ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»
Методические рекомендации
по использованию проектного метода в теме
«Геоинформационные системы. Поиск информации в Интернете»
Из опыта работы учителя информатики МОУ Судиславской СОШ
Волковой О.Н.
Важнейшим
эффектом и необходимым условием современного школьного образования является
формирование у обучающихся способности решать возникающие информационные задачи, используя информационные и
коммуникационные технологии, иначе говоря, их ИКТ-компетентность,
которая в настоящее время относится к числу ключевых, обеспечивая школьникам
возможность:
·
успешно продолжать образование
в течение всей жизни;
·
подготовится
к выбранной профессиональной деятельности;
·
жить и трудиться в
информационном обществе, в условиях экономики, основанной на знаниях.
В
данных условиях, формируемые на уроках информатики умения и навыки в области
ИКТ все более активно приобретают роль инструмента, содействующего усвоению
других предметов. И здесь очень важно не остановиться на «инструментальном»
этапе формирования «пользовательских» умений. Необходимо систематически и
целенаправленно формировать ИКТ-компетентность школьника, делая шаг от «умения
использовать ИКТ для решения информационных задач» к «умению решать
информационные задачи, используя ИКТ».
В связи с этим по решению МО учителей информатики нашей школы, 34 часа,
выделенные из школьного компонента для 10 класса были направлены на усиление
компьютерного практикума (См. Приложение 1)
Это
позволило использовать наиболее эффективную форму обучения данной теме на
профильном уровне - проектный метод.
Проекты
ориентированы на получение целостного содержательного результата, осмысленного
и интересного для учащихся. Очень важно, чтобы тема проекта была близка и
понятна ученику, что послужит мотивацией к её исполнению.
При разработке задания на проектирование системы необходимо обратить
внимание и ученикам, и учителю на реальность реализации проекта. Не следует его
делать слишком сложным. Не нужно стремиться учесть абсолютно все
характеристики предметной области. Необходимо чётко сформулировать задачу,
ограничив перечень целей, для достижения которых создаётся информационная
система
Кроме того, учащиеся сами участвуют в разработке критериев оценки
проектной работы по теме «Образовательный туризм» и выступают в роли экспертов
при оценивании работ одноклассников. (см. Приложение 2)
Методика реализации проекта
Цели проекта:
·
образовательная:
закрепление практических навыков работы учащихся с геоинформационными
системами, с приемами поиска и средствами навигации геоинформационных систем,
со значением космических снимков в создании ГИС, формирование умения учащихся
работать с космическими снимками.
·
развивающая: развитие
навыков системного анализа, аналитического, критического мышления, рефлексии,
самопрезентации
Форма организации: индивидуальная под
руководством учителя
Выполнение проекта: на уроках, 4 академических
часа
Функции участников учебного проектирования
Вид
проекта
|
Функции
учителя
|
Функции
ученика-исполнителя
|
Практико-ориентированный
(учебно-вспомогательный)
Индивидуальный
проект под руководством учителя
|
·
Постановка задачи
·
Составление графика работы (совместно с учеником)
·
Разработка критериев оценивания (совместно с
учеником)
·
Поэтапный контроль
·
Итоговая оценка
|
·
Участие в составлении графика работы
·
Участие в разработке критериев оценивания
результата
·
Поэтапное выполнение работы
·
Консультации с учителем
·
Поэтапный отчёт
·
Итоговый отчёт, рефлексия, самооценка
|
Этапы работы над проектом:
1.
Подготовительный этап.
1.1.
Выбор темы проекта. Учитель
предлагает учащимся список возможных тем. Учащиеся выбирают тему из списка или
предлагают свою.
1.2.
Составление графика реализации
проекта. Учитель и ученики совместно составляют
план-график выполнения работы, обсуждают форму отчётности.
1.3.
разработка критериев оценивания
(см. Приложение 2)
2.
Основной этап – реализация
проекта. Учащиеся выполняют проекты в соответствии с планом-графиком. Учитель
при необходимости консультирует, а также контролирует правильность работы по
каждому этапу, оценивает результативность (табл.1).
3.
Заключительный этап
3.1.
Представление отчётов
3.2.
Подведение итогов выполнения
проекта.
3.3.
Окончательное оценивание работы
каждого ученика.
Таблица 1
План-график проекта
№ урока
|
Содержание этапа
|
Время и место работы
|
Результаты
|
1
|
Разработка карты
маршрута. Формулировка проблемы, цели, задач проекта
|
Один урок в классе
(45 минут)
Домашнее задание
|
Графическое изображение карты
|
2
|
Разработка туристического
маршрута с просмотром достопримечательностей
|
Один урок в классе
(45 минут)
Домашнее задание
|
Изображения
дстопримечательностей
|
3
|
Подготовка отчёта по
реализации проекта (с использованием программы создания презентаций)
|
Один урок в классе
(45 минут)
Домашнее задание
|
Отчёт по проекту
|
4-
|
Представление работ,
защита проекта
|
Один урок в классе
(45 минут)
|
Выступление на уроке
|
Проект, разработанный учащимися: туристический маршрут «Кострома-Сочи»
Планируемые результаты освоения данной темы
Личностные результаты
1.
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики.
Ученики
получают представление о современном уровне и перспективах развития
ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять
участие.
2.
Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Работа
над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а
также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования,
контролирующим ход его выполнения и принимающим результаты работы. В завершение
работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса,
которая также требует наличия коммуникативных навыков у детей.
3.
Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью как к собственному, так и других людей, умение оказывать первую
помощь.
Работа
за компьютером (и не только над учебными заданиями) занимает у современных
детей все больше времени, поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить
учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной
эргономикой.
4.
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор
будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Выполнение
проектных заданий требует от ученика проявления самостоятельности в изучении
нового материала, в поиске информации в различных источниках. Такая
деятельность раскрывает перед учениками возможные перспективы в изучении предмета
и в дальнейшей профориентации в этом направлении.
Метапредметные результаты
·
Умение самостоятельно определять цели и составлять
планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и
внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные
ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
·
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в
процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно
разрешать конфликты
·
Готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников
·
Владение навыками познавательной рефлексии как
осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения
Предметные результаты
·
Сформированность представлений о роли информации и
связанных с ней процессов в окружающем мире
·
Сформированность представлений о способах хранения
и простейшей обработке данных
·
Владение компьютерными средствами представления и
анализа данных
Вывод
Практика применения учебного проектирования при изучении темы «Геоинформационные
системы. Поиск информации в Интернете» показывает, что проектный метод
достаточно эффективен для достижения личностных и метапредметных результатов
обучения. Нацеленность проектной методики на создание практически значимого
продукта приближает учащихся к пониманию содержания профессиональной
деятельности ИТ-специалиста, способствует их профессиональному самоопределению.
Учебное проектирование должно стать основной формой учебной
деятельности в условиях профильного обучения в старших классах, а применение
ИКТ для выполнения проектов – обязательным и наиболее эффективным способом его
реализации.
1.
Информатика. УМК для старшей школы [Электронный
ресурс] : 10–11 классы. Базовый уровень. Методическое пособие для учителя /
Авторы- составители: М. С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова. — Эл. изд. — М. : БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013. — 86 с.
2.
Лапчик М.П. Учебник: Методика преподавания
информатики // Интернет-ресурс: http://bugabooks.com/book/133-metodika-prepodavaniya-informatiki/86-124-bazy-dannyx-i-informacionnye-sistemy.html
3.
Программы для общеобразовательных учреждений:
Информатика 2-11 классы. - 2-е изд., испр. и доп. - М.:БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2005
4.
Сенокосов А. И. Уроки по теме «Базы данных» //
Еженедельная методическая газета для учителей информатики № 14, № 15 2005
год — с. 12-14.
5.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень :
учебник для 11 класса / Н. Д. Угринович. — М. : БИНОМ Лаборатория знаний,
2008. — 188 с.
6.
Угринович Н. Д.Информатика и информационные
технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2003. — 511 с.
7. Полат Е.С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и
практика. М.: ВЛАДОС, 2000
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.