ПРОЕКТ
ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
Краткая
аннотация проекта.
Период младенчества
прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и
появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким
социальным институтом как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь
ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:
- к отсутствию
близких, родных людей;
- к соблюдению
режим дня;
- к постоянному
контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
В результате
ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь
требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого
образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.
Адаптация - процесс
развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.
Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных
факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима
питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое - все это
не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации
ребенка при поступлении в детский сад. Исходя из - за этого, мы постарались
сделать привыкание ребенка к условиям детского сада менее болезненно. Был
разработан проект по адаптации детей к детскому саду.
Проблема:
Анализ деятельности
многих дошкольных учреждений показал, что проблема адаптации детей младшего
дошкольного возраста насущна и актуальна. Очень часто родители относятся к
периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой
разумеющемуся, или склонны приписывать все «плохой работе воспитателя». Вместе
с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка младшего
дошкольного возраста является прогностическим тестом для характеристики
динамики психического и физического состояния здоровья ребенка при его
адаптации не только к дошкольному учреждению, но и в дальнейшем и к школе.
Поэтому решение
вопросов связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в
период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач стоящих
перед педагогами ДОУ и, конечно же, родителями.
Актуальность
темы:
Период адаптации
является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная
степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития
личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного
воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в
детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не
позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому
именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи
реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации
ребенка к условиям детского сада является весьма актуальной.
Вид проекта: социально-педагогический.
Цель проекта – Создание модели обеспечивающей успешную адаптацию детей раннего и
младшего дошкольного возраста к условиям в ДОУ.
Задачи:
- изучить
современное состояние и проблемы по адаптации детей в педагогической теории и
практике деятельности ДОУ за период работы над проектом 2014 год
- проанализировать
результаты анкетирования родителей;
- разработать
модель адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям ДОУ;
- создать модель
работы педагогов с родителями по данной тематике;
- усовершенствовать
ранее разработанную систему адаптации детей в детском саду;
- провести
обучающий семинар для воспитателей детского сада
- создать фото -
выставку «В детский сад, с радостью»;
- создать материал
«Работа в адаптационный период с детьми, педагогами и родителями».
Новизна проекта
состоит:
1. Вовлечение
родителей в педагогический процесс ДОУ, а так же оказание помощи в повышении их
педагогической культуры.
2.
Заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ через реализацию проекта с
использованием ИКТ.
Материал и
техническое обеспечение:
Ауди записи
музыкальных произведений, подбор художественного, иллюстрированного, игрового
материала, картотека дидактических, пальчиковых, подвижных игр.
Перспективно-тематическое планирование первой младшей группы на 2015-2016г. Г
Участники
проекта:
1. дети и родители
первой младшей группы( 2года)
2. воспитатель:
Прокопенко Э. Г.
Вид проекта: социально-педагогический.
Сроки реализации – в течение года по мере поступления детей.
Кадровое
обеспечение проекта: Заведующий МБДОУ, воспитатели,
младшие воспитатели, медсестра, психолог.
План мероприятий
реализации проекта с детьми
Этапы работы:
1 этап –
подготовительный
• Изучение
нормативно-правовых документов; анализ современных программ и технологий по
адаптации детей; составление плана работы.
• Анкетирование
родителей, педагогов по данной проблеме
• Анализ состояния
здоровья поступающих детей
• Создание
алгоритма действия и проектирование модели системы адаптации детей в ДОУ
2 этап –
основной
Консультации; Мастер
– классы;
Взаимодействие с
психологом:
Проходила работа по
трём направлениям
- с родителями, - с
педагогами, - с детьми.
Работа с родителями
осуществлялась через разнообразные формы работы: традиционные и нетрадиционные.
По этапам:
• первый этап –
сбор информации о потенциальных воспитанниках нашего дошкольного учреждения
• второй этап –
составление адаптационного маршрута и маршрута психолого-педагогического
сопровождения его в детском саду;
• третий этап –
максимальное сближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОУ.
По работе с
детьми:
1. Создана
предметно-развивающая среда в группах раннего и младшего возраста помогающая
благоприятному прохождению адаптационного периода .
2. Разработана
система предупреждения дезадаптации детей при приёме в ДОУ, система по
адаптации детей в ДОУ, перспективный планы по работе с детьми, с педагогами и
родителями в адаптационный период, комплекс оздоровительных мероприятий для
детей. Организованы мероприятия направленные на адаптацию детей в ДОУ
• Игры,
направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем, направленные на
освоение окружающей среды,
1. Сенсорные игры
2. Игры с песком и
водой
3. Музыкатерапия
4. Пальчиковые игры
5. Театрализованные
игры
6. Игры ни снижение
эмоционального напряжения
7. Театрализованные
игры
Правильная
организация и проведение адаптации детей к условиям детского сада
педагогическим коллективом:
ü
создание в группе психологически- комфортной
обстановки, атмосферу радости, покоя, тепла (использование в работе с детьми
фольклорных, пальчиковых игр) ;
ü
осуществление постепенного приема детей по щадящему
графику индивидуальному для каждого ребенка;
ü
ежедневное наблюдение за психологическим состоянием
детей на протяжении всего периода адаптации;
ü
создание специальной предметно-развивающей среды в
группе для самостоятельной двигательной активности детей;
ü
организация игр-забав, направленных на создание доверительных
отношений между взрослым и ребенком;
ü
игры-сюрпризы и игровые упражнения «Прятки»,
«Зашагали ножки топ-топ-топ.
3.
Заключительный этап
Оформление
фотовыставки для родителей.
Ожидаемые
результаты:
1. Благоприятный
адаптационный период детей.
2. Повышение
педагогической культуры в вопросах воспитания. Развития детей младшего
дошкольного возраста.
3. Становление
партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников. Эффективные
формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить
воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных
педагогических возможностях не только в период адаптации детей к ДОУ, но и в
дальнейшем воспитании и развитии детей.
Методические
рекомендации
Этот проект даёт возможность:
активизировать детей в игровой деятельности, продуктивной, развивает речь,
коммуникативные навыки, творческие, познавательные, двигательные,
музыкально-художественные способности. Даёт широкие возможности адаптации детей
к новым социальным условиям. Данный проект можно реализовать в условиях
большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных
затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.