Инфоурок Музыка Другие методич. материалыПроблемы психологической и биологической адаптации пианистов в процессе публичного выступления.

Проблемы психологической и биологической адаптации пианистов в процессе публичного выступления.

Скачать материал

Проблемы психологической и биологической адаптации пианистов  в процессе публичного выступления. Большинство слушателей, пришедших на концерт за эстетическим удовольствием, получают огромное наслаждение, от представленных пианистом произведений классической и современной музыки. Но, не секрет, что самая трудоёмкая и непростая работа пианиста осталась, скрыта от проницательного взгляда слушателя.

Одной из основных проблем при подготовке пианиста к выступлению, является его психологическая готовность. Вряд ли найдётся хоть один артист, ни разу не пострадавший от отрицательных форм сценического волнения.  

Выступление на сцене является очень сложным и тонким процессом, напрямую зависящим от физического и морального состояния исполнителя. Ведь исполнитель –прежде всего, является человеком, попавший в неестественные для него условия хронического стресса, человеком со своими индивидуальными физиологическими особенностями, постоянно выполняющий различные по сложности задачи.

Что же является причинами сценического волнения и какие факторы являются основополагающими?

Одной из причин сценического волнения является чувство ответственности исполнителя за свое выступление, сопровождаемое  мыслями «Что обо мне подумают, скажут?», «Как  они оценят мою игру?», «Смогу ли я стать профессионалом?»
Концертирующие пианисты, обладающие большим опытом выступления, знают, что одна из первопричин сценического волнения - боязнь музыканта забыть текст.   Волнуются, исполняя произведения публично, потому что боятся забыть; забывают, как правило, именно потому, что чрезмерно волнуются. Психологические корни этих явлений достаточно очевидны и не составляют секрета для высококвалифицированных педагогов-музыкантов. Н. А. Римский-Корсаков часто повторял, что эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение.  Но удивительным моментом является то, что потери текста на сцене не всегда связаны с некачественной проученностью текста. Важное значение имеет подготовка к концерту, а также длительность самого концерта. Небольшое по продолжительности исполнение сольного номера в концертной программе не может сравниться с большим, полноценным  сольным концертом. В обоих случаях концентрация внимания и состояние организма будут различными. Ещё одним важным моментом при организации концерта является  выбор оптимального временем для проведения данного мероприятия (традиционно признаётся вечер, примерно с 18.00 до 22.00 часов).   

Успешность концертному выступлению способствует триединство физического, умственного и эмоционального состояния исполнителя. Выдающийся советский, пианист и педагог Натан Перельман однажды на уроке сказал своей ученице, имеющей хрупкое субтильное телосложение: «Музыкант – это в первую очередь, шахтёр, а уже потом волшебник и мыслитель».  И с этими словами не согласиться нельзя: ни один исполнитель не обладающий крепкой формой, тренированными мышцами и физической выносливостью не добьётся высоко звания  профессионала высокого уровня. В процессе кропотливой работы на сцене, пианист тратит огромное число калорий. Известны случаи, когда за два часа, проведённых на сцене, исполнитель терял от 1.5 до 5 килограмм!  В связи с этим многие опытные педагоги-музыканты настаивают на  параллельных занятиях игры на фортепиано заняться некоторыми видами спорта (например, плавание, шейпинг, лёгкая атлетика, бальные танцы и другими видами спорта, способствующими гармоничному развитию и укреплению тела). Рекомендуется начинать занятия спортом с самого раннего детства для предотвращения таких  профессиональных заболеваний, как искривление позвоночника, воспаление сухожилий и др. Конечно, потенциально будущий исполнитель не сможет одновременно с успехами в музыкальной карьере достичь таких же успехов в спорте, но для общего развития, раз или два в неделю тренировки будут только полезны. Существуют определённые виды спорта, не рекомендованные пианистам или запрещённые из-за высокой опасности повредить жизненно важные органы, благодаря которым, собственно, и происходит игра на инструменте. В первую очередь, это руки (кисть, предплечье, фаланги пальцев), позвоночник (особенно шейный отдел). Пианистам не рекомендуется играть в большой теннис, так как постоянное напряжение пальцев и кисти может привести к хроническому перенапряжению свода ладони во время исполнения мелких моторных приёмов (пассажей, трелей) на рояле. Что как следствие приведёт к резкому ухудшению  качества техники и возникновению ощущения тянущей боли, скованности в руке. Противопоказанным видом спорта является баскетбол и волейбол, где подача мяча осуществляется силовым ударом кончиками пальцев по мячу, либо ударом ладони с размаха, что чревато растяжением связок (пальцев, кисти), вывихами и даже переломами. Фигурное катание и конный спорт, сопровождающиеся прыжковой нагрузкой для постоянно сидящего за роялем в полусогнутом состоянии позвоночника пианиста, будут очень вредны  и могут привести к грыжам межпозвоночных дисков и различным позвоночным травмам травмам.

Следующим, после физической готовности пианиста моментом является его психологическая зрелость. Важной составляющей психологической  подготовки исполнителя к концертному выступлению являются приёмы саморегуляции сценического состояния пианиста. Настрой на положительную волну во время концертного выступления способствует качественному протеканию умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых во время выступления. В достижении этой цели способствует чтение эзотерической и философской литературы, медитации на природе, любые расслабляющие и успокаивающие процедуры (массаж), аутотренинг.

При хорошем физическом и психологическом самочувствии и готовности исполнительского аппарата у пианистов возникают особые физические ощущения в руках, кистях и пальцах, которые характеризуются особым ощущением клавиатуры. Пианисты говорят о «легких» пальцах. Опытные педагоги рекомендуют запоминать, записывать и проговаривать эти ощущения, чтобы иметь возможность лучше вспоминать их перед выступлением и воссоздавать при разыгрывании перед выступлением.
Конечно, необходимо помнить, что вся работа по подготовке к выступлению
строго индивидуальна, и каждый исполнитель сам с годами подбирает удобный алгоритм для себя, используя и перерабатывая опыт старших коллег и отталкиваясь от своего темперамента. Процесс предконцертной подготовки всегда состоит из целого ряда составляющих: физических упражнений, философских размышлений, психологических тренингов, непосредственного разучивания музыкального материала за инструментом и занимает 90% от всего времени бодрствования исполнителя. Средняя продолжительность подготовки пианиста к сольному концерту или конкурсу составляет от трёх месяцев до года, менее значительного и короткого выступления – от недели до месяца. Ближе к самому концерту интенсивность занятий резко возрастает, за два-три дня – падает, оптимально сводясь только к повторению нотного текста, т. е. тренировке памяти.
Что же происходит с организмом пианиста в процессе выступления? В скелетных мышцах, как известно, находятся специальные мышечные рецепторы, возбуждающиеся при сокращении или растяжении мышц. Информация этих рецепторов обычно не доходит до нашего сознания, но без мышечного чувства человек не способен выполнить ни одного координированного движения. Таким образом, если исполнитель на время отключит сознание и попробует сыграть что-либо, опираясь лишь на мышечную память, в большинстве случаев ему это удастся.
Известны случаи, когда по определённым причинам основная память (головной мозг) отключается во время концерта или экзамена. В подобных случаях на выручку приходит мышечная память, способная выручить пианиста в неприятных случаях. Причин этих провалов памяти может быть множество: во-первых это может быть защитная реакция при излишней концентрации внимания, во-вторых провалы в памяти могут быть спровоцированы дефектами зрения и координации (не увидел клавишу, куда нужно попасть, либо увидел клавишу, но не попал), в-третьих- ощущение психологического давление со стороны недоброжелательно настроенной аудитории, а также неуверенность  в собственных силах, в успехе  и т. д. Подобные «провалы в памяти» могут явиться причиной невроза, в редких случаях даже нанести тяжёлую психическую травму, в случае, если и мышечная память также откажет (при панических атаках, к примеру), пианист собьётся, забудет ноты, сорвёт сложный пассаж, остановится, в крайних случаях – прервёт выступление. Подобные инциденты запоминаются надолго, имеют тенденцию повторяться, вызывая невроз навязчивых состояний, повышение чувства тревоги и прочие нервные нарушения.
Что касается работы опорно-двигательного аппарата в момент выступления, то ведущая роль, несомненно, здесь достаётся рукам и плечевому поясу. Сопротивление клавиш у рояля довольно велико, к тому же, механизм передачи импульса струнам сложный и долгий, поэтому для извлечения даже самого слабого и тихого звука нужно приложить усилия. Если же требуется мощный активный звук, эти усилия возрастают во много раз; в произведениях, обычно, тихие и громкие эпизоды чередуются, чтобы ухо слушателя лучше воспринимало музыкальный поток информации, а пианист в это время может отдохнуть благодаря смене технических приёмов. Экономия сил на сцене для исполнителя всегда представляло определённую трудность. Разумеется, затраты и экономия прилагаемой силы примерно рассчитывается заранее, ещё в домашних занятиях, но в условиях концерта «золотая середина» может сместиться, и тогда музыкант устанет намного раньше, чем он перед этим рассчитал. Поэтому всех пианистов учат быстро и своевременно реагировать на сигналы собственного организма, и в случае первых признаков утомления в «неположенном месте» делать больше пауз, снижать силу давления на клавиши даже в ущерб художественному впечатлению, иначе концерт рискует быть прерванным на середине.
В процессе исполнения особо громких, аккордных звуках, весь плечевой пояс совместно с руками  работает, как рычаг; исполнитель буквально наваливается на инструмент, иногда привстаёт, имитируя отталкивающие движения, что ещё больше усиливает прилагаемую к клавиатуре массу.
Следующим не менее важным важный аспектом  является– мелкая моторика. Этот вид техники, называется «жемчужная» техника и  представляет собой быстрые перебирание пальцами  клавиш. Слушатель же в этот момент слышит переливы, похожие на журчание реки. Жемчужная техника достигается Результатом многолетних упорных занятий. Существует множество упражнения для отработки приёмов мелкой техники, они  очень разнообразны,но могут и таить в себе скрытую опасность. За их кажущейся простотой, призванной вложить в пальцы музыканта здоровый автоматизм исполнения, стоит угроза бездумного многократного повторения, когда одно и то же движение происходит сотни раз без зрительного и мозгового контроля, что приводит к снижению качества приёмов, к неправильному разучиванию, к ошибкам. На профессиональном языке пианистов, следствием такой работы становится «переигрывание рук». С медицинской точки зрения, это либо начало артрита, либо тендовагиниты различной степени тяжести. Такие осложнения легче предотвратить, чем вылечить; рекомендуется постоянно следить за качеством исполнения упражнений, разнообразить технические упражнения каждый день (на разные виды техники, будут работать разные группы мелких мышц), стараться не переохлаждать пальцы и кисти (не ходить зимой без рукавиц), разминать и греть руки перед игрой на инструменте. Иногда встречается такая проблема, как зажатые плечи, обычно это проблема психологического характера и решается она легче, чем вышеуказанная, однако может случиться явление хронического перенапряжения при занятиях, по типу «плечи-предплечья-кисть», что усугубит и ускорит течение болезни.

Метаболические процессы в организме музыканта до, во время и после выступления.
Обмен веществ в организме концертирующего исполнителя схож в момент выхода на сцену с обменом веществ в организме спортсмена во время соревнований, примерно то же происходит и у студентов при сдаче экзаменов. Независимо от степени подготовленности, пианист испытывает кратковременный либо продолжительный страх, особенно сильный за пять минут до самого выхода. Пульс может участиться до 200 ударов в минуту, дыхание становится поверхностным, кожные покровы бледнеют, давление падает, либо резко повышается. Такое состояние, близкое к шоку, обратимо – чаще всего, при виде рояля и публики музыкант успокаивается и начинает вести себя адекватно (снова наблюдаем большое значение связи с моральным настроем перед выходом на сцену).
Всё объясняется резким выбросом в кровь адреналина, который стимулирует сердечно-сосудистую деятельность, а его переизбыток приводит к описанным симптомам. Люди, получающие удовольствие от опасных занятий (прыжки с парашютом со скалы, езда на автомобиле на предельной скорости), химически зависимы, они страдают от привязанности к адреналину и потребности время от времени ощущать переизбыток его концентрации в своём организме. Музыканты-исполнители, а также актёры и другие представители творческих профессий, предполагающих публичные выступления, шоу, ничем от них не отличаются.
Во время и после концерта состояние пианиста обычно меняется на противоположное, при удачном выступлении наступает эйфория, состояние огромного необъяснимого счастья (может быть связано с выделением «гормонов радости» - эндорфинов), либо, при неудаче или срыве наступает депрессия, апатия, со всеми вытекающими последствиями.

Способы предупреждения заболеваний позвоночника, и как следствие, неврологических нарушений у пианистов.

Позвоночник у сидящих музыкантов, в отличие от стоящих (скрипачи, духовики, певцы) подвержен ежедневным многочасовым узкоспециальным нагрузкам. Начнём с того, что каждый инструмент задаёт определённую позу для человека – у арфистов это «одно плечо вперёд и выше другого», у виолончелистов – упор в широко расставленные ноги при согнутом верхнем отделе спины, у пианистов – упор в одну ногу (обычно правую) и постоянно наклонённую вперёд голову (на вытянутой или напряжённой шее). К чему может привести такая поза? Учитывая то, что профессиональный пианист проводит за роялем каждый день от 5-и до 10-и часов, изменения в позвоночнике наступают относительно быстро и весьма серьёзные. К ним относятся такие заболевания, как остеохондроз, сколиоз (другие разновидности искривлений – лордоз, кифоз), невралгии, развиваются грыжи межпозвоночных дисков, происходят ущемления нервов, сосудов, отчего музыкант может испытывать сильнейшую продолжительную боль. Для профилактики каждому пианисту рекомендуется делать перерывы каждые два часа во время занятий, если чувствуется лёгкая усталость, и немедленно, если спина начала ощутимо болеть. Перерыв эффективен при полном расслаблении страдающего позвоночника: можно лечь на пол, либо на любую широкую твёрдую поверхность, лежать пять-семь минут, потом медленными плавными движениями тянуться одной рукой к кончикам пальцев другой. Хороши все упражнения на сгибания-разгибания спины, основное правило – ничего не делать резко. При остеохондрозе особое внимание следует уделить упражнениям на расслабление шеи, что достигается при спокойных наклонах головы в разные стороны, при круговых движениях.
Остеохондроз чреват развитием так называемого «синдрома позвоночной артерии», когда при деформации одного из позвонков шейного отдела пережимается важная артерия, несущая кислород в головной мозг; в результате развивается нарушение мозгового кровообращения, часто переходящее в хроническую ишемию мозга (при несвоевременно начатом лечении или отсутствии такового). При этом может ухудшаться память, появляться расстройства характера, нарушения вестибулярного аппарата (вестибулярно-вегетативный синдром), что значительно ухудшает не только качество работы исполнителя, но и собственно его жизни.
Поэтому так важна роль «производственной гимнастики» во время занятий за роялем, не стоит забывать о свежем воздухе, о курсах мануальной терапии и ЛФК не реже, чем раз в год.


Профессиональные заболевания, связанные с органами чувств.
Острота зрения и слуха тех или иных исполнителей напрямую связана с конкретными инструментами и условиями занятий. Оркестранты, как правило, чаще других страдают «тугоухостью», т. к. их слух постоянно подвергается максимальным звуковым нагрузкам, солистам в этом отношении легче. Но все они без исключения подвергают тяжёлым испытаниям своё зрение, занимаясь в полуосвещённых классах или коридорах, при том, что стандартный нотный текст достаточно мелок. Рано или поздно это приводит к необратимым изменениям зрения, первое проявление которых – близорукость. По возможности, нужно стараться искать хорошо освещённые помещения для занятий, периодически закрывать и расслаблять глаза, пользоваться очками.

Психологические проблемы и методы борьбы с ними.
     Начиная с маленького возраста, юные музыканты знают чувство волнения перед выступлением на сцене. Процесс сживания со сценой протекает у каждого ученика индивидуально и зависит, прежде всего, от особенностей нервной системы. Есть учащиеся, которые на эстраде расцветают, и другие, которые, напротив, на эстраде вянут. Таких, вянущих исполнителей, необходимо почаще привлекать к выступлениям на концертах в школе, а также на домашних праздниках. Первых же можно выпускать пореже, чтобы они хорошо играли не только на концертах.

Но слишком частые выступления на большой сцене также вредны для ребёнка: как в смысле нервной системы, так и общего здоровья. Чрезмерные выступления плохо отражаются на психике ребёнка, ему всё начинает казаться пресным, ему хочется аплодисментов, он развращается. Всё это даже для очень одарённых детей является тормозом в их художественном развитии. Развивается "звёздная болезнь", которую легче предотвратить, нежели лечить.

Итак, пианист на сцене. Перед первым извлечением звука волевым усилием необходимо отключиться от внешних впечатлений, сосредоточиться, собраться. Если же не удаётся сосредоточиться, нервы не успокоились, в голову лезут совершенно посторонние мысли, значит, наступило перевозбуждение и ничего хорошего ждать нельзя. Бурные эмоции дезорганизуют исполнительский процесс: пальцы могут начать заплетаться, или наоборот безудержно "побежать", возможна форсированная звучность и т.д. Обычно это случается, когда клетки мозговой коры подвергаются слишком сильному или слишком длительному возбуждению. Наступает охранительное торможение, получившее своё называется потому, что охраняет нервные клетки мозга от истощения, когда от них требуется работа, выходящая за пределы их возможности. Если парализуется музыкальная память, то неизбежна остановка или, если ученик не потерял самообладание, скачок на кусок музыки, который следует дальше по ходу пьесы. Задачей педагога является научить ученика находить места, с которых в случае провала памяти, всегда можно подхватить и продолжить нести музыкальную мысль. Путь возвращения к уже сыгранному, к началу пьесы, опасен. Велика вероятность, что неудача может вновь повториться повторяется в том же месте.

Внутреннее спокойствие и сосредоточенность - необходимое условие публичного выступления. Ученик должен быть убеждён, что в предыдущей работе им всё сделано, выучено, обработано, все технические трудности преодолены. Поэтому с первых шагов необходимо развивать у учащихся самоконтроль и самооценку. Умение трезво и как бы со стороны услышать и оценить свою игру необходимо как в повседневной работе пианиста, так и в открытом выступлении. Необходимо приучать детей после выступления, прослушивания или просто "контрольного" исполнения, дома, взяв ноты, отметить удачи и особенно недостатки исполнения, как бы наметив тем самым дальнейшие пути для работы. К.Таузиг, любил сейчас же после концерта, вернувшись домой, проиграть всю программу внимательно, осторожно, очистить её от всех случайностей концертного исполнения.

Заключение
Исполнительство, известное с незапамятных времён, по сей день остаётся загадочным и насыщенным действом, куда вовлечены все возможные проявления работы организма отдельно взятого человека, напрямую зависящие от внешних условий и внутреннего состояния. В данной работе, к сожалению, невозможно описать абсолютно всё, однако была попытка осветить наиболее важные аспекты. Сравнивая исполнительское искусство со спортом, хочется отметить, что по объёмам нагрузок, по реакции организма на эти нагрузки, по многим другим составляющим исполнительское искусство равно, а порой даже превосходит спорт, так как кроме физического (технического) совершенства подразумевает совершенство духовное (интерпретация произведений) и моральную устойчивость. Понимание узкоспециальных проблем исполнителей и строгое наблюдение за их состоянием здоровья принесёт радость огромному числу людей в виде новых имён и новых творческих свершений.

 

 

1.      Ю. А. Литвиненко «Роль публичных выступлений в процессе обучения музыке» М.: «Педагогика искусства» № 1 2010

2.      Н. И. Федоренко «Методические рекомендации по обучению детей в классе фортепиано ДМШ» Карагандинский областной институт усовершенствования учителей 1991

3.      С.Фейнберг «Пианизм как искусство» М.,«Музыка» 1969

4.        Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры» Классика-XXI, 1999

5.       В. И. Петрушин «Музыкальная психология» Уч. пособие для студентов и преподавателей. М.: ГИЦ ВЛАДОС,1997

6.       В. И. Руденко «Вопросы музыкальной педагогики» вып.2, изд. «Музыка», М.:1980
 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Проблемы психологической и биологической адаптации пианистов в процессе публичного выступления."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыковед

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Психологические проблемы и методы борьбы с ними.
     Начиная с маленького возраста, юные музыканты знают чувство волнения перед выступлением на сцене. Процесс сживания со сценой протекает у каждого ученика индивидуально и зависит, прежде всего, от особенностей нервной системы. Есть учащиеся, которые на эстраде расцветают, и другие, которые, напротив, на эстраде вянут. Таких, вянущих исполнителей, необходимо почаще привлекать к выступлениям на концертах в школе, а также на домашних праздниках. Первых же можно выпускать пореже, чтобы они хорошо играли не только на концертах.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 982 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.11.2014 707
    • DOCX 33.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Команок Юлия Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Команок Юлия Васильевна
    Команок Юлия Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 44375
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 851 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания музыки в общеобразовательной организации

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 135 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 247 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении игре на гитаре

Преподаватель игры на гитаре

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 215 человек

Мини-курс

Основы игровой деятельности дошкольников: роль игр в развитии детей

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Основы образовательной политики и информатики

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История архитектуры: от классицизма до конструктивизма

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек