Игровые виды спорта.
Принципы спортивной игры.
Наверняка каждая
мама и каждый папа мечтают, чтобы их ребенок вырос здоровым, счастливым и
успешным. Однако не все понимают, что для обретения крепкого здоровья
ребенком необходимо потрудиться именно родителям.
Физическое
воспитание детей: начинаем с первых дней жизни
Если
заниматься физическим развитием ребенка с самого раннего возраста, уже к 7–8
годам ваш сын или дочь достаточно окрепнет, чтобы почувствовать в себе силы и
желание не только хорошо и с интересом учиться, но и заниматься в кружках,
секциях и т. д.
Физическое
развитие ребенка: с чего начать?
Многие задаются
вопросом: с какого возраста целесообразно начинать физическое воспитание детей?
Ведь большинство
родителей не ставят перед собой цель вырастить олимпийских чемпионов, для них
спорт и дети — просто способ обеспечить ребенку здоровое детство и заложить в
него чувство уверенности в собственных силах, привить некоторые навыки,
приучить к дисциплине. Решить все эти задачи возможно при помощи правильно
организованного физического воспитания детей дошкольного возраста.
Прежде чем
отдавать малыша в ту или иную спортивную секцию, присмотритесь к нему, обратите
внимание на способности и физические возможности.
Физическое
развитие ребенка — дело серьезное. Необходимо посоветоваться с врачом, а также
с руководителем секции или спортивного кружка, который занимается физическим
воспитанием детей. А задача родителей — выслушать рекомендации специалистов и
принять решение, по силам ли ребенку та нагрузка, которая ляжет на его плечи.
В любой спортивной игре есть техника, которую необходимо
освоить: обращение с мячом, ракетками, клюшкой, техника скольжения на коньках,
решение шахматных головоломок... Но не менее важно постигнуть суть игры с ее
условными правилами, единоборством, победами и проигрышами. Все это нашим
игрокам в возрасте полутора лет объяснять всегда очень сложно, а чаще всего и
не нужно. Кроме того, почти в любом виде спорта существуют девизы: быстрее!
выше! сильнее! дальше!.. И нужно решить, нацеливать ли ребенка на результаты,
измеряемые рулеткой и секундомером.
Можно придумать ситуацию, когда ребенок сам хочет быстро
пробежать отмеренный кусок дистанции, а вы незаметно фиксируете его время. Но
придумать такой бег наперегонки, когда ребенок старается не упасть, не
остановиться, заинтересовавшись чем-то по дороге, на дистанцию больше
пятидесяти метров, чрезвычайно тяжело. Старайтесь отмечать результаты ребенка
как можно реже, потому что, как вы ни крепитесь, все же будете давить или обижаться
на него. У нас была необходимость отмечать результаты детей для того, чтобы
были какие-то ориентиры в книге, но свое родительское честолюбие и тщеславие
надо всячески стараться обуздать. Иначе обязательно будет негативный результат
в виде снижения интереса к самому действию.
Умный ребенок может хорошо понимать, что вот это - быстро, а
вот это - намного медленнее, но что нужно для рекорда пробежать быстрее
двадцати трех секунд или прыгнуть на пять сантиметров выше - это за пределами
понимания ребенка. Его можно учить быстро бегать - убегать от папы или брата,
или догонять их; кидать мяч так, чтобы он долетел до столба; перепрыгивать
через канаву. Но внушать ребенку, что это сделать нужно ради результата, семьи,
родины, денег, сладостей и так далее - кажется нам порочным и нелепым.
В Америке проводят соревнования по ползанью для малышей,
очень напоминающие тараканьи бега, потому что нельзя объяснить младенцу, что он
должен проползти быстрее своих коллег. Может быть, с какого-то возраста и
возможно воспитать такой безумный дух соперничества, но таким образом наносится
колоссальный вред человеческим качествам будущего чемпиона. И пусть лучше это
будет хороший доброжелательный человек, а не агрессивный зверек. И игра для
ребенка пусть все-таки останется веселой игрой, и не превращается в войну на
выживание.
Для ребенка до трех лет обычные подразумевающиеся установки
спортивной игры - это полная абстракция и абракадабра. Игра - это модель
взрослой жизни, о которой ребенку до поры до времени лучше не знать.
Представьте себе барышню, которую вы в первый раз пригласили на стадион и
пытаетесь ей объяснить правила футбола, или попробуйте сами не только понять
смысл бейсбола или крикета, но и увлечься ими. Это действительно очень сложно.
А вы надеетесь что-то подобное растолковать пусть очень умному, но -
двухлетнему! - малышу.
С другой стороны, знание правил и понимание игры очень
стимулирует рост мастерства, меняет характер и облегчает учебу. Мы приводим наш
собственный опыт обучения игре в хоккей. Установка - не торопиться, много
месяцев шишки, баночки, мячики, шайбы - все это овечки, которых мы собираем в
круг, а волчонок их из этого круга выбивает.
В какой-то момент появляется идея ворот, в которые этих овец,
кур или кого-то еще (вам, может, удастся придумать) волчонок должен загнать. И
тренировка идет намного продуктивнее, потому что появляется “провоз” шайбы до
ворот, нацеленный удар. Но на переход к этому этапу у нас уходит четыре-пять
месяцев, мы двигаемся крошечными шажками, чтобы не вызвать отвращения к игре.
Продвижение по дороге ОБЪЯСНЕНИЯ ПРАВИЛ ИГРЫ меняет
эффективность занятий. Постепенно мы вносим идею вратаря, отнимания шайбы друг
у друга или паса. И всю эту часть лучше не поручать старшим братьям, которые не
умеют поддаваться, а это обязательно нужно делать. Первые уроки единобрства
надо проводить очень легко, весело, со смехом, очень короткими порциями.
Объяснения правил должно быть незаметным фоном тренировок. В
этом возрасте мы почти не учим технике (приемы все равно на вербальном уровне
не передать), мы ждем каких-то природных решений ребенка, чтобы получалась
самобытная нестандартная техника. Может быть ее потом и испортят существующими
методиками, а может кто-то из тренеров приспособится к естественной технике,
которую жалко трогать. Кто-то из известнейших гениальных горнолыжников,
кажется, Томба, имел абсолютно неправильную технику, которую никто не смог
переделать, как ни старались его переучить. Гениев переучивать не следует.
Задача тренера-родителя сводится к придумыванию сказочной
игры, объясняющей спортивные движения. И это неразделимо с развитием интеллекта
ребенка, его способности фантазировать. Мы часто показываем мультфильм о
хоккее, где волей-неволей зритель сталкивается с правилами, понятиями гола,
замен, разных функций игроков, наказания за грубость на поле и т.д.
И все-таки на первом месте остается тренировка собственного
мастерства ребенка, а не совместная игра с другими детьми, которая в этом
возрасте может потешить родителей, но практической пользы от нее очень мало.
Тысячи и тысячи ударов ракеткой важнее игры с партнером-ровесником.
Для организации
физического развития ребенка, который является выраженным лидером и не привык
делиться своими победами, оптимальным вариантом станет секция художественной
или спортивной гимнастики, теннис и плавание. Для достижения успехов в
этих видах спорта потребуются личные усилия ребенка.
Если вы хотите
заниматься физическим воспитанием детей гиперактивных, склонных к дракам и
конфликтам, можно обратить внимание на секции единоборств. Здесь ребенок сможет
выплеснуть излишки энергии и избавиться от своей агрессии.
Если вы озабочены
проблемами физического воспитания тихого, замкнутого и застенчивого ребенка, не
спешите принуждать его заниматься командными видами спорта в надежде, что он станет
более общительным. Скорее ему придется по душе конный спорт или плавание.
Эти же виды
спорта отлично подойдут и слишком эмоциональным, вспыльчивым детям, чьи
родители стремятся воспользоваться физическим воспитанием детей для укрепления
их здоровья.
Существует мнение психологов, что у
обычного ребенка “условная игра” начинается после трех лет. У домановского
ребенка
(Методика Глена Домана.
Одной из самых известных и «раскрученных» в России методик
раннего (действительно раннего) развития считается методика Глена Домана ) эти
сроки, конечно, значительно сдвинуты, но этим нужно специально осторожно
заниматься. То, чему вы сейчас учите, когда-нибудь приведет к тому, что как
игрок он будет всегда вести себя достойно. Не слишком радоваться победе,
травмируя этим проигравшего, не слишком огорчаться, проигрывая - игра есть
игра, и не нужно в сердцах швырять об землю шпаги, маски и ракетки. Для нас хрестоматийным
примером всегда будет поведение спартаковского нападающего Александра Якушева.
То есть, хорошо научить ребенка, забивая, не устраивать истерик, научить
владеть собой. И такое умение должно быть заложено в самые первые годы.
Инструктор
по физической культуре
Назаренко
М.А.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.