Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Классному руководителю / Проект по профориентации

Проект по профориентации

Необходимость формирования у девятиклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна. Учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 %- по совету родителей, 9% - под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.

Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, Панькиной Г.Б. разработан проект «Профессии, которые мы выбираем» , который предлагается учащимся 9 -х классов в рамках предпрофильной подготовки.

Цели проекта :

  • формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора.

Задачи:

  • осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;

  • ознакомление с основными принципами выбора профессии;

  • знакомство с особенностями современного рынком труда;

  • составление индивидуального образовательного плана или программы

  • саморазвития в соответствии с диагностическими данными.

Организация занятий «Профессии, которые мы выбираем» опирается на использование следующих важных принципов:

  • свободного выражения своего мнения;

  • взаимоуважения;

  • доверительности;

  • обратной связи;

  • безоценочности.

Место проведения занятий: учебный кабинет, компьютерный класс, выездные экскурсии , профориентационные встречи

Продолжительность проекта : учебный год

Методы:

  • лекционный метод передачи знаний;

  • психодиагностические методы исследования личности;

  • методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.

  • выездные встречи

Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:

  1. информация о мире профессий в целом, основных принципах выбора;

  2. информация об отдельных профессиях или группах профессий.

Учащиеся должны знать:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;

  • понятие о профессиях и профессиональной деятельности;

  • правила выбора профессии;

  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.

Учащиеся должны уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;

  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;

  • анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;

  • классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке ("профессия", "специальность" и др.);

  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Результат: составление индивидуального (личного) профессионального плана каждым учащимся.

Этапы создания проекта

Этап постановки задач, распределения обязанностей по проекту

Работа творческих групп учащихся


1. Организовать из учащихся класса творческие группы (профессии «человек-человек», «человек- техника», «человек-знак, «человек-художественный образ», «человек-природа»)

2. Определить, какие профессии станут объектом исследования в каждой группе – т.е. о каких профессиях группа будет искать материалы и представлять их

3. Найти материалы об исследуемых профессиях:

а) когда появились эти профессии?

б) что было причиной появления этих профессий?

в) какие знания нужны человеку, чтобы овладеть этими профессиями?

г) какие качества личности нужны человеку, чтобы служить этим профессиям?

д) на каких предприятиях нашего города необходимы специалисты, владеющие этими профессиями?

е) сколько учащихся нашего класса решили выбрать для себя эти профессии и почему?

4. 0формить дневник проекта

5.0рганизовать экскурсии на предприятия и в организации, в которых трудятся родители

6. Оформить материалы проекта (любая форма: альбом, книга, стенд, стенгазета и др.)

7. Подготовить защиту проекта

8. Защитить проект перед публикой

Сравнительно-аналитический этап

Задачи этого этапа:

1. Сосредоточить внимание на исследуемых профессиях: увидеть «плюсы» и «минусы» (привлекательные стороны и трудности);

2. Сравнить с другими профессиями;

3. Сделать выводы.

Выводы

В каждой профессии есть свои «плюсы» и «минусы». Однако «плюсов» значительно больше, если ты будешь заниматься любимым делом.

Этап внутришкольного мониторинга по проблеме проекта

Анкетирование

1. Определился ли ты в выборе профессии?

2. Если да, то назови свою будущую профессию.

3. В каком учебном заведении получают квалификацию по выбранной тобою профессии.

4. Чем обоснован выбор твоей будущей профессии?

5. Насколько твоя будущая профессия востребована на рынке труда?

6. Имел ли ты причастность к выбранной профессии? Какую?


План реализации проекта

Мероприятие

Ответственные

Родительское собрание : Возрастные особенности детей юношеского возраста .

Классный руководитель


Час общения: Понятие о профессии и специальности. Общий обзор классификации профессий.

Классный руководитель


Классный час

«Выбор профессии»

Классный руководитель

Психолог школы

Родительское собрание «Профессии, которые выбирают наши дети»

Психолог школы

Классный руководитель

Экскурсии на предприятия , где работают наши родители

Родительский комитет класса


Час общения «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (по Е. А. Климову)

Классный руководитель


Классный час: Формула выбора профессии.


Классный руководитель

Психолог школы

Единый День профориентации-Профориентационные уроки, деловые игры для ознакомления с миром профессий, тренинги самопознания, развития коммуникативных навыков для учащихся

специалисты центров занятости населения района

классный руководитель

представители СПО, НПО

Встречи учащихся с выпускниками школы

Классный руководитель

Конкурс эссе « Моя будущая профессия»

Классный руководитель

Итоговое мероприятие совместно с родителями


Классный руководитель

Психолог школы

Родительский комитет

Составление индивидуального (личного) профессионального плана для каждого учащегося

Классный руководитель

Психолог школы



Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.



  • Классному руководителю
Описание:

Необходимость формирования у девятиклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна. Учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.

Автор Панькина
Дата добавления 06.03.2017
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 2120
Номер материала MA-070563
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы