Введение.
В
дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за
рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных
практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых
образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт
конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях
дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение
основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и
самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.
Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание
личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире – именно так
определены цели современного образования в Стандарте II
поколения: от признания знаний, умений, навыков как основных итогов образования
к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни,
готовности успешно решать жизненные задачи.
В соответствии с Концепцией дополнительного
образования, утвержденной 4 сентября 2014 года, педагогический коллектив МБОУ
ДО «ДДТ» п. Пурпе рассматривает построение образовательного процесса с учетом
построения образовательный индивидуальных маршрутов для выпускников
объединений, продолжающих заниматься любимым делом, а также для талантливых и
одаренных учащихся объединений.
Дополнительное образование принципиально расширяет
возможности человека, предлагая большую свободу выбора, так, чтобы каждый мог
определять для себя цели и стратегии индивидуального развития, капитализировать
(превращать в ресурс) собственные наличные качества и обстоятельства, а также
проектировать и формировать будущие, возможные качества. Дополнительное
образование направленно на обеспечение персонального жизнетворчества
обучающихся в контексте их социокультурного образования, как «здесь и сейчас»,
так и в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных
жизненных планов.
Потребности семей в разнообразных образовательных
услугах и сервисах для детей расширяются и становятся более
дифференцированными. Еще более многообразными и динамичными являются интересы
детей и подростков. Дополнительное образование ориентировано на удовлетворение
индивидуально-групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены
при организации общего образования.
В дополнительном образовании образование
рассматривается не просто как «подготовка к жизни» или освоение основ
профессии, а как, собственно, основа жизни – непрерывный процесс саморазвития,
самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления интеллектуальных
ресурсов.
В МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе работа объединений с
2015-2016 года осуществляется по пяти направленностям, в том числе и научно-
технической.
Отличительными особенностями обучения
детей в объединениях научно-технической направленности является то, что в при
разработке таких программ сделан акцент на:
-
комплексный подход к содержанию в области технического творчества;
-
повышение мотивации к занятиям посредством включение детей в креативную
деятельность;
-
формирование у учащихся специальных знаний в области технического
конструирования и моделирования из различных материалов и с использованием
современного материально-технического оснащения объединений научно-технической
направленности;
-
пробуждение у детей интереса к науке и технике, способствование развитию у
детей конструкторских задатков и способностей, творческих технических решений.
Особенностью программы является
организация образовательного процесса на основе компетентностно - деятельностного
подхода: осуществляется индивидуальная проектно-исследовательская и творческая
работа и формируются специальные компетенции учащихся.
Дети и подростки, занимаясь в студии
технического творчества и студии дизайна и проектирования, будут иметь
возможность проходить обучения в объединениях «Самоделкин», «ТЕХНОМИР»,
«Робототехника» и «Юные архитекторы». Дополнительные общеобразовательные
программы работы данных объединений направлены на то, чтобы учащиеся проходили творческий
путь от «идеи» до ее «реализации». Они имеют возможность облачить свою творческую
интуицию в идею, эффективно организовать сборочный узел, выяснить, почему с
первого раза никогда ничего не работает и сколько времени уйдет на тестирование
и доработку проекта; затем все модернизировать и улучшить. И как итог – получить
знания основ механики и конструирования, автоматического управления,
программирования и многих востребованных на рынке труда компетенций.
Проект направлен на внедрение и распространение лучших
практик по профориентации талантливой молодежи на инженерно-конструкторские
специальности, привития интереса к технике, программированию, высоким
технологиям в таких областях как проектирование, робототехника.
Особенностями нашего проекта являются:
·
Новизна (база для
проведения поселковых соревнований по робототехнике);
·
Общественная значимость
(повышение статуса учреждения в округе);
·
Комфортная
материально-техническая и психолого-педагогическая среда для участников;
·
Совместное планирование и
организация деятельности педагогов, учащихся и их родителей (и (или) их
законных представителей) как равноправных партнеров в достижении целей
обучения, воспитания и развития;
·
Доступность для всех
учащихся (бесплатное дополнительное образование);
·
Реализация качественных
услуг.
Цели и задачи проекта.
Цели:
·
совершенствование условий
для обучения детей и подростков основам технического творчества через занятия LEGO-конструированием,
робототехникой, через формирование приемов технического моделирования и конструирования;
·
способствование
предпрофильной и предпрофессиональной подготовке детей.
Задачи:
·
повысить уровень
квалификации педагогов;
·
создать информационное и
программно-методическое сопровождение педагогической деятельности;
·
обеспечить деятельность
учреждения по развитию технического творчества на основе социального
партнерства;
·
повысить уровень
социальной успешности учащихся;
·
формировать у учащихся представление
об инженерно-технической деятельности;
·
обобщить и распространить
опыт внедрения и использования LEGO-конструирования, робототехники, компьютерного
дизайна в образовательном процессе;
·
осуществить
финансирование мероприятий, связанных с реализацией проекта;
·
обеспечить необходимые
условия для бесперебойной работы и сохранности оборудования МБОУ ДО «ДДТ» п.
Пурпе.
Управление и кадры.
Директор совместно с куратором обеспечивает деятельность педагогического
коллектива по реализации инновационного проекта в соответствии с ежегодным
годовым планом; осуществляет сопровождение деятельности педагогов, участвующих
в реализации проекта, обеспечивает консультационное сопровождение по данному
направлению специалистов; организует мониторинговые исследования процесса и
результатов деятельности объединений научно-технической направленности, обеспечивает
управление и контроль качества образовательной деятельности; обеспечивает
участие педагогов в программах повышения квалификации (переподготовки кадров). Организует
распределение должностных обязанностей сотрудников. Обеспечивает деятельность
учреждения на основе социального партнерства, приобретает расходные материалы
необходимые для ведения образовательного процесса. Обеспечивает участие учащихся
в мероприятиях различного уровня.
Педагоги дополнительного образования организуют образовательный процесс в детских
объединениях, ежедневно в две смены для разновозрастных групп детей; реализуют дополнительные
общеобразовательные программы по инновационному развитию детского технического
творчества; обеспечивают участие в подготовке победителей и призеров в
конкурсно-массовых мероприятий различного уровня; несут ответственность за
сохранность оборудования.
Оценка результативности проекта.
Сегодня в системе дополнительного образования
широко используется Концепция развития талантливых и одаренных детей. Развитие
объединений научно-технической направленности с 2008 года в РФ строится на
основе федеральной программы «Робототехника: инженерно-технические кадры
инновационной России». Данная программа нацелена на вовлечение детей и молодежи
от 8 до 30 лет в техническое творчество, воспитание инженерной культуры, выявление
и продвижение перспективных инженерно-технических кадров.
Движущий механизм Программы – система
инженерно-технических соревнований, завершающихся Всероссийским
робототехническим фестивалем «РобоФест», который одновременно является
национальным отборочным этапом для ряда крупнейших международных
робототехнических состязаний: FIRST, WRO, ABU ROBOCON, ELROB.
Исходя из вышеизложенных перспектив развития инновационного
технического творчества, оценка результативности проекта заключается в
поддержки талантливых детей в области технического творчества, в реализации
плана действий по развитию кружков и объединений технической направленности на
территории п. Пурпе Пуровского района, а также в выполнении соглашений о
совместной деятельности по развитию инновационного детского технического
творчества на 2015-2018 г.г. с образовательными учреждениями поселка на основе
реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Проект направлен на достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения программы дополнительного
образования технической направленности.
Общие результаты технологического образования состоят
в:
• сформированности целостного представления о
техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих
знаниях, умениях и способах деятельности;
• приобретенном опыте разнообразной практической
деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей,
творческой деятельности;
• формировании ценностных ориентаций в сфере
созидательного труда и материального производства;
• готовности к осуществлению осознанного выбора
индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Обучение по программам научно-технической
направленности призвано обеспечить:
•
становление у учащихся целостного представления о современном мире и роли
техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей
действительности — природной, социальной, культурной, технической среды,
используя для этого технико-технологические знания;
•
развитие личности учащихся, их интеллектуальное и нравственное
совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически
целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
•
формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности
технологического образования, значимости прикладного знания для каждого
человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий,
отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
•
приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта
познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых
компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов
деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска,
анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых
навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества,
безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Оценка результативности проекта для учащихся объединений
научно-технической направленности выстраивается на основе показателей
социального развития личности учащегося и показателей развития компетентности
учащегося.
Показатели развития компетентности:
Учащиеся по окончанию проекта компетентны в:
·
получение необходимой
информации об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи
(на бумажных и электронных носителях);
·
создание проектов, в том
числе с использованием мультимедийных технологий;
·
понимание области
применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств;
·
обоснование высказанного
суждения.
·
применение правил
безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.
·
представление одной и той
же информации различными способами.
·
осуществление поиска,
преобразования, хранения и передачи информации, используя указатели, каталоги,
справочники, интернет.
Показатели социального развития личности.
·
Всесторонняя социализация
ребенка через трудовую подготовку, получение различных трудовых навыков;
·
Формирование целостной
личности через поддержку инициативы, саморазвития, самостоятельности,
самообеспечения учащегося;
Социализация и саморазвитие учащихся формируется путем
участия детей в соревнованиях различного уровня, что дает разносторонний опыт
общения, реализацию своих возможностей в деятельности, признание окружающих,
осознание собственных изменений в результате обучения. Изучаемая сфера
деятельности рассматривается как вариант будущего выбора профессии,
профессионального самоопределения планирования своей будущей жизни.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.