Инфоурок Другое Другие методич. материалы"Приставки и ее варианты"

"Приставки и ее варианты"

Скачать материал

Согласовано:                                                      Утверждаю:

Зам.директора по УР                                          Директор КГУ СОШК№3

Кунафин Б.К.                                                     Елемесова А.М.

__________________                                         ______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Приставка и ее варианты.

                                      Суффикс и ее варианты.

                                      Окончание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс: 5

Кабинет: 26

Дата: 06.12.2013

Учитель: Оралова А.Д.

                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семей, 2013 г.

Тема: Приставка и ее варианты. Суффикс и ее варианты. Окончание.

Цели: 1. познакомить учащихся с приставкой, суффиксом, с окончанием и их вариантами;

2. развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность, активизировать их речь, анализировать;

3. любовь к своей Родине, пробудить интерес и уважение к языку.

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, метод стимулирования к изучению предмета, проблемный.

Формы: фронтально-коллективный, индивидуальный.

Оборудование: задание – слайды, компьютер.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Психологический настрой.

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости,

Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем наш урок.

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели,

Пожелаем друг другу успехов, внимания,

Вперед за новыми знаниями.

2. Постановка задач урока. Сегодня мы познакомимся частями слова: приставкой, суффиксом, окончанием.

II. Воспроизведение пройденного материала.

На доске слова написаны:

(На трава лежат крупной росой)

- Можно ли данные слова назвать предложением? (Нет)

- Почему? (Эти слова не связаны между собой)

На доске написана группа слов:

Гриб, горка, грибок, лес, лесной, горняк, садовый, лесок, гора, грибной, грибник, сад, садик, горный, лесник, садовник.

Распределите слова по группам. Сколько групп слов должно получиться? (4 группы)

1. Гриб, грибок, грибной, грибник.

2. Горка, горняк, гора, горный.

3. Лес, лесной, лесок, лесник.

4. Сад, садовый, садик, садовник.

Как называются слова одной группы? (Однокоренные)

Почему? (У них общий корень)

- Какая часть слова называется корнем?

(Корнем слова называется общая част однокоренных или родственных слов)

III. Новая тема.

Сравните по смыслу и по составу данные глаголы. Какой частью слова они различаются? Где она находится: перед корнем или после корня?

         Выводить – обводить, заводить – проводить, отводить – приводить.

Что такое приставка?

- Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов; гулять – погулять, учить – обучить, ходить – входить, дать – передать.

Задание «Давайте поиграем».

Представьте себе, что вы сидите перед телевизором.

Представили?

- Я вам скажу: «В». Что вы сделаете?

- Включим телевизор.

- А если я скажу: «Пере»?

- Переключим на другую программу.

- А если я скажу: «Вы…» ?

- Значить надо выключить.

- Какой вывод можно сделать из этой игры?

Каждая приставка несет смысл.

Образуйте слова с помощью данных приставок. Напишите в два столбика: в 1-й – со значением приближения, во 2-й – со значением удаления.

под             ползти                           при            нести

                   нести                                                тащить

от               гонять                           у                 бежать

                   плыть                                               ходить

 

Сравните данные слова. Какие из них обозначают: а) предметы и профессии людей, б) предмет и признак предмета со значением «сделанный из данного предмета», Подумайте, от какой части слова зависит разница в лексических значениях слов каждой пары.

а) футбол                      камень

    футболист                 каменщик

б) кожа                          шерсть

    кожаный                   шерстяной

Суффикс (жұрнақ) – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов: ёж-ёжик, белый-беленький.

Образуйте от данных слов однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Медведь, стол, ключ, белка, дуб, игрушка, ложка, лицо.

Разминка.

Работа в тетрадях.

Лексический словарный диктант.

Как мы называем того кто водит самолеты?

Грузит тяжести?

Ходит в разведку?

Переводит с одного языка на другой?

Играет на пианино?

Пишет романы и повести? 

Рисует картины?

Прочитайте эти слова. К какой части речи относятся эти слова? Выделите суффиксы.

Что обозначают эти слова?

Что между ними общего?

Вывод: при помощи этих суффиксов образуется название лиц по какой либо профессии, специальности, по роду их занятий.

Исследовательская работа (на доске)

Прочитайте данные слова, рассмотрите их внимательно. Определите, когда пишется суффикс -чик. Самостоятельно сформируйте правило.

Разносчик, переписчик, гардеробщик, советчик, резчик, танцовщик, часовщик.

А теперь сверьте свой ответ, посмотрев слайд.

 

Звезда: 5 точек: -чик
                                                           Д

 

 

 

 Ж                                                            Т

 

 

 

 

 

 

    С                                      З

 

В остальных случаях пишется суффикс -щик.

Доктор Айболит хочет поделится с нами рецептом от простуды. Этот рецепт на доске., а Кот – шалун, пробегая мимо, стер некоторые буквы на конце слов.

Посмотрите, что получилось? (Дети читают текст на доске).

Чеснок. (карточки с текстом)

В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечить раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок…

Все ли понятно в этом тексте? Что надо сделать, чтобы стало все понятно? (Раздаю карточки с текстом).

- Вставьте в текст окончание слов. Выделите их квадратиком.

- Изменилось ли значение слова «Чеснок», когда менялась окончание?

Так, для чего служит окончание?

Окончание служит для связи слов в предложении.

Работа с учебником.

1. стр. 68 упр. 11

2. стр. 71 упр. 8

3. Чтение правила.

Выставление оценок с комментированием.

Домашнее задание: стр. 69 упр. 1 (устно); упр.6 (71)

Рефлексия: с какими частями слова познакомились?  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чеснок.

В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечить раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок…

 

 

 

 

Чеснок.

В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечить раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок…

 

 

 

 

Чеснок.

В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечить раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок…

 

 

 

 

Чеснок.

В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечить раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок…

 

 

 

 

Чеснок.

В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечить раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок…

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ""Приставки и ее варианты""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Карьерный консультант

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 188 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.06.2020 163
    • DOCX 43 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Батурин Евгений Александрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Батурин Евгений Александрович
    Батурин Евгений Александрович
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 95150
    • Всего материалов: 255

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 475 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 324 человека

Мини-курс

Сохранение и продвижение традиционных российских ценностей и культуры

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Wildberries: от управления заказами до продвижения товаров

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 26 регионов

Мини-курс

Эффективные стратегии текстовых коммуникаций в бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе