Необходимость формирования у девятиклассников готовности к
осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна. Учащиеся
выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном
самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда,
мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной
подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что
необходимо учесть при выборе профессии.
Выбор профессии - один из главных жизненных выборов,
совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает
и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным
числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных
исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-30
профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что
значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию
под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 %- по совету родителей, 9%
- под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются
малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому. И только 40%
подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.
Учитывая возрастные особенности старших подростков, их
потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, Панькиной
Г.Б. разработан проект «Профессии, которые мы выбираем» , который
предлагается учащимся 9 -х классов в рамках предпрофильной подготовки.
Цели проекта :
·
формирование психологической
готовности к совершению осознанного профессионального выбора.
Задачи:
·
осознание своих желаний и
возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и
личностных особенностей;
·
ознакомление с основными
принципами выбора профессии;
·
знакомство с особенностями
современного рынком труда;
·
составление индивидуального
образовательного плана или программы
·
саморазвития в соответствии с
диагностическими данными.
Организация занятий «Профессии, которые мы выбираем»
опирается на использование следующих важных принципов:
·
свободного выражения своего
мнения;
·
взаимоуважения;
·
доверительности;
·
обратной связи;
·
безоценочности.
Место проведения занятий: учебный кабинет, компьютерный класс, выездные экскурсии , профориентационные
встречи
Продолжительность проекта : учебный год
Методы:
·
лекционный метод передачи
знаний;
·
психодиагностические методы
исследования личности;
·
методы
социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных
профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая
деятельность.
·
выездные встречи
Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать
значительным объемом информации на двух уровнях:
1. информация о мире профессий в целом, основных
принципах выбора;
2. информация об отдельных профессиях или группах
профессий.
Учащиеся должны знать:
·
значение профессионального
самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;
·
понятие о профессиях и
профессиональной деятельности;
·
правила выбора профессии;
·
понятие об интересах, мотивах и
ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и
психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.
Учащиеся должны уметь:
·
соотносить свои индивидуальные
особенности с требованиями конкретной профессии;
·
составлять личный,
профессиональный план и мобильно изменять его;
·
использовать приемы
самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации
и уверенного поведения;
·
анализировать информацию о
профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о
современных формах и методах в условиях современного рынка;
·
классифицировать профессии,
разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке
("профессия", "специальность" и др.);
·
пользоваться сведениями о путях
получения профессионального образования.
Результат: составление индивидуального (личного) профессионального
плана каждым учащимся.
Этапы создания проекта
Этап постановки задач, распределения обязанностей по
проекту
Работа творческих групп учащихся
1. Организовать
из учащихся класса творческие группы (профессии «человек-человек», «человек- техника», «человек-знак,
«человек-художественный образ», «человек-природа»)
|
2. Определить, какие профессии станут объектом исследования в каждой
группе – т.е. о каких профессиях группа будет искать материалы и представлять
их
|
3. Найти материалы об исследуемых профессиях:
|
а) когда появились эти профессии?
|
б) что было причиной появления этих профессий?
|
в) какие знания нужны человеку, чтобы овладеть этими профессиями?
|
г) какие качества личности нужны человеку, чтобы служить этим профессиям?
|
д) на каких предприятиях нашего города необходимы специалисты,
владеющие этими профессиями?
|
е) сколько учащихся нашего класса решили выбрать для себя эти
профессии и почему?
|
4. 0формить дневник проекта
|
5.0рганизовать экскурсии на предприятия и в организации, в которых
трудятся родители
|
6. Оформить материалы проекта (любая форма: альбом, книга, стенд,
стенгазета и др.)
|
7. Подготовить защиту проекта
|
8. Защитить проект перед публикой
|
Сравнительно-аналитический
этап
Задачи
этого этапа:
1.
Сосредоточить внимание на исследуемых профессиях: увидеть «плюсы» и «минусы»
(привлекательные стороны и трудности);
2.
Сравнить с другими профессиями;
3. Сделать выводы.
Выводы
В каждой профессии есть свои «плюсы» и «минусы». Однако «плюсов»
значительно больше, если ты будешь заниматься любимым делом.
Этап внутришкольного мониторинга по проблеме проекта
Анкетирование
1. Определился ли ты в выборе профессии?
2. Если да, то назови свою будущую профессию.
3. В каком учебном заведении получают квалификацию по
выбранной тобою профессии.
4. Чем обоснован выбор твоей будущей профессии?
5. Насколько твоя будущая профессия востребована на рынке
труда?
6. Имел ли ты причастность к выбранной профессии? Какую?
План реализации проекта
Мероприятие
|
Ответственные
|
Родительское собрание : Возрастные
особенности детей юношеского возраста .
|
Классный руководитель
|
Час общения: Понятие о профессии и специальности. Общий
обзор классификации профессий.
|
Классный руководитель
|
Классный час
«Выбор профессии»
|
Классный руководитель
Психолог школы
|
Родительское собрание «Профессии, которые выбирают наши
дети»
|
Психолог школы
Классный руководитель
|
Экскурсии на предприятия , где работают наши
родители
|
Родительский комитет класса
|
Час общения «Восьмиугольник основных факторов выбора
профессии» (по Е. А. Климову)
|
Классный руководитель
|
Классный час: Формула выбора профессии.
|
Классный руководитель
Психолог школы
|
Единый День
профориентации-Профориентационные уроки, деловые игры для ознакомления с
миром профессий, тренинги самопознания, развития коммуникативных навыков для
учащихся
|
специалисты
центров занятости населения района
классный
руководитель
представители СПО, НПО
|
Встречи учащихся с выпускниками школы
|
Классный руководитель
|
Конкурс эссе « Моя будущая профессия»
|
Классный руководитель
|
Итоговое мероприятие совместно с родителями
|
Классный руководитель
Психолог школы
Родительский комитет
|
Составление индивидуального (личного) профессионального
плана для каждого учащегося
|
Классный руководитель
Психолог школы
|
Абсолютной профпригодности быть не
может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют
разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество.
Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего.
Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые
человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а
какие ему придется развить. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту
профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с
его личностными качествами и возможностями.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.