муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Мишутка»
муниципального образования
«город
Десногорск» Смоленской области
Воспитатель Шалунова Г.А.
Проект «Дети плюс LEGO»
Тип проекта: информационно – творческий,
групповой, краткосрочный.
Актуальность:
1. Большая популярность
игры у детей во всем мире.
2. Конструктор LEGO
представляет большой потенциал для развития творческих способностей детей.
3. Более глубокое и
подробное знакомство с конструктором и его частое использование поможет решать
трудные задачи посредством увлекательной игры.
Цель проекта: учить анализировать;
- закреплять умение работать
самостоятельно; -развивать воображение и глазомер.
Задачи
проекта:
1. Расширить
представление детей о возможностях конструктора LEGO.
2. Развивать восприятие,
мышление, речь, путем словесного анализа – рассуждения в процессе активных
действий по поиску связей от деревянной игрушки до инновационных разработок.
3. Развивать воображение
и любознательность детей.
4. Продолжать
формировать мелкую моторику пальцев рук.
Планируемый
результат:
У детей сформируется представление о возможностях игры с
конструктором LEGO.
Реализация
проекта
LEGO - это самая любимая игра девчонок, но особенно
мальчишек в моей группе.
Но что они о нем знают? Оказалось, немного.
LEGO - это конструктор, в котором много деталей разных по
цвету и форме, в него можно играть и девочкам, и мальчикам.
1
этап – подготовительный
Цель: определить основные направления работы:
-Информирование и ознакомление родителей с темой и планом
проекта
-Сбор и накопление информации о
конструкторе LEGO - Планирование совместной деятельности.
2
этап – аналитический
Цель: помочь детям в сборе информации о конструкторе
LEGO.
1. Беседы по темам:
- «Дети мира
играют в LEGO».
- «Каким бы ты
стал героем и почему?»
2. Отгадывание загадок с
использованием конструктора LEGO
3. Сюжетно-ролевые игры
с конструктором LEGO: Герои LEGO, Полиция, LEGO- город.
4. Образовательная
деятельность: лепка, раскрашивание, конструирование героев LEGO.
5. Создание интересных
моделей по желанию и в свободное время.
3
этап – практический
Цель: Развивать у детей умение использовать
полученные знания о конструкторе в играх.
-Игра «Дрессированные животные»
-Игра: «Угадай сказку»
-Игра:
«Чего не стало?» -Игра «Кто, где находиться?» Игры с водой:
«Плывет
кораблик»: ребенок конструирует из LEGO кораблик, лодку или плот, присоединяя к
постройке парус (бумажную салфетку, после чего выполняются дыхательные
упражнения (ребенок дует на кораблик - кораблик плывет);
«Ищем клад»: ребенок ищет детали конструктора
с закрытыми глазами, держа руки в контейнере с водой; Игры с песком:
«Угадай, какая деталь»: ребенок ищет закопанную в песочном
бассейне деталь конструктора и определяет ее название.
«Соедини детали на ощупь»: ребенок ищет закопанные в
песочном бассейне детали конструктора и соединяет их на ощупь, после чего
вытаскивает и описывает, на что похожа постройка.
Вывод:
Немаловажную роль в работе по данному
направлению играет заинтересованное отношение родителей. На начальном этапе
работы по использованию ЛЕГО конструктора в познавательном развитии
дошкольников 45 % семей имели конструктор, но не использовали его как
развивающий материал. Чтобы раскрыть родителям возможности ЛЕГО я использовала
разнообразные формы работы: консультации, семинарыпрактикумы, открытые занятия
для родителей т. д. Благодаря такой работе 87,5% родителей приобрели для своих
детей ЛЕГО конструктор разных размеров и отмечают, что такая работа дает
возможность мальчикам и девочкам проявить свои творческие способности,
доставляет истинное удовольствие и приносит неоценимую пользу в подготовке
детей к обучению в школе.
Необходимо подчеркнуть, что в
процессе игры с конструктором ребенок развивает:
• Мышление: умение
сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать
• Концентрацию внимания
• Мелкую моторику
• Умение следовать
образцу
• Пространственное
воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек
• Добиваясь
определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных
действий
• Программа
способствует формированию положительной мотивации к обучению, активной
включенности ребенка в процесс игры, создает основу формированию учебных
навыков.
Своевременное овладение конструктивно-игровой деятельностью
оказывается важным и в плане создания готовности к дальнейшему обучению в
школе. У дошкольников формируются необходимые для будущего учения предпосылки:
познавательное развитие, умение и желание трудиться, выполнять задания в
соответствии с поставленной целью, доводить его до конца, планировать будущую
работу.
Консультация
для родителей: «Познавательное развитие дошкольников посредством конструктора
LEGO»
Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро
решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит
выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональное решение. Влияние
конструктивной деятельности на умственное развитие детей изучал А. Р. Лурия. Им
был сделан вывод о том, «что упражнения в конструировании оказывают
существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер
познавательной деятельности».
Конструирование – «продуктивный вид деятельности
дошкольника, предполагающий создание конструкций по образцу, по условиям и по
собственному замыслу».
Конструктивная деятельность занимает значимое место в
дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате
которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает
практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать
отношения и связи между деталями и предметами.
В педагогической практике широко используются разнообразные
виды конструирования - из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из
бумаги, природных и бросовых материалов. Из всего многообразия конструкторов,
которые используются в дошкольных учреждениях, мне хотелось бы остановиться на
ЛЕГО конструкторе, который представляется собой «яркий, красочный, полифункциональный
материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и
экспериментальноисследовательской деятельности ребёнка». С его помощью трудные
задания можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не
будет проигравших, так как каждый ребенок может с ней справиться. Элементы
конструктора ЛЕГО имеют разные размеры, разнообразны по форме, простые варианты
скрепления с другими элементами. Вариантов скрепления ЛЕГО-элементов между
собой достаточно много, что создает практически неограниченные возможности
создания различных типов построек и игровых ситуаций.
ЛЕГО – конструктор широко используется на занятиях по
конструированию и решает следующие задачи: развивает мыслительные процессы
(анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.). Достаточно эффективное средство
активизации мышления служит конструирование по моделям, по схемам, чертежам,
плану, образцу, по памяти.
Конструктивная деятельность требует относительно высокой
сосредоточенности внимания у детей. Прежде чем, приступить к созданию
конструкции, необходим точный расчёт, продуманность, определенная
последовательность и точность в работе. В процессе выполнения конструкции у
дошкольников развивается умение довести начатое дело до конца, контролировать
свою деятельность и получать качественный результат, что является очень важным
при обучении. Активизации внимания способствует конструирование по плану,
схеме, образцу, достраивание до целой фигуры («Построй дом», «Восстанови
сломанный мост», «Дострой дом (гараж, машину и т. д.) по образцу».
Легоконструирование
как средство развития пространственного мышления детей дошкольного возраста в
условиях ДОУ
Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые
материалы для занятий в дошкольных учреждений. Дети любят играть в свободной
деятельности. В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на
интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.
Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном
мире. Дети учатся с момента рождения. Они прикасаются к предметам, берут их в
руки, передвигают - и так исследуют мир вокруг себя. Для детей в возрасте от
трех до шести лет основой обучения должна быть игра - в ее процессе малыши
начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать,
экспериментировать. Игра предоставляет детям огромные возможности для
физического, эстетического и социального развития. В нашем детском саду с
конструктором Лего я работаю второй год. Учу детей работать по этапам.
Этапы развития способностей к конструированию:
1. Планировать
предстоящую деятельность, представлять ход работы по операциям, описывать
окончательный результат готового изделия.
2. Овладевать элементами
графической грамотности: умение охарактеризовать модель.
3. Самостоятельно
конструировать.
4. Овладевать
конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателем и
детьми.
5. Самоконтроль во время
конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с
поставленными задачами и запланированным образцом.
6. Определять назначение
получившегося изделия.
Если вижу, что дети устали, предлагаю разминку.
– Ручками похлопали:
раз, два, три.
– Ножками потопали:
раз, два, три.
– Глазками помигали:
раз, два, три.
– А потом попрыгали:
раз, два, три.
– Кубики застучали:
тук, тук, тук.
– Паровозик поехал:
чух, чух, чух.
– Вы любите ЛЕГО? Да,
да, да.
Дети продолжают конструировать.
Еще вариант игры-разминки, его можно использовать и в
начале игры.
– Два прихлопа, два
притопа: ёжики, ёжики (движения пальцев рук имитируют ёжиков)
– Раз, два, три по
наковальне: ножницы, ножницы (движения рук крест-накрест показывают ножницы)
– Бег на месте, бег на
месте: зайчики, зайчики (руки подняты вверх к голове, изображают ушки у
зайчиков)
– Ну-ка дружно, ну-ка
вместе: девочки, мальчики (сначала дружно кричат девочки, затем дружно кричат
мальчики).
– Очень дружные у нас
дети, и девочки, и мальчики. Поэтому всех детей мы берем в увлекательное
путешествие по стране ЛЕГО. Яркие, разноцветные, замечательные конструкторы
ЛЕГО ждут вас. Вы покажите, что можно построить, используя детали этих
конструкторов. Проявите свое творчество и воображение.
Использование
конструктора LEGO DUPLO «Ферма» для развития речи детей во второй младшей
группе.
Все дети любят играть в конструктор. Набор LEGO «Ферма»
прекрасная иллюстрация жизни в деревне. Конструктор помогает детям узнать, как
выглядят домашние животные, и какую пользу они приносят людям.
Дети могут создать свою ферму, построить дом, что
способствует развитию детской фантазии, изучить начальные понятия цвета, формы.
В совместной деятельности можно комбинировать наборы LEGO
это позволит научить детей играть в ролевые игры, придумывать различные сюжеты.
«Труд людей на ферме
«Напоить животных»
«Построить загоны»
«Посадить цветы»
«Распорядок дня» и другие
Набор LEGO «Ферма» можно использовать в дидактических
играх:
«Кто как кричит?»
«Найди малышу маму»
«Кто что ест?»
«Рассели животных»
«Что изменилось?»
«Кого не стало?»
«Узнай по описанию»
«Конспект
занятия по лего конструированию во второй младшей группе
Цель: Развитие способности детей к наглядному
моделированию через ЛЕГО – конструктор.
Задачи:
1.
Развивать зрительное и пространственное восприятие;
2.
Активизировать внимание, направленное на продолжение ритмического
рисунка постройки;
3.
Закреплять умения детей строить по образцу;
4.
Развивать наглядно-действенное мышление;
5.
Воспитывать детей работать в коллективе сверстников, помогая,
друг другу при совместной постройке;
6.
Развивать способность осуществлять элементарный анализ объектов,
выделять целое и части;
7.
Развивать у детей умения, передавать характерные особенности
животных, опираясь на схему.
Материал: ЛЕГО – человек, индивидуальные наборы с деталями
конструктора, образец постройки для детей, схемы на каждого ребенка.
Ход:
Педагог встречает детей, предлагая пройти на ковер. Звучит
загадочная музыка. На воздушном шаре спускается ЛЕГО-человек.
Я ЛЕГО - человек. Я прилетел к вам из волшебной страны
ЛЕГО. Ночью там был сильный ураган. Когда утром мы проснулись, то увидели, что
любимый зоопарк разрушен, а звери разбежались. Помогите нам.
- Дети, вы согласны
помочь ЛЕГО - другу. Он такой интересный, необычный (обращает внимание на
фигурку ЛЕГО-человечка)
- Чем
же он необычен? (Предполагаемые ответы детей) - Да, он сделан из деталей
конструктора.
- А как называется этот
конструктор?
- Правильно. Это
конструктор ЛЕГО.
- Он попал к нам из
волшебной ЛЕГО страны. Что бы ему помочь нам надо туда отправиться.
- Вы согласны? Как туда
попасть?
- А я предлагаю
построить дорогу, но не простую, не обычную, а волшебную. Чем она необычна? Она
состоит из ЛЕГО деталей.
Но сначала построим волшебную дорогу.
Кирпичик нужный найди,
Дорогу в ЛЕГО - страну собери.
Развивающая игра «Волшебная дорожка»
Чтобы построить дорогу, нужно соблюдать правила, каждому
надо взять только 2 детали. Детали должны быть разные: разные или по цвету, или
по размеру. Начинаем строить: я ставлю первую деталь. Следующая должна быть
похожа на мою по цвету или размеру.
- У
кого есть подходящая? (помогает соотносить детали по цвету или размеру.) Твоя
деталь похожа на мою? По цвету или размеру?
- А почему ты поставил
эту деталь?
- Все поставили свои
детали? Дорога готова?
- Чтобы никто не
потерялся в пути, крепко сцепимся мизинчиками, как детальки ЛЕГО (по кругу
вокруг стола) .
- Можно
отправиться в путь. (Как заклинание) Друзей с собою возьми.
И в ЛЕГО страну попади.
Упражнение для глаз. ЧЕЛОВЕЧЕК (Глаза вверх, вниз, вправо,
влево, широко открыли от удивления, крепко зажмурились, поморгали.)
Мы с вами в ЛЕГО стране. (Беру человечка) А вот и зоопарк
(подходят к столу с зоопарком). Поспешим к нему!
Посмотрите, стены зоопарка разрушены. Сможем мы их
восстановить? А как? Часть стены сохранилась. Это будет для нас подсказка.
Давайте мы ее внимательно рассмотрим.
- Из чего она сделана?
Да из деталей Лего - конструктора.
- Все ли детали
одинакового цвета?
- А какого они цвета?
- А по размеру
одинаковые (уточнить размер)?
- Как детали ЛЕГО
держатся (соединяются) между собой? (про кнопочки).
Возьмите контейнеры с деталями и проходите на полянку,
располагайтесь удобно, но так, чтобы было видно образец (следить за осанкой).
Начинаем строительство.
Детали, детали,
Вы спать не устали.
Сегодня с утра
Нам строить пора.
Начинаем строительство.
( Идет индивидуальная работа: оказание помощи путем
показа, дополнительного объяснения, поддержки, одобрения.)
- Несите постройки к
разрушенному зоопарку. Захватите с собой контейнеры. Лего-друг нас ждет. Будем
восстанавливать стены.
Нам осталось только закрепить ваши стены на фундаменте.
Ставьте их плотно, без щелей и проемов. (Закрепить зелеными деталями).
Было много кирпичей.
Каждый был совсем ничей.
А теперь детали
Крепкой стенкой встали.
Зоопарк восстановлен. Можно вернуться на полянку.
- Ребята, посмотрите,
как красиво смотрится наш зоопарк!
Вам нравится? Какие мы молодцы. Жители ЛЕГО страны будут
приходить в зоопарк… Рассматривать и кого они увидят. Но животных в зоопарке
нет.
- А каких животных вы
знаете? Как много животных вы знаете!
- А показать руками вы
их сможете?
Например, зайчика! (правой рукой, левой, одновременно)
- А как собаку
показать? (Дети пробуют, педагог показывает свою) .
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик. (Двумя руками) .
В зоопарке стоит слон
Уши, хобот, серый он.
Головой кивает,
Будто в гости приглашает.
Крокодил плывет по речке, Выпучив
глаза.
Он зеленый весь, как тина.
От макушки до хвоста.
- Молодцы! У вас просто
волшебные пальчики!
Из ЛЕГО выросла стена.
Продолжим добрые дела?
У ЛЕГО - друга сохранились фотографии животных, которые
жили в зоопарке. Дети мы с вами, в ЛЕГО – стране, значит, собрать животных
можно из…. ЛЕГО – деталей! У нас есть схемы животных. Одни схемы легкие, - они
зеленого цвета. А красные – это более сложные. Давайте их рассмотрим
(дети подходят к доске) .
Вы узнали их? (Обратить внимание па части тела и в
соответствии с этим — технологию изготовления). (Обобщает) Сделаны они тоже. из
лего. Кто какого животного хотел бы собрать?
Возьми фотографию - схему и пройди за столы - там будет
удобнее работать.
(Дети строят под музыку, воспитатель оказывает помощь по
мере необходимости).
Осанка, поза, неуверенные.
Мы с умом и разумом
Строим
все по- разному. Вот как в ЛЕГО стране бывает – Все, что мы любим - оживает.
Несите их аккуратно, бережно. Не торопитесь заселять
зоопарк. Посмотрим - кто в нем будет жить.
В нашем зоопарке поселился. Его построил …
- Расскажи о нем: есть ли у него имя? Что он любит делать?
Есть ли друзья? Какой он по характеру? Кто его сосед по зоопарку?
Вы заметили: какие удивительные у вас постройки. Крепкие,
красивые, оригинальные, все разные. И вы замечательно о них рассказали.
ЛЕГО - другу они очень нравятся. Он благодарит вас за
помощь. А за какую помощь?
Вы помогли жителям ЛЕГО страны. Восстановили зоопарк. Вы
были смелые, отважные, решительные, сообразительные - замечательные помощники.
На вас можно положиться. А вы себя, за что можете похвалить?
А теперь встаньте в круг и соедините ладошки.
Расцветай ЛЕГО - страна
А нам домой возвращаться пора.
Закрывайте глазки-
Мы уходим из этой сказки.Чудесный мешочек» и другие.
Конспект
интегрированного занятия в младшей группе с использованием
конструктора ЛЕГО: «Путешествие в космос» Цель:
- дать детям знания о
космосе, о планетах, звёздах;
- упражнять в
конструировании космического корабля из конструктора ЛЕГО;
- закрепит названия
деталей, их цвет;
- развивать умение
строить по образцу;
- развивать
творческие способности, воображение, быстроту реакции,
умение ориентироваться в пространстве; Материалы и оборудование:
Магнитофон, конструктор ЛЕГО, игрушки ЛЕГО-мастер и Лунтик,
«волшебный мешочек», иллюстрации с изображением звёзд, планет, комет и
космического корабля, обручи.
Ход
занятия:
Лунтик: - Здравствуйте ребята, давайте с вами познакомимся.
Вы знаете, как меня зовут? А как зовут вас? (Дети называют свои имена).
- Как вы думаете,
почему у меня такое имя, где я живу? (На Луне).
- Где находится Луна?
(В космосе).
- Что можно увидеть ещё
на ночном небе? (Звёзды).
- Отгадайте
загадку:
Угли пылают,
Совком не достать,
Ночью их видно,
А днём не видать. (Звёзды).
- Этот необычный,
огромный мир называется космос. Он наполнен множеством звёзд, планет, комет
(показать иллюстрации).
- Про что говорится в
загадке?
Жёлтая тарелочка на небе висит,
Жёлтая тарелочка всем тепло дарит (солнце).
- Солнце не одиноко в
космосе, у него есть семья – планеты.
Земля – это планета, где живут люди - вы, ребята.
- Я погостил у вас и
мне хочется вернуться домой на Луну.
- На чём мне можно
добраться до Луны?
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая … (Ракета).
- Помогите мне, ребята,
постройте космический корабль.
Воспитатель:
- Присядь Лунтик.
Ребята, давайте обратимся к ЛЕГО-мастеру и с помощью конструктора создадим
ракету.
ЛЕГО
- мастер: - Конечно я вам помогу, но сначала я хочу поиграть с вами в игру
«Угадай на ощупь». Проводится игра.
Воспитатель: - Давайте посмотрим, как построена ракета? Из
каких деталей сделан корпус ракеты? Сколько их? Из каких деталей сделан
двигатель ракеты? Сколько их? На чём мы их закрепили? Приступайте к работе (Под
космическую музыку дети строят).
- Когда построите,
перенесите ракету на космодром. Что это такое? (Место, откуда взлетают ракеты).
Дети
рассматривают постройки. Воспитатель: - Мы построили, ребята, Самый лучший
звездолёт. Всё проверим, всё исправим И отправимся в полёт.
- Спасибо за помощь,
ЛЕГО-мастер. Лунтик, приготовься к полёту.
- Поиграем в игру
«Космонавты». Идём по кругу и говорим вместе со мной:
Ждут на новые ракеты
Для прогулок на планеты.
На какую захотим,
На
такую полетим. Только есть один секрет – Опоздавшим места нет.
Дети по сигналу занимают места в обручах.
Звучит космическая
музыка.
Воспитатель: - Мы летим с вами в космосе. Что вы видите?
Какое небо бездонное, тёплое и ласковое. Интересно в космосе. Но нам надо
возвращаться домой.
- Как называется наша
планета? (Земля).
- Как называется наш
город? (Зеленогорск, поселок Орловка).
- Закройте глаза:
5-4-3-2-1 – вот уж в зале мы сидим.
- Вам понравилось наше
путешествие?
- Мы помогли Лунтику
вернуться домой, а теперь сами вернёмся в группу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.