Проблемно-диалогическое
обучение в начальной школе в современных условиях
Переход к обновлённой системе начального образования требует от
современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не
давать новый материал в готовом виде. В связи с этим закономерно возникает вопрос: «Как
достичь предметных, метапредметных и лисностных результатов, то есть
сформировать универсальные учебные действия у обучающихся?»
Таким образом возникла
необходимость использования в учебном процессе новых образовательных
технологий, предполагающих исследовательскую деятельность на уроке.Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое
обучение.
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое
усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем
диалога.
В
словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный"
означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть
проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения".
Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов
для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.
Слово "диалог"
означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в
специально организованном учителем диалоге. Различают два вида диалога: побуждающий
и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную
деятельность и имеют разный развивающий эффект.
Существует три
основных метода постановки учебной проблемы:
· побуждающий
от проблемной ситуации диалог;
·
подводящий к теме диалог;
·
сообщение темы с
мотивирующим приемом.
Побуждающий
от проблемной ситуации диалог
Данный метод постановки учебной проблемы является
наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления
четырех педагогических действий:
1) создания проблемной ситуации;
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной
ситуации;
3) побуждения к формулированию учебной проблемы;
4) принятия предлагаемых учениками формулировок
учебной проблемы.
Рассмотрим эти действия.
Приемы создания проблемной ситуации.
Создать проблемную ситуацию, это значит ввести
противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную
реакцию, удивления или затруднения.
В основу проблемных ситуаций «с удивлением»
можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями.
Прием 1 самый простой: учитель
одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные
теории или чьи-то точки зрения.
Прием 2 состоит в том, что педагог
сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое
задание на новый материал.
Прием 3 в сравнении с предыдущими
он самый сложный, т.к. выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает
житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на
ошибку». Затем (шаг 2) предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или
наглядностью.
В основе проблемных ситуаций «с затруднением»
лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание
учителя. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается
практическое задание на новый материал, а их различие - в сути задания.
Прием 4 наиболее простой:
ученикам дается задание, не выполнимое вообще.
Прием 5 предлагает задание, не
сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не
сталкивались.
Прием 6 самый сложный,
поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое
задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже
имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание
школьниками все-таки не выполнено.
Побуждение к осознанию
противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы
учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации
противоречие. Поскольку проблемные ситуации создается на разных противоречиях
и различными приемами, текст побуждения для каждого из шести приемов будет
свой. Приведём пример:
v Вы смогли выполнить
задание? В чём затруднение?
v Вопрос был один? А мнений
сколько?
v Что вас удивило? Что
интересного заметили?
v Почему это задание не
получилось? Что мы не знаем?
Побуждение к
формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух
формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик:
«Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий,
обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут
различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для
учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам
сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные
ответы учащихся.
Сообщение темы с мотивирующим приемом заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы
либо интригующим материалом либо характеристикой значимости темы для самих
учащихся. Для этого существуют специальные приемы,
условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".
В
качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки, легенды,
фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и
повседневной жизни, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить
внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока. Прием "актуальность"
состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих
учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих
приема используются одновременно.
Методы поиска решения учебной проблемы
Побуждающий к гипотезам диалог
Данный метод поиска
решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления
четырех педагогических действий:
1) побуждения к выдвижению гипотез;
2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;
3) побуждения к проверке гипотез;
4) принятия предлагаемых учениками проверок.
Подводящий к знанию
диалог
Данный метод поиска решения учебной проблемы
значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки
гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку)
посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к
формулированию нового знания.
Таким образом, существуют три основных метода
поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от
проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой
обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что
ты открыл сам. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников
и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог
обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и
творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий
процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.
Существуют
различные классификации создания проблемных ситуаций.
Примеры
использования проблемных методов обучения на уроках в начальной школе.
1.
Проблемная
ситуация создается при выполнении практического задания.
В набор заданий включается задание, внешне похожее на уже знакомое, но
способ выполнения которого неизвестен. Учащимся предлагается открыть новый
способ действия.
ПРИМЕР 1. Математика 1 класс Тема урока: «Сложение с переходом через
десяток»
Фрагмент урока
|
Формирование УУД
|
- Проведем
соревнование. Решите примеры по вариантам:
2 +
3 7 + 2
4 +
1 9 + 1
5 +
2 6 + 3
8 +
5 9 + 4
- Саша и Катя будут
решать примеры на доске
|
|
Решение последних
примеров в каждом столбике вызывает затруднения, т.к. учащиеся еще не знакомы
со способом сложения с переходом через десяток.
- Почему же
возникло затруднение? ( Мы еще не решали такие примеры)
- Что же делать?
(Нужно открыть способ решения таких примеров)
|
Личностное УУД:
интерес к способу решения.
Познавательное УУД:
постановка проблемы
|
- Подумайте, как
можно решить пример 8 + 5
|
Познавательное УУД:
анализ
|
При затруднениях
учащимся предлагается использовать модели (индивидуальный дидактический
материал)
|
Познавательное УУД:
моделирование
|
Если ученики
предложили один вариант, то учитель может дать и другие варианты, например:
8+5= 8+1+1+1+1+1
8+5= 8+3+2
8+5= 8+2+3
В процессе
обсуждения дети приходят к выводу, что первый способ является нерациональным.
Второй – трудный, т.к. пример 8+3 также является новым. Правильным является
третий способ
|
Познавательное УУД:
анализ
|
- Решим пример 9+4
таким же способом.
- Научите Незнайку
решать такие примеры.
Он считает , что
нужно сначала прибавить 2, т.к. в примере 8+5 мы сначала прибавляли 2. Прав
ли Незнайка?
- Давайте составим
памятку по решению таких примеров.
Ученики под
руководством учителя составим памятку, например, такую:
- буду прибавлять
число по частям
- сначала прибавлю
столько, чтобы получилось 10
- определю, сколько
осталось прибавить. Для этого вспомню состав второго числа
- прибавлю к 10
оставшиеся единицы
- прочитаю ответ
|
Познавательное УУД:
анализ и обобщение
|
ПРИМЕР 2. Окружающий мир. 1 кл. Тема урока «Деревья, кустарники, травы»
(учебник Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова)
Фрагмент урока
|
Формирование УУД
|
- Рассмотрите
рисунки. Определите, какому из растений на рисунке соответствует понятие:
дерево, кустарник, травянистое растение (даются иллюстрации с подписями
растений: береза, горох, дуб, гвоздика, рожь, яблоня смородина, сирень,
банан)
|
Познавательное УУД:
анализ, классификация
|
Дети в группах
выполняют задание
|
Коммуникативные
УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
|
- Легко ли вам было
распределить растения по группам? При работе с каким растением у вас возникла
проблема? (банан)
- как же решить эту
проблему?
Дети в группах
обсуждают проблему, предлагают свои варианты ее решения: вспомнить
существенный признак, который поможет определить дерево, кустарник,
травянистое растение, вспомнить признаки, которые относятся ко всем трем
группам растений. Обсуждая в группах существенные признаки понятий, доказывая
участникам группы свою точку зрения, дети приходят к определенному выводу.
Результаты работы каждой группы оглашаются и делается общий вывод: банан
относится к травянистым растениям.
|
Коммуникативные
УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Познавательное УУД:
постановка проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы, анализ, обобщение
|
|
|
2.
Проблемная ситуация
создается при необходимости выбора одного из предложенных вариантов решения
задачи, выполнения практического задания, одного из мнений или суждений т.п.
Могут предлагаться два верных варианта, верный и неверный, рациональный
и нерациональный.
ПРИМЕР 1. Русский язык. 1 кл. (учебник Л.Я. Желтовской)
Упражнение из рубрики «Как устроен наш язык» (задание повышенного
уровня)
- Найди и выпиши слова, в которых буквы е, ю не обозначают мягкости
предшествующего согласного.
Проверь себя.
Сережа писал четыре слова (ел, объелся, рыбою, улыбается), а Оля – пять
(ел, объелся, рыбою, улыбается, целый). Кто из ребят выполнил работу правильно?
Почему?
Учащиеся доказывают правильность ответа Оли, т.к. буква е в слове целый
также не обозначает мягкости предшествующего согласного. После доказательства
учащиеся по просьбе учителя перечисляют все случаи, когда буквы е, ё, ю, я
обозначают мягкость предшествующего согласного, а когда обозначают два звука.
ПРИМЕР 2. Окружающий мир. 2 кл. Тема урока «Смена времен года»
(учебник Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова)
Выбери два ответа – почему на Земле происходит смена времен года:
1)
Земля вращается вокруг
своей оси.
2)
Ось Земли имеет наклон.
3)
Солнце по-разному
нагревает поверхность Земли.
4)
Земля вращается вокруг
Солнца.
3.
Проблемная ситуация
создается с помощью заданий – ловушек.
а) Задания – ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и
ориентацию на действия учителя. Например, учитель дает суждение,а детям
предоставляется выбор: либо согласиться с учителем, либо попробовать ответить
самостоятельно. Учитель: « Грибы - это животные, т.к. они не зеленого цвета как
растения. Грибы - это растения, т.к. они не передвигаются как животные. Кто со
мной согласен?»
4.
Проблемная ситуация
создается с помощью проблемного вопроса.
ПРИМЕР 1. Русский язык. 2 класс. (учебник Л.Я. Желтовской)
Учитель предлагает детям ответить на вопрос «Бывает ли буква одна, а
орфограммы две?»
Учащиеся высказывают гипотезы. Далее выполняют задание в учебнике.
- Отгадай загадку:
С окна зеленый е [жы]к
Не убе[жы]т:
Нет но[жы]к.
В словах со слогом [жы] определи ударение и найди одно слово, к
которому можно применить правило о правописании жи – ши под ударением. Выпиши
это слово.
- Почему к другим словам правило о жи – ши не подходит?
Затем учащиеся сравнивают свои ответы с мнением авторов учебника.
Правило. В слогах, которые произносятся как [жы-шы] , только под
ударением пишется и. В безударных слогах могут быть правильными и другие
буквы: ёжик, ножек.
5.
Проблемная ситуация
создается при необходимости сделать теоретическое обобщение, вывод (в форме
правила, определения, алгоритма, схемы и т.п.)
ПРИМЕР. Математика. 2 кл. (учебник Башмакова, Нефедовой)
Найди значения выражений.
8 – 4 – 3 8 – (4 + 3) 8 – 4 + 3
Сравни выражения и их значения. Сделай вывод.
Как из числа вычесть сумму двух других чисел?
Закончи фразу:
Для того чтобы из числа вычесть сумму двух других чисел, можно сначала
из числа вычесть… , а затем вычесть… .
Примени это правило для выражения: 9 – (3 + 2) = …
6.
Проблемная ситуация
создается при необходимости выполнить исследование на основе проведения опытов
и сделать выводы.
ПРИМЕР 1. Окружающий мир 3 кл. Тема «Исследуй превращения воды»
(учебник Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова)
Опыт 1. Измерь температуру воды и налей ее в формочки. Поставь их в
морозильную камеру. Наблюдай, когда на поверхности воды появятся льдинки.
Измерь еще раз температуру воды.
Опыт 2. Опусти лед из формочек в воду. Наблюдай, плавает или тонет лед.
Опыт 3. Положи сосуд с водой в морозильную камеру. Наблюдай, как изменится
объем воды при замерзании.
Опыт 4. Налей немного воды в блюдце и поставь в теплое место.
Понаблюдай испарение воды. Виден ли водяной пар?
Опыт 5. Нальем в чайник соленую воду, доведем до кипения. Поместим
блюдце со снегом или льдом над носиком кипящего чайника, а под ним поставим
тарелку. Наблюдай, что происходит. Попробуй на вкус капельки, которые стекли на
тарелку.
- Сделай выводы по результатам наблюдений.
Вода замерзает при _____________________________________ градусов.
Лед ________________________________________________ воды.
Он занимает ____________________________ объем, чем вода.
Водяной пар _______________________________________________ .
Вода в облаках ______________________________________________ .
7.
Проблемная ситуация
создается при организации дискуссии в процессе анализа литературного
произведения, заключающего в себе проблему или противоречие.
ПРИМЕР 1. Литературное чтение. Тема: Л.Н. Толстой «Косточка»
- Почему все засмеялись, а Ваня заплакал?
- Все засмеялись над Ваней? Радовались тому, что с ним случилось?
- Хорошо или плохо поступил Ваня?
- Как автор относится к Ване? Почему? Докажите словами из текста.
- Значит, брать без разрешения, то есть воровать, можно?
- А вам Ваня нравится? Вы простили бы его?
- А приятно прощать слабого? Почему? Много раз вам удавалось прощать?
Основные выводы
Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением
реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании.
Данная технология является:
- результативной,
поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие
интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной
личности обучающихся, развитие универсальных учебных
действий; -
здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические
нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия»
знаний.
- носит
общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом
предметном содержании и любой образовательной ступени.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.