"Природные сообщества. Экосистема".
Цели:
- Обучающие:
- сформировать представление о природном
сообществе и экосистеме;
- закрепить понятие о значении благоприятных
природных условий для жизни организма;
- показать отличия между естественными и
искусственными природными сообществами;
- убедить в том, что понятие экосистема шире,
чем понятие природное сообщество.
- Развивающие:
- научить систематизировать, выделять главное
и существенное, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать
развитию воображения;
- научить формулировать цели урока,
пользоваться предметным языком, грамотно выражать свои мысли;
- развивать поисково-информационных умений:
работать с конспектом урока;
- развивать учебно-организационных умений:
организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять
самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
- способствовать развитию коммуникативности.
- Воспитательные:
- формировать познавательный интерес к
предмету через использование нестандартных форм обучения и создание
ситуации успеха.
- формировать культуру общения, устойчивое
положительное отношение к доброте, как ценностному отношению к живому
миру.
- развивать привычку дисциплинированного
поведения, прививать умения поступать по совести.
- формировать ценность сопереживания успехам
и неудачам товарищей.
- прививать любовь к живой природе,
формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму
на Земле.
Тип урока: урок усвоения
новых знаний.
Методы:
- Организация и осуществление
учебно-познавательной деятельности.
- Перцептивный аспект (аспект восприятия):
- словесно-наглядные методы.
- Гностический аспект (познание):
- эвристические (частично – поисковый)
методы.
- Логический аспект (мыслит. операции при
подаче и усвоении уч. матер.):
- дедуктивные методы (от общего к частному),
синтез и анализ, классификация.
- Управленческий аспект (степень
самостоятельности ученика):
- Стимулирования и мотивации учебной
деятельности.
- Стимулирование и мотивация долга и
ответственности:
- использование заданий для самоконтроля,
поощрение.
- Стимулирование и мотивация познавательного
интереса:
- создание ситуации успеха, неожиданность,
проблемный вопрос, новизна.
- Контроль и самоконтроль учебной
деятельности:
- устные (фронтальный);
- письменные (программированный контроль).
Оборудование: компьютер,
проектор, экран, термины, конспект-тетрадь.
Каналы общения:
- ученик – учитель;
- ученик – литературный источник (конспект) –
Приложение 2;
- ученик – компьютер;
- ученик – ученик (работа в парах).
Каналы восприятия:
визуальный, аудиальный.
Уровень усвоения ЗУН, на который планирую вывести
класс: на V уровень (по Бабанскому) – перенос ЗУН
в новые ситуации.
Психологический аспект построения урока: восприятие – осмысление – понимание – запоминание – воспроизведение
материала в речь – обобщение – систематизация.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
а) Вступление – приветствие.
– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и
добрые лица! Прошу вас присесть. Нам предстоит очень необычная работа. И я даже
слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится…
Для этого мне понадобиться ваша помощь.
Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки).
Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто хочет начать работу со мной? (ладошки).
Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!
Подержите их – почувствуйте мое тепло, а я почувствую вашу поддержку! Спасибо!
Ответьте мне этим знаком те, кто еще сомневается.
Спасибо, я ценю честных людей!
Почувствуйте мое тепло и мне станет теплее от вашего участия. Спасибо!
б) Озвучивание темы. (Приложение
1 – презентация Power Point)
СЛАЙД 1: Тема сегодняшнего урока: Природные сообщества.
Экосистема.
в) Постановка задач урока самими учащимися.
– Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока? Что нам
предстоит изучить? С чем познакомиться?
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному
усвоению знаний
а) Постановка проблемного вопроса.
– Много интересного, необычного и загадочного таит в себе
прекрасный мир живой природы.
СЛАЙД 2: Знаете, изучая природу, меня всегда волновал один
вопрос: в битве двух гигантов – белого медведя и варана – кто победит? Вы
сегодня поможете мне найти ответ на этот вопрос. Начнем.
III. Этап перехода учащихся к активному сознательному
усвоению знаний
– Что же, а теперь начнем искать ответы на поставленные
вопросы. Нам сегодня в работе помогут конспекты, которые я попрошу разместить
перед собой.
СЛАЙД 3–6: Попробуйте объяснить мне, почему животные
распределены по группам именно в таком порядке? Давайте посмотрим и назовем
известных животных.
СЛАЙД 7: Если вы позволите, я попытаюсь вам помочь. Какие
ассоциации у вас возникают с понятием: белый медведь – белый, снег, холодно
- Варан, ящерица – пустыня, жарко, песок
- Лягушка, аист – болото, вода
- Волк, лиса, лось – лес, тайга, шерсть.
СЛАЙД 8: Скажите, пожалуйста, а можно встретить вместе,
например,
- Зебру и аиста;
- Белого медведя и лягушку;
- Варана и лису?
– А почему? (Живут в разных природных зонах, где разные
благоприятные условия.)
– А в каких условиях могут жить живые организмы? (В
благоприятных.)
– Значит, одной из причин, позволяющей разместиться живым
организмам по планете, это:БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ. Хорошо.
СЛАЙД 9: Тогда помогите мне пожалуйста, разрешить мой вопрос:
в битве белого медведя и варана – кто победит? Умницы!
СЛАЙД 10: Мы выяснили, что одной из причин, позволяющей
разместиться живым организмам по планете, это: БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ.
– А как вы полагаете, если человеку создать все благоприятные
условия, комфортно ли ему будет жить на земле одному? А почему? (Общение –
взаимодействие – иначе тоска и одиночество. Легче добыть пищу, защититься от
врагов.)
Значит живым организмам, как и человеку трудно выжить в одиночку? Действительно
это так. Живые организмы постоянно вступают во взаимоотношения. Котенок нам
напоминает о том, что мы должны продолжить запись в тетради.
Взаимоотношения делятся на три вида: "+", "–" и
"0".
Как вы можете это объяснить? Помогают, враждуют и не встречаются.
СЛАЙД 11: приведите примеры, глядя на экран – разных типов
взаимоотношений ("+": забота о потомстве, проживание в стае;
"–": паразитизм, хищничество, уничтожение растений).
СЛАЙД 12: Таким образом, живые организмы образуют природные
сообщества. СОО – вместе, ОБЩЕСТВО – общий.
Как бы вы сказали, что такое природное сообщество? Давайте прочитаем в
конспекте!
Природное сообщество с точки зрения биологии называют – БИОЦЕНО- БИО – означает
“жизнь”, а ЦЕНОЗ – “общий”.
СЛАЙД 13: Природные сообщества делят на два вида: естественные
и искусственные. А как вы считаете, по какому признаку их делят? Естественный
создан? ПРИРОДОЙ, БЕЗ УЧАСТИЯ ЧЕЛОВЕКА, а Искусственный – создан ЧЕЛОВЕКОМ.
СЛАЙД 14: А теперь поработаем в парах: постарайтесь
распределить природные сообщества на две группы. Заполните в конспекте пробелы.
Посмотрим, что у вас получилось. (2–3 пары)
СЛАЙД 15: Проверьте вашу работу. Поднимите руки, у кого не
было ошибок. Вы замечательные и умные ученики!
СЛАЙД 16: Живые организмы не только не могут жить без
взаимодействия друг с другом. Но и не могут жить без неживой природы. Такое
взаимодействие природного сообщества с неживой природой называют ЭКОСИСТЕМОЙ.
Как вы думаете, а какое понятие шире: ЭКОСИСТЕМА или ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО.
Почему? (Природное сообщество входит в состав экосистемы.)
– Молодцы!
IV. Этап закрепления знаний
а) Подведение итогов.
– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что природное
сообщество – это группа организмов, совместно обитающих на одной территории и
взаимосвязанных между собой. Что природные сообщества бывают искусственными и
естественными. И что взаимодействие природного сообщества с факторами неживой
природы образуют экосистему.
б) Самоконтроль.
– А теперь – поиграем:
СЛАЙД 17: Игра называется “Кто лишний7”: в тетради поставьте в
столбик цифры от одного до четырех. Напротив этих цифр вам необходимо поставить
номер лишнего понятия. Работаем самостоятельно. Готовы?
- № 1: 1 – аист, 2 – лиса, 3 – лягушка;
- № 2: 1 – морской котик, 2 – белый медведь, 3
– лось;
- № 3: 1 – заяц, 2 – ящерица, 3 – змея;
- № 4: 1 – жаба, 2 – черепаха, 3 – аист.
СЛАЙД 18: Проверим себя:
- № 1: ? 2 – лиса; ПОЧЕМУ? 1 и 3 - болото
- № 2: ? 3 – лось; ПОЧЕМУ? 1 и 2 - арктика
- № 3: ? 1 – заяц; ПОЧЕМУ? 2 и 3 – пустыня
(степь)
- № 4: ? 2 – черепаха; ПОЧЕМУ? 1 и 3 – болото.
– Поднимите руки – у кого не было ни одной ошибки. Умницы!
Поставьте себе – 5!! У кого одна ошибка – поставьте себе – 4!! А других оценок
у нас сегодня нет.
V. Домашнее задание
И, поэтому, выполнить домашнее задание вам не составит
никакого труда. Посмотрите распечатанный конспект, вы его прикрепите в тетради
и используя его, выберите одно задание из трех – на выбор:
- Разделите на две группы примеры природных
сообществ: луг, поле, болото, река, огород, море, лужа, пруд.
- Составьте кроссворд “Природное сообщество”,
используя на выбор одно из сообществ - луг, поле, болото, река.
VI. Рефлексия
– Я была бы рада, если вы закончите одно из предложений:
- Больше всего мне понравилось …
- Сегодня я понял (а), что думать …
- Главным на уроке для меня было …
– Спасибо, я просто очарована вашей работоспособностью. Мне
очень приятно, что тепло наших ладошек сохранилось на протяжении всего урока.
Давайте еще раз согреем друг друга. Ваше тепло всегда меня будет согревать в
трудную минуту. Мне было очень приятно в вашей теплой и дружной компании.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.