Проблемные вопросы, проблемные
задачи, проблемный эксперимент
7 класс. Глава 1: Первоначальные
сведения о строении вещества.
Урок по теме: «Строение вещества»
Проблемный вопрос:
Сообщаю ученикам, что воду с давних времен считали даровым богатством, благом
природы. Наши предки, поселились на берегах полноводных рек, чистых озер и не
нуждались в большом количестве воды, не ощущали трудностей ни с доставкой её,
ни с очисткой. Со временем рост городов, развитие производства привели к тому,
что доставка и очистка воды стали крупной проблемой, требующей больших затрат.
Ставлю перед классом вопрос: «можно ли считать, что запасы воды неисчерпаемы?».
Выслушав ответы сообщаю, что запасы пресной воды у нас в стране есть, но вместе
с тем и расходы её значительны, особенно в с\хозяйстве и промышленности.
Предлагаю учащимся высказать свои соображения по экономии пресной воды, приведя
при этом ряд примеров, связанных с неразумным расходованием воды в быту.
Например, если из неисправного водопроводного крана вода только лишь капает, то
за сутки её утечет 60л.
Проблемная задача:
пользуясь секундомером и стаканом ( объём стакана – 250 мл) определить утечку
воды за сутки, если она из крана тянется струйкой толщиной в спичку. В
результате решения получается: стакан наполнится водой примерно за 40 с.; за
сутки произойдет потеря воды примерно 420 кг. После этого можно работать над
моделями молекул воды, разложением их на атомы кислорода и водорода и образованием
молекул этих газов.
Урок по теме: «Движение молекул»
Проблемный вопрос:1.
Какой водой- теплой или холодной – лучше запивать лекарство, чтобы ускорить его
действие? Почему?
2.Если эффект воздействия лекарства надо ускорить, то в каком виде лучше
порекомендовать больному принимать его: в виде таблеток или капель? Почему?
3.
На каком физическом явлении основано применение в терапии мазей, йода и других
наружных лекарственных составов?
Проблемный эксперимент:
устанавливаем на рабочем столике графопроектора чашку Петри, к которую наливаем
кипяченую воду. Набрав с помощью пипетки раствор йода, аккуратно ( желательно с
минимально возможной высоты, почти касаясь поверхности воды) выпускаем одну
каплю в воду. Прошу учащихся пояснить наблюдаемую на экране картину. Как происходит
наблюдаемое явление с точки зрения МКТ?
Урок по теме: «Взаимодействие
молекул»
Проблемный вопрос:
1. Если все тела имеют «зернистую» структуру, состоят из отдельных молекул
(атомов), разделенных промежутками и находящихся в непрерывном движении, то
почему они сами по себе не рассыпаются на части?
2.
Почему капли дождя висят на ветках деревьев и некоторое время не падают вниз?
Проблемный эксперимент: 1.Кусок
мыла разрезать, окунуть срезом в воду, стряхнуть и сильно прижать ко дну
мелкой фарфоровой тарелки. Держа за мыло, можно тарелку поднять вверх на
воздух. Почему?
2. На поролоновую губку помещаем гирю. Сначала гиря сжимает губку, а затем
останавливается, сжатие прекращается. Почему?
Урок по теме: «Три состояния
вещества»
Проблемный вопрос:
Можно ли увидеть воздух? Для ответа на этот вопрос можно проделать опыт:
погружаем опрокинутый стакан глубже в воду, держа его отвесно. Затем слегка
наклоняем стакан. Из под стакана вынырнет пузырек воздуха. Воздух легче воды,
поэтому пузырьки воздуха всплывают в воде кверху. Так можно весь воздух,
имеющийся в стакане вытеснить водой.
Проблемный эксперимент:
Можно ли воздух переместить из одного стакана в другой? Стакан с воздухом
держим одной рукой в воде дном вверх, стараясь не выпустить воздух из него.
Другой стакан, заполненный водой, держа тоже дном вверх, приближаем к стакану с
воздухом. Подводим стакан с воздухом под стакан с водой и осторожно наклоняем
его. Выходящие из нижнего стакана пузырьки воздуха входят в верхний стакан,
вытесняя воду. В конце концов верхний стакан заполнится воздухом целиком.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.