Главная / География / Природа глобальных проблем. факультативный курс 10 класс

Природа глобальных проблем. факультативный курс 10 класс

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).


Список курсов, на которые распространяется скидка 70%:

Курсы повышения квалификации (144 часа, 1800 рублей):

Курсы повышения квалификации (108 часов, 1500 рублей):

Курсы повышения квалификации (72 часа, 1200 рублей):
Скачать материал


Кобдинская русская средняя школа







Глобальные проблемы человечества.

(Х класс)





















Кобда 2014 г.




«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДЕНО» «СОГЛАСОВАНО» Руководитель МО: Заседанием эксперт. комиссии Заведующая РМК

_____________ Председатель комиссии ____________

ГорбатенкоВ.А. ________Балгарина Г.К. Асина А. У.. Протокол №___ Протокол №___

от «___»______20___г. от «___»_____20__г



.




Автор: Власенко Валерий Алексеевич-

учитель географии.


















Глобальные проблемы человечества


(Х класс)




























2014 г






Пояснительная записка


Курс Глобальные проблемы человечества - дает возможность учащимся расширить свои познания по социальной и экономической географии мира на основе уже имеющихся знаний и умений.

Программой этого курса предусмотрено исследование мировых цивилизаций, их развитие и ведение хозяйства, а также социально – экономическое положение народов в различных точках земного шара.

В последние 15 – 20 лет мы все больше обращаемся к цивилизации, ее современному анализу. География расселения человека на земле обширна, однако сегодня еще мало изучены мировые цивилизации от древности до наших дней.

Кроме этого сегодня важно понять истоки глобальных проблем человечества и возникновение «горячих» точек на планете, изучить их древние корни и происхождение.

Данный курс рассчитан на 34 часа в год, по 1 часу в неделю, служит дополнением к имеющимся знаниям при изучении географии мира.

Это позволит учащимся расширить свои знания о человеке, его исторически сложившихся общественных связях, о возникновении стран, государств как таковых.

Основная цель данного курса - это дать учащимся представление об основных закономерностях и направлениях развития мира в целом.

В процессе изучения данного курса предусмотрены

семинарские занятия, практические работы, мониторинги и тренинги для улучшения и развития географического мышления и применения ранее полученных картографических навыков и умений работы с источниками.

Программа позволит решить вопросы, возникающие при рассмотрении диалектического единства истории каждой страны, ее народа, экономики, культуры и внешних связей.

Кроме географии здесь рассматриваются вопросы политики и социологии, глобализации проблем и ихразрешение в целом на планете.



Задачи курса:


- научить учащихся самоаналитическим действиям;


- показать роль и место человека в цивилизациях мира;


- с помощью элективного курса все знания и умения учащихся

систематизируются и на основе их формируют новые

подходы к пониманию действительности, оценки реальных

событий;


- научить учащихся давать реальную и полную оценку

происходящего с учетом конкретных, «специфических»

условий мировых цивилизаций;


- показать «целостность» глобальных проблем для всех

цивилизаций, их пути разрешения;


- объяснить причины возникновения глобальных проблем

человечества;



Что нужно усвоить?


  1. – современная эпоха – это эпоха растущей взаимозависимости противоречивого, но все более

целостного мира.


  1. – центром и связующим звеном всего комплекса

глобальных проблем современности является

человек и его будущее.


  1. – антропогенное воздействие на окружающую среду велико,

и сохранить ее для будущих поколений первостепенная задача



Что нужно уметь?



  1. – давать характеристику глобальных проблем

человечества, устанавливать взаимосвязи, между

ними.


2. - составлять графический анализ проблем

по отдельным странам и регионам.


  1. - прогнозировать пути решения глобальных

проблем в мире.




Ожидаемые результаты:



- учащиеся самостоятельно анализируют проблемы современного

мира;


- смогут интерпретировать знания и умения по определению места

и роли человека в цивилизациях;



- учащиеся оценят реально происходящие события в мире, с

применением конкретных навыков и умений;





Введение. Глобальные проблемы современности — это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

От первобытности к цивилизации. История открытия металлов, появление первых орудий труда. Причины возникновения натурального обмена, послужившего предпосылкой для развития денежного обращения и торговли. Определение сущности первобытного строя, признаки его преобразования в цивилизацию.

Восток. Государства. Деспотия. Характеристика государства, возникновение общественных институтов, организации власти на Древнем Востоке: в Египте, Индии и Китае. Образование государств, система администрации, военная организация, суд и законы. Особенности древневосточной деспотии.

Структура общества. Динамика развития. Понятие общества как категории, его основные признаки по Э. Шилзу. Общество, как целостная система, исследование его социальной структуры. Характерные особенности и признаки социальной группы. Понятие "квазигруппы" и ее виды: аудитория, толпа и другие.

Практическое занятие № 1.

Пределы и пространство. Поскольку пространство и время не обладают самостоятельным бытием, как таковые они не могут быть даны в ощущении, - в ощущении даны объекты (обладающие атрибутом действия) , имеющие пространственно- -временные свойства. Поэтому объективность пространства и времени не означает их материальности в точном смысле последнего слова.

Из единства пространства, времени и движения материи следует недопустимость как (1) отрыва пространства и времени от движения материи (при этом материю станет невозможно рассматривать как системно организованную и способную к самодвижению, а пространству и времени будет приписано субстанциальное бытие), так и (2) отождествления пространства и времени с движущейся материей.

Мифы. Религия как оплот спасения мира. Характерная особенность религиозного мировоззрения, и, одновременно, его принципиальное отличие от мифологии, заключается в специфическом понимании веры. Несмотря на общую для религии и мифологии веру в сверхъестественное, на доминирование чувственно-эмоционального восприятия в структуре обоих типов мировоззрения, природа религиозной веры существенно отличается от языческого поклонения мифическим божествам. Языческий ритуал, опосредующий отношения человека с миром божественным, предполагает обязательность ответного «дара» со стороны богов на приносимые людьми жертвы. Этот «дар» был призван обеспечить богатый урожай, удачную охоту, здоровое потомство или победу в войне с соседями. Однако, если духи оставались глухими к мольбам и возлияниям в их честь, древние люди легко переходили в другие храмы, разрушая алтари «бессердечных» богов. Таким образом, вера в мощь и покровительство сверхъестественной реальности должна была подкрепляться конкретными «действиями» со стороны реципиентов жертвенного «дара», в силу чего отношения первобытных людей с миром богов исследователи часто интерпретируют как символический договор между неравноправными партнерами, конкурирующими за количество жизненной силы.

Капитализм как эпоха нового времени. Эпоха "Новое время" в Западной Европе. Зарождение капитализма в Западной Европе. Начало капиталистической эры. Экономика и политика западной Европы формировалась под влиянием ряда факторов, определяющих ход мирового развития в тот период.

Индустриализация и мир. Индустриализация

(от лат. industria — усердие, деятельность)   процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства и особенно в промышленности. И. обеспечивает преобладание в экономике страны производства промышленной продукции, превращение аграрной или аграрно-индустриальной страны в индустриально-аграрную или индустриальную. Характер, темпы, источники средств, цели и социальные последствия И. определяются господствующими в данной стране производственными отношениями.

Практическое занятие № 2.

«Железный век» и его достижения. Термин «железный век» впервые ввёл датский археолог Кристиан Томсен. Он был директором Национального музея Дании и все экспонаты разделял по материалу на каменные, бронзовые и железные. Эта система получила признание не сразу, но постепенно её приняли на вооружение и другие учёные. В дальнейшем классификацию Томсена развил его ученик, Йенс Ворсо[2].

Страны «старого» капитализма. Страны старого капитализма - Англия и Франция, продолжают занимать лидирующее положение в Европе, но в силу вставших перед ними проблем, их полное и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли.

Германский путь к модернизации. Страны «молодого» капитализма — Россия, Герма­ния, США — были поставлены в достаточно жесткие условия конкурентной борьбы между великими дер-
жавами, а потому были вынуждены избрать ускорен­ный, «догоняющий» темп развития. Однако их задача состояла не только в наращивании капиталистическо­го производства: только США вошли в XIX в., не обре­мененные грузом феодальных пережитков. России и Германии предстояло решить более сложную задачу: ликвидировать остатки феодализма. От решения этой задачи зависела дальнейшая судьба страны.

С Ш А: Путь к лидерству в мире. Американское военное влияние в мире и противостояние с Россией. Особенности внешней и внутренней политики Великобритании. Иракская война как военный конфликт, начавшийся с вторжения сил США и их союзников в Ирак с целью свержения режима Саддама Хусейна.

Духовная культура – эпохи индустриализации. XIX в. — особая эпоха в развитии духовной куль­туры Запада. Интеллектуальная атмосфера на про­тяжении всего столетия оставалась сложной и напря­женной. Самые разнообразные точки зрения на мир, общество и человека сменяли друг друга, боролись и взаимодействовали. Ни одна философская система, да­же если какое-то время она была очень популярной, не могла занять господствующее положение.

Мировые войны. Их последствия для мира. Последствия Первой мировой войны. Первая мировая война продемонстрировало кризис-ное состояние цивилизации. Вторая Мировая война - крупнейший и наиболее кровавый военный конфликт в истории человечества. Изменения в расстановке сил на международной арене. Становление сталинской модели социализма в ряде стран Европы и Азии. Истоки и сущность "холодной" войны.

Практическое занятие № 3.

Тоталитаризм. Его причины.Тоталитаризм как политический феномен XX в. Идейные истоки и предпосылки возникновения тоталитаризма. Религиозный, политический, информационный тоталитаризм, их основные признаки. Анализ феномена тоталитаризма в трудах Арендта, Фридриха и Бжезинского.

Семинарское занятие № 1. В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм. Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя,  поскольку  предполагает  абсолютную  власть  государства , полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности.

Страны «третьего» мира. Вместе с тем возник ряд серьезнейших проблем освободившихся стран, называемых развивающимися странами, или странами Третьего мира. Эти проблемы носят не только региональный, но и глобальный характер, а потому могут быть решены лишь при активном участии всех стран мирового сообщества.

НТР: Потери и приобретения. Научно-техническая революция – это новый этап научно-технического прогресса. Он характеризуется открытием новых законов природы, созданием новых и появлением новых отраслей техники. Наблюдается стремительный прогресс науки, который сопровождается переворотом в средствах научного труда, в технике и организации исследований, в системе информации. Успех науки позволяет создать такие технические средства, которые могут заменить и физический и умственный труд человека

№№

Тематика занятий

Кол-во

часов

1.

Введение. Международное положение в мире.

1

2.

От первобытности к цивилизации.

1

3.

Восток. Государства. Деспотия.

1

4.

Структура общества.

1

5.

Динамика развития

1

5.

Практическое занятие № 1

1

6.

Пределы и пространство.

1

7.

Мифы. Религия как оплот спасения мира.

1

8.

Капитализм как эпоха нового времени.

1

9.

Факторы определяющие ход мирового развития

1

10.

Индустриализация и мир.

1

11.

Практическое занятие № 2

1

12.

«Железный век» и его достижения

1

13

Система классификации Томсена

1

14.

Страны «старого» капитализма

1

15.

Германский путь к модернизации

1

16

Германия и Россия на пути модернизации

1

17.

С Ш А: Путь к лидерству в мире.

1

18

Особенности внутренней и внешней политики

1

19.

Духовная культура – эпохи индустриализации

1

20

Философия и современное общество

1

21.

Мировые войны. Их последствия для мира.

1

22

Истоки и сущность «холодной войны»

1

23.

Практическое занятие № 3

1

24.

Тоталитаризм. Его причины.

1

25.

Семинарское занятие № 1.Казахстан и интеграция.

1

26

Казахстан и его геополитика

1

27.

Страны «третьего» мира

1

21.

НТР: Потери и приобретения

1

22.

Цивилизации Востока: Отход от традициональности


1

23.

Мировые религии и современность

1

24.

Европа и Азия: Интеграция регионов

1

25.

Казахстан – центр геополитики Азии

1

26

Семинарское занятие № 2

1


Использованная литература:



  1. Экономическая и социальная география мира

10 класс Гладких Ю.Н. и др. М. «Просвещение»

1993 г.


2. Экономическая и социальная география мира

10 класс Максаковский В.П.. и др Алматы 2003


3. География . Общий обзор . Страны СНГ.

Алматы «Мектеп» 2006 г. А.С. Бейсенова и др.



4. История мировых цивилизаций ред Уколова В.И.

Москва «Дрофа» 2002 г.



5. Человек и общество 10 – 11 класс

Москва «Просвещение» 2002 г.

















Рецензия




__________________________________________________































































Количество экземпляров 1.

Ксерокопирование и перепечатывание приводит к нарушению

авторских прав. И преследуется в соответствии Законов РК.




Природа глобальных проблем. факультативный курс 10 класс
Скачать материал
  • География
Описание:

 Курс  Глобальные проблемы человечества -  дает возможность учащимся расширить свои познания по социальной и экономической географии мира на  основе уже имеющихся знаний и умений.

 Программой этого курса предусмотрено исследование мировых цивилизаций, их развитие и ведение хозяйства, а также социально – экономическое положение народов в различных точках земного шара.

      В последние 15 – 20 лет мы все больше обращаемся к цивилизации, ее современному анализу. География расселения человека на земле обширна, однако сегодня еще мало изучены мировые цивилизации от древности до наших дней.



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 8 ноября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Власенко Валерий Алексеевич
Дата добавления 04.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 661
Номер материала 26138
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓