Кобдинская русская средняя школа
Глобальные проблемы человечества.
(Х класс)
Кобда 2014 г.
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДЕНО»
«СОГЛАСОВАНО» Руководитель МО: Заседанием эксперт. комиссии Заведующая
РМК
_____________ Председатель комиссии
____________
ГорбатенкоВ.А. ________Балгарина Г.К.
Асина А. У.. Протокол №___ Протокол
№___
от «___»______20___г. от «___»_____20__г
.
Автор: Власенко Валерий Алексеевич-
учитель географии.
Глобальные проблемы человечества
(Х класс)
2014 г
Пояснительная записка
Курс
Глобальные проблемы человечества - дает возможность учащимся расширить свои
познания по социальной и экономической географии мира на основе уже имеющихся
знаний и умений.
Программой
этого курса предусмотрено исследование мировых цивилизаций, их развитие и
ведение хозяйства, а также социально – экономическое положение народов в
различных точках земного шара.
В последние 15 – 20 лет мы все больше обращаемся к цивилизации, ее современному
анализу. География расселения человека на земле обширна, однако сегодня еще
мало изучены мировые цивилизации от древности до наших дней.
Кроме этого сегодня важно понять истоки глобальных проблем человечества и
возникновение «горячих» точек на планете, изучить их древние корни и
происхождение.
Данный курс рассчитан на 34 часа в год, по 1 часу в неделю, служит дополнением
к имеющимся знаниям при изучении географии мира.
Это
позволит учащимся расширить свои знания о человеке, его исторически сложившихся
общественных связях, о возникновении стран, государств как таковых.
Основная цель данного курса - это дать учащимся представление об основных
закономерностях и направлениях развития мира в целом.
В процессе изучения данного курса предусмотрены
семинарские
занятия, практические работы, мониторинги и тренинги для улучшения и развития
географического мышления и применения ранее полученных картографических навыков
и умений работы с источниками.
Программа позволит решить вопросы, возникающие при рассмотрении диалектического
единства истории каждой страны, ее народа, экономики, культуры и внешних
связей.
Кроме географии здесь рассматриваются вопросы политики и социологии,
глобализации проблем и ихразрешение в целом на планете.
Задачи курса:
-
научить учащихся самоаналитическим действиям;
-
показать роль и место человека в цивилизациях мира;
-
с помощью элективного курса все знания и умения учащихся
систематизируются и на основе их формируют новые
подходы к пониманию действительности, оценки реальных
событий;
-
научить учащихся давать реальную и полную оценку
происходящего с учетом конкретных, «специфических»
условий мировых цивилизаций;
-
показать «целостность» глобальных проблем для всех
цивилизаций, их пути разрешения;
-
объяснить причины возникновения глобальных проблем
человечества;
Что нужно усвоить?
- – современная эпоха –
это эпоха растущей взаимозависимости противоречивого, но все более
целостного мира.
- – центром
и связующим звеном всего комплекса
глобальных проблем современности является
человек и его будущее.
- –
антропогенное воздействие на окружающую среду велико,
и сохранить ее для будущих поколений первостепенная
задача
Что нужно уметь?
1.
– давать характеристику
глобальных проблем
человечества, устанавливать взаимосвязи, между
ними.
2.
- составлять графический анализ проблем
по отдельным странам и регионам.
2.
- прогнозировать пути решения
глобальных
проблем в мире.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся самостоятельно анализируют проблемы современного
мира;
- смогут интерпретировать знания и умения по определению
места
и роли человека в цивилизациях;
- учащиеся оценят реально происходящие события в мире, с
применением конкретных навыков и умений;
Введение. Глобальные проблемы современности — это совокупность социально-природных проблем,
от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение
цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный
фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего
человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни
людей и касаются всех стран мира.
- Нерешённость проблемы
отмены старения у людей и слабая информированность общественности о пренебрежимом старении.
- проблема «Север-Юг» — разрыв в развитии между
богатыми и бедными странами, нищета,
голод
и неграмотность;
- предотвращение термоядерной
войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым
сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей
среды;
- катастрофическое загрязнение окружающей среды
- снижение биоразнообразия;
- обеспечение человечества
ресурсами,
исчерпание нефти, природного газа, угля, пресной воды, древесины, цветных
металлов;
- глобальное потепление;
- озоновые
дыры;
- проблема сердечно-сосудистых, онкологических
заболеваний и СПИДа.
- демографическое развитие
(демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых), возможный голод.
- терроризм;
- астероидная
опасность;
- недооценка глобальных угроз существованию человечества,
таких как развитие недружественного искусственного интеллекта и Глобальных катастроф.
От первобытности к цивилизации. История открытия металлов,
появление первых орудий труда. Причины возникновения натурального обмена,
послужившего предпосылкой для развития денежного обращения и торговли.
Определение сущности первобытного строя, признаки его преобразования в
цивилизацию.
Восток. Государства. Деспотия. Характеристика государства,
возникновение общественных институтов, организации власти на Древнем Востоке: в
Египте, Индии и Китае. Образование государств, система администрации, военная
организация, суд и законы. Особенности древневосточной деспотии.
Структура общества. Динамика развития. Понятие общества как категории, его основные признаки по Э. Шилзу.
Общество, как целостная система, исследование его социальной структуры.
Характерные особенности и признаки социальной группы. Понятие
"квазигруппы" и ее виды: аудитория, толпа и другие.
Практическое занятие № 1.
Пределы и пространство. Поскольку пространство и время не
обладают самостоятельным бытием, как таковые они не могут быть даны в ощущении,
- в ощущении даны объекты (обладающие атрибутом действия) , имеющие
пространственно- -временные свойства. Поэтому объективность пространства и
времени не означает их материальности в точном смысле последнего слова.
Из единства пространства, времени и движения материи следует недопустимость как
(1) отрыва пространства и времени от движения материи (при этом материю станет
невозможно рассматривать как системно организованную и способную к
самодвижению, а пространству и времени будет приписано субстанциальное бытие),
так и (2) отождествления пространства и времени с движущейся материей.
Мифы. Религия как оплот спасения мира. Характерная особенность религиозного мировоззрения, и, одновременно,
его принципиальное отличие от мифологии, заключается в специфическом понимании
веры. Несмотря на общую для религии и мифологии веру в сверхъестественное, на
доминирование чувственно-эмоционального восприятия в структуре обоих типов
мировоззрения, природа религиозной веры существенно отличается от языческого
поклонения мифическим божествам. Языческий ритуал, опосредующий отношения человека
с миром божественным, предполагает обязательность ответного «дара» со стороны
богов на приносимые людьми жертвы. Этот «дар» был призван обеспечить богатый
урожай, удачную охоту, здоровое потомство или победу в войне с соседями.
Однако, если духи оставались глухими к мольбам и возлияниям в их честь, древние
люди легко переходили в другие храмы, разрушая алтари «бессердечных» богов.
Таким образом, вера в мощь и покровительство сверхъестественной реальности
должна была подкрепляться конкретными «действиями» со стороны реципиентов
жертвенного «дара», в силу чего отношения первобытных людей с миром богов
исследователи часто интерпретируют как символический договор между
неравноправными партнерами, конкурирующими за количество жизненной силы.
Капитализм как эпоха нового времени. Эпоха "Новое
время" в Западной Европе. Зарождение капитализма в Западной Европе. Начало
капиталистической эры. Экономика и политика западной Европы формировалась под
влиянием ряда факторов, определяющих ход мирового развития в тот период.
Индустриализация и мир. Индустриализация
(от лат.
industria — усердие, деятельность)
процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях
народного хозяйства и особенно в промышленности. И. обеспечивает преобладание в
экономике страны производства промышленной продукции, превращение аграрной или
аграрно-индустриальной страны в индустриально-аграрную или индустриальную.
Характер, темпы, источники средств, цели и социальные последствия И.
определяются господствующими в данной стране производственными отношениями.
Практическое занятие № 2.
«Железный век» и его достижения. Термин «железный век» впервые ввёл датский археолог Кристиан Томсен.
Он был директором Национального музея Дании и все
экспонаты разделял по материалу на каменные, бронзовые и железные. Эта система
получила признание не сразу, но постепенно её приняли на вооружение и другие
учёные. В дальнейшем классификацию Томсена развил его ученик, Йенс
Ворсо[2].
Страны «старого» капитализма. Страны старого капитализма - Англия и Франция, продолжают занимать лидирующее
положение в Европе, но в силу вставших перед ними проблем, их полное и распределения,
основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе
предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений
является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли.
Германский путь к модернизации. Страны «молодого» капитализма — Россия, Германия, США — были
поставлены в достаточно жесткие условия конкурентной борьбы между великими дер-
жавами, а потому были вынуждены избрать ускоренный, «догоняющий» темп
развития. Однако их задача состояла не только в наращивании капиталистического
производства: только США вошли в XIX в., не обремененные грузом феодальных
пережитков. России и Германии предстояло решить более сложную задачу:
ликвидировать остатки феодализма. От решения этой задачи зависела дальнейшая
судьба страны.
С Ш А: Путь к лидерству в мире. Американское военное влияние в мире и противостояние с Россией.
Особенности внешней и внутренней политики Великобритании. Иракская война как
военный конфликт, начавшийся с вторжения сил США и их союзников в Ирак с целью
свержения режима Саддама Хусейна.
Духовная культура – эпохи индустриализации. XIX в. — особая эпоха в
развитии духовной культуры Запада. Интеллектуальная атмосфера на протяжении
всего столетия оставалась сложной и напряженной. Самые разнообразные точки
зрения на мир, общество и человека сменяли друг друга, боролись и
взаимодействовали. Ни одна философская система, даже если какое-то время она
была очень популярной, не могла занять господствующее положение.
Мировые войны. Их последствия для мира. Последствия Первой мировой войны. Первая мировая война продемонстрировало
кризис-ное состояние цивилизации. Вторая Мировая война - крупнейший и наиболее
кровавый военный конфликт в истории человечества. Изменения в расстановке сил
на международной арене. Становление сталинской модели социализма в ряде стран
Европы и Азии. Истоки и сущность "холодной" войны.
Практическое занятие № 3.
Тоталитаризм. Его причины.Тоталитаризм
как политический феномен XX в. Идейные истоки и предпосылки возникновения тоталитаризма.
Религиозный, политический, информационный тоталитаризм, их основные признаки.
Анализ феномена тоталитаризма в трудах Арендта, Фридриха и Бжезинского.
Семинарское занятие № 1. В зависимости от
господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм
и национал-социализм. Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие
разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя,
поскольку предполагает абсолютную власть государства ,
полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии
личности.
Страны «третьего» мира. Вместе с тем возник ряд серьезнейших
проблем освободившихся стран, называемых развивающимися странами, или
странами Третьего мира. Эти проблемы носят не только региональный, но и
глобальный характер, а потому могут быть решены лишь при активном участии всех
стран мирового сообщества.
НТР: Потери и приобретения. Научно-техническая революция – это
новый этап научно-технического прогресса. Он характеризуется открытием новых
законов природы, созданием новых и появлением новых отраслей техники.
Наблюдается стремительный прогресс науки, который сопровождается переворотом в
средствах научного труда, в технике и организации исследований, в системе
информации. Успех науки позволяет создать такие технические средства, которые
могут заменить и физический и умственный труд человека
№№
|
Тематика занятий
|
Кол-во
часов
|
1.
|
Введение. Международное положение в мире.
|
1
|
2.
|
От первобытности к цивилизации.
|
1
|
3.
|
Восток. Государства. Деспотия.
|
1
|
4.
|
Структура общества.
|
1
|
5.
|
Динамика развития
|
1
|
5.
|
Практическое занятие № 1
|
1
|
6.
|
Пределы и пространство.
|
1
|
7.
|
Мифы. Религия как оплот спасения мира.
|
1
|
8.
|
Капитализм как эпоха нового времени.
|
1
|
9.
|
Факторы определяющие ход мирового развития
|
1
|
10.
|
Индустриализация и мир.
|
1
|
11.
|
Практическое занятие № 2
|
1
|
12.
|
«Железный век» и его достижения
|
1
|
13
|
Система классификации Томсена
|
1
|
14.
|
Страны «старого» капитализма
|
1
|
15.
|
Германский путь к модернизации
|
1
|
16
|
Германия и Россия на пути модернизации
|
1
|
17.
|
С Ш А: Путь к лидерству в мире.
|
1
|
18
|
Особенности внутренней и внешней политики
|
1
|
19.
|
Духовная культура – эпохи индустриализации
|
1
|
20
|
Философия и современное общество
|
1
|
21.
|
Мировые войны. Их последствия для мира.
|
1
|
22
|
Истоки и сущность «холодной войны»
|
1
|
23.
|
Практическое занятие № 3
|
1
|
24.
|
Тоталитаризм. Его причины.
|
1
|
25.
|
Семинарское занятие № 1.Казахстан и интеграция.
|
1
|
26
|
Казахстан и его геополитика
|
1
|
27.
|
Страны «третьего» мира
|
1
|
21.
|
НТР: Потери и приобретения
|
1
|
22.
|
Цивилизации Востока: Отход от традициональности
|
1
|
23.
|
Мировые религии и современность
|
1
|
24.
|
Европа и Азия: Интеграция регионов
|
1
|
25.
|
Казахстан – центр геополитики Азии
|
1
|
26
|
Семинарское занятие № 2
|
1
|
Использованная литература:
1.
Экономическая и социальная
география мира
10 класс Гладких Ю.Н. и др. М. «Просвещение»
1993 г.
2. Экономическая и социальная география мира
10 класс Максаковский В.П.. и др Алматы 2003
3. География . Общий обзор . Страны СНГ.
Алматы «Мектеп» 2006
г. А.С. Бейсенова и др.
4.
История мировых цивилизаций ред Уколова В.И.
Москва «Дрофа» 2002 г.
5.
Человек и общество 10 – 11 класс
Москва «Просвещение» 2002 г.
Рецензия
__________________________________________________
Количество экземпляров 1.
Ксерокопирование и перепечатывание приводит к нарушению
авторских прав. И преследуется в соответствии Законов РК.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.