О.Г. Булыкина,
учитель математики
МБОУ «СОШ № 53 с углубленным
изучением отдельных предметов»
г. Барнаул
Продуктивные
способы развития умений у учащихся работать с учебным математическим текстом
как основа развития ОУУН.
Новый ФГОС чётко разводит понятия
метапредмет и общеучебные УН, что позволяет ребёнку самостоятельно учиться,
т.е. познавать окружающий мир через источники знания, одним из которых является
учебная книга.
Из исследований психологов известно,
что учащиеся удерживают в памяти
- 10 % от того, что они читают;
- 26% от того, что они слышат;
- 30 % от того, что они видят;
- 50 % от того, что они видят и слышат;
- 70 % от того, что они обсуждают с другими;
- 80 % от того, что основано на личном опыте;
- 90 % от того, что они говорят (
проговаривают) в то время, как делают;
- 95 % от того, чему они обучаются сами.
В своей работе я использую традиционные
формы работы с учебной книгой:
·
Чтение правил, определений, формулировок теорем
после объяснения учителя .
·
Чтение текста учебника после объяснения учителя.
·
Разбор примеров учебника после их объяснения
учителем.
·
Чтение вслух учебника учителем с выделением
главного и существенного.
·
Чтение текста учащимися и разбивка его на смысловые
абзацы.
·
Чтение пункта учебника и ответы на вопросы.
·
Чтение текста учебника, самостоятельное составление
плана и ответ учащихся по составленному плану.
·
Чтение текста учебника, самостоятельное составление
плана-конспекта.
·
Написание докладов, рефератов по заданным темам.
Необходимо
обучать учащихся пользоваться не только текстом учебника, но и ориентировать их
на использование его вспомогательного аппарата, что значительно ускоряет поиски
нужного материала в учебнике.
Ориентация
на использование компонентов структуры книги:
-
Обложка(суперобложка).
-
Форзац (обычно, красочно оформлен таблицами,
схемами, графиками, формулами, рисунками и т.д.).
-
Титульный лист, на котором указывается фамилия
автора, название книги, издательство, год издания.
-
Аннотация (на обратной стороне титульного листа) –
это краткое, в несколько строк, изложение содержания книги, указывается, для
кого предназначена данная книга.
-
Оглавление, содержание.
-
Предметный указатель.
-
Ответы.
-
Исторический материал.
-
Задачи повышенной сложности.
-
Значение различных значков-символов на полях и т.д.
Работая с учебной
книгой, учащиеся не только овладевают системой знаний, приобретают навыки
самостоятельной работы, но и учатся находить ответы на возникающие у них
вопросы. Поэтому обучать работать с книгой можно на различных этапах учебного
процесса.
Формы самостоятельной работы учащихся с учебником при изучении нового
материала
•
Предварительное ознакомление с учебным материалом
по теме предстоящего урока, с целью восстановления в памяти учащихся тех знаний
из ранее пройденного, на которые будет опираться изучение нового, или же
введение учащихся в тот круг вопросов, которые предстоит изучить на уроке.
•
Самостоятельное изучение по учебнику отдельных
вопросов.
•
Выполнение заданий учителя: составление простых и
развёрнутых планов; отбор и выписывание примеров, цитат, иллюстраций;
составление сравнительных характеристик, изучаемых событий и фактов, явлений и
законов.
•
Чтение научно-популярной, художественной
литературы, хрестоматий, энциклопедий, справочников и т.д.
•
Подготовка сообщений, докладов, рефератов.
Формы самостоятельной работы учащихся с учебником при закреплении
знаний
- Чтение и составление простых и развёрнутых
планов по отдельным темам, пунктам, параграфов.
- Чтение учебника и подготовка ответов по
плану изложения нового материала учителя.
- Подготовка ответов и развёрнутых выступлений
по специальным заданиям учителя.
- Выполнение практических работ и упражнений
по учебнику и учебным пособиям.
Формы самостоятельной работы учащихся с учебником при обобщающем
повторении.
- Повторение важнейших частей и глав
учебника.
- Конспектирование обобщающих тем и глав
учебника.
- Подготовка ответов по основным вопросам
пройденного материала.
- Составление сравнительных характеристик,
таблиц, схем.
- Подготовка докладов, рефератов и их
презентация.
Для более успешной
работы с учебной книгой составила различные памятки.
Алгоритм. Как
составить план?
- Прочитай текст.
- Выдели существенные мысли.
- Выдели главную мысль.
- Раздели текст на части, сгруппировав его
вокруг существенных мыслей.
- Озаглавь каждую часть, ища опорные
словосочетания в тексте.
- Проверь, можно ли раскрыть главную мысль
текста, используя пункты плана.
-
Требования
к плану.
•
В пунктах плана должны быть выделены главные мысли,
чтобы было понятно о ком (или о чём) и что говорится в каждой части текста.
•
Пункты плана должны быть краткими.
•
Пункта плана должны быть связаны между собой по
смыслу.
•
Соблюдай графическую культуру записи, схема записи
выглядит так:
1.
а)
б)
2.
1)
2)
и т.д.
Алгоритм. Как
запомнить теорему?
- Прочитай формулировку теоремы, выдели
условие и заключение.
- Выполни чертёж, на котором отметь
соответствующие обозначения (равные отрезки, углы, прямой угол и т.д.).
- Оформи условие и заключение теоремы (дано,
доказать).
- Прочитай доказательство.
- При повторном чтении выдели «шаги»
доказательства.
- Кратко их запиши, используя математические
знаки, символы, обозначения.
- Рядом запиши обоснование каждого «шага».
- Проверь доказательство теоремы по своим записям
и сверь с текстом учебника.
Алгоритм. Как
подготовить доклад?
- Подобрать литературу.
- Изучить литературу и законспектировать те
разделы, которые непосредственно связаны с темой доклада.
- Отобрать наиболее существенное и
систематизировать всю нужную информацию.
- Составить план доклада.
- Сформулировать тезисы доклада в соответствии
с планом.
- Подобрать иллюстрированный материал
(графики, чертежи, примеры и пр.)
Алгоритм. Как
писать реферат?
•
Реферат – краткое изложение в письменном виде или в
форме устного доклада содержания того или иного научного труда по определённой
теме.
•
Требования:
1. Краткость (
1/10, 1/8 от объёма реферируемого текста).
2. Действительная
информированность, отражающая в полном объёме проблемное содержание
реферируемого текста.
•
3. Определённая структура.
Действительная информированность достигается указанием предмета исследования и
цели работы автора, основных результатов (выводов) работы, а также существенных
данных о характере, приёмах и методах исследования.
•
Структура:
-
заголовок (сюда выносятся название реферируемого
труда, фамилия его автора, выходные данные источника);
-
собственно реферативная часть;
-
справочный аппарат, дополнительно характеризующий
источник;
-
примечания реферата, т.е. твои примечания ( мнения
относительно обозреваемых вопросов).
План-конспект по
теме « Прямоугольник»
План.
1. Определение прямоугольника.
2. Свойства прямоугольника.
3. Признаки прямоугольника.
|
прямоугольник
|
параллелограмм
|
1.Определение
|
|
|
2.Свойства сторон
|
1.
2.
|
1.
2.
|
3.Свойства углов
|
1.
2.
3.
|
1.
2.
3.
|
4.Свойства
диагоналей
|
1.
2.
|
1.
2.
|
Операционные
действия по решению математических задач
(основан на короткой записи в виде таблицы).
- О каком процессе идёт речь в задаче?
- Какими величинами характеризуется этот
процесс? (количество величин соответствует числу столбцов таблицы)
- Сколько процессов в задаче? (количество
процессов соответствует числу строк таблицы)
- Какие величины известны? Что надо найти?
(таблица заполняется данными задачи; ставится знак вопроса)
- Как связаны величины в задаче? (вписать
основные формулы, выяснить связи и соотношения величин в таблице)
- Какую величину (величины) удобно выбрать в
качестве неизвестной (неизвестных)? (клетки в таблице заполняются в
соответствии с выбранными неизвестными)
- Какие условия используются для составления
«модели»? ( выписать полученную «модель»)
- Легко ли решить полученное? (если решить
сложно, ввести новые переменные, использовать другие соотношения).
Важную роль в
формировании УН самостоятельной работы с учебной книгой служит работа,
проводимая с родителями. Для родителей можно провести выставку книг,
рекомендовать список литературы и пр.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.