ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
|
Проект фестиваля-конкурса
«Вдохновленные
музыкой»
Авторы проекта-учителя музыки:
Белова Е.Л.
Назарова К.П.
Черепанова С.С. Бабинцева Е.В.
|
|
|
2017
|
|
|
Пермский край, г.Березники
|
Музыка
русских композиторов как средство художественного и патриотического воспитания
школьников
(на примере реализации проекта
фестиваля-конкурса
«Вдохновленные музыкой»)
Все - музыка, в конце концов,
И, требуя проникновенья,
Возникло музыки лицо,
Ускорив ритм сердцебиенья.
Мне снилась музыка... Во мгле
Такая в ней светилась сила!
И всё, что
было на земле, Всё из нее происходило.
Игорь Таяновский
1. Актуальность
проекта
Учеными доказано, что решающую роль в
целенаправленном формировании культуры личности играет художественная
деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем людям без
исключения, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение
человека к труду, к жизни вообще.
Выдающимся государственным деятелем А.В.
Луначарским были намечены основные пути осуществления воспитания:
а) развитие способности воспринимать
музыку (слушание);
б) развитие необходимых для воспроизведения музыкальных
произведений
способностей и умений (пение, игра на
инструментах);
в) усвоение нужных знаний (грамотность).
Решительный акцент делается на
эмоциональное, творческое восприятие музыки, на обогащение музыкального слуха и
музыкального опыта детей. Проблема живой, непосредственной реакции на музыку
выдвигается как первоочередная задача воспитания. Т.о. родилась идея создать и
реализовать проект, который поможет учащимся не только расширить представления о
жизни и творчестве великих русских композиторов (П.И. Чайковского, С.С.
Прокофьева, композиторов - «кучкистов», но и почувствовать себя благодарным
потомком, чье будущее стало обогащено неповторимыми музыкальными шедеврами.
Патриотическое и художественное
воспитание – это система различных мероприятий, затрагивающих как урочную, так
и внеурочную деятельность. Возможно оно и на уроках музыки в
общеобразовательной школе, которые направлены не только на воспитание
музыкального вкуса, на и на формирование нравственных и эстетических чувств:
любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям,
музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к
искусству. В этом процессе огромную роль играет изучение творчества русских
композиторов. Русская музыка – это своеобразная летопись многовековой истории
нашей страны. Русский народ всегда славился своей музыкальностью, и песня
сопровождала человека от рождения до смерти. Творчество русских композиторов
несет в себе большую воспитательную ценность.
Личная сопричастность, активная
гражданская позиция, патриотизм – вот основные качества, которые мы пытались
формировать в ходе реализации запланированных мероприятий. Также данный проект
способствовал лучшей социализации и интеграции детей с ОВЗ в современном
обществе. А это основная задача коррекционного образования. У воспитанников
нашей школы узкий круг общения, малоразвит круг интересов, возникают сложности
в общении с незнакомыми и малознакомыми людьми в общественных учреждениях.
Научно доказано психологами, что учащиеся коррекционных школ легко поддаются
негативному влиянию. Такой категории молодежи необходимо создать условия для
общения и саморазвития, с целью отвлечения от негативной, асоциальной среды, в
которой многие из них пребывают. Участвуя в мероприятиях проекта, учащиеся
получают положительный социальный опыт, оказывают волонтерскую помощь, (готовят
подарки, праздничный концерт), посещают культурные мероприятия за границами
школы.
Все это, несомненно, помогает
воспитанникам с ОВЗ адаптироваться и социализироваться в обществе,
почувствовать себя достойными, востребованными гражданами своего государства.
Таким образом, участвуя в мероприятиях
проекта, погружение в творчество русских композиторов может внести неоценимый
вклад в процесс патриотического и художественного воспитания школьников.
Изучение их произведений на уроке музыки прививает ценностное отношение к
истории, традициям, искусству, музыке своей Родины, своей страны. В ходе
общения детей с их произведениями, представляющих подлинную духовную
сокровищницу идей и мыслей о Родине, Отечестве, образах героических защитников
нашей страны, постепенно трансформируется в глубокие, нравственные, внутренние
убеждения.
Целевая группа - это
учащиеся общеобразовательных и коррекционных школ города с 1 по 11 класс.
Проект направлен на формирование личной
заинтересованности и сопричастности учащихся к активному
участию в организации всех направлений фестиваля.
2.
Цели и задачи проекта
Цель: Вовлечение
учащихся в творческо-эстетическую деятельность, формирование осознанное
отношение к сохранению музыкального наследия композиторов Родного края.
Достижению основной цели способствует
решение следующих задач:
1.
Вовлекать учащихся общеобразовательных и коррекционных школ в
активную творческую среду и предоставить максимум условий для реализации их
творческого и интеллектуального потенциала.
2.
Формировать навыки проектирования индивидуальной художественной
деятельности.
3.
Создать комфортные условия для общения, самовыражения и успешной
социализации детей с ОВЗ.
4.
Пропаганда активных, позитивных форм досуга детей.
3.
Описание проекта:
Данный проект является долгосрочным. Он
был создан в октябре 2014 года и рассчитан на реализацию в течение 2014-2017
учебные годы. Проект был разработан заинтересованными педагогами Городского
методического объединения учителей музыки при поддержке ЦАМО ДПО КВО. К
реализации проекта были привлечены учащиеся всех школ города с 1 по 11 класс,
учителя музыки, классные руководители, администрация школ. Мероприятия были
спланированы и проведены таким образом, чтобы не просто ознакомить учащихся с
жизнью и творчеством великих русских композиторов, а включить ребят в активное
участие и подготовку, предоставить возможность реализовать свои идеи, таланты и
способности в разных областях творчества: рукоделие, рисунки, чтение стихов,
исполнение песен и танцев, составление презентаций, информационных
видеороликов, учебных программ, участие в проведении итоговых и промежуточных
мероприятий.
В ходе реализации проекта все
запланированные мероприятия можно разделить
на три направления:
-
декоративно-прикладное (приложение
1)
предполагает развитие творческого
потенциала участников;
-
информационно-исследовательское
направление(приложение 2)
призвано расширить и систематизировать имеющиеся знания
детей о жизни и творчестве, а также заинтересовать ребят данной темой, вызвать
чувство личной сопричастности, значимости культурного музыкального наследия и
исторического прошлого нашей Родины, оказавшего на творчество композиторов
значительное влияние. А также позволит выявить новые таланты и содействовать их
развитию
Большая нагрузка в реализации этого
направления ляжет на плечи учителей музыки;
-
творческо-эстетическое
направление (приложение 3) предполагает участие в мероприятиях,
направленных на развитие своих талантов в организаторской, творческой,
вокальной и хореографической деятельности;
Все направления работы тесно
взаимосвязаны, призваны дополнять и обогащать друг друга.
Проект включает в себя 3 этапа:
подготовительный, основной и заключительный.
4.
Рабочий план реализации проекта.
Подготовительный
этап
Мероприятия
|
Сроки
|
Ф.И.О.
исполнителя
|
1. Распределение обязанностей между участниками
проекта
|
Октябрь,
2014
|
Руководитель
ГМО учителей музыки.
Назарова
К.П.
|
2.
Составление плана мероприятий проекта. Определение целей и задач проекта.
|
Октябрь,
2014
|
Организаторы
проекта:
Назарова
К.П.
Белова Е.Л.
Черепанова
С.С.
Бабинцева
Е.В.
|
3.
Проведение организационного собрания. Создание и утверждение положений по
конкурсам проекта
|
Октябрь,
2014
|
Организаторы
проекта
|
4.Определение
сроков реализации мероприятий проекта
|
Октябрь,
2014
|
Организаторы
проекта.
Комитет
по вопросам образования г. Березники
|
5.Информирование
потенциальных участников о концепции проекта, мероприятиях и сроках их
проведения.
|
Октябрь,
2014
|
Руководитель
ГМО учителей музыки.
Назарова
К.П.
|
Основной
этап
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Участники
|
Ф.И.О.
исполнителя
|
|
1. Уроки, посвященные творчеству
великих русских композиторов П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева и композиторов
сообщества «Могучая кучка»
|
октябрьноябрь
2015,
октябрь- ноябрь
2016,
октябрь-
ноябрь
2017
|
1-11 классы
|
Учителя
музыки
|
|
2. Классные часы, посвященные
музыкальному вкладу композиторов: П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева и
|
ноябрь
2015,
ноябрь
2016,
|
5-11 классы
|
Учителя
музыки,
классные
руководители
|
|
композиторов
сообщества «Могучая кучка» в культурное наследие России и других стран мира.
|
ноябрь
2017
|
|
|
|
3.Разработка
эскизов для рисунков и поделок для изготовления в разных техниках
декоративно-прикладного творчества.
|
ноябрьдекабрь
2015,
ноябрьдекабрь
2016,
ноябрьдекабрь
2017
|
1-11 классы
|
Учителя
музыки и ИЗО
|
|
4. Лектории,
посвященные знаменательным событиям в жизни и творчестве русских композиторов
|
3-11 классы
|
Учителя
музыки
|
|
5. Школьные
конкурсы рисунков и декоративно-прикладного творчества
«Я
хочу увидеть музыку»
«Музыкальная палитра
Прокофьева»
«Отраженье эпохи в цветах акварели»
|
декабрь
2015,
декабрь
2016,
декабрь
2017
|
1-9 классы
|
Организатор Назарова
К.П., классные руководители
|
|
6. Участие
в городских этапах конкурсах декоративно-прикладного творчества:
«Я
хочу увидеть музыку»
«Музыкальная палитра
Прокофьева»
«Отраженье эпохи в цветах акварели»
|
декабрь-
январь 2015, декабрь- январь 2016, декабрь-
январь
2017
|
1-11 классы
|
Учителя музыки, ИЗО классные
руководители
|
|
7.Защита
научно-исследовательских работ (презентаций и видеороликов) «Чайковский моими
глазами»
«Музыкальный мир Прокофьева»
«Россию в музыке я вижу»
|
февраль 2015, февраль
2016,
февраль
2017
|
3-11 классы
|
Учителя
музыки, учителя предметов «Информатика»,
«Мир
компьютера»
|
|
8. Школьные
конкурсы исполнительского мастерства, посвящённые 175-летию со дня рождения П.И.
Чайковского
|
февраль 2015
|
1-11 классы
|
Учителя музыки МО
учителей филологического цикла, классные руководители
|
|
9. Школьные
конкурсы исполнительского мастерства, посвящённые 125-летию со дня рождения С.С.
Прокофьева
|
февраль 2016
|
1-11 классы
|
Учителя музыки МО
учителей филологического цикла, классные руководители
|
|
10.
Школьные конкурсы
|
февраль 2016
|
|
Учителя
музыки
МО
учителей
|
|
исполнительского
мастерства, посвящённые
150-летию со дня основания сообщества русских композиторов «Могучая кучка»
|
|
1-11 классы
|
филологического
цикла, классные руководители
|
|
11. I и II
Региональная научнопрактическая конференция для учащихся и студентов
«Музыкальные открытия»
|
апрель
2015,
март
2016
|
7-11 классы
|
Факультет
музыки и музыкального
образования
ПГГПУ
|
|
12.Экскурсии
в г. Пермь и посещение театра оперы и балета им. П.И. Чайковского
|
2014-2015 уч. год
|
5-11 классы
|
Учителя
музыки классные руководители
|
|
13.Участие в краевом фестивале
«Мой Петр Чайковский»
(изготовление
подарков, писем и видеороликов, исполнительские номера)
|
март
2015
|
1-11 классы
|
Учителя
музыки
|
|
|
|
14.
Выставка декоративно-прикладных работ и рисунков по итогам фестивалей
(работа
видео лектория)
|
март
2015,
март
2016,
март
2017
|
1-11 классы
|
Зав.
школьной библиотекой
Логинова
О.А.
|
Заключительный
этап
Мероприятия
|
Сроки
|
Ф.И.О.
исполнителя
|
1. Подведение итогов, выявление самых
активных участников.
2. Награждение активных участников и
их руководителей.
|
май,
2015
май,
2016
май,
2017
|
Организаторы
проекта:
Назарова
К.П.
Белова Е.Л.
Черепанова
С.С.
Бабинцева
Е.В.
|
|
3.
Оформление презентации и видеороликов о реализации проекта. Трансляция
итогов на сайте ГМО учителей музыки.
|
4.
Публикация в школьной газете «СКОШ.ru» о результатах реализации проекта
(приложение
5).
|
Редакция школьной
Игнатьева
Н.В.
Назарова
К.П.
Бабушкина
Л.А.
|
газеты:
|
5.
Полученные результаты.
За период реализации
проекта в волонтёрскую деятельность вовлечено 90 обучающихся, что составляет
20% от количества обучающихся всей школы.
Активная творческая
среда была создана для всех классов школ города – охват 100%.
Для раскрытия творческого
и интеллектуального потенциала обучающихся, проект был реализован через 3
направления, в рамках которых было проведено и запланировано на 2016-17 учебный
год более 150 мероприятий. Из них:
|
|
декоративно-прикладное
|
творческо-эстетическое
|
информационноисследовательское
|
|
Отмечено повышение уровня музыкальной
культуры у 20 %.
Мероприятия
реализовывались через такие активные формы досуга и обучения:
|
|
классные часы
|
открытые уроки
|
участие
в конкурсах декоративноприкладного творчества
|
участие в конкурсах исполнительского
мастерства
|
участие в конференциях
|
экскурсии
|
выставки
|
|
Создание атмосферы
сотрудничества, самореализации, взаимодействия и педагогической поддержки.
6.
Трансляция.
Ход реализации проекта освещался на сайте ГМО учителей
музыки, в школьной газете «СКОШ.ru»,
на общешкольном родительском собрании, на Международной
н.п.к. «Проблемы современной музыки»
ПГГПУ, 2015 г.
7.
Приложения.
К проекту предоставлены фотоотчёты:
приложение 1 – реализация мероприятий
декоративно-прикладного направления; приложение 2 – реализация
мероприятий информационно-исследовательского
направления;
приложение 3 – реализация
мероприятий творческо-эстетического направления; приложение 4 – макеты
вымпелов для участников фестиваля конкурса.
*Примечание: согласия родителей
обучающихся и педагогов на размещение фотоматериалов
имеются.
Источники:
Рапацкая, Л. А. История русской музыки: От
Древней Руси до «серебряного века» : учебник для студентов высших учебных
заведений / Л. А. Рапацкая. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 384с.
Рапацкая, Л. А. Русская музыка в школе /
Л. А. Рапацкая. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 320с. Харламов, И. Ф. Педагогика / И.
Ф. Харламов. – Москва : Гардарики, 1999. – 520 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.