Инфоурок Математика Другие методич. материалыПродуктивные способы развития умений у учащихся работать с учебным математическим текстом как основа развития ОУУН

Продуктивные способы развития умений у учащихся работать с учебным математическим текстом как основа развития ОУУН

Скачать материал

О.Г. Булыкина,

учитель математики

МБОУ «СОШ № 53 с углубленным

 изучением отдельных предметов»

г. Барнаул

 

Продуктивные способы развития умений у учащихся работать с учебным математическим текстом как основа развития ОУУН.

 

         Новый ФГОС чётко разводит понятия метапредмет и общеучебные УН, что позволяет ребёнку самостоятельно учиться, т.е. познавать окружающий мир через источники знания, одним из которых является учебная книга.

         Из исследований психологов известно, что учащиеся удерживают в памяти

- 10 % от того, что они читают;

- 26% от того, что они слышат;

- 30 % от того, что они видят;

- 50 % от того, что они видят и слышат;

- 70 % от того, что они обсуждают с другими;

- 80 % от того, что основано на личном опыте;

- 90 % от того, что они говорят ( проговаривают) в то время, как делают;

- 95 % от того, чему они обучаются сами.

         В своей работе я использую традиционные формы работы с учебной книгой:

·         Чтение правил, определений, формулировок теорем после объяснения учителя .

·         Чтение текста учебника после объяснения учителя.

·         Разбор примеров учебника после их объяснения учителем.

·         Чтение вслух учебника учителем с выделением главного и существенного.

·         Чтение текста учащимися и разбивка его на смысловые абзацы.

·         Чтение пункта учебника и ответы на вопросы.

·         Чтение текста учебника, самостоятельное составление плана и ответ учащихся по составленному плану.

·         Чтение текста учебника, самостоятельное составление плана-конспекта.

·         Написание докладов, рефератов по заданным темам.

      Необходимо обучать учащихся пользоваться не только текстом учебника, но и ориентировать их на использование его вспомогательного аппарата, что значительно ускоряет поиски нужного материала в учебнике.

          Ориентация на использование компонентов структуры книги:

-          Обложка(суперобложка).

-          Форзац (обычно, красочно оформлен таблицами, схемами, графиками, формулами, рисунками и т.д.).

-          Титульный лист, на котором указывается фамилия автора, название книги, издательство, год издания.

-          Аннотация (на обратной стороне титульного листа) – это краткое, в несколько строк, изложение содержания книги, указывается, для кого предназначена данная книга.

-          Оглавление, содержание.

-          Предметный указатель.

-          Ответы.

-          Исторический материал.

-          Задачи повышенной сложности.

-          Значение различных значков-символов на полях и т.д.

Работая с учебной книгой, учащиеся не только овладевают системой знаний, приобретают навыки самостоятельной работы, но и учатся находить ответы на возникающие у них вопросы. Поэтому обучать работать с книгой можно на различных этапах учебного процесса.

 

Формы самостоятельной работы учащихся с учебником при изучении нового материала

         Предварительное ознакомление с учебным материалом по теме предстоящего урока, с целью восстановления в памяти учащихся тех знаний из ранее пройденного, на которые будет опираться изучение нового, или же введение учащихся в тот круг вопросов, которые предстоит изучить на уроке.

         Самостоятельное изучение по учебнику отдельных вопросов.

         Выполнение заданий учителя:  составление простых и развёрнутых планов; отбор и выписывание примеров, цитат, иллюстраций; составление сравнительных характеристик, изучаемых событий и фактов, явлений и законов.

         Чтение научно-популярной, художественной литературы, хрестоматий, энциклопедий, справочников и т.д.

         Подготовка сообщений, докладов, рефератов.

 

Формы самостоятельной работы  учащихся с учебником при закреплении знаний

  1. Чтение и составление простых и развёрнутых планов по отдельным темам, пунктам, параграфов.
  2. Чтение учебника и подготовка ответов по плану изложения нового материала учителя.
  3. Подготовка ответов и развёрнутых выступлений по специальным заданиям учителя.
  4. Выполнение практических работ и упражнений по учебнику и учебным пособиям.

 

Формы самостоятельной работы учащихся с учебником при обобщающем повторении.

  1. Повторение важнейших частей и  глав учебника.
  2. Конспектирование обобщающих тем и глав учебника.
  3. Подготовка ответов по основным вопросам пройденного материала.
  4. Составление сравнительных характеристик, таблиц, схем.
  5. Подготовка докладов, рефератов и их презентация.

 

Для более успешной работы с учебной книгой составила различные памятки.

 

Алгоритм. Как составить план?

  1. Прочитай текст.
  2. Выдели существенные мысли.
  3. Выдели главную мысль.
  4. Раздели текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
  5. Озаглавь каждую часть, ища опорные словосочетания в тексте.
  6. Проверь, можно ли раскрыть главную мысль текста, используя пункты плана.
  7.  

      Требования к плану.

         В пунктах плана должны быть выделены главные мысли, чтобы было понятно о ком (или о чём) и что говорится в каждой части текста.

         Пункты плана должны быть краткими.

         Пункта плана должны быть связаны между собой по смыслу.

         Соблюдай графическую культуру записи, схема записи выглядит так:

1.

   а)

   б)

2.

   1)

   2)

и т.д.

 

Алгоритм. Как запомнить теорему?

  1. Прочитай формулировку теоремы, выдели условие и заключение.
  2. Выполни чертёж, на котором отметь соответствующие обозначения (равные отрезки, углы, прямой угол и т.д.).
  3. Оформи условие и заключение теоремы (дано, доказать).
  4. Прочитай доказательство.
  5.  При повторном чтении выдели «шаги» доказательства.
  6. Кратко их запиши, используя математические знаки, символы, обозначения.
  7. Рядом запиши обоснование каждого «шага».
  8. Проверь доказательство теоремы по своим записям и сверь с текстом учебника.

 

Алгоритм. Как подготовить доклад?

  1. Подобрать литературу.
  2. Изучить литературу и законспектировать те разделы, которые непосредственно связаны с темой доклада.
  3. Отобрать наиболее существенное и систематизировать всю нужную информацию.
  4. Составить план доклада.
  5. Сформулировать тезисы доклада в соответствии с планом.
  6. Подобрать иллюстрированный материал (графики, чертежи, примеры и пр.)

 

Алгоритм. Как писать реферат?

         Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме устного доклада содержания того или иного научного труда по определённой теме.

         Требования:

1. Краткость ( 1/10, 1/8 от объёма реферируемого текста).

2. Действительная информированность, отражающая в полном объёме проблемное содержание реферируемого текста.

         3. Определённая структура.

                     Действительная информированность достигается указанием предмета исследования и цели работы автора, основных результатов (выводов) работы, а также существенных данных о характере, приёмах и методах исследования.

         Структура:

-          заголовок (сюда выносятся название реферируемого труда, фамилия его автора, выходные данные источника);

-          собственно реферативная часть;

-          справочный аппарат, дополнительно характеризующий источник;

-          примечания реферата, т.е. твои примечания ( мнения относительно обозреваемых вопросов).

 

План-конспект по теме « Прямоугольник»
План.
       1. Определение прямоугольника.
 2. Свойства прямоугольника.
3. Признаки прямоугольника.

 

прямоугольник

параллелограмм

1.Определение

 

 

2.Свойства сторон

1.

2.

1.

2.

3.Свойства углов

1.

2.

3.

1.

2.

3.

4.Свойства диагоналей

1.

2.

1.

2.

 

Операционные действия по решению математических задач
(основан на короткой записи в виде таблицы).

  1. О каком процессе идёт речь в задаче?
  2. Какими величинами характеризуется этот процесс? (количество величин соответствует числу столбцов таблицы)
  3. Сколько процессов в задаче? (количество процессов соответствует числу строк таблицы)
  4. Какие величины известны? Что надо найти? (таблица заполняется данными задачи; ставится знак вопроса)
  5. Как связаны величины в задаче? (вписать основные формулы, выяснить связи и соотношения величин в таблице)
  6. Какую величину (величины) удобно выбрать в качестве неизвестной (неизвестных)? (клетки в таблице заполняются в соответствии с выбранными неизвестными)
  7. Какие условия используются для составления «модели»?       ( выписать полученную «модель»)
  8. Легко ли решить полученное? (если решить сложно, ввести новые переменные, использовать другие соотношения).

 

Важную роль в формировании УН самостоятельной работы с учебной книгой служит работа, проводимая с родителями. Для родителей можно провести выставку книг, рекомендовать список литературы и пр.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Продуктивные способы развития умений у учащихся работать с учебным математическим текстом как основа развития ОУУН"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Агроном

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

         Новый ФГОС чётко разводит понятия метапредмет и общеучебные УН, что позволяет ребёнку самостоятельно учиться, т.е. познавать окружающий мир через источники знания, одним из которых является учебная книга.

         Из исследований психологов известно, что учащиеся удерживают в памяти

- 10 % от того, что они читают;

- 26% от того, что они слышат;

- 30 % от того, что они видят;

- 50 % от того, что они видят и слышат;

- 70 % от того, что они обсуждают с другими;

- 80 % от того, что основано на личном опыте;

- 90 % от того, что они говорят ( проговаривают) в то время, как делают;

- 95 % от того, чему они обучаются сами.

         В своей работе я использую традиционные формы работы с учебной книгой:

·        Чтение правил, определений, формулировок теорем после объяснения учителя .

·        Чтение текста учебника после объяснения учителя.

·        Разбор примеров учебника после их объяснения учителем.

·        Чтение вслух учебника учителем с выделением главного и существенного.

·        Чтение текста учащимися и разбивка его на смысловые абзацы.

·        Чтение пункта учебника и ответы на вопросы.

·        Чтение текста учебника, самостоятельное составление плана и ответ учащихся по составленному плану.

·        Чтение текста учебника, самостоятельное составление плана-конспекта.

·        Написание докладов, рефератов по заданным темам.

 

      Необходимо обучать учащихся пользоваться не только текстом учебника, но и ориентировать их на использование его вспомогательного аппарата, что значительно ускоряет поиски нужного материала в учебнике.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 324 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 265
    • DOCX 60 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Булыкина Ольга Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Булыкина Ольга Григорьевна
    Булыкина Ольга Григорьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 18085
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие функциональной грамотности у обучающихся средствами математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 209 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 862 человека

Курс повышения квалификации

Методические и практические аспекты развития пространственного мышления школьников на уроках математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 124 человека

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель математики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1245 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 796 человек

Мини-курс

Разработка и проведение онлайн-обучения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 16 регионов

Мини-курс

Управление персоналом и коммуникация в команде

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов, критиков и общественных деятелей

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе