Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Научный руководитель: Пономарёва Людмила Ивановна
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Студентка: Пухальская Ольга Владимировна
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
2 слайд
Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании.
Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Актуальность темы исследования
3 слайд
выявить особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста в нерегламентированной деятельности.
процесс развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
система работы по развитию словаря старших дошкольников в нерегламентированной деятельности.
Цель исследования:
Объект исследования:
Предмет исследования:
4 слайд
Гипотеза исследования
Процесс развития словарного запаса дошкольников будет наиболее успешным если:
процесс развития накопления словарного запаса будет осуществляться не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в нерегламентированной деятельности;
нерегламентированную деятельность рассматривать как систему мероприятий, направленную на обогащение, закрепление, активизацию словаря дошкольников;
будут учтены возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста.
5 слайд
изучить и проанализировать особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста;
разработать и реализовать комплекс мероприятий по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста;
экспериментально проверить степень эффективности разработанной системы мероприятий по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста в нерегламентированной деятельности.
Задачи исследования:
6 слайд
исследования заключается
Теоретическая значимость
в обобщении имеющихся материалов по проблеме исследования в специальной педагогике, в выделении развития словаря как одной из задач словарной работы.
Практическая значимость
в разработке и апробации комплекса мероприятий и психолого-педагогических рекомендаций, направленных на развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста в нерегламентированной деятельности.
исследования заключается
7 слайд
Методы исследования
теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме,
изучение и обобщение передового педагогического опыта,
наблюдение учебного-воспитательного процесса,
различные методы диагностики,
беседа,
сравнение,
эксперимент,
изучение результатов деятельности воспитанников и воспитателей,
методы статистической обработки результатов.
8 слайд
Развитие словарного запаса
при нормальном развитии ребёнка
Таблица 1. Количественный рост словарного запаса по Штерну
Из данных таблицы видно, что у детей дошкольного возраста развитие словарного запаса происходит особенно быстро, как ни в каком другом возрасте.
9 слайд
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
Методика словарной работы имеет направления:
Обогащение словаря
Уточнение словаря
Активизация словаря
Устранение нелитературных слов
Методика развития словаря
детей дошкольного возраста
10 слайд
Таблица 2. Методы словарной работы
11 слайд
Констатирующий этап
опытно-экспериментальной работы
Для определения уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста у детей экспериментальной и контрольной группы были предложены три методики:
«Тест-словарь» по методике Ф.Г. Даскаловой
Методика В.И. Яшиной "Диагностика лексического развития"
Методика Н.И. Гуткиной "Проверка словарного запаса (на уровне слов)"
12 слайд
Таблица 3. Результаты обследования экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента
Таблица 4. Результаты обследования контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента
13 слайд
Рисунок 1. Результаты диагностики уровня развития словаря у детей дошкольного возраста, % (констатирующий этап)
14 слайд
Организация работы по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста в нерегламентированной деятельности
15 слайд
Формирующий этап
опытно-экспериментальной работы
Цель формирующего этапа эксперимента – определение эффективности проведенной работы по развитию активного словаря детей старшего дошкольного возраста.
На данном этапе были поставлены следующие задачи:
Изучение активного словаря детей старшего дошкольного возраста.
Анализ полученных данных, сравнение их с данными констатирующего этапа эксперимента.
16 слайд
Таблица 4. Результаты обследования экспериментальной группы на формирующем этапе эксперимента
Таблица 5. Результаты обследования контрольной группы на формирующем этапе эксперимента
17 слайд
Рисунок 2. Результаты диагностики уровня развития словаря у детей дошкольного возраста представлены (формирующий этап)
18 слайд
Анализируя показатели, можно сделать вывод о том, что под влиянием целенаправленной коррекционно - педагогической работы словарь детей старшего дошкольного возраста увеличился в процессе проведения разработанного нами комплекса дидактических игр, упражнений и заданий в нерегламентированной деятельности.
Таблица 6. Динамика развития словаря у детей дошкольного возраста (экспериментальная группа)
19 слайд
Рисунок 3. Сравнительный анализ уровня развития словаря экспериментальной группы детей
20 слайд
Выводы
В ходе нашего исследования мы выявили такие особенности развития словаря детей как:
не всегда удается подбор однокоренных слов;
трудности в назывании многих прилагательных;
заменяют название части предмета названием целого предмета;
в глагольном словаре преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет;
трудно усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др.;
неточность употребления слов.
Из данной работы можно сделать вывод, что наша работа достигла определенных положительных результатов и подобранные нами игры и упражнения помогли в развитии словаря у детей старшего дошкольного возраста.
21 слайд
Спасибо за внимание!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 661 820 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Ахтямова Ольга Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.