Проект по работе с родителями «Главное – ВМЕСТЕ!»
2 слайд
Здравствуйте,
уважаемые коллеги! Я представлю сегодня свой опыт работы. Педагогический проект
по работе с родителями воспитанников 1 младшей группы «Главное – вместе!»
Слайд 3.
АКТУАЛЬНОСТЬ
На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями
является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии
и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании
педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.
Возникновение опыта связано с тем, что
появились противоречия в работе педагогов с родителями. По наблюдениям
педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы: одни родители
требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься
детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат. Т. е.
полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой
детского сада, третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном
процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в
активном взаимодействии с детским садом. Педагоги были недовольны тем, что на
мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше
родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8
марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем
незначительным.
Слайд 4.
Проблема взаимодействия детского сада с
семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей
в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все
родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с
родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть
авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и
понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.
ПРОБЛЕМА
Неучастие родителей в жизни своего чада,
банальное отсутствие какого-либо представления о том, каким должен быть
''успешный" родитель - и возникает определенная проблема в отношениях
ребенка и его семьи.
Слайд 5.
Семья
и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего
будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения
услышать и понять друг друга.
Как
заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство
развития ребенка в семье и ДОУ, со всеми участниками образовательного
пространства?
В
связи с этим, я разработала и реализовала проект, который называется «Главное
- ВМЕСТЕ»!
Слайд 6.
Цель проекта: вовлечение
семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической
компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Каковы же цели-ориентиры для педагогов детского сада?
Цели – ориентиры для педагогов детского
сада:
·
Воспитание
уважения к детству и родительству;
·
Взаимодействие
с родителями для изучения их семейной микросреды;
·
Повышение
и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической
компетентности родителей;
·
Оказание
практической и теоретической помощи родителям воспитанников через
трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков
практической работы с детьми;
·
Установление
доверительных и партнерских отношений с родителями;
·
Объединение
усилий для развития и воспитания детей;
·
Повышение
педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей;
·
Привлечение
взрослых к совместной деятельности с детьми.
Цели – ориентиры для родителей (семьи
воспитанников):
·
Совершенствование
взаимодействия взрослого и ребенка.
·
Формирование
позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую
деятельность.
·
Наполнение
жизни семьи созидательной энергией.
И задачи проекта представлены на слайде. 8 слайд:
Для
реализации поставленных задач я разработала программу сотрудничества «»
Слайд 9.
Данный
проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ детский сад №6
«Родничок» в специально организованной деятельности:
·
Совместной деятельности
педагога и ребенка;
·
Совместной деятельности
педагога, ребенка и семьи;
·
В самостоятельной детской
деятельности;
·
В условиях проведения
активной методической работы.
Слайд 10.
При
подготовке проекта я использовала следующие методические пособия (они
представлены на экране), и, конечно же широко распространённые интернет-ресурсы:
маам. ру., нспортал, первое сентября, открытый урок и др.
Слайд 11.
Итак,
подробнее о ходе реализации проекта. Проект реализовывался в 3 этапа:
подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе
(Август - сентябрь) с помощью анкетирования были опрошены родители. Цель
анкетирования: изучение
отношения родителей к образовательному процессу в семье и в детском саду.
Анкета анонимная. Результаты
анкетирования родителей следующие:
Всего участвовало: 25
семей. Анкетирование показало, что 71% родителей
полностью устраивают: комфортные условия пребывания детей в ДОУ: достаточная
обеспеченность развивающими игрушками, игровым оборудованием, безопасные
условия пребывания детей в детском саду. Большинство родителей (70%) считают,
что работа по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей ведется на
достаточном уровне. 81% родителей полностью устраивает профессиональный уровень
воспитателей группы.
Взаимодействие
участников образовательного процесса в ДОУ можно считать удовлетворительным. С
целью укрепления этой взаимосвязи необходимо разнообразить формы работы с
родителями, направленные на активизацию их участия в ходе воспитательно –
образовательного процесса.
Далее моя работа по проекту была следующая…
В
родительские уголки была размещена информация о начале реализации проекта «Главное
– ВМЕСТЕ!» в виде приглашения родителей с просьбой принять активное участие. Я
занялась изучением научной и методической литературы по теме проекта. Составила
календарно-тематические планы в рамках проекта. Разработала методические
материалы для его реализации.
12
- 13 слайды
Работу по вовлечению родителей в совместную
деятельность ДОУ вела по нескольким направлениям. Для этого я взяла за основу
классификацию формы взаимодействия с семьей, автор Кротова.
Коллективные:
- Консультативно - рекомендательная работа: вечера
вопросов и ответов; «круглый стол» с участием родителей; групповые собрания
родителей; тематические консультации; общие собрания, педагогические беседы с
родителями.
- Лекционно - просветительская работа: лекции
специалистов ДОУ; занятия для родителей в библиотеке ДОУ; беседа со
специалистами; «круглый стол» с участием родителей.
- Практические занятия для родителей: дни открытых
дверей; открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей; выставки семейных
рисунков, фотографий, коллекций; участие в работе родительского комитета.
- Совместная работа родителей, детей, педагогов:
экскурсии, походы; традиции, развлечения, семейные встречи; семейные праздники:
День матери, Новый год, 8 марта, семейные клубы, мастерские.
Индивидуальные:
- Консультативно- рекомендательная работа: беседа,
консультация, посещение на дому, буклеты, поручения, библиотека.
- Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком:
введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио
ребенка), коллективные творческие дела.
Наглядно – информационные:
- Консультативно - рекомендательная работа: уголок для
родителей, выставка психолого - педагогической литературы; папки- передвижки;
папки- раскладушки; газета для родителей; библиотечки для родителей; доска
объявлений.
- Практические занятия для родителей: дни открытых
дверей, школы для родителей, тематические выставки, конференции, визиты в
группу.
- Совместная работа родителей, детей, педагогов:
мастерские, введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с
(портфолио ребенка), выставка детских работ, беседы с детьми, участие в
совместных проектах.
Слайд
14.
Основной этап (Октябрь-Апрель). В ходе
основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с
привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика родительских
собраний варьируется в зависимости от социального запроса родителей.
Данный
этап реализации проекта включает в себя как специально организованные занятия
(НОД), так и другие виды деятельности: беседы,
чтение
художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с детьми.
Слайд
15.
В
соответствии с тематикой моего проекта была организована игровая
деятельность:
1. Дидактические игры: «Разложи
правильно» и другие.
2. Сюжетно – ролевые игры: «Дочки –
матери», «Мой дом», «Мама
ведёт детей в детский сад», «Папа играет с детьми»,
«Семья едет в отпуск»,
«Семья путешествует», «Мамины и папины помощники»,
«Мама, папа и я – дружная семья», «Еду с папой на машине», «В гости к бабушке»,
«Мастерим вместе с дедом».
3. Словесные игры: «Назови по
образцу», «Назови ласково», «Скажи со словом «мама», и т.д.
16 слайд.
Познавательная деятельность:
1. Рассматривание картин, иллюстраций о семье.
2. Беседы на тему с детьми: «Мои родные», «Любящие
родители», «Моя семья» «Мамочка любимая моя», «Хорошо с мамой рядом», «Кому я
благодарен» «Мой дом - моя крепость», «Я и моё имя», «Я - маленький и Я –
взрослый», «Я и мои друзья», «Бабушка рядышком с дедушкой…», «Как на нашей
улице…», «Как вы отдыхали летом», «Что такое дружба?», «Волшебные дома: Дом Доброты,
Дом Ума, Дом Силы», «Чего я боюсь», «Хорошо дарить подарки!», «Что значит
любить (дружить, дарить, отдавать…) бескорыстно»
Беседы на тему с родителями:
«Установление партнерских отношений, выявление проблем
в воспитании и развитии детей»;
«Критерии адаптации, рекомендации родителям по
адаптации ребенка к детскому саду»;
«Адаптация ребенка к условиям детского сада»;
«Особенности развития ребенка 2-3 лет»;
Буклет «Безопасный Новый год»,
Консультация и беседа «Роль семьи в воспитании детей»,
Консультация, беседа» Что нужно, чтобы ребенок был
счастлив?», Консультация, беседа. «Золотые правила воспитания»,
Консультация, беседа «Мама и папа в жизни ребенка».
Или разница в воспитании.
3. Д/и: «Поможем кукле выбрать покупку»;
«Транспорт» Игровая ситуация.
Художественно-
эстетическая деятельность:
1. Рисование: «Моя семья», «Я в детском саду»
(совместно с родителями).
2. Фотоколлаж: «Семейный сад».
3. Слушание песен о семье.
4. Использование музыки во время продуктивных видов деятельности.
17 слайд.
Были организованы:
1. Целевые прогулки по улицам поселка (с целью
ознакомления местом родителей детей)
2. Экскурсии на кухню д/с_ место работы мамы
3. Сюжетно ролевые игры: «Дочки – матери»,
«Мой дом», «Мама ведёт детей в детский сад», «Папа играет с детьми», «Семья
едет в отпуск», «Семья путешествует», «Мамины и папины помощники», «Мама, папа
и я – дружная семья», «Еду с папой на машине», «В гости к бабушке», «Мастерим
вместе с дедом».
4. Игры с напольными пособиями:
18 слайд.
Заключительный этап включает в себя: анализ проделанной работы Итоговое
родительское собрание «Вот и год прошел». Презентация проекта на педагогическом
совете. Награждение участников проекта в различных номинациях. Анкетирование
на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ. Подведение
итогов работы над проектом, определение перспектив.
В ходе проекта мы тесно сотрудничали с родителями.
Материал в
уголок родителей «Моя семья».
Консультация
для родителей «Что мы знаем о родительской любви».
Индивидуальные
беседы с родителями на тему психолого- педагогическое воспитание.
Организация
Фотоколлаж, составление родословной «Семейный сад»; выставки рисунков
совместного творчества на тему «Я в детском саду», участие в интернет конкурсе
«Снейл» - генеалогическое древо.
19, 20 – 21 слайд
На слайдах видна тесная взаимосвязь по тематике
нашего проекта всех 5 образовательных областей.
22 слайд – 23 слайд
24 слайд.
Выводы по проделанной работе:
Показатели результативности проведенной работы: На
сегодняшний день можно сказать, что в нашей группе сложились дружеские
отношения с родителями. Использование разнообразных форм работы с
родителями дало необходимые результаты: у родителей появился интерес к работе
детского сада и воспитанию детей; изменился характер вопросов родителей к
педагогам детского сада, увеличился рост их педагогических интересов и знаний;
родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и
обучения детей дошкольного возраста; вырос рост посещаемости родителями
мероприятий по педагогическому просвещению, их активности; в участие в
конкурсах, досугах, праздниках; пониманию родителями практической и
воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и
педагогической работе; проявлению интереса к активному включению в планирование
образовательного процесса.
Таким
образом, использование новых форм в сотрудничестве с семьей, помогут педагогам
и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении,
демократическом и гуманистическом подходах.
25, 26, 27, 28 слайд.
Участие в снейле
29 слайд.
В проекте «Главное – ВМЕСТЕ!» изложенный
выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы две системы
(детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли
раскрытию способностей и возможностей ребенка.
Реализация задач работы с
родителями с
помощью метода проектов позволила определить его значимость: обучение шло без
напряжения, не вызывало у детей утомления и состояния тревожности, а качество
усвоения знаний и представлений о семье было максимальным, о чем
свидетельствуют результаты диагностики. Родители из «зрителей» и
«наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками
воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера
взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой,
так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного
процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.