Принципы организации внеклассной работы сформированы на основе обобщения
педагогического опыта и результатов научных исследований. Система их следующая:
связь теории с практикой; научность; систематичность и последовательность;
доступность и посильность труда для учащихся; сознательность и активность
учащихся; прочность усвоения учащимся знаний, умений и навыков; наглядность;
воспитание учащихся в процессе трудового обучения.
Все эти принципы
действуют в тесной связи друг с другом. Рассмотрим сущность каждого принципа и
особенности его реализации на внеклассных занятиях по труду.
Связь теории с
практикой. Средством реализации этого принципа является соединение обучения с
практической деятельностью и трудом школьников. Участие в труде порождает у них
потребность в знаниях, делает обучение более осмысленным. На практике они
убеждаются в необходимости приобретения знаний как руководства к деятельности.
Благодаря применению на практике знания конкретизируются, становятся более
жизненными. В свою очередь, труд обогащает жизненный опыт школьников, дает им
конкретный материал, который в дальнейшем используется во внеклассной работе
для формирования научных понятий и обобщений, раскрытия научных
закономерностей.
Научность.
Принцип требует, чтобы изучение техники черчения и труда велось на строгой
научной основе, чтобы учащимся давались только достоверные, проверенные
практикой научные знания. Для работы необходимо отбирать новейшие достижения
науки и техники, передовые методы технологии, опыт новаторов производства.
Принцип научности
требует, чтобы на внеклассных занятиях (к примеру, по труду) использовались
новейшее современное оборудование, рабочие инструменты и измерительная техника.
Учащиеся должны знакомиться с новыми материалами, изучать их свойства и способы
применения в народном хозяйстве.
В процессе
выполнения работы необходимо пользоваться только научной терминологией,
употреблять принятые в науке символические обозначения, формулы и размерности.
Это относится также к графическим материалам. Изложение можно вести в
популярной форме, но на строгой научной основе, без вульгаризации. В ходе
практической работы учащиеся должны овладевать наиболее целесообразными
приемами ее выполнения и способами самоконтроля своих действий и их
результатов.
В числе других
требований принципа научности можно указать на необходимость ознакомления
учащихся с историей научного и изучаемого явления, методами его открытия и
внедрения в производство.
Систематичность и
последовательность в трудовом обучении. Данный принцип такой организации
обучения, при котором материал усваивается в строгом логическом порядке,
отвечающем логике науки. Только систематические знания будут усваиваться
сознательно, и учащиеся смогут свободно использовать их в своей практической
деятельности.
Этот принцип
находит отражение в системе учебных программ и учебников. По мере повышения
уровня подготовки дидактическая система все больше приближается к системе
науки.
Точное следование
программе при проведении занятий и работе с учебником будут способствовать
усвоению учащимися знаний в определенной системе.
Для полной
реализации этого принципа учителю труда необходимо знать и применять различные
методы обучения и так организовать внеклассное мероприятие, чтобы оно вело к
систематизации знаний и умений учащихся. Технико-технологические сведения
должны сообщаться в строгой последовательности, когда знания и умения по новому
разделу опираются на ранее полученные знания по основам наук и уже изученных
разделов трудового обучения. Для устранения пробелов в знаниях следует организовать
самостоятельную проработку учащимся материала.
При реализации
этого принципа необходимо учитывать уровни физических сил и познавательных
возможностей учащихся и способность развить их. Это достигается постепенным
усложнением работ. Нужно добавлять все новые операции. Вместе с тем имеет место
концентрация в овладении учащимися видами работ использовавших одних и те же
материалов, инструментов и приспособлений.
Систематизация
знаний учащимися достигается обобщающим повторением материала по каждой теме.
Этому способствует также установление межпредметных связей и опора трудовых
действий на теоретические знания. Систематизация трудовых умений и навыков
обеспечивается усложнением выполняемых задач.
Доступность и
посильность труда. Принцип доступности требует, чтобы трудовые знания по
содержанию, объему и методам выполнения соответствовали возрасту и уровню
подготовки учащихся, их физическим силам и познавательным возможностям.
Доступность определяется наивысшей границей возможностей ученика с постепенным усложнением
заданий. Благодаря этому у школьника развивается физические силы и
познавательные возможности, растет предел допустимости.
Для правильного
нормирования труда необходимо учитывать индивидуальные особенности и состояние
здоровья учащихся. С этой целью должен проводиться медосмотр всех школьников
перед выполнением ими нового вида работ, и осуществляться систематический
контроль за состоянием здоровья в течение всего периода обучения.
При подборе видов
труда и области производства для девочек и мальчиков необходимо учитывать
особенности развития их организма. Для них должны быть исключены производства,
связанные с вредными условиями труда (химические и горячие цехи, работа с
ядохимикатами и др.).
Доступность труда
для учащихся зависит от его тяжести и продолжительности во времени.
Важным средством
реализации принципа является дифференциация знаний: для слабых – более легкие
задания, которые помогают им восполнять имеющиеся пробелы и подвести к
выполнению особых работ; сильным даются задания повышенной трудности.
Выполнение их может быть связанно с работой на факультативе.
Доступность
изучаемого материала и труда для учащихся зависит от организации внеклассного
мероприятия, применяемых методов, от реализации других принципов трудового
обучения.
Сознательность и
активность. Этот принцип требует так организовать мероприятие или обучение,
чтобы учащиеся могли сознательно овладевать знаниями и методами применения их
на практике, трудовыми умениями и навыками, чтобы у них развивались творческая
инициатива и самостоятельность, мышление, речь и формировалась трудовая
культура.
Реализация
принципа начинается с раскрытия перед учащимися задач и конкретных целей.
Активность их проявляется в ходе самостоятельного овладения теоретическим
материалом, решением творческих задач.
Большую роль в
развитии сознательности и активности играет обучение школьников анализу
технологических процессов, организации своего рабочего места, приемам
творческой деятельности.
Средствами
развития мышления учащихся и сознательного усвоения знаний является постановка
перед ними познавательной задачи.
Прочность
усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Прочность усвоения достигается в
ходе всего трудового процесса. Одним из условий этого процесса является знание
учащимися целей данного материала и выполнение трудовых заданий.
Наряду с этим,
применяются специальные дидактические средства. К ним относятся закрепление
материала, закрепление показанных приемов работы.
Большую роль в
достижении прочности усвоения знаний, умений и навыков поддержания у учащихся
интереса к работе. Это достигается путем подбора изделий, конструкторских задач
для учащихся, включение их в работу по рационализации и творчеству.
Наглядность. Этот
принцип требует, чтобы учитель широко опирался на чувственно-практический опыт
школьников, непосредственное восприятие ими предметов и трудовых процессов.
Чувственное
восприятие играет большую роль в трудовом обучении, но представляет лишь
начальную ступень познания. Следующий его этап – абстрактное мышление. Восприятие
должно сопровождаться и направляться активным мышлением, которые ставит
познавательные задачи, дает план наблюдений, сообщает его результаты.
Применяются
следующие виды наглядных пособий: демонстрация различных реальных предметов;
показ изделий и макетов; изображение предметов, процессов и зарисовка на доске;
условие изображения.
Учитель должен
руководить восприятием показываемого учащимся, направлять их внимание на
главные и существенные стороны объекта, не перегружать наглядными пособиями,
использовать их в таком количестве, которое необходимо для достижения цели. Если
на занятии предстоит показать несколько пособий, то рассматривать их следует по
мере надобности, а не все сразу.
Воспитание
учащихся во время трудового обучения. Процессы обучения и воспитания
осуществляются в органическом единстве. Их объединяет общая цель – формирование
всесторонне развитой личности.
Однако воспитание
в процессе внеклассного мероприятия осуществляется не стихийно. Его цели,
содержание, направленность и эффективность воздействия на учащихся зависит от
многих условий: содержание труда, его организация и методики, условий труда,
коллектива, личности учителя и др.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.