Природно-хозяйственные
зоны
(конспект
урока)
Цели
и задачи:
·
способствовать обобщению и
закреплению знаний учащихся о природе, природно-хозяйственных зонах России,
природопользовании;
·
проверить и оценить знания и
умения учащихся по темам “Природно-хозяйственные зоны” и «Природопользование и
охрана природы»
·
способствовать развитию
логического мышления, умения быстро и правильно излагать свои мысли при ответах
на поставленные вопросы, умения общаться в коллективе, отстаивать свою точку
зрения;
·
посредством элементов игры,
соревнования и проблемных вопросов способствовать повышению интереса учащихся к
географии;
·
способствовать нравственному
воспитанию учащихся, формируя у них любовь к уникальной природе России,
экологическое сознание;
Оборудование: карта «Природные зоны России», физическая карта
России, картины с изображением природных зон, контурные карты.
Организация
и порядок проведения.
Продолжительность игры – один урок (45 минут). С правилами игры учащихся
желательно ознакомить заранее, а на уроке лишь напомнить их. Класс делится на 3
команды. При формировании команд учитываются взаимоотношения учащихся, их
совместимость, уровень знаний, организаторские возможности капитанов команд.
Команды выбирают себе капитанов, название команды.
Ведущий
(преподаватель) назначает научных экспертов (трех учащихся), в обязанности
которых входят проверка письменных заданий и подсчет баллов за правильные
ответы.
Игра состоит
из 6 конкурсов. В каждом конкурсе команда старается набрать как можно большее
количество баллов. В конце урока подсчитывается сумма баллов для каждой команды
за всю игру, исходя их которой, все члены команды получают соответствующую
оценку в журнал.
Оценка
ответов. Каждый учитель
может определить свое количество баллов за конкурсы.
На каждый
конкурс отводится определенное время. На доске в таблицу записываются баллы,
которые заработали команды в каждом конкурсе.
Ход урока
I.
Организационный момент.
Участникам
команд напоминаются условия игры и количество баллов, которые выставляются за
правильные ответы в каждом конкурсе.
II.
Повторение и обобщение знаний.
Учитель: Ребята, мы живем с вами в России, которая
является нашей Родиной, а поэтому мы должны не только ее любить, но и знать о
ней все. Полученные знания в курсе физической географии России, пригодятся вам
в дальнейшей жизни. И начать урок-КВН мне хочется со слов поэта Бокова:
Откуда начинается
Россия?
С Курил, Камчатки, с Командор?
О чем грустят глаза её степные
Над камышами всех её озер?
Россия начинается с пристрастья
К труду, терпению, к правде, доброте.
Вот в чем её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней –
Россия не с гор берет начало, а с тебя.
1-й
конкурс – «Номеклатурный “Это Россия”».
Задание: из предложенных географических объектов
вычеркнуть те, которых нет в России, оставшиеся объекты показать на физической
карте России.
От команды
приглашается по 1 участнику, а остальные участники команд наносят на контурную
карту те объекты, которые есть в России.
На доске
запись:
1-я команда
|
2-я команда
|
3-я команда
|
оз. Байкал
|
р. Алдан
|
оз.
Ладожское
|
оз.
Онежское
|
р. Енисей
|
оз. Зайсан
|
оз. Балхаш
|
р. Эмба
|
оз.
Псковское
|
Амазонская
низм.
|
Уральские
горы
|
горы
Сихотэ-Алинь
|
Западно-Сибирская
низм.
|
Кавказские
горы
|
горы Алтай
|
Восточно-Европейская
равнина
|
Гималаи
|
Атласские
горы
|
влк.
Ключевская Сопка
|
Среднесибирское
плоскогорье
|
Кольский
п-ов
|
влк.
Орисаба
|
Среднерусская
возв.
|
п-ов
Камчатка
|
влк.
Кроноцкая Сопка
|
Ла-Платская
низм.
|
Пиренейский
п-ов
|
г. Берлин
|
г. Москва
|
г. Магадан
|
г.
Комсомольск-на-Амуре
|
г. Токио
|
г.
Красноярск
|
г. Мурманск
|
г.
Новосибирск
|
г.
Улан-Батор
|
Правильность
нанесения географических объектов на контурную карту оценивают эксперты и
выставляет баллы в таблицу.
Учитель: наша страна по площади территории, а это более
17 млн. квадратных километров, занимает 1-е место в мире. Природные условия
достаточно разнообразны. Раз есть различия в количестве тепла влаги,
поступающих на разные территории России, значит разнообразны и природные зоны,
которые выделяют в пределах страны.
2-й
конкурс – «Описательный».
На доске 3
картины с изображением природных зон. От команды по одному представителю.
Задание: составить по плану описание природной зоны.
Учитель: В каждой природной зоне меняются виды и способы
ведения того или иного хозяйства и строительства, продуктивность земледелия,
набор видов возделываемых культурных растений и домашних животных.
3-й
конкурс – «Причинно-следственный» (для капитанов команд).
Задание: ответить на вопрос.
1.
Какие народы населяют зону
тундры и лесотундры. Как вы думаете, могла ли в прежние времена хозяйственная
деятельность коренных жителей нарушать экологическое равновесие в природе?
2.
Вы живете в зоне тайги,
проследите антропогенное влияние на окружающий лес в районе вашего проживания.
Каким образом это влияние отражается на его состоянии? Принимаются ли меры по
охране и восстановлению лесов?
3.
Для лесостепной и степной зон
характерны не только сельскохозяйственные ландшафты, но и техногенные. Как вы
думаете, какие? Почему они там возникли?
Учитель: в настоящее время хозяйственная деятельность
ведется абсолютно во всех природных зонах, а масштаб влияния деятельности
человека на ландшафты стал таковым, что природные зоны превратились, по сути, в
природно-хозяйственные.
4-й
конкурс – «Математический».
От команды приглашаются по 2 участника.
Задание
для первого участника от
команды: вычислить падение и уклон рек.
·
1-я команда – р. Лена;
·
2-я команда – р. Енисей;
·
3-я команда – р. Амур.
Задание
для второго участника от
команды: вычислить коэффициент увлажнения для окрестностей городов.
·
1-я команда – г. Мурманск;
·
2-я команда – г.
Комсомольск-на-Амуре;
·
3-я команда – г. Новосибирск.
5-й
конкурс – «Геолого-исследовательский».
Задание: обозначить на контурной карте крупные
месторождения:
·
1-я команда – нефти;
·
2-я команда – природного
газа;
·
3-я команда – каменного угля.
Победитель та
команда, которая быстрее всех остальных выполнит задание.
Учитель: в составе ландшафтов появились новые элементы,
образование которых полностью связано с хозяйственной деятельностью человека.
Вопрос
для любого на выбор учителя участника команды.
·
Что такое
природно-антропогенный ландшафт?
·
Какие бывают
природно-антропогенные ландшафты?
·
Что такое культурный
ландшафт?
Учитель: в последние десятилетия трудами российских
ученых, географов и экологов возникла комплексная наука – природопользование.
Вопрос
для любого на выбор учителя участника команды.
·
Чем занимается наука –
природопользование?
·
Назовите 3 основных вида
негативных последствий хозяйственной деятельности человека.
Учитель: масштабы влияния хозяйственной деятельности на
природу в наше время стали такими, что возникла насущная необходимость сообща
бороться с её вредными последствиями. Однако охрана природы – это не только
меры, направленные на предотвращение исчезновения природных ресурсов.
Необходимо, как сказал наш замечательный писатель К. Паустовский «охранять
природу во всех её видах. Охранять прекрасный русский пейзаж – тот пейзаж, что
сыграл и играет огромную роль в формировании характера русского народа, в том,
что этот народ бесконечно талантлив и мужествен».
6-й
конкурс – «Экологический».
Задание: по 1 участнику от команды заполнить таблицу, в
которую вписать примеры ресурсов.
·
1-я команда – примеры
исчерпаемых возобновимых ресурсов;
·
2-я команда – примеры
исчерпаемых невозобновимых ресурсов;
·
3-я команда – примеры
неисчерпаемых ресурсов.
На доске
нарисована таблица.
ПРИРОДНЫЕ
РЕСУРСЫ
|
ИСЧЕРПАЕМЫЕ
|
НЕИСЧЕРПАЕМЫЕ
|
ВОЗОБНОВИМЫЕ
|
НЕВОЗОБНОВИМЫЕ
|
|
|
|
Остальные
участники команд по выбору должны нанести по 5 заповедников, которые есть на
территории России.
III.
Подведение итогов. Объявление результатов урока.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.