Краткосрочный проект
(подготовительная группа)
Тема: "Светлая Пасха"
Тип проекта: познавательно-творческий, практико-ориентированный, игровой.
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Актуальность:
Одним из самых радостных и почитаемых праздников, как и раньше на
Руси, так и сейчас в России, является «Пасха». Это особенное время, сама
природа всегда в этот день будто ликует вместе с людьми. Все вокруг оживает и
цветет. Становится светло и радостно как на улице, так и в душе каждого
христианина. Это, в первую очередь, семейный праздник. Но много ли наши дети
знают об этом празднике? И как его отмечают в своей семье? Этим вопросом я и
задалась и решила подробнее познакомить детей с православным праздником «Светлое
Христово Воскресение» и его обычаями и традициями.
Цель: Знакомство детей с христианским праздником
Светлой Пасхи и его обычаями.
Задачи:
·
Познакомить
детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей.
·
Развивать
интерес к культуре и традициям своего народа;
·
Познакомить
детей с обычаями и традициями «Пасхи»;
·
Воспитывать
патриотические чувства к православным традициям русского народа и любовь к
своей Родине;
·
Развивать
познавательные и творческие способности детей;
·
Обогащать, расширять
и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, стихов,
народных игр.
·
Развивать
творческие способности через продуктивную деятельность.
·
Привлечь
родителей к совместной деятельности
·
Развивать
творческое воображение, фантазию через продуктивную деятельность
Краткое содержание проекта:
Данный проект, поможет получить знания и представления о
православных обычаях, традициях празднования Светлой Пасхи; конкретизирует
знания о пасхальных песнях, стихах, закличках, приметах; сформирует интерес к
русскому народному творчеству и фольклору по данной теме; дети научатся играть
в пасхальные игры и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Методы и формы работы по реализации проекта:
·
словесный
·
метод обследования,
наглядности
·
проблемно-мотивационный
·
практический
Ожидаемые результаты:
·
Получение
новых знаний о празднике Светлой Пасхи, о его возникновении.
·
Творческое
самовыражение воспитанников и их родителей в процессе реализации проекта
·
Понимание
детьми значимости праздника, обычаев и традиций для верующих людей
·
Умение
организовывать пасхальные игры, русские народные игры, на основе имеющихся
знаний.
·
Проявление
интереса к истории христианского праздника Пасхи.
Продукт проекта: Выставка семейных поделок «Светлая Пасха», аппликация
"Пасхальный кулич».
Этапы реализации:
1. Этап аналитический
(предварительная работа):
·
выявление
первоначальных знаний детей и родителей через беседы на соответствующую тему;
·
подбор
литературы (сказки, стихи, потешки, загадки по соответствующей теме);
·
фотографий,
плакаты и иллюстрации о Пасхе.
Этап организационный:
·
создание
научно-познавательной и развивающей среды в группе через чтение художественной
литературы, оформление уголка для чтения, просмотр фотографий, презентаций, игр
и игрушек, плакатов и иллюстрированного материала.
·
беседы и
анализ с детьми полученной информации с обсуждением результатов домашнего
задания (совместное окрашивание яиц с родителями, изготовление поделок к
выставке пасхальных украшений).
·
подготовить
материал для опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности.
2. Этап практический:
·
проведение
интегрированных НОД с организацией сюжетно-ролевых, подвижных и дидактических и
хороводных игр, индивидуальной и групповой работы.
·
изготовление аппликации
(Верба, Пасхальный кулич), Лепка (Украшение пасхального яичка), рисование
(Кулич), формирование знаний и представлений детей о Пасхе, а также о
физических законах (плотность предметов) через проведение исследований и
экспериментов.
3. Работа с родителями:
·
консультации,
·
оформление
папки передвижки для родителей,
·
привлечение к
изготовлению поделок к выставке пасхальных украшений.
4. Этап итоговый: оформление результатов с помощью
создания рисунков, аппликаций, лепки.
5. Этап заключительный:
·
подведение
итогов и результатов работы над проектом,
·
организация
выставки творческих работ детей совместно с родителями.
Содержание проекта:
1. Образовательная область:
«Физическое развитие»
·
Утренняя
гимнастика.
·
Пасхальная
физкультминутка
·
Пасхальная
игра «Красная горка»
·
Подвижная игра
«Пронеси яйцо в ложке»
·
Подвижная игра
«За двумя зайцами»
·
Пасхальная
игра «Катание яиц»
·
Пасхальная
игра «Чоканье яйцами»
·
Хороводная
игра «Солнышко-ведрышко»
·
Хороводная
игра «Ты по кругу иди-себе друга найди»
·
Подвижная игра
«Найди яйцо»
2. Образовательная область:
«Познавательное развитие»
·
Консультация
для педагогов «Способы окраски пасхальных яиц»
·
Консультация
для родителей «Пасхальные обычаи и традиции для детей на Руси».
·
Ознакомление с
окружающим миром «Что такое Пасха?»
·
Ознакомление с
окружающим миром «Как в старину люди готовились к празднику, Пасхе»
·
Рассматривание
иллюстраций, картинок, альбомов, и муляжей по данной теме.
·
Пасхальные
приметы
Опытно
– экспериментальная деятельность:
1. Эксперимент «С яйцом ».
2. Эксперимент «Определи, где сырое,
где вареное яйцо»
Цель: показать детям зависимость глубины
погружения яйца от плотности воды (соль).
Образовательная область: «Речевое развитие»
·
Беседа «Почему
мы красим яйца?»
·
Составление
рассказов «Как мы дома праздновали Пасху?»
·
Театральная
постановка р.н.с. «Курочка - Ряба»
·
Чтение и
разучивание фольклорных произведений (стихов, потешек, закличек, поговорок,
пословиц, считалок о Пасхе)
Образовательная область: «Художественно-этетическое развитие»
Чтение с детьми художественной литературы по соответствующей теме
·
Прослушивание
музыки «Пасхальный звон колоколов»
·
Стихи о Пасхе,
о весне.
·
Загадки
Слушание
пасхальной музыки (звон колоколов)
Рисование «Украшаем
пасхальный кулич »
Лепка
в стиле пластилинографии «Украсим яички»
Рисование мелками на асфальте: «Пасхальные яйца»
Аппликация:
«Веточка Вербы», "Пасхальный кулич"
Индивидуальная и групповая работа:
·
Развитие
мелкой моторики (раскрашивание, обведение по трафаретам.
·
Индивидуальная
работа по развитию речи
5. Образовательная область:
«Социально-коммуникативное развитие»
·
Театр «Курочка
- Ряба»
·
Сюжетно-ролевая
игра «Лепим куличи»
·
Сюжетно-ролевая
игра «Ждем гостей, накрываем на стол»
·
Дидактическая
игра «Собери сказку»
·
Дидактическая
игра «Собери яйцо»
Сюрпризный момент: в конце досуга «Курочка- Ряба» снесла ребятам по «сладкому
шоколадному пасхальному яйцу, а бабка испекла маленькие куличики.
Конечный результат.
1. Повышение уровня мотивации к
занятиям, компетентности детей и родителей по теме «Светлая Пасха».
2. Выставка творческих работ детей
совместно с родителями, Позитивные изменения в поведении и настроении детей.
3. Обобщение и распространение опыта.
4. Презентация проекта.
Выводы и самоанализ: я считаю, что в результате
совместной деятельности детей, воспитателя, родителей и специалистов с
поставленными задачами мы справились, а в ходе игр и развлечений получили
огромный заряд новых знаний, впечатлений и эмоций. Дети и родители проявили
больший интерес к изучению этой старой традиции и с большим удовольствием
участвовали во всех мероприятиях, «по новому» посмотрели на этот праздник. Но
самое важное, что дети стали более чуткими, внимательными. Ведь Пасха – это
день всеобщего равенства, любви и милосердия. Я желаю и Вам быть внимательными,
чуткими и милосердными, послушными старшим, быть щедрыми к бедным и добрыми с
братьями нашими меньшими.
Беседа на тему «Что такое пасха?»
Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей, для красоты
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.
В светлый праздник Воскресенья
Подарю своим друзьям
По яичку, с поздравленьем
И скажу: «Раскрасил сам»
Скоро мы будем встречать христианский
праздник - Пасха. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви,
мира и светлой жизни. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына-
Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Христос принес себя
в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей
смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не
заканчивается смертью. Неизбежный
конец жизни приводит к встрече с Богом.
Вот это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и
называется этот праздник Пасха.
Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют
Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день
очищения от грехов), Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса
Христа), Великая Суббота (день печали), и Светлое Воскресение Христово –
праздник жизни и победы над смертью.
Начиная с Чистого Четверга мы начинаем
готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем
куличи.
Праздник Пасхи продолжается целую неделю.
И называется эта неделя по-разному - пасхальной, светлой, святой. Люди ходят
друг к другу в гости, веселятся. В городах качались на качелях, каруселях,
играли в горелки. В деревнях устраивали игры, хороводы.
Люди думали о будущем урожае и посевных
работах, и чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай
катали по земле крашеные яички.
Беседа
«Почему мы красим яйца?»
«Царь – день», или «Велик – день» - так
называли праздник Пасхи в народе. Пасха - это день всеобщего равенства, любви и
милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ
звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца.
Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо - это знак жизни. Мы
ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.
- Кто, вылупляется из яйца?
Призадумалось яйцо:
Кто же я, в конце концов?
Лебедь, утка, или я, ядовитая змея?
- А, как вы думаете, в какой цвет красили
яйца наши предки? И почему?
- Красный цвет – это цвет радости. И ещё
это цвет крови, которой Христос освятил жизнь.
Вот с тех пор люди стали приветствовать
друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину
красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их
стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали
даже свои мысли.
Также в старину яйца окрашивали с помощью
ярких лоскутков и ниток, которые линяли.
Яйцо смачивали водой, и обкладывали
лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой,
затем варили.
Красили яйца в четверг перед праздником,
всей семьёй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг,
предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в
землю на пастбище где пасли скот, это надёжно защищало домашних животных от
сглаза и всяких несчастий.
Но самое главное, что вы должны запомнить,
Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших,
будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим
четвероногим и крылатым друзьям.
Пусть в ваших душах царит любовь и
милосердие.
Игры
на пасху
Игра «Найди яйцо»:
воспитатель показывает детям яйцо-писанку,
после чего предлагает им закрыть глаза, а в это время прячет яйцо в группе.
Желательно положить его на видное место.
Затем детям предлагается найти писанку.
Игра «Катание яиц»:
воспитатель раскладывает небольшие
сувениры и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в
руки яйцо и скатывает его с горки. К какому сувениру прикатится яйцо, тот
подарок получает ребенок.
Игра «За двумя зайцами»:
воспитатель берет три крашеных яйца. Два
кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти
два, и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.
Консультация
для родителей
- Христос воскресе!
- Воистину воскресе!
Так приветствуют друг друга люди в этот
день, день Воскресения Христова, день Пасхи. Сотни верующих, в чистых и светлых
одеждах, еще до полуночи, стекаются к Храмам. С замиранием сердца они ждут
начала великого праздника. И вот, Пасхальный огонь, уже освящает собравшихся
людей, вовсю звенят колокола, радостно возвещая всем о начале Пасхи – великого
дня!
Праздник Пасхи, у христиан, праздник
победы Иисуса Христа над смертью, умершего за грехи наши, но воскресшего.
Избавление от всего греховного. Это самый главный церковный праздник. Он же
самый пышный, светлый и нарядный.
Торжество Пасхи немыслимо без Пасхального
огня. Огонь этот, символизирует Свет Божий, который освящает людей, даруя им
просвещение. В главных храмах страны ждут Благодатного огня из Храма Гроба
Господня, который сходит в канун перед Пасхой. Это настоящее чудо! Огонь
рождается ниоткуда, загорается, даруя людям счастья и укрепляя их веру. Из
Храма Гроба Господня его переправляют и к нам. От него зажигают лампады и
свечи, так он и путешествует по стране. Многие сохраняют огонь в лампаде и
после службы, поддерживают его в течение года.
Так же, на Пасху, играют колокола, не
только звонари, а и любой желающий, в это время, может позвонить в колокола,
возвещая о Воскресение Христа. Обязательны, в этот день, и пасхальные угощения. Конечно же, это
куличи, освященные в храме. Величие Пасхи просматривается даже здесь: кулич по
сути, это обычный хлеб который мы едим каждый день, но один раз в году, он
становится праздничным, торжественным. Раньше каждая порядочная хозяйка имела
свой рецепт приготовления кулича. А правильно приготовленный кулич, не портится
в течение сорока дней. Крашеные яйца – неотъемлемая часть Пасхи,
их не только кушают, но и обмениваются, а также дарят кому-нибудь.
Празднуя Пасху не забывайте, что в этот
день оставляется все плохое и злое. А человек, после молитвы, с чистым сердцем и душою
выходит на встречу доброму и хорошему. Просто помните об этом, празднуя
воскрешение Иисуса Христа и победу его над смертью. Радуйтесь всему, ведь
Пасха, символ вечной жизни!
Развлечение «Курочка Ряба» на пасхальный
лад.
Действующие лица: Дед, Баба, Курочка
Ряба, Мышка, Петушок, Солнышко.
В зале декорации в виде дома и ярмарки; для участников
приготовлены скамейки. В домике спят Дед, Баба, рядом Курочка Ряба.
(Звучит колокольный звон). Появляется петух и кричит:
Петух: Ку-ка-ре-ку!!!
Солнце встало, всех разбужу!!! Вставайте,
вставайте, скоро праздник «Светлая Пасха».
Дед, Баба, и Курочка Ряба просыпаются.
Баба: Ох, на Пасху куличи пекут, яйца
красят да пасху готовят. А у нас и муки то нет. Собирайся Дед, пойдем на базар.
Нам курочка яичек много снесла, обменяем на муку и Кулич испечем.
Курочка: А я Вам в честь такого
большого праздника снесу Золотое яичко!
Дед с Бабой порадовались и пошли на базар. (Звучит музыка
дождя)
Дед и Баба: Ох, что же делать!? Дождь
какой сильный, не поспеем на ярмарку, не будет суки, не испечем куличи!!!
Ведущий: Ребята, давайте поможем Деду
с Бабой и позовём солнышко.(Музыка дождя) выключается.
Дети встают в хоровод и поют песню.
Хоровод
«Веснянка»
1
Появляется Солнышко: Здравствуйте ребята, вы меня звали? Я солнышко Ясное, пришло
к вам в гости и хочу с вами поиграть в русскую народную игру, любимую всеми на
Пасху.
Русская
народная игра
«Солнышко
— ведрышко»
Солнце стоит в центре круга.
Гори, солнце ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!
Дети идут по кругу, произнося слова под
музыку. С окончанием потешки Солнце кричит: «Горячо!» - и
бежит ловить детей. Дети разбегаются, садятся на стульчики.
Солнышко убегает. А Дед
с Бабой приходят на ярмарку. Бабка зазевалась и роняет корзину с яйцами: Ох,
батюшки, яйца растеряла, ох матушки, сейчас все побьются, надо скорее их
собрать!!!
Ведущий: Ребята, давайте, скорее,
поможем Бабе и соберем все яички в корзинку.
Игра «Кто
быстрее соберет» (Собрали).
Бабка: спасибо большое ребят! А
знаете, на Пасху всегда играли еще в одну интересную игру. Она называется
«Пронеси яйцо в ложке»
Дети играют в игру. А Бабка уходит за
мукой (за ширму) и возвращается.
Подвижная
игра
«Пронеси
яйцо в ложке»
Участники строятся в две команды. Яйцо
кладётся в ложку, которую надо пронести, не уронив яйцо, преодолевая
препятствия. Яйцо положить на тарелку, вернутся в команду, отдать ложку,
следующему игроку Следующий игрок бежит к тарелке, преодолевая препятствия,
забирает яйцо, передает его следующими игроку и т.д.
Бабка: ну что Дед, муки я купила,
идем, скорее, домой, печь куличи. Приходят домой.
Бабка с Дедом: Курочка Ряба, мы
пришли.
Курочка Ряба: Хорошо, а я Вам снесла
яичко золотое, поглядите.
Дед с Бабкой дивятся и радуются
яичку: Ах, какое красивое, золотое, а давай ка Дед посмотрим какое оно
внутри. Стучат по очереди молоточками по яйцу.
Мимо пробегает мышка и задевает хвостиком
яичко. Оно разбивается. Дед с Бабой плачут. Курочка Ряба их успокаивает: не
плачь Дед, не плачь Баба, я вам снесу не золотое, а простое яичко, а ты петушок
повесели пока Деда с Бабой и ребят.
Все играют в игру. Баба уходит печь кулич.
Подвижная
игра «Петух и дети»
Дети стоят в кругу, держась за руки, петух
– в центре.
Петух: Трух-тух-, трух-тух-тух, ходит по двору
петух.
(Дети высоким шагом идут вправо по кругу,
петух движется противоходом.)
Сам со шпорами, хвост с узорами.
Под окном стоит, на весь двор кричит.
Кто услышит, тот бежит.
Все резко останавливаются, поворачиваются
лицом в круг и отпускают руки. Петух кричит: «Ку-ка-ре-ку!», кружится на месте,
«машет крыльями» и бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.
Выходит Баба: кулич испекла, а как там
наша курочка?
Курочка выходит с корзиной яиц (шоколадных
для детей).
Курочка: а я вам снесла не золотых, а
простых но пасхальных яичек, (крашенок, писанок, крапинок) и ребятам снесла по
яичку расписному. Угощайтесь и запомните, Пасха – день всеобщего равенства,
любви, добра и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны
старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям, зверям,
птицам, насекомым и всем живым существам. Поэтому давайте сначала простим
мышку, ведь она не нарочно разбила яичко. Золотое яйцо счастья вам не принесло,
а золотое и доброе сердце принесет много счастья!
С Пасхой Вас!
С Христовым Воскресеньем!
С праздником да весельем!
Дети с воспитателем прощаются с героями
сказки и уходят в группу (где кушают свои пасхальные шоколадные яйца).
Спасибо за внимание!
Использованная литература:
1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса.
Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных
учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
2. Энциклопедия для детей «Научные
эксперименты»
3. 1. «Пасха. Традиции. Обряды.
Рецепты.» Авторы: Козлова И.С., Давыдова О.С. ООО ТД «Издательство. Мир книги»
2008.
4. 2. Интернет ресурсы:
5. http://naukaveselo.ru/5-uvlekatelnyih-eksperimentov-s-yaytsom.html•http://www.paskha.net/,
6. •http://www.sunhome.ru/cards/28,
•http://www.solnet.ee/holidays/s13.html,•http://ru.wikipedia.org/wiki
7. 3. Салищева М. Н. «Пасха»
издательство «Карапуз» 2009 г.
8. Наталья Рыжова «Лаборатория в
детском саду и дома» Учебно-методический комплект, Москва, Линка-Пресс
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.