Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ДОМАШНЕМ ОБУЧЕНИИ
Колмыкова Г.Г.
МОБУ СОШ № 34, г. Таганрог
kolmykova-70@mail.ru
Личность - одна из главных составляющих в общении с детьми, находящимися на индивидуальном обучении.
Социальные особенности, выбираемая ребёнком траектория жизненного пути – это, пожалуй, можно назвать «особенностями личности».
Каждую личность характеризуют свои, присущие только ей черты, определяющие её внутренние особенности. Поэтому очень важно знать, а педагогу, работающему с такими детьми, я считаю, понимать и чувствовать, поведение ребёнка, предугадывать исход общения, уметь прогнозировать и реагировать правильно на те или иные ситуации, в которые попадает такой ребёнок.
Личность - это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех её психологических свойств, это - индивидуальность [4].
Индивидуальность детей, находящихся на домашнем обучении, требует от педагога особенных взаимоотношений. Учитель обязан учитывать интеллектуально-личностные ресурсы этих обучающихся. Большую помощь в работе мне оказывает школьный психолог, но настроения на учебный процесс у учащихся бывают разными.
Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.
Личностный ресурс - наличие сил и внутренняя готовность к решению поставленных задач. Личностный ресурс складывается из ресурсного состояния (физического и душевного) и личностной составляющей, состояния духа, личностной силы. Ресурс определяется как шанс, возможность, средства, запасы чего-либо, к которым обращаются в случае необходимости. Изучением ресурсов занимались: М.А. Холодная, К. Андреас и Т. Андреас, Н.Б. Москвина. [1].
Личностный ресурс является частным понятием личности диалога культур и представляет собой ценностно-эмоциональную сферу учеников, включающую в себя различные характеристики. Основными социально-психологическими и возрастными характеристиками любого периода развития личности являются: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, сфера общения, психические новообразования, характеризующие интеллектуальное, эмоциональное развитие [2]. Одна ученица пишет сказку-рассказ. Она с особым трепетом относится к лошадям, поэтому это животное является для неё своего рода священным животным. Особую роль в своей сказке она отводит существам человеко-животным и персонажам трансформерам. Таков её внутренний мир.
Интеллект - это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего - к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности, - способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности - при овладении новым кругом жизненных задач. Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида [4].
Термин «потенциал» происходит от латинского potentia и означает мощь, силу, возможность, способность, существующие в скрытом виде и способные проявиться при определенных условиях [4]. В отечественной психологии наиболее полно проблема личностного потенциала представлена в работах Д. А. Леонтьева. Под личностным потенциалом он понимает системную организацию особенностей человека, которые в обыденном языке связываются с представлением о «стержне личности», что прямо соотносится с мерой ее зрелости и психологического здоровья и является важным фактором успешной деятельности. Это системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе ее способности исходить в своей жизнедеятельности из устойчивых внутренних критериев и ориентиров, сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности на фоне разного рода давлений и изменяющихся внешних условий. Данная способность позволяет выступать личности саморегулируемым субъектом деятельности, оказывающим целенаправленные изменения во внешнем мире и сочетающим устойчивость к воздействию внешних обстоятельств, гибкое реагирование на изменения внешней и внутренней жизненной ситуации . Таким образом, этот конструкт личности описывает потенциальную возможность развития ее качественных характеристик, проявляющихся в процессе реального взаимодействия с миром.
Развивая понимание личностного потенциала, заложенного Д. А. Леонтьевым, С. А. Богомаз и В. В. Мацута рассматривают данное понятие в тесной взаимосвязи с инновационной деятельностью. Они считают, что наличие высокого личностного потенциала у человека может обеспечить в случае необходимости многократную мобилизацию его интеллектуальной, креативной и прочих видов активности, способствуя достижению продуктивности и результативности деятельности. Более того, личностный потенциал может быть своеобразно ориентирован на различные сферы жизнедеятельности человека [3].
Под субъектом психологии подразумевается активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект. Понятие субъект связано, прежде всего, с пониманием того факта, что активность исходит именно от человека, а не извне, из ситуации. Субъект, как носитель активности, сам выбирает направленность и объекты своей деятельности, так как источник энергии в нем самом, а не во внешнем мире. Окружающая ситуация, психологическое «поле предметов» может лишь актуализировать ту или иную потребность, расширять способы ее удовлетворения [5]. Иван Д. – делает маски из гипса, играет в компьютерные игры военной тематики, а Диана Б. пишет сказки, рисует, активно помогает родителям в их работе (у родителей небольшое собственное дело).
Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Психологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. Психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.
Образовательная среда учебного заведения является частью жизненной среды человека. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что учебное заведение (школа, профессиональное училище, техникум, ВУЗ), включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития [7]. Поведение педагогов с ребятами максимально корректное, каждый учитель вникает в проблемы ученика, не остается по мере возможности безучастным к его жизни в социуме.
Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание в образовательном учреждении безопасных условий труда и учебы, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессивности социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Важным условием снижения числа стрессовых ситуаций в педагогической практике является обеспечение психологической безопасности при взаимодействии участников образовательной среды [8].
Опасные ситуации- это нежелательные события, которые при несколько изменившейся ситуации могли бы явиться причиной дестабилизации личностной системы. Природа опасных ситуаций чрезвычайно разнообразна - это может быть физическая опасность, опасность социальных наказаний, материальных потерь, духовных переживаний и т.д.
Образовательное учреждение, в том числе школа, представляет собой микросоциум с присущими ему опасностями и угрозами. В частности можно выделить следующие опасности психологического характера: стрессы, обусловленные конфликтами между участниками образовательными процессами (учащимися и педагогами). Поэтому к необходимым психологическим характеристикам безопасной среды образовательного учреждения можно отнести стрессоустойчивость [7].
С позиции психологии здоровья здоровая личность психически устойчива (в том числе стрессоустойчива), что позволяет ей поддерживать собственную надежность и противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, бороться с препятствиями и, в конечном счете, достигать поставленных целей. В этом отношении психическое здоровье в целом, и стрессоустойчивость в частности, выступает как характеристика целостного, развития человека (М.Ф. Секач) [8].
Итак, передо мной встаёт проблема: можно ли создать модель поведения педагога во время обучения и общения с детьми, находящимися на индивидуальном обучении, учитывая их интеллектуально-личностный ресурс и потенциал, обеспечивая их безопасность?
1.Подгорнова Анна. Личностный ресурс развития в период юношеского возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://познавательный.рф/all/lichnostnyi-resurs-razvitija-v-period-yunosheskogo-vozrasta.html
2. С.Ю. Головин. Словарь практического психолога. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/intelekt
3. Мещерякова Э.И.Особенности становления личностного потенциала субъекта инновационной деятельности - Психологическая наука и образование - 2013/2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu/2013/n2/62372.shtml
4. Этимологический словарь русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. М., 1994.
5. А. С. Берберян.Понятие субъекта в образовательной парадигме как отражение гуманистических установок[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://sociosphera.com/publication/conference/2013/176/ponyatie_subekta_v_obrazovatelnoj_paradigme_kak_otrazhenie_gumanisticheskih_ustanovok/
6. Баева И.А., Гаязова Л.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. №3. Режим доступа URL: http://psyedu.ru/journal/2012/3/3015.phtml
7. Караваев С.В Психологические аспекты обеспечения безопасности образовательной среды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/275/1636
8. Калашникова С. А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности [Текст] / С. А. Калашникова // Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.2. — С. 84-87.
6 663 990 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Колмыкова Галина Генадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.