Проект по освоению
нетрадиционных техник рисования в средней группе «Аптаах тарбахчааннар».
Актуальность
Формирование творческой
личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном
этапе. Наиболее эффективным средством её решения является
изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания
мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с
самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия по
изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей,
воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Использование нетрадиционных способов
изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании,
пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и,
как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
«Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов.
Применение нетрадиционных
техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности,
способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку
отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции,
вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное
отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета,
ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности
дошкольника.
Организация
образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной
техники рисования способствует развитию:
•
Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку
предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с
мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы
и т. д.) .
• Мелкой моторики
пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного
мозга.
• Психических
процессов (воображения,
восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
• Тактильной
чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети
познают ее свойства:
густоту, твердость, вязкость) ;
•
Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей,
заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу,
происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное
рисование основано на творческой
фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно
привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования
хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то,
что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом
развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или
поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих
способностях.
Паспорт проекта
Наименование: «Аптаах тарбахчааннар»
Составитель проекта:
Слепцова Надежда Константиновна
Вид проекта: Информационный,
познавательный, творческий.
Длительность проекта:
Долгосрочный
Сроки и этапы
реализации проекта: с октября 2018 – 2019 г.г.
Участники проекта:
дети средней группы, воспитатели, родители.
Продукты детской
деятельности: рисунки, выставки.
Итоговое проектное
мероприятие: Выставка детских рисунков по нетрадиционной технике
рисования «Краски
детства» в отчетном
концерте детского сада.
Этапы работы
1.
Организационный (октябрь-ноябрь)
Разработка проекта
Ознакомление родителей
с проектом
Подбор материала для
художественной деятельности
Изготовление
дидактических игр
Разработка
тематического плана мероприятий
Подбор иллюстраций,
фотографий
Подбор материала для
родителей
2. Внедренческий (декабрь-май)
Работа с детьми
Знакомство с нетрадиционными
техниками рисования (совместная деятельность с детьми)
Рассматривание
образцов, иллюстраций, фотографий
Игры
Наблюдение за природой
Оформление выставки
Работа с родителями
Проведение
анкетирования для родителей на тему: «Любит ли Ваш ребенок рисовать?»
Папка-передвижка: «Роль рисования в
жизни ребенка»
Папка-передвижка: «Рисование
нетрадиционными способами»
Домашнее задание
3. Аналитический
Ознакомление родителей
с результатами реализации проекта
Ознакомление
воспитателей ДОУ (педсовет; презентация)
Проблемы:
Недостаточность
дидактического материала, художественного материала для рисования.
Недостаточность знаний,
опыта работы у детей дошкольного возраста по проблеме изобразительного
творчества по средствам нетрадиционного рисования.
Из опыта работы с
детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало
понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи
информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного
развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные
техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта,
активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Цель: Поддержание интереса
к изобразительной деятельности на основе использования нетрадиционных
материалов и техник создания образа. Развитие художественно-творческих
способностей детей среднего дошкольного возраста посредством
использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с
различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с
использованием различных изобразительных материалов.
Помочь детям овладеть
различными техническими навыками при работе с нетрадиционными
техниками.
Побуждать воспитанников
самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия,
печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т. д.)
Содействовать
знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать
их совместное творчество с детьми.
Развивающие:
Прививать интерес
к рисованию нетрадиционными техниками.
Создавать условия для
развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого
воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
Развивать у детей
дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
Учить красиво, во
весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетическое
восприятие.
Воспитательные:
Воспитывать
усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально
Прививать интерес и
любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств,
отношений, приобщения к миру прекрасного.
Развивающая среда:
Обогатить
развивающую среду, способствующую поддержанию (формированию) интереса
к художественному творчеству.
Ожидаемые конечные
результаты реализации проекта:
формирование у детей
знаний о нетрадиционных способах рисования;
владение дошкольниками простейшими техническими приемами
работы с различными изобразительными материалами;
умение воспитанников
самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
повышение
компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с
использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных
творческих проектах.
ПЛАН РАБОТЫ
Свою работу начали с
хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками
и ладошками, рисование ватными палочками, рисование ладошками. Затем
постепенно вводили новые техники: техника «принт», оттиск
поролоном, тычкование, набрызг, оттиск пробкой, оттиск печатками из картофеля,
оттиск смятой бумагой, восковые мелки +акварель, рисование по мокрому.
Кроме того, ученые считают, что в данном возрасте детей можно знакомить с
набрызгом, кляксографией обычной и с трубочкой, печать по трафарету, монотопией
предметной.
Вследствие этого, был
составлен план совместной деятельности с детьми:
Декабрь
Рисование пальчиками
«Снеговик и елочка»
Рисование ладошками
«Осминожки»
Рисование ватными
палочками
«Воспоминания о лете»
Январь
Техника «принт» отпечатками листьев
«Зимние деревья»
Оттиск поролоном
«Цветы в вазе»
Февраль
Тычок жесткой полусухой
кистью
«Ежик»
Набрызг
«Корзина с овощами и фруктами»
Оттиск пробкой
«Стая рыбок»
Март
Оттиск печатками из
картофеля
«Волшебный цветок»
Печать по трафарету
«Кораблик»
Оттиск смятой бумагой
«Цыпленок и котенок»
Апрель
Кляксография обычная
«Осенний лес»
Кляксография с
трубочкой
«Сакура»
Восковые мелки+акварель
«Ракета»
Монотопия предметная
«Сапожки в луже»
Май
Рисование по мокрому
«Зайка»
Для родителей были
сделаны папки-передвижки: «Роль рисования в
жизни ребенка», «Рисование
нетрадиционными способами» и анкетирование «Любит ли Ваш ребенок рисовать». Также было домашнее задание
на тему: «Краски детства»
Итоговое проектное
мероприятие: Выставка детских работ
Заключение
Проект «Краски лета» направлен на
развитие творческого воображения у детей среднего дошкольного
возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная
деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности
дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление
об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет
неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения
его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению
изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает
творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие
развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится
стимулом к творчеству.
Детей очень
привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные
материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников
с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить
интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию
творческого воображения.
В настоящее время
ребята владеют многими нетрадиционными техниками: рисование
пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, печатками из овощей и
другими. Деткам очень нравится разнообразие техник, детские работы
стали более интересными, разнообразными.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.