Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет
«Развитие творческих способностей детей через театрализованную
деятельность»
подготовила
воспитатель Ершова Мария
Андреевна
г. Петропавловск 2016
Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных
образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7
лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста
средствами театрализованной деятельности, которая будет способствовать формированию
всесторонне – развитой личности.
«Развитие творческих способностей детей через театрализованную
деятельность»
подготовила
воспитатель Ершова Мария
Андреевна
Содержание
Введение……………………………………………………………………4
Паспорт
проекта………………………………………………………….. 6
Принципы реализации
проекта…………………………………………… 11
Модель реализации
проекта…………………………………………… 12
Этапы развития
проекта………………………………………………… 15
Заключение…………………………………………………………………
19
Литература
………………………………………………………………….21
Театрализованная
деятельность как особый и прекрасный мир ребенка.
«Волшебный край!» - так
когда-то назвал театр великий русский поэт А. С.Пушкин. Чувства поэта разделяют
и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства. Театр
является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию дошкольника сфер
искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому
развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры. Вся наша жизнь
- это большая сцена и то, какую роль выбирает ребёнок в этой жизни, зависит от
его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об
окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится
жить в этом мире, строить свои отношения.
Мир детства, внутренний
мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную
дверь в мир детского сознания помогает игра. Дети верят в чудеса и в то, что
где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери,
простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе,
где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и
называется она Театр!
Сказочные представления в
театре вводят ребёнка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и
поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, переживает
вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и
убедительную правду жизни. Театрализованная деятельность - это мостик, который
помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать
положительный опыт восприятия окружающей действительности.
Дети, испытывающие
трудности психологического плана, скованные в общении с окружающими,
неуверенные в себе и своих возможностях, ранимые, часто испытывающие
тревожность, страх, нуждаются в особом внимании воспитателя.
Наблюдая за такими
детьми, пришла к выводу, что театральная деятельность помогает им
раскрепоститься, формирует коммуникативные умения, повышает самооценку,
развивает речь, эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое
разнообразие в повседневную жизнь, обогащает внутренний мир. Ребёнок не всегда
в состоянии ответить то, что ожидает услышать взрослый, а может в его видении
окружающий мир совершенно особенный, ни на чей другой не похожий. Моя задача не
затушить эту "божью искру" в маленьком человеке, будущем творце.
Поэтому так важно создать
в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить
фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Ее тематика
практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания
ребёнка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим
миром во всем его многообразии, через образы, краски, звуки, а так же
активизирует словарь, совершенствуется звуковая культура речи.
Дети становятся
активными, инициативными, что значительно повышает уровень положительного
эмоционального состояния ребёнка.
Самым популярным и
увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная
деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об
универсальности,
пробуждает в ребёнке
способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.
Театр - один из самых демократичных и доступных видов
искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной
педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием
детей; формирование эстетического вкуса, нравственным воспитанием; развитием
коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам
общения);
воспитанием воли, развитием памяти, воображения,
инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога); созданием положительного
эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через
игру.
При театрализованной деятельности учитывается психологическая
комфортность, которая предполагает: снятие, по возможности, всех
стрессообразующих факторов; раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного
потенциала и творческой активности;
развитие реальных мотивов:
игра и обучение не должно быть из-под палки;
внутренние, личностные мотивы должны преобладать над
внешними, ситуативными, исходящими изавторитета взрослого;
внутренние
мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности,
продвижения вперёд (" У тебя получится, я уверена...").
совершенствование эстетического воспитания через развитие
личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне - развитой творческой
личности.
Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы
смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески,
без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не
будет найдено верное решение.
Концепция дошкольного воспитания ориентирована на
формирование базиса личностной культуры. Под культурой мы понимаем комплекс
материальных и духовных ценностей, выработанных человеческим обществом,
способов их создания и передачу от поколения к поколению этих ценностей.
Ребёнок ещё в дошкольном возрасте должен усвоить доступные ему общечеловеческие
ценности. Уровень человеческой культуры является мерилом цивилизованности того
общества, где живёт ребёнок. От того, каким было детство ребёнка, зависит его
мировоззрение, отношение к действительности. Этот культурный багаж определяет
будущее ребёнка, его мироощущение, склад ума, психологию.
Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка
счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству,
удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте,
доброте, любви, истине, справедливости.
Паспорт
проекта
Цель проекта
|
Совершенствование
эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование
всесторонне-развитой личности
|
|
v Побуждать в душе каждого ребёнка
чувство прекрасного и прививать любовь к искусству
v Формировать потребность у детей
духовно обогащаться через театрализованную деятельность
v Развивать формирование простых
навыков творческого воображения дошкольников через различные виды
театрализованной деятельности
v Совершенствовать артистические
навыки детей.
v Побуждать в детях способности живо
представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать
v Развивать познавательные
способности у детей.
v Развивать творческое воображение
v Развивать творческое мышление,
коммуникативные навыки
Разработки по
направлениям к реализации ООП ДО:
v Конспектов непосредственно образовательной
деятельности, включающих все виды деятельности
v По организации совместно
поисково-познавательной деятельности,
Деловые, творческие
связи с КРИП и ПРО, информационно- методическим центром города Киселёвска
|
Форма и методы
|
реализации
|
проекта
|
|
|
Игры - драматизации.
|
Упражнения для
социально - эмоционального развития.
|
Коррекционно - развивающие игры.
|
Упражнения по дикции.
|
Задания для развития
речевой интонационной выразительности.
|
Игры-превращения
(учимся владеть своим телом)
|
Упражнения на
развития детской пластики.
|
Ритмические минутки
(логоритмика).
|
Пальчиковый
игротренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного
кукловождения.
|
Упражнения на
развитие выразительной мимики.
|
Театральные этюды.
|
Отдельные упражнения
по этике во время драматизаций.
|
Репетиции и
разыгрывание разнообразных сказок и
инсценировок.
|
|
Предполагаемый
результат
|
Для
|
Для детей:
|
· □
|
Сформированность духовно-богатой
личности
|
|
ребёнка.
|
□
|
Сфомированность творческого потенциала,
активной,
|
|
самостоятельной,
эмоционально-отзывчивой,
|
|
социально-компитентной
и развивающей личности.
|
□
|
Сформированность
умения выражать своё понимание
|
|
сюжета игры и
характера персонажа (в движении, игре)
|
□
|
Сформированность нравственно-коммуникативных
и
|
|
волевых качеств
(общительность,вежливость, доброта)
|
□
|
Развитие у детей
инициативы, сообразительности,
|
|
самостоятельности.
|
□
|
Развитие духовно-богатой
личности ребенка, как
|
|
активного участника проекта.
|
□
|
Развитие желания
придумать, рассказать сказку, историю,
|
|
сочинить танец и т.
д.
|
Для
|
Для педагогов:
|
□
|
Организация
педагогического поиска через
|
|
реализацию
инновационных программ.
|
□
|
Повышение
теоретического уровня и
|
|
профессионализма
педагогов.
|
□
|
Внедрение
инновационных технологий,
|
|
современных форм и
новых методов работы
Самореализация
Для родителей
v Получение возможности
наблюдать за
своими детьми, что
дает возможность лучше
разобраться в
вопросах развития ребёнка.
v Формирование более
высокой оценки
достижения своих
детей и гордость за них.
v Развитие более
глубокое понимание процесса обучения обучения детей дошкольного возраста.
v Возникновение доверия
к воспитателям и
другим сотрудникам
детского сада.
|
|
Принципы
реализации проекта
В
процессе работы нами были определены основные принципы, которые легли в основу
исследования:
v Принцип направленности. Мы учитываем, что
цели и задачи нашей работы строятся на единой концепции государственной
политики в области дошкольного образования.
v Принцип системности и последовательности.
Начиная с раннего дошкольного возраста «учу-играя», прививая знания, умения и
навыки на практике.
v Принцип доступности. Опираясь на него, мы
учитываем возрастные особенности, потребности, интересы, уровень
подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.
v Принцип наглядности обучения. Мы
продумываем: дидактические цели исследования наглядности, методику показа,
количество наглядности и последовательности демонстрации, сочетание
определенных видов наглядности, включение детей в анализ наблюдения объектов,
соблюдение требований культуры показа и к оформлению наглядности.
v Принцип интегрированного подхода.
v Принцип воспитывающего и развивающего
обучения. Определяем ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую.
v Принцип прочности. Все сформированные
умения и навыки применяем на практике, осуществляя индивидуально -
дифференцированный подход.
Модель
реализации проекта
Направления работы
|
Содержание деятельности
|
1. Работа с детьми
|
1. Игры-занятия, беседы
с детьми познавательного
характера.
2. Диагностика уровня
готовности восприятия
материала по
театрализации с целью отслеживания динамики развития детей по всем
поставленным задачам.
3.Посещение детьми
театров.
4. Просмотр кукольных театров
и работа по ним.
5.Проведение игр -
превращений (учимся владеть собой)
6.Чтение художественной
и познавательной
литературы.
7.Продуктивная
деятельность детей.
8.Инсценировки и
театрализации на тему «Сказки»
9. Подвижные, дидактические,
имитационные игры,
игры-путешествия.
10.
Театрализованно-познавательные праздники.
|
Сотрудничество с
родителями
|
1.Изготовление
элементов костюмов
2.Изготовление
декораций для театрализованной деятельности.
3.Помощь в изготовлении
различных видов театра.
4.Оказание помощи в
приобретении дидактических
игр, детской художественной литературы, книжек -
раскрасок, аудио -
видео для детей.
5.Приобретение
оборудования для занятий и
свободного творчества
детей (цветная бумага,
альбомы, картон,
цветные карандаши, краски,
кисточки и т. д.)
6.Изготовление панно по
сказкам, устанавливание и закрепление атрибутов.
7.Участие в подготовках
к праздникам (пошив
костюмов и тд).
8.Оказание помощи в
оборудовании и обновлении
комнаты сказок.
9.Участие в конкурсах
поделок, игрушек, макетов
на различные темы,
например «Новогодние чудеса в сказке», «Сочиняем сказку», макеты по
ознакомлению с народной культурой.
10.Участие в
театрализованных постановках «У страха глаза велики», «Заюшкина избушка».
11. Участие в
совместных театрализованных
постановках (родители -
дети - педагог). 12. Посещение занятий
13. Родительское
собрание.
14.Организация выставок
творческих работ детей.
|
Методическое
сопровождение
|
1. Организация предметно-развивающей
среды,
связанной с
театрализацией воспитательно-
образовательного
процесса и всех режимный моментов
2. Картотека
дидактических игр по теме:
«Театр»
Картотека аудио - видео
фильмов
3. Методическое
сопровождение
(магнитофон, кассеты)
4.Подборка
художественной литературы для
театрализованных
представлений
5. Подборка литературы
познавательного
характера.
6.Конспекты
театрализованных
представлений.
7.Сценарии досугов и
развлечений
театрализованного
характера
8.Консультационный
материал для педагогов
9. Консультационный
материал для родителей
|
Этапы
развития проекта
№
|
Этапы
|
мероприятия
|
1
|
Организационный
|
1.Участие в курсах
повышения квалификации в целях повышения профессиональной компетентности по
теме: « Театрализованная деятельность
детей дошкольного
возраста»
2.Подбор литературы по
проблеме
исследования 3.Анализ
литературы
4.Подбор дидактических
игр по коррекции речевого развития
5.Подбор дидактических
упражнений по развитию коммуникативных способностей
6.Оформление и обеспечение игрового
уголка « В гостях у сказки»
|
2
|
Диагностический
|
1.Составление и подбор
диагностических методик по теме для отслеживания развития творческих
способностей детей
дошкольного возраста в
театрально-
игровой деятельности
2.Составление анкет для
родителей:
«Любите ли вы театр» по
проблеме исследования
3.Составление
контрольных листов
справки-анализа
осознания личности детей дошкольного возраста в группе
4.Изучения игровых
позиций, интересов дошкольников в театрализованных играх
5.Беседы, опросы
родителей, наблюдения за детьми, с целью выявления интереса к театру.
6. Выявление у родителей ценностных
жизненных ориентаций
|
3
|
Практический
|
1. Анализ методической, педагогической литературы по проблеме исследования.
Обобщение педагогического исследовательского опыта.
2. Использование методов и приемов для развития творческих способностей
детей дошкольного возраста через игры
3. Условия состояния игровой среды для
театральной
деятельности детей дошкольного возраста
4. Подготовка и проведение открытого
театрального занятия: «
Курочка и цыплята"
5. Подготовка и проведение открытого
развлечения «Про то,
как мишку спать укладывали»
6. Участие родителей в
театральных вечерах для детей "В гостях у сказки".
7. Коррекция методов и приемов содержания работы с детьми и
родителей по проблеме исследования.«Формирование творческих способностей
детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
8. Составление индивидуальных маршрутов творческого развития и роста детей
дошкольного возраста.2
9. Изготовление и подбор атрибутов: декораций, масок, кукол и игрушек,
костюмов и т. д. для театрализованной деятельности.
10. Составление бесед и консультаций для родителей
|
4
|
Обобщающий
|
1.Обобщение итогов
фронтальной и индивидуальной работы с детьми.
2.Подготовка отчёта о
проделанной работе и оформление исследовательского материала
3.Разработка консультаций и рекомендаций
для родителей по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста
|
5
|
Внедренческий
|
1.Подготовка
выступлений на педагогическом совете по проблеме: «Формирование творческих
способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной
деятельности»
2.Подготовка к выпуску методических рекомендаций, пособий по проблеме»
Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами
театрализованной деятельности». « Использование театральных игр на занятиях и
в повседневной жизни ребенка – дошкольника
3. Составление сборника
сценариев, занятий, подбор дидактических игр и игровых упражнений
|
Актуальность
исследования в том, что театрализованные игры
являются
благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней
особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Это
определило тему нашего исследования «Формирование
творческих способностей
детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».
Заключение
Проект
реализуется с 2010 года. Можно поделиться итогами подготовительного и частично
практического этапов:
□ Дети стали больше проявлять участвовать в
игре, активность и инициативность
□ У детей развиваются нравственно-коммуникативные
и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта,
умение довести дело или роль до конца)
□ Дети стали эмоциональнее и выразительнее
исполнять песни, танцы, стихи
□ У детей появилось умение выразить своё понимание
сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).
□ У детей появилось желание придумывать и
рассказывать сказки, истории, сочинять танцы и т. д.
Промежуточным
результатом инновационного проекта можно считать возросшую активность участия
детей в городском конкурсе «Росинка».
У
детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам
промежуточной диагностики по развитию
творческих
способностей в театрализованной деятельности.
г.
□ высокий уровень - 33,5%
□ средний уровень - 40,5%
□ низкий уровень - 26% на данный период
□ высокий уровень - 61%
□ средний уровень - 30%
□ низкий уровень - 9%
Обобщён
опыт работы среди коллег МАДОУ «Формирование творческих способностей детей
дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Какие
результаты ожидаю в будущем?
2учебный
год предусматривает переход к практическому этапу реализации проекта.
Основными
направлениями деятельности на данном этапе являются:
□ соотнесение результатов с целями и
задачами проекта,
□ распространение опыта работы на городском
и региональном уровне
□ публикации
в научно-практических и методических журналах. Разработанный проект
является инновационным и может быть рекомендован педагогам, уделяющим большое
внимание творческому развитию дошкольников.
Список
используемой литературы
1. Антипина Е. А. Театрализованная
деятельность в детском саду [Текст]: Игры, упражнения, сценарии / Е. А.
Антипина. - М., 2с
2. Артемова JI. В. Театрализованные игры в детском саду
[Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений. / Л. В. Артемова. - М,
1с
3. Выгодский Л. С. Вопросы детской
психологии.
4. [Текст] Методическое пособие / Л. С.
Выгодский СПб. Союз, 2с Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность в детском
саду [Текст]: Методические рекомендации, конспекты занятий, Сценарии игр и
спектаклей / Н. Ф. Губанова. - М, ВАКО, 2с
5. Доронова Т. Н. Играем в театр [Текст]:
Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод, пособие для воспитателей
дошкольного образовательного учреждений. /Доронова - М. Просвещение, 2с
6. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И.
Воспитание ребёнка дошкольника [Текст]: Программно - методическое. Пособие/ Л.
В., Куцакова С. И Мерзлякова. - М.: Гуманитарный издательский. Центр Владос, 2с
7. Махаева М. Д. Театрализованные занятия в
детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений./ М. Д Махаева - М.: ТЦ Сфера, 2
8. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е.
С. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: Разработки занятий для всех
возрастных групп с методическими рекомендациями. / Т. И.Петрова, Е. Л.
Сергеева, Е. С. Петрова - М.: Школьная Пресса, 2с
9. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр
[Текст]: Программа "Театр-творчество-детей, У Н. Ф Сорокина. Л. Г.
Миланович: Пособие
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.