Инфоурок Другое Другие методич. материалыПроект "Пасхальная неделя"

Проект "Пасхальная неделя"

Скачать материал

Краткосрочный проект (подготовительная группа)

Тема: "Светлая Пасха"

Тип проекта: познавательно-творческий, практико-ориентированный, игровой.

Продолжительность: краткосрочный

 Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Актуальность:

Одним из самых радостных и почитаемых праздников, как и раньше на Руси, так и сейчас в России, является «Пасха». Это особенное время, сама природа всегда в этот день будто ликует вместе с людьми. Все вокруг оживает и цветет. Становится светло и радостно как на улице, так и в душе каждого христианина. Это, в первую очередь, семейный праздник. Но много ли наши дети знают об этом празднике? И как его отмечают в своей семье? Этим вопросом я и задалась и решила подробнее познакомить детей с православным праздником «Светлое Христово Воскресение» и его обычаями и традициями.

Цель: Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.

Задачи:

·         Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей.

·         Развивать интерес к культуре и традициям своего народа;

·         Познакомить детей с обычаями и традициями «Пасхи»;

·         Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа и любовь к своей Родине;

·         Развивать познавательные и творческие способности детей;

·         Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, стихов, народных игр.

·         Развивать творческие способности через продуктивную деятельность.

·         Привлечь родителей к совместной деятельности

·         Развивать творческое воображение, фантазию через продуктивную деятельность





Краткое содержание проекта:

Данный проект,  поможет получить знания и представления о православных обычаях, традициях празднования Светлой Пасхи; конкретизирует знания о пасхальных песнях, стихах, закличках, приметах; сформирует интерес к русскому народному творчеству и фольклору по данной теме; дети научатся играть в пасхальные игры и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Методы и формы работы по реализации проекта:

·         словесный

·         метод обследования, наглядности

·         проблемно-мотивационный

·         практический

Ожидаемые результаты:

·         Получение новых знаний о празднике Светлой Пасхи, о его возникновении.

·         Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе реализации проекта

·         Понимание детьми значимости праздника, обычаев и традиций для верующих людей

·         Умение организовывать пасхальные игры, русские народные игры, на основе имеющихся знаний.

·         Проявление интереса к истории христианского праздника Пасхи.

Продукт проекта: Выставка семейных поделок «Светлая Пасха», аппликация "Пасхальный кулич».

Этапы реализации:

1.    Этап аналитический (предварительная работа):

·         выявление первоначальных знаний детей и родителей через беседы на соответствующую тему;

·         подбор литературы (сказки, стихи, потешки, загадки по соответствующей теме);

·         фотографий, плакаты и иллюстрации о Пасхе.

Этап организационный:

·         создание научно-познавательной и развивающей среды в группе через чтение художественной литературы, оформление уголка для чтения, просмотр фотографий, презентаций, игр и игрушек, плакатов и иллюстрированного материала.

·         беседы и анализ с детьми полученной информации с обсуждением результатов домашнего задания (совместное окрашивание яиц с родителями, изготовление поделок к выставке пасхальных украшений).

·         подготовить материал для опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности.



2.    Этап практический:

·         проведение интегрированных НОД с организацией сюжетно-ролевых, подвижных и дидактических и хороводных игр, индивидуальной и групповой работы.

·         изготовление аппликации (Верба, Пасхальный кулич), Лепка (Украшение пасхального яичка), рисование (Кулич), формирование знаний и представлений детей о Пасхе, а также о физических законах (плотность предметов) через проведение исследований и экспериментов.



3.    Работа с родителями:

·         консультации,

·         оформление папки передвижки для родителей,

·         привлечение к изготовлению поделок к выставке пасхальных украшений.



4.    Этап итоговый: оформление результатов с помощью создания рисунков, аппликаций, лепки.



5.    Этап заключительный:

·         подведение итогов и результатов работы над проектом,

·         организация выставки творческих работ детей совместно с родителями.



Содержание проекта:

1.    Образовательная область: «Физическое развитие»

·         Утренняя гимнастика.

·         Пасхальная физкультминутка

·         Пасхальная игра «Красная горка»

·         Подвижная игра «Пронеси яйцо в ложке»

·         Подвижная игра «За двумя зайцами»

·         Пасхальная игра «Катание яиц»

·         Пасхальная игра «Чоканье яйцами»

·         Хороводная игра «Солнышко-ведрышко»

·         Хороводная игра «Ты по кругу иди-себе друга найди»

·         Подвижная игра «Найди яйцо»



2.    Образовательная область: «Познавательное развитие»



·         Консультация для педагогов «Способы окраски пасхальных яиц»

·         Консультация для родителей «Пасхальные обычаи и традиции для детей на Руси».

·         Ознакомление с окружающим миром «Что такое Пасха?»

·         Ознакомление с окружающим миром «Как в старину люди готовились к празднику, Пасхе»

·         Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов, и муляжей по данной теме.

·         Пасхальные приметы

Опытно – экспериментальная деятельность:

1.    Эксперимент «С яйцом ».

2.    Эксперимент «Определи, где сырое, где вареное яйцо»

Цель: показать детям зависимость глубины погружения яйца от плотности воды (соль).

 

Образовательная область: «Речевое развитие»

·         Беседа «Почему мы красим яйца?»

·         Составление рассказов «Как мы дома праздновали Пасху?»

·         Театральная постановка  р.н.с. «Курочка - Ряба»

·         Чтение и разучивание фольклорных произведений (стихов, потешек, закличек, поговорок, пословиц, считалок о Пасхе)

 

Образовательная область: «Художественно-этетическое развитие»

Чтение с детьми художественной литературы по соответствующей теме

·         Прослушивание музыки «Пасхальный звон колоколов»

·         Стихи о Пасхе, о весне.

·         Загадки

 

Слушание пасхальной музыки (звон колоколов)

 

Рисование «Украшаем пасхальный кулич »

 

Лепка в стиле пластилинографии «Украсим яички»


Рисование мелками на асфальте: «Пасхальные яйца»

 

Аппликация: «Веточка Вербы», "Пасхальный кулич"

 

Индивидуальная и групповая работа:

·         Развитие мелкой моторики (раскрашивание, обведение по трафаретам.

·         Индивидуальная работа по развитию речи



5.    Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»



·         Театр «Курочка - Ряба»

·         Сюжетно-ролевая игра «Лепим куличи»

·         Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей, накрываем на стол»

·         Дидактическая игра «Собери сказку»

·         Дидактическая игра «Собери яйцо»

Сюрпризный момент: в конце досуга «Курочка- Ряба» снесла ребятам по «сладкому шоколадному пасхальному яйцу, а бабка испекла маленькие куличики.

Конечный результат.

1.    Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей и родителей по теме «Светлая Пасха».

2.    Выставка творческих работ детей совместно с родителями, Позитивные изменения в поведении и настроении детей.

3.    Обобщение и распространение опыта.

4.    Презентация проекта.



Выводы и самоанализ: я считаю, что в результате совместной деятельности детей, воспитателя, родителей и специалистов с поставленными задачами мы справились, а в ходе игр и развлечений получили огромный заряд новых знаний, впечатлений и эмоций. Дети и родители проявили больший интерес к изучению этой старой традиции и с большим удовольствием участвовали во всех мероприятиях, «по новому» посмотрели на этот праздник. Но самое важное, что дети стали более чуткими, внимательными. Ведь Пасха – это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Я желаю и Вам быть внимательными, чуткими и милосердными, послушными старшим, быть щедрыми к бедным и добрыми с братьями нашими меньшими.

 

Беседа на тему «Что такое пасха?»

 

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем

И скажу: «Раскрасил сам»

Скоро мы будем встречать христианский праздник - Пасха. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына- Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный

конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и называется этот праздник Пасха.

Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов), Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа), Великая Суббота (день печали), и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью.

Начиная с Чистого Четверга мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.

Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному - пас­хальной, светлой, святой. Люди ходят друг к другу в гости, веселятся. В городах качались на качелях, каруселях, играли в горелки. В деревнях устраивали игры, хороводы.

Люди думали о будущем урожае и посевных работах, и чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай катали по земле крашеные яички.

 

 

 

 

 

 

 

Беседа «Почему мы красим яйца?»

«Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха - это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо - это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

- Кто, вылупляется из яйца?

Призадумалось яйцо:

Кто же я, в конце концов?

Лебедь, утка, или я, ядовитая змея?

 

- А, как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки? И почему?

- Красный цвет – это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил жизнь.

Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли.

Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли.

Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили.

Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьёй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надёжно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры на пасху

 

Игра «Найди яйцо»:

воспитатель показывает детям яйцо-писанку, после чего предлагает им закрыть глаза, а в это время прячет яйцо в группе. Желательно положить его на видное место.

Затем детям предлагается найти писанку.

 

Игра «Катание яиц»:

воспитатель раскладывает небольшие сувениры и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в руки яйцо и скатывает его с горки. К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок.

 

Игра «За двумя зайцами»:

воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два, и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

 

- Христос воскресе!

- Воистину воскресе!

 

Так приветствуют друг друга люди в этот день, день Воскресения Христова, день Пасхи. Сотни верующих, в чистых и светлых одеждах, еще до полуночи, стекаются к Храмам. С замиранием сердца они ждут начала великого праздника. И вот, Пасхальный огонь, уже освящает собравшихся людей, вовсю звенят колокола, радостно возвещая всем о начале Пасхи – великого дня!

 

Праздник Пасхи, у христиан, праздник победы Иисуса Христа над смертью, умершего за грехи наши, но воскресшего. Избавление от всего греховного. Это самый главный церковный праздник. Он же самый пышный, светлый и нарядный.

Торжество Пасхи немыслимо без Пасхального огня. Огонь этот, символизирует Свет Божий, который освящает людей, даруя им просвещение. В главных храмах страны ждут Благодатного огня из Храма Гроба Господня, который сходит в канун перед Пасхой. Это настоящее чудо! Огонь рождается ниоткуда, загорается, даруя людям счастья и укрепляя их веру. Из Храма Гроба Господня его переправляют и к нам. От него зажигают лампады и свечи, так он и путешествует по стране. Многие сохраняют огонь в лампаде и после службы, поддерживают его в течение года.

 

Так же, на Пасху, играют колокола, не только звонари, а и любой желающий, в это время, может позвонить в колокола, возвещая о Воскресение Христа. Обязательны, в этот день, и пасхальные угощения. Конечно же, это куличи, освященные в храме. Величие Пасхи просматривается даже здесь: кулич по сути, это обычный хлеб который мы едим каждый день, но один раз в году, он становится праздничным, торжественным. Раньше каждая порядочная хозяйка имела свой рецепт приготовления кулича. А правильно приготовленный кулич, не портится в течение сорока дней. Крашеные яйца – неотъемлемая часть Пасхи, их не только кушают, но и обмениваются, а также дарят кому-нибудь.

 

Празднуя Пасху не забывайте, что в этот день оставляется все плохое и злое. А человек, после молитвы, с чистым сердцем и душою выходит на встречу доброму и хорошему. Просто помните об этом, празднуя воскрешение Иисуса Христа и победу его над смертью. Радуйтесь всему, ведь Пасха, символ вечной жизни!

 

 



 hello_html_2c8b508b.jpg

  hello_html_m6717e46a.jpghello_html_m388b179e.jpg hello_html_m24a07c86.jpg Развлечение «Курочка Ряба» на пасхальный лад.

 

Действующие лицаДед, Баба, Курочка Ряба, Мышка, Петушок, Солнышко.

 

В зале декорации в виде дома и ярмарки; для участников приготовлены скамейки. В домике спят Дед, Баба, рядом Курочка Ряба.



(Звучит колокольный звон). Появляется петух и кричит:

Петух: Ку-ка-ре-ку!!!

Солнце встало, всех разбужу!!! Вставайте, вставайте, скоро праздник «Светлая Пасха».

Дед, Баба, и Курочка Ряба просыпаются.

Баба: Ох, на Пасху куличи пекут, яйца красят да пасху готовят. А у нас и муки то нет. Собирайся Дед, пойдем на базар. Нам курочка яичек много снесла, обменяем на муку и Кулич испечем.

Курочка: А я Вам в честь такого большого праздника снесу Золотое яичко!

Дед с Бабой порадовались и пошли на базар. (Звучит музыка дождя)

Дед и Баба: Ох, что же делать!? Дождь какой сильный, не поспеем на ярмарку, не будет суки, не испечем куличи!!!

Ведущий: Ребята, давайте поможем Деду с Бабой и позовём солнышко.(Музыка дождя) выключается.

Дети встают в хоровод и поют песню.

Хоровод «Веснянка»

1

Появляется Солнышко: Здравствуйте ребята, вы меня звали? Я солнышко Ясное, пришло к вам в гости и хочу с вами поиграть в русскую народную игру, любимую всеми на Пасху.

Русская народная игра

«Солнышко — ведрышко»

Солнце стоит в центре круга.

Гори, солнце ярче –

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

Дети идут по кругу, произнося слова под музыку. С окончанием потешки Солнце  кричит: «Горячо!» - и бежит ловить детей. Дети разбегаются, садятся на стульчики.

Солнышко убегает. А Дед с Бабой приходят на ярмарку. Бабка зазевалась и роняет корзину с яйцами: Ох, батюшки, яйца растеряла, ох матушки, сейчас все побьются, надо скорее их собрать!!!

Ведущий: Ребята, давайте, скорее, поможем Бабе и соберем все яички в корзинку.

Игра «Кто быстрее соберет» (Собрали).

Бабка: спасибо большое ребят! А знаете, на Пасху всегда играли еще в одну интересную игру. Она называется «Пронеси яйцо в ложке»

Дети играют в игру. А Бабка уходит за мукой (за ширму) и возвращается.

Подвижная игра

«Пронеси яйцо в ложке»

Участники строятся в две команды. Яйцо кладётся в ложку, которую надо пронести, не уронив яйцо, преодолевая препятствия. Яйцо положить на тарелку, вернутся в команду, отдать ложку, следующему игроку Следующий игрок бежит к тарелке, преодолевая препятствия, забирает яйцо, передает его следующими игроку и т.д.

Бабка: ну что Дед, муки я купила, идем, скорее, домой, печь куличи. Приходят домой.

Бабка с Дедом: Курочка Ряба, мы пришли.

Курочка Ряба: Хорошо, а я Вам снесла яичко золотое, поглядите.

Дед с Бабкой дивятся и радуются яичку: Ах, какое красивое, золотое, а давай ка Дед посмотрим какое оно внутри. Стучат по очереди молоточками по яйцу.

Мимо пробегает мышка и задевает хвостиком яичко. Оно разбивается. Дед с Бабой плачут. Курочка Ряба их успокаивает: не плачь Дед, не плачь Баба, я вам снесу не золотое, а простое яичко, а ты петушок повесели пока Деда с Бабой и ребят.

Все играют в игру. Баба уходит печь кулич.

Подвижная игра «Петух и дети»

Дети стоят в кругу, держась за руки, петух – в центре.

Петух: Трух-тух-, трух-тух-тух, ходит по двору петух.

(Дети высоким шагом идут вправо по кругу, петух движется противоходом.)

Сам со шпорами, хвост с узорами.

Под окном стоит, на весь двор кричит.

Кто услышит, тот бежит.

Все резко останавливаются, поворачиваются лицом в круг и отпускают руки. Петух кричит: «Ку-ка-ре-ку!», кружится на месте, «машет крыльями» и бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.

Выходит Баба: кулич испекла, а как там наша курочка?

Курочка выходит с корзиной яиц (шоколадных для детей).

Курочка: а я вам снесла не золотых, а простых но пасхальных яичек, (крашенок, писанок, крапинок) и ребятам снесла по яичку расписному. Угощайтесь и запомните, Пасха – день всеобщего равенства, любви, добра и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям, зверям, птицам, насекомым и всем живым существам. Поэтому давайте сначала простим мышку, ведь она не нарочно разбила яичко. Золотое яйцо счастья вам не принесло, а золотое и доброе сердце принесет много счастья!

С Пасхой Вас!

С Христовым Воскресеньем!

С праздником да весельем!

Дети с воспитателем прощаются с героями сказки и уходят в группу (где кушают свои пасхальные шоколадные яйца).

Спасибо за внимание!

 

 

Использованная литература:

1.    Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.

2.    Энциклопедия для детей «Научные эксперименты»

3.    1. «Пасха. Традиции. Обряды. Рецепты.» Авторы: Козлова И.С., Давыдова О.С. ООО ТД «Издательство. Мир книги» 2008.

4.    2. Интернет ресурсы:

5.    http://naukaveselo.ru/5-uvlekatelnyih-eksperimentov-s-yaytsom.html•http://www.paskha.net/,

6.    http://www.sunhome.ru/cards/28, •http://www.solnet.ee/holidays/s13.html,•http://ru.wikipedia.org/wiki

7.    3. Салищева М. Н. «Пасха» издательство «Карапуз» 2009 г.

8.    Наталья Рыжова «Лаборатория в детском саду и дома» Учебно-методический комплект, Москва, Линка-Пресс

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Проект "Пасхальная неделя""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель ремонтной службы

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 409 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.04.2020 1120
    • DOCX 1.1 мбайт
    • 18 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Воловикова Ольга Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Воловикова Ольга Васильевна
    Воловикова Ольга Васильевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 102985
    • Всего материалов: 239

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 154 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

Дизайн-проектирование: теоретические и творческие аспекты дизайна

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические механизмы и стратегии: сохранения психологического равновесия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек