Согласовано: Утверждаю:
Зам.директора
по УР Директор КГУ СОШК№3
Кунафин
Б.К. Елемесова А.М.
__________________ ______________________
Тема: Приставка
и ее варианты.
Суффикс и ее варианты.
Окончание.
Класс: 5
Кабинет: 26
Дата: 06.12.2013
Учитель:
Оралова А.Д.
Семей, 2013 г.
Тема: Приставка
и ее варианты. Суффикс и ее варианты. Окончание.
Цели: 1. познакомить
учащихся с приставкой, суффиксом, с окончанием и их вариантами;
2.
развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность, активизировать
их речь, анализировать;
3.
любовь к своей Родине, пробудить интерес и уважение к языку.
Методы
обучения:
словесный, частично-поисковый, метод стимулирования к изучению предмета,
проблемный.
Формы:
фронтально-коллективный, индивидуальный.
Оборудование: задание –
слайды, компьютер.
Ход урока.
I.
Организационный момент.
1.
Психологический настрой.
Ребята,
сегодня к нам на урок пришли гости,
Мы
приветствуем гостей,
Дорогих
учителей.
Прозвенел
и смолк звонок,
Начинаем
наш урок.
Мы
за парты дружно сели,
Друг
на друга посмотрели,
Пожелаем
друг другу успехов, внимания,
Вперед
за новыми знаниями.
2.
Постановка задач урока. Сегодня мы познакомимся частями слова: приставкой,
суффиксом, окончанием.
II.
Воспроизведение пройденного материала.
На
доске слова написаны:
(На
трава лежат крупной росой)
-
Можно ли данные слова назвать предложением? (Нет)
-
Почему? (Эти слова не связаны между собой)
На
доске написана группа слов:
Гриб,
горка, грибок, лес, лесной, горняк, садовый, лесок, гора, грибной, грибник,
сад, садик, горный, лесник, садовник.
Распределите
слова по группам. Сколько групп слов должно получиться? (4 группы)
1.
Гриб, грибок, грибной, грибник.
2.
Горка, горняк, гора, горный.
3.
Лес, лесной, лесок, лесник.
4.
Сад, садовый, садик, садовник.
Как
называются слова одной группы? (Однокоренные)
Почему?
(У них общий корень)
-
Какая часть слова называется корнем?
(Корнем
слова называется общая част однокоренных или родственных слов)
III. Новая
тема.
Сравните
по смыслу и по составу данные глаголы. Какой частью слова они различаются? Где
она находится: перед корнем или после корня?
Выводить
– обводить, заводить – проводить, отводить – приводить.
Что
такое приставка?
-
Приставка
– это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых
слов; гулять – погулять, учить – обучить, ходить – входить, дать – передать.
Задание
«Давайте поиграем».
Представьте
себе, что вы сидите перед телевизором.
Представили?
-
Я вам скажу: «В». Что вы сделаете?
-
Включим телевизор.
-
А если я скажу: «Пере»?
-
Переключим на другую программу.
-
А если я скажу: «Вы…» ?
-
Значить надо выключить.
-
Какой вывод можно сделать из этой игры?
Каждая
приставка несет смысл.
Образуйте
слова с помощью данных приставок. Напишите в два столбика: в 1-й – со значением
приближения, во 2-й – со значением удаления.
под ползти при нести
нести тащить
от гонять у бежать
плыть ходить
Сравните
данные слова. Какие из них обозначают: а) предметы и профессии людей, б)
предмет и признак предмета со значением «сделанный из данного предмета»,
Подумайте, от какой части слова зависит разница в лексических значениях слов
каждой пары.
а)
футбол камень
футболист каменщик
б)
кожа шерсть
кожаный шерстяной
Суффикс
(жұрнақ) – это
часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов:
ёж-ёжик, белый-беленький.
Образуйте
от данных слов однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным значением.
Медведь,
стол, ключ, белка,
дуб, игрушка, ложка, лицо.
Разминка.
Работа
в тетрадях.
Лексический
словарный диктант.
Как
мы называем того кто водит самолеты?
Грузит
тяжести?
Ходит
в разведку?
Переводит
с одного языка на другой?
Играет
на пианино?
Пишет
романы и повести?
Рисует
картины?
Прочитайте
эти слова. К какой части речи относятся эти слова? Выделите суффиксы.
Что
обозначают эти слова?
Что
между ними общего?
Вывод:
при помощи этих суффиксов образуется название лиц по какой либо профессии,
специальности, по роду их занятий.
Исследовательская
работа
(на доске)
Прочитайте
данные слова, рассмотрите их внимательно. Определите, когда пишется суффикс -чик.
Самостоятельно сформируйте правило.
Разносчик,
переписчик, гардеробщик, советчик, резчик, танцовщик, часовщик.
А
теперь сверьте свой ответ, посмотрев слайд.
Д
Ж
Т
С З
В
остальных случаях пишется суффикс -щик.
Доктор
Айболит хочет поделится с нами рецептом от простуды. Этот рецепт на доске., а
Кот – шалун, пробегая мимо, стер некоторые буквы на конце слов.
Посмотрите,
что получилось? (Дети читают текст на доске).
Чеснок. (карточки
с текстом)
В
чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечить раны. Раньше
чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок…
Все
ли понятно в этом тексте? Что надо сделать, чтобы стало все понятно? (Раздаю
карточки с текстом).
-
Вставьте в текст окончание слов. Выделите их квадратиком.
-
Изменилось ли значение слова «Чеснок», когда менялась окончание?
Так,
для чего служит окончание?
Окончание
служит для связи слов в предложении.
Работа
с учебником.
1.
стр. 68 упр. 11
2.
стр. 71 упр. 8
3.
Чтение правила.
Выставление
оценок
с комментированием.
Домашнее
задание:
стр. 69 упр. 1 (устно); упр.6 (71)
Рефлексия:
с
какими частями слова познакомились?
Чеснок.
В
чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечить раны. Раньше
чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок…
Чеснок.
В
чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечить раны. Раньше
чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок…
Чеснок.
В
чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечить раны. Раньше
чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок…
Чеснок.
В
чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечить раны. Раньше
чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок…
Чеснок.
В
чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечить раны. Раньше
чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок…
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.