Проблемные вопросы, задачи и
проблемный эксперимент в 7 классе к главе 2: «Взаимодействие тел»
Урок по теме: «Скорость. Единицы
скорости»
Проблемная задача:
В 1966 году атомные подводные лодки впервые в мире осуществили кругосветное
плавание под водой и за 1,5 месяца, ни разу не поднявшись на поверхность
океана, прошли около 40 000 км. С какой средней скоростью они двигались?
Урок по теме: «Расчет пути и времени
движения»
Проблемная задача:
В тяжелых условиях первых месяцев Великой Отечественной войны возникла острая
нужда в легком, безотказном и простом средстве борьбы против танков, которое
всегда могло бы находиться у солдата «под рукой». Такое средство было создано.
Над его разработкой трудились два конструктора военной техники: С.Г.Симонов и
В.А.Дегтярёв. Они в течение месяца сконструировали и представили для испытаний
образцы новых противотанковых ружей.
На каком расстоянии от
советского воина находился в Великую Отечественную войну фашистский танк, если
пуля, выпущенная солдатом из противотанкового ружья со скоростью 1000 м\с,
настигла танк через 0,5с?
Урок по теме: «Инерция»
Проблемный вопрос:
Цитируется отрывок из произведения И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой теленок», в
котором описано, как Балаганов и Паниковский несут похищенные «золотые»
двухпудовые гири: «Паниковский нес свою долю обеими руками, выпятив живот и
радостно пыхтя. Иногда он никак не мог повернуть за угол, потому что гиря
продолжала тащить его вперед. Тогда Балаганов свободной рукой придерживал
Паниковского за шиворот и придавал его телу нужное направление». Почему
Паниковский не мог повернуть за угол?
Проблемный вопрос:
В тропических зонах Атлантического и Индийского океанов часто наблюдают полет
так называемых летучих рыб, которые, спасаясь от морских хищников, выскакивают
из воды и при благоприятном ветре совершают планирующий полет, пролетая
расстояние до 200-300 м на высоте 5-7 м. Как это рыбе удается сделать?
(Ответ: Рыба поднимается в воздух благодаря быстрым и сильным колебаниям
хвостового плавника. Вначале рыба несется по поверхности воды, затем сильный
удар хвоста поднимает ее в воздух. Распластанные длинные грудные плавники
поддерживают тело рыбы наподобие планера. Рыбы движутся по инерции.)
Проблемный эксперимент:
Такие простые опыты, как выдергивание листа бумаги из под стакана с водой,
выбивание щелчком картонки из под лежащей на ней монеты, очень удачны, но можно
учащимся предложить сделать следующий опыт дома и объяснить его. Несколькими
быстрыми шагами пронести тарелку с жидкостью и резко остановившись, поставить
ее на стол. В каком направлении выливается жидкость и почему?
Урок по теме: «Взаимодействие тел»
Проблемный вопрос:
Как бы вы поступили, чтобы отличить друг от друга два внешне одинаковых шара,
один из которых алюминиевый, а другой – медный? ( Ответ: шары надо привести во
взаимодействие и посмотреть, какой откатится дальше , тот изготовлен из
алюминия).
Проблемный эксперимент:
Известно, что авторучка «отказывается» писать в вертикальной плоскости.
Проверьте это на опыте и объясните почему так происходит.
Урок по теме: «Плотность вещества»
Проблемный вопрос:
Почему понтоны, заполненные пенопластом, практически непотопляемы?
Проблемная задача:
1.Сколько кубометров газа выделяет в городе, загрязняя среду, автомобиль –
такси, израсходовав за день 20 кг бензина?
2.
Жизненная ёмкость легких у взрослого человека около 4 литров. Какова масса
наполняющего их воздуха?
Проблемный эксперимент:
В две одинаковые мензурки насыпаем на 3\4 высоты сухих древесных опилок.
Показываем с помощью взвешивания, что масса опилок одинаковая, одинаков и их
объем. Потом с помощью жестяного кружка сжимаем опилки в одной из мензурок так,
чтобы объем опилок уменьшился вдвое. Ученикам задаем вопрос: в какой мензурке
опилки уложены плотнее и во сколько раз?
Урок по теме: « Сила. Явление
тяготения. Сила тяжести»
Проблемный вопрос:
1. Почему шар, висящий на нити, после её пережигания начинает падать, изменяя
свою скорость?
2. Из
наклоненного стакана выливается вода, падая на Землю. Почему?
3.
Мяч скатывается с горизонтальной площадки и падает на Землю по криволинейной
траектории. Почему?
Проблемная задача:
Самые крупные животные относятся к классу млекопитающих, из них особенно
своими размерами и весом поражает синий кит. Например, один из добытых китов
достигал в длину 33 метра и весил 1500 кН, что соответствовало весу 30 слонов
или 150 быков. Самая крупная современная птица - африканский страус,
достигающий 2,75 м в высоту,2 м в длину ( от кончика клюва до конца хвоста) и
имеющий массу 75 кг. К самым мелким птицам относятся некоторые виды колибри,
масса которой 2 г, размах крыльев 3,5 см. Найти вес млекопитающих в ньютонах,
если даны их массы: кита – 7000 кг; слона – 4000кг; носорога – 2000 кг; быка –
1200 кг; медведя – 400 кг; свиньи – 200 кг; человека – 70 кг; волка – 40 кг;
зайца – 6 кг.
Проблемный эксперимент:
Возьмем 2 одинаковых по размерам и массе листа бумаги. Один лист скомкаем.
Одновременно отпустим оба листа с одной и той же высоты. Почему оба листа
падают именно вниз? Почему скомканный лист бумаги падает быстрее, чем не
скомканный?
Урок по теме: « Графическое
изображение силы. Сложение сил.»
Проблемный вопрос:
Учитель начинает читать:
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не
нам;
Да только воз и ныне там.
А так ли это? Казалось бы, И.А. Крылов
навечно пригвоздил воз к берегу речушки, но поклажа для всех троих «казалась и
легка» и о трении ничего не говорится в условии задачи, то есть в басне,
следовательно, им можно пренебречь. «Рак пятится назад» скорее всего, он тоже в
воду ползет, а если так, то усилия их складываются, пусть даже под углом.
Тогда Лебедь, рвущийся к облакам, облегчит еще больше воз, и он покатится к
воде. А теперь можно задать вопрос: действие каких сил компенсируется в
примере с возом из басни И.А.Крылова «Лебедь, Рак и Щука»?
Урок по теме: «Сила трения»
Проблемный вопрос:
1. Ясно вы сказать могли бы, я хотела б очень знать,
Почему живую рыбу очень трудно удержать?
2.В
гололедицу зимой над замерзшею водой
Чья
- то добрая рука посыпает слой песка,
Все
скорее отвечают: для чего так поступают?
Проблемный эксперимент:
Бутыль, горлышко которой ровное ( без венчика) наполнить водой. Смочить пальцы
одной руки в мыльном растворе. Попытаемся кончиками пальцев взять за горлышко
бутыль и перенести её. У нас ничего не получается. Бутыль выскальзывает.
Почему?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.