Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПроблемное обучение в начальной школе

Проблемное обучение в начальной школе

Скачать материал

                                      Проблемное обучение в начальной школе.

 

Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию  творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением.

         Поэтому создание учителем цепи проблемных ситуаций в различных видах учебной деятельности обучающихся и управление их мыслительной (поисковой) деятельностью по усвоению новых знаний путем самостоятельного или коллективного решения учебных проблем составляет сущность проблемного обучения.

Цель применения технологии проблемного обучения: научить обучающихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:

-создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования;

-повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.

-применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.

       

              Рекомендации учителю при разработке им проблемного урока. 1.Точное определение объема и содержания учебного материала, предназначенного для изучения на уроке.

2.Систематизация учебного материала в соответствии с логикой учебного предмета, его структурой, а так же в соответствии с принципами дидактики.

3. Деление учебного материала на легко усваиваемые и тесно между собой связанные части.

4.Усвоение частей, сопровождающихся контролем и корректированием результатов усвоения.

5.Учет индивидуальных темпов усвоения учебного материала школьниками и темпов работы группы.

6. Виды учебной работы школьников в условиях проблемного обучения.

       Примерная структура проблемного урока.

1.Организационный момент :

- включение детей в деятельность;

- выделение содержательной области.

2. Актуализация знаний:

- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия»  нового знания;

- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.

3. Постановка учебной проблемы:

- определение затруднения, его место.

- определение необходимости нового знания.

4. «Открытие» обучающимися нового знания :

- выдвижение гипотезы;

- проверка гипотезы.

5. Первичное закрепление :

- внешнее оформление новых алгоритмов;

- фиксирование уже оформленного знания.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе:

- самостоятельное решение типовых заданий;

- самостоятельная проверка обучающимися своей работы.

7. Повторение :

- включение нового материала в систему знаний;

- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

8. Итог занятия :

- рефлексия деятельности на уроке;

- самооценка обучающимися собственной деятельности

           Правила создания проблемных ситуаций.

      Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.

      Проблемное обучение часто выходит за пределы одного урока. И все же его достоинства перевешивают его слабости.

   Для того чтобы заинтересовать ребенка, дать возможность видеть рост его в процессе обучения можно использовать такой прием, как стимулирование ребенка к дальнейшей познавательной деятельности. Для этого использовать качественную оценку, например, награждение орденами и медалями.

    Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Качественные оценки такого рода получают обучающиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках, когда заслуживают отметки «5», как правило, дети дисциплинированные и с хорошей памятью. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.

    Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях.

 

 

 Литература.

1.                 Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу   Л.1973.

2.                 Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М. Педагогика 1977.

3.                 Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. Педагогика 1972.

4.                 Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М. Педагогика 1980.

5.                 Кульбякина Л.Я. Выбор метода обучения. / Начальная школа. – 2002. - № 2 .

6.                 Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. М.: Центр «Педагогический поиск» 2000.



Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Проблемное обучение в начальной школе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Администратор баз данных

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Проблемное обучение в начальной школе.Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением.Поэтому создание учителем цепи проблемных ситуаций в различных видах учебной деятельности обучающихся и управление их мыслительной (поисковой) деятельностью по усвоению новых знаний путем самостоятельного или коллективного решения учебных проблем составляет сущность проблемного обучения.Цель применения технологии проблемного обучения: научить обучающихся идти путем самостоятельных находок и открытий. Для достижения этой цели надо решать следующие задачи: -создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования; -повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями. -применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе. Рекомендации учителю при разработке им проблемного урока. 1.Точное определение объема и содержания учебного материала, предназначенного для изучения на уроке.2.Систематизация учебного материала в соответствии с логикой учебного предмета, его структурой, а так же в соответствии с принципами дидактики.3. Деление учебного материала на легко усваиваемые и тесно между собой связанные части.4.Усвоение частей, сопровождающихся контролем и корректированием результатов усвоения.5.Учет индивидуальных темпов усвоения учебного материала школьниками и темпов работы группы.6. Виды учебной работы школьников в условиях проблемного обучения. Примерная структура проблемного урока. 1.Организационный момент :- включение детей в деятельность; - выделение содержательной области. 2. Актуализация знаний:- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания; - фиксирование затруднения в деятельности по известной норме. 3. Постановка учебной проблемы: - определение затруднения, его место. - определение необходимости нового знания. 4. «Открытие» обучающимися нового знания :- выдвижение гипотезы; - проверка гипотезы. 5. Первичное закрепление :- внешнее оформление новых алгоритмов; - фиксирование уже оформленного знания. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе: - самостоятельное решение типовых заданий; - самостоятельная проверка обучающимися своей работы. 7. Повторение :- включение нового материала в систему знаний; - решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала. 8. Итог занятия :- рефлексия деятельности на уроке; - самооценка обучающимися собственной деятельности Правила создания проблемных ситуаций. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения. Проблемное обучение часто выходит за пределы одного урока. И все же его достоинства перевешивают его слабости. Для того чтобы заинтересовать ребенка, дать возможность видеть рост его в процессе обучения можно использовать такой прием, как стимулирование ребенка к дальнейшей познавательной деятельности. Для этого использовать качественную оценку, например, награждение орденами и медалями. Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Качественные оценки такого рода получают обучающиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках, когда заслуживают отметки «5», как правило, дети дисциплинированные и с хорошей памятью. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями. Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях. Литература.1.Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу Л.1973.2.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М. Педагогика 1977.3.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. Педагогика 1972.4.Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М. Педагогика 1980.5.Кульбякина Л.Я. Выбор метода обучения. / Начальная школа. – 2002. - № 2 .6.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. М.: Центр «Педагогический поиск» 2000.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 908 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.03.2020 84
    • DOCX 16.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Будрецких Яна Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Будрецких Яна Вячеславовна
    Будрецких Яна Вячеславовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 73576
    • Всего материалов: 238

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 209 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 415 человек

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2667 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 453 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 195 человек

Мини-курс

Психология общения: от многоплановости до эффективности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Проектный анализ: стратегии и инструменты управления успешными проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусственный интеллект: тексты и креативы

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 238 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек