«Генетика и человек».
Исследовательский проект.
Среди различных инновационных технологий проектное обучение
обладает рядом преимуществ, а именно: позволяет ученику самостоятельно (при
консультативной поддержке учителя) добывать знания, работая с многочисленными
источниками информации, приборами и лабораторным оборудованием, и одновременно
в деловом общении со сверстниками развивать коммуникативные умения и навыки.
Для урока биологии наиболее оптимальна групповая форма работы над проектом,
тогда как реализацию индивидуальных проектов целесообразнее проводить во
внеурочное время.
Структура учебного исследовательского проекта включает три
основных этапа: подготовительный, основной и завершающий. На подготовительном
этапе обсуждается тема исследования и возможности
осуществления проекта, формулируются задачи, выдвигаются гипотезы и пути их
решения. Основной этап предполагает реализацию
исследовательской деятельности по проекту, которая включает: работу с
дополнительной литературой и материалами средств массовой информации,
выполнение практических и лабораторных работ по заданиям, подготовленным
учителем, изучение карт, таблиц, видеоматериалов, проведение экскурсий по
темам. После проведённой работы каждая группа обобщает и оформляет полученные
результаты, готовит коллективное выступление перед классом по определённому
плану (сообщение причин возникновения проблемы, возможных последствий и
способов их предотвращения). Назавершающем этапе заслушивается
отчёт групп в форме защиты проектов, конференций, осуществляется анализ,
обсуждение и оценка результатов работы.
Предлагаемый учебный исследовательский проект «Генетика и
человек» можно реализовать при изучении темы «Генетика человека» в
разделе «Общая биология», а также элективного курса «Генетика человека».
Паспорт проектной работы.
- Исследовательский проект «Генетика и
человек».
- Руководитель проекта: Писаренко Н.М.
- Исследовательский проект «Генетика и
человек» проводится в рамках уроков биологии при изучении темы «Основы
генетики. Генетика человека» в разделе «Общая биология».
- Дисциплины, близкие к теме проекта: история,
математика, медицина, изобразительное искусство.
- Состав проектных групп.
- Исследовательский проект рассчитан на
учащихся в возрасте 14 – 16 лет.
- Проект рассчитан на 5 уроков, реализуемые
типы проектов: исследовательский, практико – ориентированный,
приключенческо – игровой.
- Заказчик проекта: администрация лицея.
- Цель проекта: формирование у школьников
системы знаний о генетической природе человека, осуществление
межпредметных связей, реализация деятельностного подхода по изучению
генетики человека.
- Задачи проекта:
- ознакомление учащихся с основами медицинской
генетики и её ролью в здравоохранении, развитие представлений о биосоциальной
природе человека;
- формирование навыков самообразования, умения
работать с учебной и научно – популярной литературой;
- совершенствование навыков обобщения
материала, умения выделять главное и систематизировать знания;
- развитие речи и повышение культуры общения
учащихся.
- Вопросы проекта:
Почему для человека не
применим основной метод генетики?
Какие методы разработаны
для изучения наследственности и изменчивости человека?
Что такое наследственные
заболевания?
Чем определяются
наследственные заболевания, и какие причины могут их вызвать?
Каковы пути профилактики
наследственных заболеваний человека?
- Оборудование: электронная
микрофотография «Кариотип человека», таблица «Кондартность признаков у
монозиготных и дизиготных близнецов», таблицы «Родословная царской семьи»,
«Генеалогическое древо А.С. Пушкина», «Символика, принятая при
построении древа жизни человека», репродукции картин Д. Веласкеса «Портрет
шута Себастьяна Моро», Рафаэля «Сикстинская Мадонна», музыкальные произведения
И.-С. Баха.
- Аннотация. Работа над проектом позволяет
ученику самостоятельно (при консультативной поддержке учителя) добывать
знания, работая с многочисленными источниками информации, и одновременно в
деловом общении со сверстниками развивать коммуникативные умения и навыки.
Тема проекта «Генетика человека» актуальна, т. к. имеет образовательное
значение и носит практическую направленность. Знания о
наследственных заболеваниях человека, а также методы их профилактики,
полученные учащимися в процессе работы над проектом, пригодятся им в
будущем, составление собственных родословных, изучение истории своего рода
позволяет не только проследить закономерности наследования
многих заболеваний, но и имеет большое нравственное значение.
- Предполагаемые продукты проекта: доклады,
рефераты, таблицы, плакаты, серия иллюстраций, фотографий для оформления
стенда по теме «Генетика человека».
- Этапы работы над проектом.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.