандаша.

Картон, карандаш, стирательная резинка.



4

hello_html_m2714f459.png

Начинаем заполнять эскиз с переднего плана. Для этого по контуру наносим клей ПВА и пинцетом очень аккуратно приклеиваем шерсть.

Нарезанная шерсть, эскиз, клей ПВА.



5

hello_html_2a9d30ce.pnghello_html_m5c2e4b1f.png

Если не достаточно цветового разнообразия шерсти, создаём свои оттенки путём смешивания шерсти разных цветов.

Ножницы, шерсть, пинцет.



6







hello_html_6a127809.png

Продолжаем заполнять нарисованный эскиз.

Нарезанная шерсть, эскиз, пинцет, клей ПВА.



7

hello_html_22d46c2c.png

Если необходимо сделать задний план более отдалённо можно прижать приклеенную шерсть.

Старый блокнот


8








hello_html_2f78123f.png

Выполняем передний план, в данном случае поляна, используем для работы крупную шерстяную крошку, смешивая несколько оттенков зелёной шерсти и жёлтой. На поляне растут цветы поэтому мы берём жёлтый цвет. Жёлтая шерсть по фактуре отличается от зелёной, она более объемная.

Шерсть разных цветов, клей ПВА, пинцет.



9

hello_html_m64a1c415.png
















Изделие выполнено!





hello_html_4572d7bb.gif


П. 3.1. Экологическая оценка.



Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов принадлежат к числу наиболее сложных и актуальных задач современности. Чем экономичнее будут использоваться материальные ресурсы, тем меньше потребуется добывать природного сырья и собственно разрушать окружающую среду. В результате изготовления изделий образуются отходы. Они представляют собой остатки ткани, пряжи т.д         Бережное отношение к природе требует очищать и повторно использовать бытовые и промышленные отходы, стремиться минимально вторгаться в жизнь природы.

      Трудовому обучению принадлежит особо значимая роль в экологическом образовании учащихся, поскольку именно в процессе производственной деятельности человек оказывает непосредственное воздействие на окружающую природную среду. В современных условиях, когда производство становится все более мощным фактором воздействия на природу, экологическое воспитание учащихся должно стать неотъемлемой частью трудового обучения.

Представленное изделие отвечает всем экономическим нормам, так как оно является безотходным и призвано давать «вторую жизнь» всевозможным видам пряжи.





П. 3.2. Эстетическая оценка.



Эстетические показатели характеризуют такие свойства, как художественную выразительность (оригинальность художественного замысла, соответствие стиля окружающей среде, образную и декоративную выразительность). Рациональность формы (масштабная согласованность формы целого и частей, соответствие формы назначению изделия); целостность композиции (соподчиненность целого и частей, упорядоченность графических и изобразительных элементов); совершенство производственного исполнения (чистота выполнения контуров и сопряжений, четкость исполнения фирменных знаков и указателей); соответствие моде.

Данное изделие, несомненно, соответствует всем выше перечисленным показателям. А также, техника его изготовления проста, не требует специальной подготовки.



П. 3.3. Маркетинговая оценка.

Экономический расчёт:

С=МЗ+ ОТ+ ОСН+АОФ +ПЗ

МЗ – материальные затраты

ОТ – оплата труда

ОСН – отчисление на социальные нужды

АОФ – амортизация основных фондов

ПЗ – прочие затраты.

Так как изделие выполнялось в условиях школьной мастерской, в дневное время,

то мы не учитываем ОСН, ПЗ.

С= МЗ +От + АОФ

МЗ=(Материальные затраты) – рамка купленная в магазине за 100 рублей,

стоимость шерсти мы не учитываем так как она была вся в остатках и я её не покупала.

МЗ= 100 рублей.

ОТ (оплата труда) – ставка педагога дополнительного образования

8 разряда, так как труд не квалифицированный, то оплату будем брать 25%

от ставки: 18 часов – 800 рублей, 4,5 часа – 200 рублей, тогда 1 час – 2,50 рубля,

на изготовление картины было затрачено 10 часов, следовательно

ОТ= 2,50* 5= 25 рублей

АОФ (амортизация основных фондов) – ножницы, пинцет свою стоимость

частично переносят на изделие:

Ножницы – 30 рублей:2=15 рублей

Пинцет – 10 рублей:10 – 1 рубль

АОФ – 16 рублей.

ИТОГО: 100+25+16=141 рубль



П. 3.4.Собственная оценка проекта.


Выполненное, мною изделия принесло мне радость и много положительных эмоций.

При выполнении данного проекта передо мной стояла задача создать значимое изделие в преддверии нового года. Во время работы не было усталости, так как техника «шерстяная крошка» меня заинтересовала. Учитель поставил мне за выполненную работу оценку «отлично», шерстяная пряжа получила «вторую жизнь», а моя семья – красивую картину. В дальнейшем я планирую продолжить создание работ используя шерстяную крошку.

Кроме того:

Выбранная конструкция – картина, соответствует назначению изделия.

  1. Картина прочна и надежна. хорошее крепление обеспечит безопасность при эксплуатации.

  2. Вес соответствует стандартам.

  3. Изделие удобное в использование (легко протирается, переносится, занимает мало места при транспортировки).

  4. Расход материалов – минимален (при изготовлении используются материалы, которым возвращена вторичная жизнь).

  5. За счет стеклянного покрытия изделие долговечное.

  6. При изготовлении не загрязняет окружающую среду (используется стандартный порошок, стиральная машина, ножницы, клей, рамка).

  7. Сложность работы соответствует возрасту автора, изготавливающего проект.

  8. Изделие эстетично, экологично.

При хорошей рекламной компании маркетинговая стоимость изделия может быть повышена в 5 раз и больше









Список используемой литературы:

  1. Богомолова Л.В.Подростковая культура: проблемы

эстетического воспитания подростков, М., 1988.

  1. М.А.Андрукович. Вечера с вязанием. – Мн.: «Хэлтон», 2001.

  2. Б.П. Никитин. Ступеньки творчества – М., Просвещение, 1991.

  3. Журналы по рукоделию.

  4. Интернет.


15


  • Другое
Автор Добрынина Елена Анатольевна
Дата добавления 04.12.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 333
Номер материала MA-072462
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки «Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации»